Композиция акцидентных форм
Композиция (composition — лат.) означает составление, соединение, связь. Применительно к акцидентному набору это означает составление из различных печатающих и пробельных элементов одного гармонически целостного печатного издания. Общий композиционный замысел должен служить выполнению одной цели — наилучшим образом раскрыть содержание издания. Творческий процесс создания художественной композиции сложен и индивидуален, однако и он подчиняется определенным правилам, основным из которых является правильный выбор шрифтовых, декоративных и изобразительных элементов, органически связанных между собой и расположенных в выбранном формате с учетом оптических закономерностей. Основными факторами, учитываемыми при решении композиционного замысла, являются: характер акциденции, формат издания, форма, используемые материалы и их сочетание. Акцидентная продукция в большинстве случаев имеет форму прямоугольника с определенной наборной полосой, вариант оформления (размер полей) акциденции не всегда подчиняется правилам оформления книжно-журнальных изданий. Так, для ряда акцидентных изданий поля и пробелы внутри полосы могут служить дополнительным средством оформления (рис. 7.3). Рис 7.3.Возможные варианты расположения текста акциденции на полосе Иногда в целях большей выразительности, особенно при оформлении малых акцидентных форм, афишно-плакатных и рекламных изданий, элементы композиции могут располагаться в самых неожиданных местах (рис. 7.4). При этом определяется главный элемент композиции — композиционный центр, наиболее важный в смысловом отношении, который помогает сразу определить суть издания, понять его содержание. Он должен заметно выделяться своими размерами, цветом, обрамлением или другими средствами среди прочего изобразительного материала. Таким центром при построении композиции может быть иллюстрация или шрифтовая строка, которая должна быть расположена в середине, на самом видном месте. При этом мы сталкиваемся с одной из зрительных иллюзий — оптический центр полосы (рис. 7.5а) располагается выше геометрического (рис. 7.5б) (если разделить полосу на восемь частей, то оптическая середина должна разделить полосу на 3/8 части вверху и на 5/8 — внизу). Учитывая эту оптическую иллюзию, самое большое поле на странице — нижнее.
Рис. 7.4. Рис. 7.5. Для выделения главных строк текста используют не только шрифт другой гарнитуры, кегля и начертания, но и другой цвет, подчеркивание, отбивку и обрамление. Определенным подбором линеек для рамок можно создать иллюзию углубления (рис. 7.14, а) или подъема текста (рис. 7.14, б), заключенного в рамку. В первом случае кегль очка линеек увеличивается от центра к краям, а во втором случае — уменьшается от центра к краям. Рис. 7.6.Пример влияния рамок на восприятие текста: а — текст углублен; б — текст выдается вперед Характер, размеры и местоположение композиционного центра практически определяют построение всей композиции в целом, но нельзя забывать и о том, что очень много значит правильное взаимное расположение отдельных композиционных элементов на полосе относительно композиционного центра и друг друга. При неумелом сочетании кегля шрифта, используемого для набора главных и второстепенных строк, отбивок между строками один текст может «забивать» другой. Так, если для набора главных строк использован шрифт слишком большого кегля, то стоящие рядом второстепенные строки будут затенены. Иллюстрацией этой зрительной иллюзии может служить рис. 7.7, где одинаковые по размеру центральные круги кажутся неодинаковыми из-за того, что их окружают круги, разные по диаметру. Круг, окруженный большими по диаметру кругами, кажется нам меньше, чем тот, который окружен меньшими. Такое же явление будет наблюдаться при неумелом сочетании наборных строк с линейками или орнаментом: если поставить широкую рамку близко к строке, она «забьет» текст, поэтому для набора нужно будет использовать шрифт более крупного кегля и увеличить отбивку от текста.
Рис. 7. 7. Пример оптической иллюзии изменения размеров изображения в зависимости от размеров окружающих элементов Пробелы внутри наборной полосы в акцидентных изданиях выполняют тоже важную композиционную роль: одинаковые по размеру элементы будут восприниматься по-разному в зависимости от окружающего их белого пространства. Так, на рис. 7.8 левая буква «П» выглядит меньше правой, хотя они абсолютно одинаковы. Эту особенность необходимо учитывать при выборе отбивок между строками текста акциденции. Пробелы не должны быть слишком малы, чтобы один текст не затенял другой, и не слишком велики, чтобы не «утонул в воздухе». Если пробелы малы, кегль шрифта, ширина рамок и бордюров должны быть уменьшены. При чрезмерно больших пробелах можно расширить рамки и использовать различные орнаментальные украшения.
Рис. 7.8.Пример оптической иллюзии изменения размеров изображения в зависимости от размера окружающих пробелов Соразмерность главных и второстепенных элементов между собой в композиции определяется смысловым содержанием, при этом элементы композиции по их важности не следует подразделять более чем на три группы. Композиция из четырех и более составных частей выглядит слишком сложной и дробной. Композиция акцидентной формы — это также правильное сочетание различных элементов (шрифта, линеек, орнаментов, иллюстраций, пробельных элементов) между собой и удачное расположение их в формате. Определяющим фактором при этом является единство формы и содержания, для чего должно выдерживаться определенное стилевое единство шрифтов, линеек, иллюстраций и орнаментов. Так, при выборе контрастных шрифтов для набора акциденции выбирают контрастные линейки (например, четырехпунктовые жирные в сочетании с тонкими) и высококонтрастные орнаменты, при этом единство стиля тем выше, чем ближе толщина основных и соединительных штрихов шрифта к толщине жирных и тонких линеек и орнаментов. Шрифты умеренной контрастности хорошо сочетаются с полужирными двухпунктовыми линейками и орнаментом полужирного начертания. Малоконтрастные шрифты, особенно полужирного начертания, хорошо сочетаются с двухпунктовыми жирными, а при крупнокегельном наборе и с четырехпунктовыми жирными линейками и орнаментом в негативном изображении.
Группировка строк в акцидентном наборе (рис. 7.9) производится по смыслу текстовой информации и с учетом некоторых композиционных правил. Существует много способов группировки строк, одни из которых применяются чаще, другие реже (рис. 7.9, а, б). Наиболее частое применение находит так называемая открытая группировка, при которой все строки выключаются посередине формата набора (в красную строку). Классической считается открытая трехстрочная группировка, при которой средняя строка самая длинная, а две другие — заметно разные по длине. Ступенчатая группировка строк (рис. 7.9, г) характеризуется расположением строк одинакового формата с одинаковыми отступами друг от друга. Ступенчатая группировка чаще всего применяется в объявлениях, афишах, аншлагах и т.д. Блочная, или закрытая, группировка строк образуется из двух или более строк одинакового формата. Можно использовать и четыре строки двух разных форматов; первая и последняя строки при наличии двух полноформатных могут быть заметно меньше, но незначительная разница в форматах строк создает неряшливый вид. Блочная группировка может быть симметричной (рис. 7.9 д) и ассиметричной (рис. 7.9, е) При фигурной группировке строки образуют треугольник, ромб, трапецию или другую геометрическую фигуру (рис. 7.9, ж). Смешанная группировка строк предполагает смешение трехступенчатой группировки с блочной (рис. 7.9, л) и равнение строк по одной вертикали (левой, правой или по центральной оси). Указанный вид группировки строк более удобен, поскольку формат строк не имеет особого значения.
Применяется также группировка строк с косыми и овальными элементами (рис. 7.9, м), чаще при оформлении акциденции малых форм. Иногда группируют строки меньшего кегля с подключкой их к строке большего кегля. Как уже отмечалось ранее, пробелы на полосе, между строками и внутри строк выполняют также важную композиционную роль. При использовании для набора акциденции прописных букв интерлиньяж увеличивают соответственно: при кегле шрифта 12 п. — на два пункта, 24 п. — на четыре пункта, при большем кегле — на шесть пунктов. При наборе текста шрифтом указанных кеглей, но строчными буквами, разбивку уменьшают на 2 п.; при наборе вразрядку строчными буквами интерлиньяж несколько увеличивают. Как уже отмечалось, размер интерлиньяжа зависит не только от кегля шрифта и используемых приемов выделения текста, но и от значимости текста. После определения соподчиненности строк текста между собой и определяется размер отбивки их друг от друга.
Рис. 7.9
Межбуквенные пробелы зрительно кажутся неравными между прямыми буквами и округлыми, особенно при наборе кеглем выше 16 п., поэтому выравнивание пробелов в крупнокегельном наборе (кернинг) обязательно. Издательская акциденция (переплет, обложка, суперобложка, титул), являющаяся конструктивно-оформительским элементом книжно-журнальных изданий, должна быть оформлена в соответствии с внутренним содержанием и стилем всего издания. Формат наборной полосы обложки, переплета, суперобложки определяется размером страницы издания после обрезки. При оформлении переплета и обложки широко используется комбинированный способ: иллюстрация и текст, часто текст выполняет роль изобразительной иллюстрации, т.е. может быть изготовлен художником в рукописном варианте. При оформлении книжной продукции должно выдерживаться общее единство группировки строк при наборе всех оформительских элементов издания. Наиболее активной частью переплета является корешок; полосы переплета (обложки, суперобложки) и корешок должны быть оформлены однотипно. Выбор кегля и начертания шрифта для оформления текста обложки и переплета зависит от количества текста, цвета материала и проектируемой краски для печати; чаще всего применяется шрифт полужирного, а иногда и жирного начертания. Главный титул оформляется в соответствии с оформлением обложки (переплета), но с использованием шрифтов более светлого начертания. Рисованный титул целиком оформляется художником. Композиционное решение титула подчиняется общим принципам композиции акцидентных форм. Формат титула может быть равен формату наборной полосы издания и в этом случае вокруг титула будут поля; иногда графические элементы титула могут выходить за пределы формата наборной полосы, при этом рамка полей вокруг текста титула перестает существовать и особым требованием становится динамичное построение шрифтовых строк, иногда с включением в них декоративных элементов, например концовок, которые создают впечатление заполненности белого поля.
Обычно для набора титулов используется шрифт той же гарнитуры, что и для набора заголовков в издании, но возможны и различные комбинации, усиливающие контраст соотношения титульных строк с текстовыми заголовками. Титул набирают шрифтом более крупного кегля, чем заголовки, преимущественно светлого начертания, но прописными буквами, так как строчные буквы, даже крупного кегля, при малом текстовом заполнении титульной полосы недостаточно рельефны и выразительны. Кегль шрифта выбирается в зависимости от формата, количества и значимости текста. Главные строки (название издания) набирают шрифтом кегля 12 — 36 п. часто выделяя дополнительно еще и другим цветом. Главные строки всегда размещаются на зрительно активных участках полосы (на оптической середине или других участках), важно, чтобы они воспринимались как главный, композиционный центр. Фамилия автора помещается в верхней части полосы, для набора выбираются прописные буквы шрифта кегля 10 — 12 п. Название издательства, город и год издания помещаются в нижней части полосы и набираются шрифтом кегля 6 — 8 п. прямого начертания прописными буквами. При оформлении титула можно использовать самые различные группировки строк в сочетании с линейками и орнаментом. Композиционное построение может быть симметричным и ассиметричным. Все рассмотренные особенности оформления титулов применимы и к шмуцтитулу. Большую часть издательской информации (акциденции) составляют объявления: книжные, журнальные, газетные, рекламные листки. Объявления бывают индивидуальные и групповые. В любом объявлении, прежде всего, необходимо выделить главное, т.е. предмет объявления и оттенить сведения об объявителе. Книжные объявления размещают в конце издания на предварительно рассчитанных полосах, на третьей стороне обложки, на клапанах суперобложки. Книжные объявления обычно содержат сведения о книгах, подготовленных к печати или имеющихся в продаже. Журнальные объявления могут носить библиографический характер (подобно книжным) или рекламный. Рекламные объявления могут рекламировать не только книги и журналы, но и самые различные предметы промышленного и бытового потребления. Оформляются рекламные объявления с использованием иллюстраций, рамок, орнаментов; набираются на формат полосы или ее части шрифтом различных гарнитур, кеглей и начертаний, однако для набора одного объявления нецелесообразно использовать более двух гарнитур. Для выделения отдельных строк или слов в объявлениях может быть использован набор прописными буквами, вразрядку, курсивом, полужирным шрифтом, подчеркивание строк линейками, использование инициалов (буквиц), набор на измененный формат (отбивки, втяжки), использование других красок при печати. Газетные объявления более разнообразны по содержанию. Набирают их на формат одной, двух и более колонок или на всю ширину газетной полосы. Основная задача оформления газетных объявлений — привлечь внимание читателей, отличаясь от других объявлений. Для выполнения этой задачи широко используют разнообразные рисунки и начертания линеек как для обрамления, подчеркивания, так и для выделения отдельных групп текста. Объявления целесообразно набирать прописными буквами шрифта основного набора светлого начертания кегля 6 — 8 п. или строчными буквами полужирного начертания. При использовании инициалов двойного кегля жирного начертания следующие за инициалом буквы подключаются к нему вплотную, а последующее слово отбивается на полукегельную или кегельную. Мелкие объявления, следующие друг за другом, отделяются пробелами или линейками. Существуют рекламные газеты и журналы. Композиционно полосы газет и журналов в этом случае строятся с использованием всех приемов композиции акцидентных форм. Заставки, концовки, рамки служат в качестве наборных украшений в начале глав и разделов (в счет спуска). Для этого используют линейки различных рисунков и бордюрные орнаменты; текст полос отбивается от рамки на 6 — 12 п. по краям и на 24 — 36 п. сверху и снизу. Заставка обычно набирается на полный формат строк основного текста, концовки — на уменьшенный формат и выключаются посередине формата наборных строк. Самостоятельная издательская акциденция (проспекты, буклеты, рекламные листки и т.п.) оформляют с учетом основных композиционных правил, но часто не подчиняясь стандартам. При выборе шрифта для набора афишно-плакатной акциденции и акциденции малых форм допустимо, а иногда и целесообразно смешение шрифтов различных гарнитур. Афиши — объявления о массовых и культурно-просветительских мероприятиях. Афиша, сообщаюшая об одном конкретном мероприятии, называется индивидуальной; о мероприятиях, которые предполагается провести в одном месте (театре, цирке, кинотеатре и т.п.), репертуарной; о репертуаре нескольких учреждений — сводной. Текст афиш может быть расположен вдоль или поперек листа стандартного формата. При наборе афишно-плакатной акциденции строго соблюдают стилевое единство отдельных элементов, для чего выделяют отдельные части афиши. Главные строки набирают шрифтом более крупного кегля (иногда до 10кв.), полужирного или жирного начертаний, часто они предназначены для печати краской другого цвета. Для размещения второстепенных строк или других элементов афиши широко применяют различные группировки строк: диагональную, овальную, иногда в сочетании с осевой, открытой или блочной. Выделение отдельных частей афиши производится с использованием линеек, орнаментов, отбивок. Дата проведения мероприятия располагается в верхнем углу. Набор репертуарных и сводных афиш производится шрифтом более мелкого кегля, такие афиши оформляются в виде таблиц или с разделением отдельных частей текста линейками, насыщенность которых должна быть меньше насыщенности шрифтовых элементов. При композиционном построении афиш особое внимание уделяют правильному использованию пробелов как средству большей выразительности. Обязательно зрительное выравнивание межбуквенных пробелов (апрошей). Многие афиши оформляют для печатания несколькими красками или одной краской на цветном фоне. Все это должно учитываться при выборе шрифтов: если предполагается печатать афишу на белой бумаге, шрифт может быть менее «сочным», а при использовании серой или синей бумаги выбирают шрифт полужирного или жирного начертаний. Все эти особенности должны учитываться при наборе, так как набор шрифтов зависит от того, каким цветом и на каком фоне будет печататься афиша. При выборе красок для печати необходимо помнить, что наилучший эффект достигается при использовании наиболее удачных сочетаний тонов. Так, например, если предполагается печатать текст акциденции черной краской, то для печати выделяемой части лучше использовать красную краску и весь текст расположить на светло-синем фоне, либо зеленую на розовом фоне, либо оранжевую на серо-зеленом фоне. Если основной набор предполагается печатать темно-синей краской, для выделительного текста лучше всего подойдет красная; если основной текст предполагается печатать коричневой краской, то для выделения больше подойдет светло-синяя на палевом фоне и т.д. Плакаты отличаются от афиш своим содержанием и назначением, они в основном носят агитационный характер, часто содержат выдержки отдельных документов, правил, инструкций и т.д. Плакаты бывают текстовые и иллюстрационные. Главной строкой в плакате является заголовок, который выделяется шрифтом большого кегля и часто второй краской. Содержание текстовых плакатов набирается шрифтом кегля 10 — 12 п. и располагается колонками, обычно разделенными линейками. Линейки также часто выделяются второй краской. Весь текст плаката обычно заключается в рамку из линеек или орнамента. Иллюстрационный плакат обычно содержит иллюстрацию и подпись под ней; подпись набирается шрифтом кегля 12— 16 п. полужирного начертания. Красота и выразительность иллюстрационного плаката во многом определяется четкостью и правильностью композиционного построения. Аншлаги — плакаты небольшого размера, содержащие короткий текст типа: «Не включать», «Не стой под стрелой», «Неуверен — не обгоняй». Набираются аншлаги четким крупным шрифтом. Призывы — это кроткие лозунги в основном политического содержания. Форматы обычно удлиненные, шрифты, используемые для набора, кегля 3 — 2 кв. полужирного, а иногда полужирного курсивного начертания. Применяются рамки из линеек и орнаментов. Акциденция малых форм включает большое многообразие полиграфической продукции, но оформление каждого вида целесообразно выполнять с учетом основных композиционных правил, определив назначение акциденции, требования заказчика, формат и цвет бумаги, характер иллюстраций и орнаментов. Рассмотрим наиболее часто используемые виды акциденции малых форм. Бланки для писем, справок, удостоверений представляют собой специфическую область акциденции малых форм. Бланки фирм, учреждений, организаций являются служебными документами и используются в процессе переписки с другими учреждениями. Поэтому при выборе оформления бланков необходимо учитывать их дальнейшее использование, целесообразно, чтобы бланки разных фирм и учреждений по оформлению отличались друг от друга. Если бланки предполагается подшивать в дела, необходимо предусмотреть более широкое левое поле, если бланки предполагается складывать, то сгиб не должен мешать чтению и портить внешний вид. При изготовлении комплекта бланков для одной фирмы (конверт, большой бланк, укороченный бланк, бланк для блокнотов и т.п.) необходимо выдерживать единообразие их оформления. Композиция бланка определяется содержанием и количеством помещаемого текста. Основные строки — название фирмы или предприятия (композиционный центр), второстепенные строки — название вышестоящего учреждения (министерства), вспомогательные строки — адрес, телефон и другие дополнительные сведения. На некоторых бланках помещается государственный герб, фирменный знак или марка предприятия. В зависимости от расположения текста бланки бывают угловые, продольные, поперечные и комбинированные. В угловых бланках текст помещают в левом углу. Для набора используют шрифты прямого светлого и часто узкого начертаний прописных букв кегля от 6 до 16 п. в зависимости от значимости текста и количества текстовых строк. Группы строк разбиваются между собой пробелами, а иногда линейками или концовками. Текст, расположенный в углу, набирается на формат, равный 1/3 — 1/4 формата квитанции. В продольных и поперечных бланках текст набирают на формат бланка и выключают в красную строку (вверху). Высота поперечного бланка в четыре раза меньше его ширины, поэтому для набора текста выбирают шрифт нормального или широкого начертания. Главные строки выделяют шрифтом более крупного кегля, группы строк отделяют пробелами или линейками, устанавливаемыми на полный формат. Формат бланков обычно задается заказчиком. Чаще всего бланки имеют форматы: 60 х 84/8 или 60 х 84/16, чтобы бланк в сфальцованном виде укладывался в конверт стандартного размера. Гербы, эмблемы (фирменные знаки) помещают над текстом и оформляют часто для печатания второй краской. Кегль эмблемы или герба выбирают в пределах 24 — 36 п. в зависимости от размера и вида бланка. Квитанции бывают одинарные или двойные, сброшюрованные в книжку и распашные. Текст квитанции набирают прямым светлым шрифтом кеглем 10— 12 п., выделения производят полужирным или курсивным начертанием. При наборе квитанций для использования их в письме под копирку следят за тем, чтобы все строки и линейки в отдельных частях квитанции набирались одинаково по горизонтали и вертикали. Одинаковые строки текста выключают также одинаково. Главные строки выключают посредине, равняясь на номер. Особенность набора распашных квитанций заключается в постановке контрольной строки с кратким наименованием учреждения, выдающего квитанцию, между частями квитанции, которые подлежат отрыву друг от друга. Контрольная строка набирается прямым светлым шрифтом кегля 12— 16 п. прописными буквами. Строка отделяется от обеих частей квитанции полужирными двухпунктовыми линейками. Квитанции набирают с наименованием выдающего их учреждения или на бланке. Набор анкет начинается с абзаца. Линейки по формату выбирают кратными цицеро, устанавливают их следующим образом: снизу подключают на 2 п., а сверху — в зависимости от кегля шрифта. От последующего текста линейка отбивается на кегельную. Расстояние между линейками должно быть везде одинаково. При наборе построчных анкет (договоров, медицинских исследований и т.д.) набор осуществляют без абзаца, номера (цифры или буквы), включают так же, как и в перечислениях. Линейку подставляют к вопросу на весь формат строки. Счета характеризуются использованием шрифта различного кегля и начертания. Анкета — это опросный лист. Набираются анкеты тремя способами: в подбор, построчно и в клетку. Для набора анкет используется прямой светлый шрифт кегля 10 — 12 п. Линейки выбираются либо пунктирные, либо тонкие. Заголовки анкет набираются шрифтом той же гарнитуры, кегля и начертания. Набор анкеты в подбор начинается с абзаца. После каждого вопроса устанавливается линейка на цицеро и подключается снизу на 2 п., а сверху — в зависимости от кегля шрифта. От последующего вопроса линейка отбивается на кегельную. Расстояние между линейками должно быть везде одинаковым. Построчные анкеты (акты, договоры, медицинские исследования и т.д.) набирают без абзаца, номера (цифры или буквы) выключаются так же, как и в перечислениях. Линейку подставляют к вопросу на весь формат строки. Каждому вопросу отводится строка или несколько строк. Пригласительные билеты, адресные карточки и подобные печатные издания очень разнообразны по оформлению. Формат пригласительных билетов зависит от формата бумаги и от способа фальцовки. Они могут быть одно-, двух-, четырех- и многополосными. Характер оформления пригласительных билетов в основном зависит от их назначения. Если задача билета информационная, например, приглашение на научный доклад или деловое заседание научной секции, билет оформляется строго: наборными средствами выделяются темы доклада, фамилии докладчиков и другие более важные информационные материалы. Пригласительный билет на свадьбу оформляется более красочно и броско. Строка «Пригласительный билет» является основной в указанных акцидентных работах, поэтому ее выделяют больше, чем остальные; выделяют также дату торжества. Многие пригласительные билеты печатают в две-три краски, при этом цвет используется или для выделения главных строк или для создания фона. Для набора текста пригласительных билетов используются шрифты Академической, Елизаветинской, Банниковской гарнитур, имитационные и другие специальные акцидентные шрифты. В пригласительных и других билетах часто используются инициалы, слова и изображения, скомпонованные из разных украшений. Для обрамления текста и для выделения отдельных его групп широко используются линейки и бордюрные орнаменты; в качестве украшений — портреты, рисунки, эмблемы и т.д. На наружной стороне пригласительного билета часто используют тиснение. Театральные программы по своему характеру во многом схожи с пригласительными билетами, отличаются лишь форматом. Программы чаще всего бывают четырехполосными. Списки действующих лиц и исполнителей набираются в виде вывода. Обложка (первая полоса) бывает иллюстрированной с использованием многоцветной печати. Театральные билеты специфичны тем, что содержат контрольный отрывной талон, для чего в форму заверстываются перфорационные линейки (взамен перфорации готовой продукции). Часть текста постоянна для всех билетов данного театра или кинотеатра («ряд», «место», название), поэтому составляются формы, содержащие постоянную часть билетов (при компьютерном наборе постоянная часть вводится в память), а заменяемые части набираются отдельно. Билеты обычно набираются шрифтом полужирного начертания. Аттестаты, дипломы, грамоты, свидетельства, адреса. Указанные акцидентные работы напоминают бланки, но композиционно более сложны, так как должны подчеркивать важность и торжественность события, которому посвящаются. В зависимости от назначения, их выполняют либо торжественными, либо праздничными, причем средствами для достижения поставленной цели чаще всего бывают наборные. Текст набирается шрифтом крупного кегля, прописными буквами (светлого или полужирного начертаний). Межстрочные пробелы делают увеличенными при нормальных межсловных пробелах. Абзацы дополнительно отбивают друг от друга. Большое применение при оформлении аттестатов, дипломов, свидетельств, грамот и т.д. находят линейки, орнаменты, иллюстрации, часто с использованием многоцветной печати. Орнаментальную рамку, обрамляющую текст, рекомендуется набирать с отступом 24 п. от формата текстовых строк, но не меньше толщины самой рамки; расстояние от рамки до наружного поля страницы должно быть в 1 1/2 — 2 раза больше, чем от рамки до текста. Все это должно приниматься во внимание при установке формата набора. Выделяемые слова («Диплом», «Грамота», «Свидетельство») набираются шрифтом повышенного кегля, с использованием инициала, второй краски, бронзирования и других видов отделки. Меню ресторанов и столовых оформляются с применением различных линеек и орнаментов. Название ресторана выделяется шрифтом более крупного кегля. Текст набирается шрифтами кегля 8 — 12 п. в виде вывода с оставлением мест для указания стоимости блюд. При наборе меню на нескольких языках место для цены оставляется по центру. Визитные карточки набираются шрифтом кегля 8 — 12 п. курсивного или полужирного начертаний, чаще всего с использованием гарнитур, имитирующих рукописное начертание, на формат, не превышающий 3 кв. Рассмотренные примеры оформления и набора некоторых видов акциденции малых форм далеко не исчерпывают всех изданий такого типа. В каждом отдельном случае для правильного решения вопроса об оформлении следует четко определить назначение акциденции, требования заказчика, формат и цвет бумаги, используемой для печати, характер иллюстраций и украшений.
7.6. Основные правила по использованию шрифтов Для каждой группы изданий хорошо бы найти определенный набор гарнитур. Но это не значит, что вы должны ограничиться лишь несколькими шрифтами. Выбирайте больше гарнитур, чем требуется для одного документа, - это расширит ваши творческие возможности. Общим принципом является применение гарнитур с засечками для основного текста и рубленых - для заголовков и других элементов. Но нет правил без исключений. В одном документе можно ограничиться только рублеными гарнитурами, в другом — только с засечками. Надо только учитывать, что текст, набранный рубленым шрифтом, труднее читать; особенно это касается больших объемов. Ниже приводятся несколько простых советов по использованию шрифтов: 1. Для основного текста используйте прямое светлое начертание шрифта. 2. При выборе шрифта (особенно это касается очень светлых гарнитур) определите, на каком устройстве будете выводить ваш документ. Дело в том, что лазерные принтеры печатают буквы более толстыми, чем они получаются на фотонаборных автоматах, причем, чем хуже разрешение принтера, тем толще получаются буквы. В любом случае, прежде чем принимать решение, просмотрите пробные отпечатки. 3. Для заголовков и подзаголовков применяйте более жирное начертание. Избегайте одинаковых гарнитур для заголовков и основного текста. С другой стороны, для заголовков и подзаголовков лучше использовать схожие гарнитуры; это же касается тех случаев, когда в основном тексте существует несколько гарнитур. 4. Если заголовок занимает более трех строк, гарнитура должна быть равна по насыщенности основному тексту. Если гарнитуры заголовка и текста совпадают, отделите заголовок от текста. Используя полужирное начертание шрифта для первых слов заголовка, вы как бы даете шапку, а набор курсивом поможет отделить заголовок от основного текста, не отвлекая внимания. Если заголовок занимает менее трех строк, эффектно смотрится гарнитура более солидного вида, чем у основного текста. 5. Желательно не применять на полосе более трех различных гарнитур, а обходитесь различными начертаниями одной гарнитуры в элементах документа (заголовках, основном тексте, шапках и др.). Однако некоторые гарнитуры очень похожи между собой, и вы можете использовать их как варианты одной гарнитуры. 6. Курсив отлично смотрится в шапках, строчках с фамилиями авторов, боковых заголовках и заголовках-форточках.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|