Глава I. теоретические основы формирования ценностных ориентаций младших школьников в процессе взаимодействия семьи и школы
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Введение
Выбор темы дипломной работы — «Формирование ценностных ориентаций младших школьников в процессе взаимодействия семьи и школы» обусловлен сформулированной в названии работы проблемой, актуальность которая заключается в следующем. В условиях экономических и социальных преобразований предъявляются высокие требования к личности взрослого человека и к воспитанию ребенка. Психологическая и педагогическая наука принимает непосредственное участие в совершенствовании системы школьного воспитания и актуализации возможностей семейного воспитания с целью наиболее полного развития психики человека на различных этапах его жизни. Развитие личности — очень сложный и противоречивый процесс, подвергающийся множеству разнообразных влияний. Проблема ценностных ориентаций все больше привлекает к себе внимание ученых. Ценностные ориентации являются сложным психологическим феноменом, характеризующим направленность личности, а также являются нераздельной частностью системы отношений личности. Ценностные ориентации определяют поступки и поведение человека. Формирование системы ценностных ориентаций личности претерпевает ряд изменений в течении жизни человека. Вопрос динамики ценностных ориентаций привлекает внимание психологов, социологов, педагогов и является актуальным и значимым для определения духовного развития будущих поколений. Ценностные ориентации — сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам.
Место ценностных ориентаций на пересечении двух больших предметных областей — мотивации и мировоззренческих структур сознания, этим обусловлена важность изучения проблемы ценностных ориентаций, их исследуют сегодня на философском, социологическом, педагогическом, социально-психологическом, общепсихологическом уровнях. В условиях кардинальных изменений в экономическом и социальном развитии общества возникает потребность в исследовании системы формирования ценностных ориентаций школьников. Изменение прежней системы ценностей, создававшейся на протяжении нескольких десятилетий, не привело к ее механической замене новой. Трансформация идеологических механизмов в обществе, с одной стороны, изменила систему формирования нравственных ценностей, с другой стороны, привела к полному отсутствию социального контроля за самим процессом формирования ценностных ориентаций. Семья, призванная стоять на защите системы ценностей, не всегда справляется с этой задачей, так как родители, вовлеченные в процесс экономических изменений, подчас сами сталкиваются с трудностями при адаптации в новых социальных условиях. Формирование системы ценностей школьников, позволяющей социально адаптироваться в новых экономических условиях. — одна из задач общественных институтов, в первую очередь, школы. Понимая социальную адаптированность человека как принятие норм и ценностей новой социальной среды, форм социального взаимодействия [6, с. 40], в настоящее время на первый план выходит вопрос о факторах, влияющих на формирование самой системы ценностей. Следует различать внешние факторы, характеризующие взаимоотношения личности с обществом, где особое место принадлежит состоянию различных общественных институтов, сформированных в ходе культурно-исторического развития данного общества, и внутренние, обусловленные возрастными периодами развития, особенностями индивидуального развития конкретной личности.
Исследование именно системы внешних факторов и прежде всего таких компонентов микросреды как семья и школа, непосредственно влияющих на формирование системы ценностных ориентаций, интересует нас в первую очередь. В педагогической психологии включенность в образовательную среду рассматривается как механизм развития ребенка с точки зрения эффективности педагогических технологий. Но существует и социально-психологический аспект этой проблемы. Если образование — это «процесс развития и результат овладения учащимися системой научных знаний, познавательных умений и навыков...» [47, с. 8], то все компоненты микросреды, и прежде всего семью, можно рассматривать как агентов образовательной микросреды, поскольку во многом под воздействием семьи в процессе обучения в школе у детей формируется система социальных представлений. Цель исследования — изучить влияние раннего экономического образования в сочетании с работой, проводимой с семьями учащихся. на ценностные ориентации личности младших школьников. Объект исследования — процесс формирования ценностных ориентаций младших школьников. Предмет исследования — ценностные ориентации младших школьников. В качестве гипотезы выдвигаем следующее предположение: образовательный процесс в сочетании с работой, проводимой с семьями учащихся, способствует формированию структуры ценностных ориентаций личности младшего школьника. Обозначенные цель и гипотеза позволили сформулировать следующие задачи исследования: — изучить философские и психолого-педагогические аспекты ценностных ориентаций; — рассмотреть возможности взаимодействия семьи и школы в процессе формирования ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста; — провести экспериментальную работу по выявлению педагогических условий формирования ценностных ориентаций у детей младшего школьного возраста; — рассмотреть раннее экономическое образование и воспитание в их взаимосвязи как фактор формирования ценностных ориентаций; — разработать Программу преподавания экономики в начальной школе,
направленную на развитие у детей экономически значимых качеств, формирующих ценностные ориентации детей и повышающих их жизнеспособность. Новизна исследования: в работе предпринята попытка выявить влияние раннего экономического воспитания и образования на формирование ценностных ориентаций младших школьников. Практическая значимость работы заключается в возможности применения предлагаемой программы экономического образования в практике работы учителей начальных классов, а также в применении как в школе, так и в семье, специально подобранных текстов, способствующих формированию ценностных ориентаций младших школьников в процессе знакомства детей с экономической азбукой. Методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме, психологический эксперимент, тестирование, опрос. Методологическая основа работы. В процессе исследования нами изучены работы Е.М. Рахковской [54 ], М.В. Золотухиной [24], Л.И. Савинова [56], в которых обосновывается роль семьи в формировании у детей системы представлений, норм и ценностей. Ряд работ педагогической и психологической направленности показывает значимое влияние образовательного процесса в целом на структуру ценностных ориентаций школьников. Среди них назовем таких авторов, как С.А. Баклушинский [5], А.П. Вардомацкий [13], Н.А. Волкова [15], Т.В. Дробышева [20 ], И.В. Дубровина и Б.С. Круглов [21 ], Т.Н. Мальковская [39]. Труды названных ученых и послужили методологической основой исследования. Экспериментальная база исследования: учащиеся 3 «в» класса средней школы № 29 г. Якутска. Структура исследования представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованной литературы и Приложением.
глава I. теоретические основы формирования ценностных ориентаций младших школьников в процессе взаимодействия семьи и школы
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|