Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изучение ценностных ориентаций семьи




 

На первом этапе экспериментальной работы мы провели исследование в 3 «в» классе средней школы № 29 г. Якутска. В классе 30 детей: 17 девочек, 13 мальчиков. Четверо детей воспитываются в неполных семьях (матерью). В исследовании участвовали все дети класса (30 человек) и все родители (56 человек).

Этот этап исследования был посвящен аспекту ценностных ориентаций семьи. Школьникам было предложено назвать любимые занятия каждого из родителей, те из них, которые они предпочитают проводить совместно с родными; затем — выяснить умения, которыми владели члены семьи и которыми соответственно хотели бы овладеть учащиеся (см. табл. 2).

Табл.2

Любимые занятия родителей

Виды занятий

Число указаний

Отцы Матери
Чтение 3 3
Шитье, вязание   4
Просмотр телепередач 3 2
Занятия спортом 4 1
Посещение кино, выставок, театра 1 4
Умение мастерить 4  
Любительские занятия (работа по дому, автодело, радиодело, фото) 4  

Продолжение табл. 2

Шахматы 1  
Уборка   6
Уход за комнатными растениями   4
Музыка 2  
Разговоры   2
Занятия с детьми 2 2
Занятия с домашними животными 2 1
Кроссворды   1
Всего: 26 30

 

Как видно из полученных данных, диапазон интересов родителей, по мнению школьников, весьма ограничен. По мнению школьников, любимые занятия матерей сосредоточены в основном на обслуживании членов семьи. Шитье и вязание могут рассматриваться как творческий процесс и в то же время эти виды деятельности обусловлены потребностями членов семьи в расходовании семейного бюджета. У отцов школьники выделяют любительские занятия, занятия спортом, другие виды отдыха (иногда пассивного), чтение, просмотр телепередач. Матери, по мнению школьников, меньше, чем остальные члены семьи, любят смотреть передачи по телевизору, крайне редко занимаются спортом. Судя по данным, они предпочитают в свободное время читать, ходить в кино, по возможности в театры, на выставки, что свидетельствует о большем вкладе матери в эстетическое и культурное развитие школьников. Школьники предпочитают проводить свой досуг с отцом и чаще беседовать с ним на познавательные темы. Вероятно, в этом сказывается и большая загруженность матери по дому. По мнению младших школьников, они чаще обращаются к матери в тех случаях, когда требуется утешение, участие.

Значительное число школьников отметило, что в доме есть животные, птицы, рыбки. Однако уход за ними осуществляется помимо школьников всеми членами семьи. Вероятно, эти обязанности рассматриваются как сами собой разумеющиеся.

Обращает внимание малое число указаний на такой род любимых занятий отцов и матерей, как занятия с детьми.

Ответы на вопрос: «Какими умениями из тех, что обладают твои родители, ты хотел бы овладеть?» показывают, что школьники ориентируются не только на квалификацию родителей в каких-то видах деятельности, но и на то, что проявляется в общении с другими людьми и определяет нравственные достоинства человека(быть добрым, честным, обладать маминым характером).

Из практических умений, которыми хотели бы овладеть школьники, они называли следующие умения родителей: шить, вязать, готовить, вести хозяйство («как мама»); разбираться в технике, мастерить, водить машину («как папа»).

В определении направленности личности современного школьника существенное значение имеет выявление его отношения к учению как к ведущему роду деятельности. Обследование учащихся выявило в основном устойчивое положительное отношение к учению, к школе, как по отзывам детей, так и по ответам родителей.

В табл. 3 представлены данные проявления интереса к учению по анкетам учащихся (при ответе на вопрос «Интересно ли тебе учиться?») и родителей («Охотно ли ходит в школу Ваш ребенок?»)

Табл.3

Степень заинтересованности учением

по ответам учащихся и родителей

Варианты ответов

Учащиеся

Родители

в абсолютных числах в % в абсолютных числах в %
Интересно (Охотно) 22 73, 3% 42 75%
Не очень 6 20% 11 19,6%
Не интересно (Неохотно) 2 6,7% 3 5,4%

В характеристике развития личности современного школьника представляется важным изучить круг интересов детей младшего школьного возраста, их стремлений и склонностей. С помощью анкетных данных мы старались выявить, чем занимаются дети в системе организованной внеклассной и внешкольной работы и как распределяется в соответствии с их интересами свободное от учебы время, с учетом того, что на занятия в школе и подготовку домашних заданий они ежедневно затрачивают 6 — 7 часов. Данные анкет родителей показали, что более 50% детей на подготовку домашних заданий затрачивают значительно больше времени, чем это регламентируется существующими нормативами. Можно заключить, что школьники этого возраста в достаточной мере, видимо, еще не овладели навыками продуктивной самостоятельной работы.

Обследование показало, что из общего числа учащихся вовлечены в кружковую работу 59%, 41% не охвачены никакой внешкольной, внеклассной работой. В основном дети занимаются в спортивных кружках, в изостудии и в музыкальной школе. По наблюдениям И.П. Товпинец, у школьников дореформенной школы был более высок интерес к технике [63, с.95]. Влияет на интересы школьников и определенная ориентация родителей. Многих родителей привлекают созданные в последние годы школы искусств в целях полноценного эстетического развития детей.

Занятия детей в свободное время включают также не организованную системой воспитательных учреждений деятельность: это и прогулки, игры в домашних условиях и на воздухе, помощь по хозяйству в семье и т.д.

В ответ на вопрос «Что бы ты хотел научиться делать?» — отчетливо проявляется несколько новый аспект интересов по сравнению с обликом школьников 50— 70-х гг. прошлого века, когда почти все хотели стать летчиками, капитанами, инженерами — «Хочу научиться готовить еду» — пишут дети во многих анкетах. Определенный поворот интереса к обыденным занятиям человека, возможно, связан с работой по профориентации современной школы. В этом факте перестройки ориентации младших школьников можно видеть влияние социальных факторов, социальной среды.

Материал сочинений школьников дает возможность достаточно отчетливо проследить влияние семьи и школы на выбор ценностных ориентаций учащихся. Детям были предложены две темы: «Самое дорогое в нашем доме» и «Как я буду жить, когда стану взрослым». Обратимся к фактическому материалу детских работ.

«Самое дорогое в нашем доме люди. Это мои родители, бабушка, сестра и, конечно, я сам. И еще самое дорогое — сам дом, где всем хорошо и уютно» (Костя К.).

«Самое дорогое в моем доме — попугай Яша. Он стоит пять тысяч рублей, и даже сам умеет произносить слово «дорогой». Я люблю его и пытаюсь с ним разговаривать. Может, в нашем доме есть вещи, которые стоят больше, чем пять тысяч, но я об этом не спрашивал. Вообще, мне кажется, что не все дорогое можно измерить деньгами» (Сережа П.).

«Папа говорит, что самое дорогое в нашем доме — это мама. Я ему верю» (Марина Ж.).

В ряде сочинений дорогое — это цветы, птички («попугай Яша»), кошки, собаки. Маша С. написала, что «самое дорогое — это бабушкино здоровье». Вместе с тем в ряде сочинений дети называли «самое дорогое», исходя из реальной стоимости вещей и указывали с удовольствием, что родители планируют еще более дорогую покупку, но такие сочинения очень немногочисленны.

Высокие духовные ценности у школьников изучаемого класса явно превалируют. Как самое дорогое у человека называют мать, выделяют такие качества, как «добрая», «ласковая». Как значимые выступают и такие ценности: дружба, хорошая семья, люди, которые строили дом.

Сочинения на тему «Как я буду жить, когда стану взрослым» представили панораму тех духовных ценностей, тех качеств личности, которые ребенок как бы хочет видеть в себе, в будущем. В описании будущего жизненного пути большинство школьников пишут, что они будут честно, хорошо работать. Во многих сочинениях школьники рассказывают, как будет строиться их семейная жизнь. О дружной, хорошей семье больше пишут девочки. Семью дети предполагают строить на высоких нравственных началах.

Подводя итоги первого этапа исследования ценностных ориентаций младших школьников, можно сделать вывод о достаточно высоком уровне нравственной воспитанности детей, ярко выраженном желании жить интересно, весело, культурно.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...