Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изучение влияния раннего экономического воспитания и образования на формирование ценностных ориентаций младших школьников




 

Во втором этапе исследования участвовали 100 учащихся 3-их классов (детей девятилетнего возраста) средней школы № 29 г. Якутска.

Из них: 50 школьников двух классов, в которых проводились в качестве внеклассных мероприятий пробные уроки экономики; на уроках по предметам вводились элементы экономических знаний; а также с родителями которых велась на родительских собраниях работа по разъяснению сущности экономического воспитания в семье, раздавались рекомендательные списки литературы и сами тексты, направленные на формирование нравственной позиции ребенка; и 50 учащихся — контрольная группа.

На родительских собраниях родителям разъяснялась сущность формирования нравственных ценностей в процессе экономического воспитания в семье, а также предлагались для прочтения и обсуждения с детьми тексты, направленные на формирование нравственной позиции.

Педагоги и родители редко используют художественные произведения в качестве смыслового фона нравственно-экономического воспитания дошкольников. Между тем в них можно обнаружить кладезь интригующих тем и поводов для организации с детьми интересной работы в этом направлении. Родителям разъяснялся педагогический смысл привлечения детей к рассказыванию и обсуждению ситуаций «воображаемой моральной дилеммы», когда человек находится перед нравственным выбором. При этом особое внимание детей обращается на экономически значимые качества личности.

В приложении приведены примеры предложенных С. Бондаренко текстов (http:// archive.1september.ru/nsc/2002/13/5.htm), которые направлены на формирование нравственной позиции ребенка. Эти тексты предлагаются нами родителям для совместного прочтения с детьми.

В качестве внеклассной работы было проведено несколько уроков экономики, конспекты которых также приведены в приложении..

На диагностическом этапе для оценки ценностных ориентаций младших школьников использована методика, разработанная Н.А. Волковой [15 ]и модифицированная Т.В. Дробышевой [20 ]. Она представляет собой опросник, состоящий из 64 качеств и умений (см. приложение 1). Опросник характеризует 8 типов ценностных ориентаций: соматических, волевых, эмоциональных, интеллектуальных, нравственных, материальных, культурных, ориентации на людей и общество. Каждый тип ценностных ориентаций содержит в себе по 8 частных ценностей. Например, к интеллектуальным ценностям относятся: умение быстро и легко решать задачи, понимать принципы работы сложных машин и механизмов, разбираться в компьютерах, ум, совершенствование интеллекта и т.п.

Частные ценности распределились следующим образом:

соматические: быть здоровым; быть красивым; быть физически развитым; быть сильным; любить подвижные игры; выглядеть старше своих лет; иметь крепкий организм; закалка;

волевые: уверенность; целеустремленность; решительность; настойчивость; инициативность; самостоятельность; воспитание сильной воли; доводить начатое дело до конца;

эмоциональные: эмоциональность; серьезно относиться к своим чувствам; впечатлительность; испытывать эмоциональные нагрузки, напряжения; непосредственность; импульсивность; не давать волю слезам, умение сдерживаться; хорошее настроение, быть бодрым; хладнокровие;

интеллектуальные: сообразительность; умение легко и быстро решать задачи; понимать принципы работы сложных машин и механизмов; ум; разбираться в компьютерах; совершенствование интеллекта; уметь починить магнитофон; изобретательность ума;

нравственные: чуткость; иметь хорошие отношения с родителями; быть справедливым; чувство ответственности; самокритичность; чувство товарищества; постоянство; иметь идеалы;

материальные: иметь дома цветной телевизор, компьютер, музыкальный центр; хорошо одеваться, следовать моде; иметь дома современную мебель; коллекционировать что-либо; много зарабатывать; иметь возможность тратить деньги; самоограничение потребностей; копить деньги;

культурные: обслуживать себя самому; интересоваться последними достижениями современной науки; планирование деятельности; знать много о животных и растениях, ухаживать за ними;; способность наслаждаться произведениями искусства; воспитание чувств; соблюдать правила приличия; много читать;

ориентация на общество и людей: нравиться мальчикам (девочкам); разбираться в каких-либо областях науки лучше, чем твои товарищи; быть дисциплинированными в школе; принимать участие в общественной жизни; быть на хорошем счету у учителей; иметь много знакомых ребят во дворе; уметь драться; участвовать во внеучебных мероприятиях класса.

Процедура опроса носила строго индивидуальный характер. Детям последовательно предлагались инструкция и опросный лист. Экспериментатор зачитывал каждую позицию опросника и уточнял, все ли понял испытуемый. После чего ответ заносился в протокол.

Каждый ответ ребенка оценивался в баллах: максимальный — 5. Минимальный — 1. Сумма баллов по каждому типу ценностных ориентаций варьировалась от 8 (минимальная) до 40 (максимальная).

Для исследования влияния родителей на ценностные ориентации была составлена программа (см. приложение), при помощи которого оценивались следующие факторы: пол, возраст, состав семьи (полная/неполная, количество членов семьи), образование (высшее, среднее специальное, среднее), отношение к карманным деньгам детей и т.д. Ответить на поставленные вопросы предложили одному из родителей каждого ученика. Ответ оценивался баллами: несогласие — 0, согласие — от 1 до 5.

Группа соматических ценностей обнаружила различия по одной ценности: «Любить подвижные игры». Причем испытуемые экспериментальной группы склонны занижать ее значение (43 чел. из 50), тогда как во второй группе сопоставимое количество детей дает высокие и низкие оценки (20 и 30 чел.).

Испытуемые экспериментальной группы оценивают волевые качества выше, чем школьники из контрольной группы в пропорции 37 к 11, соответственно, низкие оценки по группе волевых ценностей обнаружены у 13 детей экспериментальной группы и 39 — контрольной (рис.1). Общий результат конкретизируется следующим: «решительность», «настойчивость», «самостоятельность» имеют выше оценки в обеих группах, но в экспериментальной в несколько раз выше, чем в контрольной. «Инициативность» и «воспитание сильной воли» имеют симметрично низкие оценки, однако в экспериментальной группе они снова значительно выше (18 к 5). «Доводить начатое дело до конца» высоко оценили только дети экспериментальной группы (33 к 11).

 

 

Рис. 1. Оценка волевых ценностей

 

 

Нравственные ценности в экспериментальной группе в целом занижены (18 человек дают высокие и 32 чел. — низкие), в контрольной — наоборот, их оценка получилась более высокой (соответственно 31 и 19) (рис. 2). Из восьми нравственных ценностей только по «чувству ответственности» обнаружилось значимое различие (8 высоких и 42 низких оценки в экспериментальной группе; 31 и 19 — в контрольной).

 

Рис. 2. Оценка нравственных ценностей

 

 

Оценки материальных ценностей в первой и второй группах обратно пропорциональны: 18 испытуемых экспериментальной и 32 — контрольной групп высоко оценили данный тип ценностей и наоборот — 32 в экспериментальной и 18 в контрольной — дали низкую оценку (рис. 3).

 

 

 

Рис. 3. Оценка материальных ценностей

 

 

Группа культурных ценностей и, конкретно, «способность наслаждаться произведениями искусства» детьми контрольной группы оценивается выше (соотношение высоких и низких оценок: 12 и 38 в экспериментальной группе; 26 и 14 — в контрольной) (рис.4).

Рис. 4. Оценка культурных ценностей

 

Такая же тенденция наблюдается и по ориентациям на людей и общество. Значимое различие получено по ценности «иметь много знакомых ребят во дворе»: высокая оценка обнаружена у 15 детей из экспериментальной группы и у 21 — из контрольной.

Таким образом, анализ ценностных ориентаций показал, что дети экспериментальной группы склонны выше оценивать волевые ценности, тогда как дети контрольной группы дают более высокие оценки культурным, нравственным, материальным, соматическим ценностям и ориентации на людей и общество.

Возраст родителей, их образование, а также оценки учителей относительно экономического положения семьи не оказывают значимого влияния на ценностные ориентации младших школьников.

Незначительное влияние пола респондентов на соматические ценности показало, что все мальчики выше оценивают такие ценности, как «быть здоровым», «быть красивым», «быть физически развитым», «быть сильным» и т.д., но в контрольной группе эти оценки значительно меньше.

Тенденции влияния пола на материальные ценности и ориентацию на людей и общество является аналогичной — мальчики контрольной группы демонстрируют более высокие оценки.

В представлении родителей относительно экономического образования детей и в их отношении к карманным деньгам значимых различий тоже не обнаружено.

Также проведенное исследование позволило прийти к выводу, что в условиях экономического образования младших школьников наибольшим изменениям подвергается значимость соматических, нравственных и волевых ценностей и уровень общественной активности. При этом направление изменений у соматических и нравственных ценностных ориентаций находится в обратной связи от изменений волевых ценностных ориентаций и уровня общественной активности.

При возрастании волевых ценностных ориентаций и общественной активности наблюдается некоторое снижение значимости соматических и нравственных ценностей. Данные результаты характеризуют степень влияния раннего экономического образования на ценностные ориентации личности младших школьников.

 

 

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...