Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раннее экономическое образование как фактор формирования ценностных ориентаций




 

Интерес и потребность к экономическому образованию обусловили то, что изучение основ экономики начинается уже с начальной школы. Сегодняшние дети на каждом шагу встречаются с такими понятиями как «мое», «наше», «деньги», «валюта», «бартер», «бизнес» и т.д.. Конечно, изучая такие курсы как «Математика», «Ознакомление с окружающим миром», «Трудовое обучение», дети знакомятся с некоторыми экономическими терминами, взаимоотношениями в современном обществе, с различными видами деятельности человека, однако этого недостаточно для формирования и развития личности как субъекта экономической деятельности, развития у детей экономически значимых качеств, повышающих их жизнеспособность.

В начальной школе изучение экономических явлений должно быть увязано с возрастными особенностями этой группы, способностью детей воспринимать конкретные понятия, т.е. опираться на конкретное мышление, учитывать детский житейский экономический опыт. Значительная часть экономических знаний может осваиваться на уроках математики, чтения, природоведения. Введение в эти учебные дисциплины экономических терминов и простейших навыков экономического поведения значительно повышает педагогическую эффективность начальной ступени школьного образования.

Специальный курс в начальной школе может быть обозначен как «Экономическая азбука». Познание основ экономических знаний на этом уровне должно идти через игру, рисунок, экскурсию, экономические загадки и простейшие задачи. Дети младшего возраста могут усвоить следующие категории: благосостояние и его зависимость от качества труда, измерение затрат, рабочее время, организация рабочего места, рациональные приемы организации труда, производительность труда, разделение труда, значение природных богатств для человека, элементарные представления о видах собственности, семейные доходы и расходы, способы зарабатывания денег, производство, торговля, рынок, цена, деньги, банк и т.д.

Предлагаем примерную программу преподавания экономики в начальной школе.

 

Программа преподавания экономики в начальной школе,

направленная на развитие у детей экономически значимых качеств,

повышающих их жизнеспособность

 

Цель программы– показать младшим школьникам ценность образования, его необходимость для квалифицированного выполнения любой работы. Все темы программы — «Наши семьи», «Наш микрорайон», «Наш город», «Наш регион» раскрывают три основных роли, в которых выступает каждый человек, желающий стать полноправным членом общества. Ведь каждый человек является одновременно ЛИЧНОСТЬЮ, ПРОИЗВОДИТЕЛЕМ и ПОТРЕБИТЕЛЕМ.

Развитие человека как ЛИЧНОСТИ включает в себя умение брать на себя ответственность, сопоставлять свои желания и возможности, стремление к сотрудничеству и, в конечном итоге, - достижение собственной цели.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬ учится понимать важность и ценность работы, узнает о множестве видов работ, выполняемых людьми, а также о том, какую отдачу работодатель намеревается получить от своих служащих.

ПОТРЕБИТЕЛЬ принимает решения о том, как правильнее распределить ограниченные ресурсы.

Тем пространством, на котором раскрываются эти три роли, является общество. Общество вокруг нас постоянно расширяется, приводя учащихся от небольшого по количеству и расположению, весьма конкретного окружения, к обществу более глобальному и абстрактному.

Для того, чтобы успешно существовать и функционировать в нем нужны определенные навыки. Они и заключаются в СПОСОБНОСТИ ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ и в ГОТОВНОСТИ К РАБОТЕ.

С помощью различных форм проведения занятий: уроки, экскурсии, мастерские общения, ролевые игры, конкурсы и т.д., дети лучше понимают и осознают связь между тем, что они узнают в школе и их будущим профессиональным выбором.

Поскольку для учащихся начальных классов одним из ведущих видов деятельности остается игра, в программе вводятся многие экономические понятия посредством игр и на основе практического опыта.

Систематическое изучение программы позволяет постепенно формировать целостную картину экономического мира и его связей с человеческим существованием, осознать влияние экономики на различные стороны жизни человека.

Тематическое планирование

1 класс – 18 часов (со второго полугодия)

Тема «Наши семьи»

1.Чудесное место для жизни. (Мастерская творческого письма).

2. Чудесное место для жизни. Роль женщины в семье. (Для девочек).

3. Чудесное место для жизни. Роль мужчины в семье (Для мальчиков)

4. Слова «хочу» и «надо» в наших семьях.

5. Слова «хочу» и «надо» в наших семьях. (Мастерская общения)

6. Откуда берутся товары и услуги, которые мы обозначаем словами «хочу» и «надо».

7. Откуда берутся товары и услуги, которые мы обозначаем словами «хочу» и «надо». (Ролевая игра).

8. «Хочу», «надо», товары, услуги, семья.

9. Профессии наших семей.

10. Профессии наших семей. (Экскурсия)

11. Профессии наших семей. (Создание альбома)

12. Профессии наших семей. (Мастерская творческого письма)

13. Что теперь мы знаем о наших семьях.

14. Идем в гости к семье…(Заочное путешествие)

15. Семья… у нас в классе.

16. Семья… у нас в классе.

17.Что теперь мы знаем о наших семьях (Мастерская творческого письма)

18. Конкурс «Папа, мама, я – дружная семья».

 

2 класс – 34 часа.

Тема «Наш микрорайон»

1. Что мы знаем о наших семьях. Повторение изученного в 1 классе.

2. Тест «Что я знаю об экономике».

3. Как работает общество?

4. Как работает общество? (Мастерская общения)

5. Как работает общество? Кем быть?

6. Как работает общество? Модель общества (Мастерская)

7. «Эмблема магазина»

8. Как работает общество? Путешествие в космос.

9. Урок-экскурсия по микрорайону.

10. Тест «Как работает общество»

11. Путешествие на кондитерскую фабрику.

12. Путешествие на кондитерскую фабрику. Технологическая карта.

13. Путешествие на кондитерскую фабрику. Индивидуальное производство. Конвейер. Брак.

14. Тест «На кондитерской фабрике». Путешествие пирожка.

15. Социологический опрос. Культура питания.

16. Мастерская «Реклама кондитерских изделий» Ярмарка.

17. Роль правительства.

18. Роль правительства.

19. Роль правительства. Сколько стоит «бесплатно»

20. Тест «Роль правительства»

21. Мастерская творческого письма. «Письмо редактору газеты»

22. Сочинение «Если бы я был мэром города».

23. Ролевая игра «Мы правительство»

24. Дерево решений.

25. Дерево решений. Урок – дискуссия.

26. Дерево решений. Проекты будущего.

27. Дерево решений. Проекты будущего.

28. Тест «Дерево решений».

29. Дерево решений. Урок-встреча со специалистами-строителями.

30. Путешествие рубля.

31. Путешествие рубля. Из истории денег.

32. Путешествие рубля. Новые российские деньги.

33. Путешествие рубля. Оборот денег.

34. Тест «Что теперь я знаю об экономике». Вручение дипломов.

 

3 класс – 33 часа.

Тема: «Наш город»

Урок № 1. Повторение изученного в 1 и 2 классах.

Урок № 2. Тест «Что я знаю об экономике»

Урок № 3. Урок – викторина «Профессия строитель» (о строительных специальностях)

Урок № 4. Проект. Что это такое?

Урок № 5. Урок-мастерская «Мы строим дом» Масштаб.

Урок № 6. Урок-мастерская «Мы строим дом»

Урок № 7. Урок-встреча с интересным человеком –строителем.

Урок № 8. Развитие речи. Сочинение «Если бы я работал (а) в строительном бизнесе….»

Урок № 9. Контрольный тест № 2.

Урок № 10. Из истории строительства городов.

Урок № 11. Экскурсия по городу.

Урок № 12. Знакомство с экономической концепцией «Город и городское хозяйство»

Урок № 13. Урок- мастерская «Мы строим город». Планировка города.

Урок № 14. Урок-мастерская «Мы строим город»

Урок № 15. Конкурс проектов городов будущего.

Урок № 16. Контрольный тест № 3.

Урок № 17. Экономическая концепция «Город и городское хозяйство»

Урок № 18. Обзор газет и их значение для жизни города.

Урок № 19. Профессии в газетном бизнесе.

Урок № 20. Экскурсия в типографию «Как выпускают газету»

Урок № 21. Урок-мастерская «Мы выпускаем газету»

Урок № 22. Урок-мастерская «Мы выпускаем газету»

Урок № 23. Презентация классной газеты.

Урок № 24. Урок-встреча с журналистом.

Урок № 25. Контрольный тест № 4.

Урок № 26. Продолжение знакомства с экономической концепцией «Город и городское хозяйство»

Урок № 27. Работа с листами «Где бы пообедать?»

Урок № 28. Контрольный тест № 5.

Урок № 29. Продолжение знакомства с экономической концепцией «Город и городское хозяйство»

Урок № 30. Заполнение рабочих тетрадей. Профессии для работы в банке.

Урок № 31. Игра «Неизвестный гость»

Урок № 32. Контрольный тест № 6.

Урок № 33. Итоговый урок. Вручение дипломов.

Чтобы определить уровень знаний школьников по каждой теме до начала изучения программы и после ее завершения, предлагаются контрольные тесты.

Содержание программы, ее материалы интегрируются со всеми учебными предметами в начальной школе. Такие рекомендации тоже предложены учителю. Например при изучении темы «На кондитерской фабрике» (2 класс) на уроках русского языка можно провести урок развития речи – сочинение «Как появился первый пирожок» или «Почему в пирожке всегда есть отверстие внутри, разработать собственные рецепты изготовления пирожков с различной начинкой, разработать рекламу для кондитерской фабрики …На уроках математики можно произвести расчеты, связанные с покупкой кондитерских изделий, составить таблицу результатов социологического опроса среди детей о любимых кондитерских изделиях. На уроке естествознания изучить наклейки или этикетки из-под кондитерских изделий с информацией о количестве калорий, сравнить по питательной ценности с другими продуктами, обсудить важность и необходимость правильного питания. Посетить вместе с классом кондитерский магазин или кафе, подробнее знакомясь с профессией - повар-кондитер. На уроке рисования создать рекламный плакат для пирожков.

Поскольку программа нетрадиционна, то интерес к ней ребят высок и экономика у нас в классе – один из самых любимых предметов.

Конечно, чтобы эффективно и качественно работать в данном направлении, одного желания учителя недостаточно, нужна подготовка, чтобы он мог компетентно разбираться в вопросах экономики и при всей доступности, грамотно объяснять их детям.

Отметим, что в программе достаточно много времени уделено экономическим отношениям в семье, что должно, в свою очередь, стимулировать семейное экономическое воспитание.

 


заключение

 

Содержание школьного образования претерпевает в настоящее время ситуацию радикальных перемен. Национальная образовательная доктрина ставит перед образованием новые задачи. Один из приоритетов — обеспечение успешной социализации учащегося в современных экономических условиях. Эта задача может быть решена в сочетании экономического образования в школе с экономическим воспитанием в семье.

В проведенном исследовании влияния раннего экономического образования на ценностные ориентации личности младших школьников фактически рассматривался вопрос о возможности целенаправленного воздействия на личность и формирования направленности ее социальной активности с помощью новых программ обучения.

Результаты исследования показали наличие в иерархии ценностных ориентаций личности младших школьников более устойчивых ценностей по отношению к влиянию раннего экономического образования. Это — материальные, нравственные, интеллектуальные, эмоциональные ценностные ориентации. Наряду с ними, были обнаружены ценности, ориентация на которые больше подвержена изменениям в результате воздействия внешних факторов — это ориентации на волевые, соматические, культурные ценности, а также ориентация на людей и общество. Кроме того, дети экспериментальной группы были склонны выше оценивать волевые ценности, тогда как дети контрольной группы стремились к высоким оценкам культурных, нравственных, материальных, соматических ценностей и ориентации на людей и общество.

Полученные в исследовании результаты показали, что экономическое образование, как целенаправленный организованный процесс формирования экономических представлений, оказывает значимое влияние, в первую очередь, на группу волевых ценностных ориентаций личности. Формирование таких волевых качеств личности, как решительность, уверенность, целеустремленность, настойчивость позволит им в будущем не только лучше ориентироваться в новых социально-экономических условиях, но и, с большей вероятностью, полнее реализовать свой личностный потенциал.

В целом проведенное исследование частично подтвердило выдвинутую нами рабочую гипотезу о том, что раннее экономическое образование в сочетании с работой, проводимой с семьями учащихся, изменяет структуры ценностных ориентаций личности за счет усиления ориентации на группы материальных и волевых ценностей. Выдвинутое в данном исследовании предположение о том, что раннее экономическое образование изменяет структуру ценностных ориентаций личности за счет усиления ориентации на группу материальных ценностей, не подтвердилось.

Воспитание социально активного поколения, заинтересованного в развитии своей страны, неравнодушного к ее проблемам, — одна из задач современного образования. Экономическое образование в решении этой задачи, как показало исследование, может быть весьма действенным средством, формирующим определенные ценностные ориентации, особенно, если оно подкреплено экономическим воспитанием в семье.

Содержание учебного материала начальной экономической подготовки должно стать основой для дальнейшего изучения экономики в основной школе и предусматривать: формирование первых представлений детей об экономических потребностях и возможностях их удовлетворения; ознакомление с наиболее употребляемыми экономическими терминами и понятиями; приобщение к бережливости, экономности; создание условий для творческого отношения к использованию всех видов ресурсов; приобретение начальных экономических знаний и умений через включение в экономическую жизнь семьи, школы, ближайшего окружения.

Организационное совершенствование педагогического процесса обеспечивает гармонизацию воспитательных усилий. Формирование ценностных ориентаций школьников — процесс длительный, осуществляемый школой совместно с семьей. Только при таком подходе можно способствовать активному освоению школьниками социальных ценностей.

В заключение еще раз отметим, что период младшего школьного детства с его активной экономической социализацией является сензитивным для нравственного становления личности. Так как нравственные аспекты присущи всем видам деятельности, можно утверждать, что экономическое воспитание по-настоящему эффективно только при рассмотрении нравственных сторон экономической и трудовой деятельности человека. Особенно важно это учитывать в процессе экономического воспитания детей младшего школьного возраста, осуществляемого как в семье, так и в школе, поскольку многие значимые личностные качества, ценностные ориентации и нормы поведения, не сформированные в этот период, в дальнейшем сформировать будет гораздо сложнее.

Взаимодействие школы и семьи в этом направлении может явиться стимулирующим фактором процесса формирования ценностных ориентаций детей. При нормальных отношениях членов семьи дети стимулируют процесс самообразования родителей, их интерес ко всему, чем живет ребенок. Оптимальное сочетание влияния семьи и школы создает благоприятную ситуацию развития ребенка, включая его ценностные ориентации.

 

 


библиография

 

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Академия, Раритет, 1997. — 316 с.

2. Асташова Н.А. Концептуальные основы педагогической аксиологии// Педагогика. — 2002. — № 8. — С. 8 — 13.

3. Азаров Ю. Р. Семейная педагогика. — М., 1993. — 217 с.

4. Азаров Ю.Р. Искусство воспитывать. —М., 1998. — 178 с.

5. Баклушинский С.А. Я-концепция и ценностно-нормативные ориентации подростка в условиях быстрых социальных изменений: Автореф.... дисс. канд. псих. наук. — М.: МГУ, 1996. — 19 с.

6. Белицкая Г.Э. Социальная компетентность личности // Субъект и социальная компетентность личности/ Под ред. А.В. Брушлинского. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1995. — С. 24 — 109.

7. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989. — 166 с.

8. Бестужев-Лада И.В. Родитель - это профессия: Шесть курсов родительского университета //Начальная школа // 1997. — № 9. — С.52 — 56.

9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. — М., 1995. — 212 с.

10. Бубнова С.С., Крылов В.Ю. Ценностные ориентации личности как система с многомерной структурой//Тезисы докладов научной конференции института психологии. Психологическая наука: традиции, современное состояние и перспективы. — М., 1997. — С.48 — 49.

11. Буторина Т.С. Конструирование положительного педагогического опыта по формированию ценностных ориентаций школьников// Механизмы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности: Сб. науч. тр. — М: МГПИ им. В.И. Ленина, 1985. — С. 108 — 111.

12. Буякас Т. М., Зевина О. Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей - культурных символов в индивидуальном сознании //Вопросы психологии, 1997. — №5. — С. 44 — 55.

13. Вардомацкий А.П. Ценностная типология личности и воспитательная практика// Этика и мораль. — М., 1990. — С. 126 — 137.

14. Воликова Т.В. Учитель и семья. — М.: Педагогика, 1987. — 103 с.

15. Волкова Н.А. Динамика ценностных ориентаций в структуре личностных характеристик у школьников: Автореф.... дисс. канд. псих. наук. — Л.: ЛГПИ, 1983. — 19 с.

16. Выготский Л.С. Проблема возраста// Собр.соч.: в 6 т. — М., 1984. — Т.4 - С.244-268.

17. Газман О.С. Ответственность школы за воспитание детей //Педагогика. — 1997. — № 4. — С.45 — 52.

18. Гейко В.А. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка // Начальная школа. — 1999. — № 3. — С. 59 — 61.

19. Гребенщиков И.В. Школа и семья. — М., 1985. — 149 с.

20. Дробышева Т. В. Динамика ценностных ориентаций личности в условиях раннего экономического образования: Автореф. дисс... канд. психол. наук. — М.: Институт психологии РАН (ИП РАН), 2002. — 19 с.

21. Дубровина И.В., Круглов Б.С. Психологические аспекты формирования ценностных ориентаций и интересов учащихся// Ценностные ориентации и интересы школьников/ Отв. ред. Т.Н. Мальковская. — М., 1983. — С. 27 — 35.

22. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. — М.: Политиздат, 1986. — 223 с.

23. Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР. — М.: Мысль, 1966. — Т.2. — С. 187 — 207.

24. Золотухина М.В. Американская семья: эволюция ценностных ориентаций: автореф.... дисс.... канд.ист. наук. — М.: МГУ, 1996. — 21 с.

25. Ибрагимова В.Н. Работа воспитателя с родителями учащихся первого класса// Начальная школа. —1988. — № 10. — С. 57 — 60.

26. Исаев И.Ф. Школа как педагогическая система: основы управления. — М.; Белгород, 1997. — 117 с.

27. Истошин И.Ю. Ценностные ориентации в личностной системе регуляции поведения // Психологические механизмы регуляции социального поведения. — М.: Наука, 1979. — С.252 — 267.

28. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое мастерство. — М.: Педагогика, 1980. — 179 с.

29. Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников // Вопросы психологии. — 2000. — № 4. — с. 28 — 33.

30. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. — М.: Мысль, 1984. — 252 с.

31. Коган М.С. Воспитательная работа: дети — учителя — родители: Методическое пособие. — Новосибирск, 1999. — 54 с.

32. Константинова А.И. Нам хорошо вместе: Из опыта работы с родителями//Начальная школа. — 1997. — № 5. — С.78 — 83. 

33. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. — М.: Академия, 1998. — 242 с.

34. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. — М., 1990. - 212 с.

35. Кушнир А.М. Особенности ценностных ориентаций на труд оленевода у школьников народностей Крайнего Севера// Проблемы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. —М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1986. — С. 82 — 87.

36. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. — М.: СМЫСЛ, 1992. — 17 с.

37. Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети. — М.: Педагогика, 1994. — 183 с.

38. Маленкова Л.И. Воспитание: взаимодействие с семьей школьника// Домашнее воспитание. — 2001. — № 1. — С. 10 — 15.

39. Мальковская Т.Н. Теоретические основы исследования ценностных ориентаций и интересов школьников. — М.: Просвещение, 1987. — 188 с.

40. Медведев В.М. Комплексный подход к формированию мировоззрения у школьников // Вопросы психологии.— 1984.— № 3.— С.111 — 117.

41. Моральный выбор /Под общ. ред. А.И. Титаренко. — М.: Изд-во МГУ, 1980.— 344 с.

42. Немов Р. С. Психология. — Кн. 2. —. М., 1998. — 384 с.

43. Нечаева А.М. Семейный кодекс о правах и обязанностях родителей и детей //Начальная школа. — 1997. — №9. — С.56 — 60.

44. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.Я. Зязюна. — М., 1989. — 343 с.

45. Палюх Г.Н. Влияние семьи на интересы и ценностные ориентации школьников // Проблемы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности: Сборник научных трудов. — М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1986. — С. 101 — 109.

46. Пастухова Л. Родители + дети + учителя //Воспитание школьников. — 1997.— № 5. — С.10 — 16

47. Педагогика/ Под ред. Ю.К. Бабанского. — М.: Просвещение, 1983. — 237 с.

48. Педагогика/ Под ред. П.И. Пидкасистого. — Изд. 2-е. — М., 1996. — 372 с.

49. Подласый И. П. Педагогика. — Т. 2. — М., 1999. — 292 с.

50. Популярная психология для родителей/ Под ред. А. А. Бодалева. — М., 1988. - 205 с.

51. Поройко Л.И. Структура школьного курса экономики и методика его преподавания//Ярославский педагогический вестник. — 2003. — № 5.— С. 197 — 199.

52. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Особенности психического развития младших школьников //Вопросы психологии.— 1982.— № 2.— С. 80 — 86.

53. Психологические основы педагогической практики студентов/ Под ред. А.С. Чернышева. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — 144 с.

54. Рахковская Е.М. Психологические особенности влияния семьи на развитие ценностных ориентаций подростка: Автореф.... дисс.... канд. псих.наук. — М.: МГУ, 1995. — 20 с.

55. Рубинштейн С.Л. Человек и мир //Проблемы общей психологии. — 2-е издание. — М., 1976. — С.253 — 381.

56. Савинов Л.И. Социокультурная детерминация ценностных ориентаций семьи: Автореф.... дисс.... докт. социол. наук. — М.: МГУ, 1996. — 21 с.

57. Сайко В.Д. Ценностные ориентации детей при переходе в младший школьный и подростковый возраст // Вопросы психологии.— 1986. — № 2. — С. 67 — 74.

58. Сасова И.А. Экономическое воспитание детей в семье. — М., 1989. — 175 с.

59. Смолко Е. Воспитывать вместе// Семья и школа. — 1985. — № 9. — С. 19 — 21.

60. Собкин В.С. Ценностные ориентации старшеклассников в условиях социальной нестабильности//Magister. — 1995. — № 2. — С.23 — 25.

61. Соколов Э.В. Культура и личность. — Л.: Наука, 1972. — 106 с.

62. Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви. — М.: Просвещение, 1990. — 172 с.

63. Товпинец И.П. Характеристика ценностных ориентаций младших школьников// Проблемы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности: Сборник научных трудов. — М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1986. — С. 91 — 101.

64. Управление современной школой: Пособие для директора школы/ Под ред. М.М. Поташника. — М., 1992. — 217 с.

65. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. — М.: Академия, 1993. — 153 с.

66. Ценностно - нормативные ориентации современных старшеклассников - М.,1995. 97 с.

67. Ценности социальной группы и кризис общества - М., Институт философии РАН,1997. 201 с.

68. Чернокозов И.В. Этика учителя. — Киев, 1993. — 109 с.

69. Чечет В.В. Педагогика семейного воспитания. — М.: ЭКСМО-Пресс, 1998. - 157 с.

70. Шафранская К.Д., Суханова Т.Г. К вопросу о ценностных ориентациях личности// Личность и деятельность. — Л., 1982. — С. 108 — 115.

71. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. — Л.: Наука, 1979. — 217 с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...