Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философская и психолого-педагогическая характеристика ценностных ориентаций




 

Под ценностями подразумеваются элементы нравственного воспитания, важнейшие составляющие внутренней культуры человека, которые, выражаясь в личностных установках, свойствах и качествах, определяют его отношение к обществу, природе, другим людям, к самому себе.

Ценность выступает как некий поведенческий ориентир, представляющий цель активности личности.

В зависимости от того, что выступает объектом оценочного отношения человека — материальный мир, другой человек или собственное «я», ценности условно делятся на материальные, социальные и духовные. Будучи образованием идеального порядка, ценности получают практическое воплощение в реальном поведении людей.

Ценность в своей внутренней структуре может проявляться как значение, когда предмет или процесс раскрывает свое смысловое содержание, представляет информацию о собственных свойствах, особенностях, благодаря которой происходит оценивание и отнесение рассматриваемого феномена в ту или иную ценностную систему. На этом уровне происходит выявление смысла, первичное оценивание, способное трансформироваться в более сложную систему, имеющую большое влияние на личность. Растущие и расширяющиеся связи между субъектом и объектом ценностной системы позволяют говорить о глубокой взаимозависимости между ее элементами на уровне отношений: причинно-следственных, пространственных, временных, внешнего и внутреннего и т.д.

Ценности — это материальные или идеальные предметы, обладающие значимостью для данного социального субъекта с позиций удовлетворения его потребностей и интересов. В такой обобщенной формулировке можно представить те многочисленные определения ценностей, которые существуют в отечественной науке. Производные же от них ценностные ориентации есть установки личности на ценности материальной и духовной культуры.

Ценностные ориентации — сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентаций имеет многоуровневую структуру. Вершина ее — ценности, связанные с идеалами и жизненными целями личности [29, с.29].

Ценность (ценностная ориентация) может выступать в качестве цели, которая рассматривается как осознанный желаемый результат, регулирующие человеческие стремления и поступки. Ценность-цель безусловно содержит информацию об идеале и перспективах, указывающую на пути и средства деятельности личности. Целая группа ученых в своих типологиях ценностных ориентаций (М. Рокич, Д. Леонтьев, В. Ядов и др.) специально выделяют такие ценности-цели (терминальные ценности). Так, у М. Рокича их количество достигает восемнадцати.

Возможен и уровень функционирования ценностных ориентаций как принципов. Этот вариант связан с приданием ценностным ориентациям статуса руководящей идеи, основного положения, внутреннего убеждения, четко регламентирующего деятельность человека. Довольно часто ценностные ориентации, достигшие уровня принципа, обеспечивают согласие в социальных группах. Ценность как норма позволяет усилить упорядоченность социальных взаимодействий, точно обрисовать выполнение выработанных человечеством правил. На этом уровне ценностные ориентации отражают позицию личности в данной ситуации, ориентированную на конкретные образцы поведения. Обобщенные принципы деятельности. Ценности-нормы способны реализовать инструментальную функцию по отношению к ценностям, находящимся на уровне идеала. Ценностная ориентация, отмеченная идеальным проявлением, отражает совершенный образец ценностного выражения личности. Это главный критерий в решении практически любых вопросов, это самый действенный стимул поведения и деятельности человека.

Основной функцией ценностей и ценностных ориентаций является регулятивная функция, а именно регулирование поведением личности в определенных социальных условиях.

Понятие ценностных ориентаций имеет междисциплинарный характер. Проблема ценностных ориентаций появляется в социально-психологической и социологической литературе и становится предметом эмпирического исследования на стыке социально-философской концепции ценностей и психологической концепции установок. Первыми исследователями, которые связали эти две концепции и, таким образом, стали основоположниками исследования нового социально-психологического феномена, принято считать американских исследователей У.Томаса и Ф.Знанецкого. В своем знаменитом труде «Польский крестьянин в Европе и Америке (1918-1920)» определяли понятие ценности в связи с психологическим понятием установки и в противопоставлении с ним. Для авторов ценностью является «любой предмет, обладающий поддающимся определению содержанием и значением для членов какой-либо социальной группы. Установки являются субъективной ориентацией членов группы по отношению к социальным ценностям». Олпорт анализирует аттитюды с точки зрения взаимодействия личности и социальной среды. «Аттитюд», по Олпорту — есть расположенность индивида к определенным реакциям на внешнюю среду, которая возникает как результат интеграции множества специфических реакций одного типа на однородные стимулы среды. Он установил зависимость аттитюда от предшествующего опыта и его регулятивную роль в поведении.

В настоящее время в исследовании ценностных ориентаций в социальной психологии и социологии наблюдаются две основные тенденции.

С одной стороны имеют место попытки создания обобщенных теорий строения и функционирования ценностных регуляторов поведения личности. Более четко эта тенденция проявляется в работах М.Рокича (M. Rokeach, 1960, 1972, 1973). М. Рокич определяет ценностные ориентации как «абстрактные идеи, положительные или отрицательные, не связанные с определенным объектом или ситуацией, выражающие человеческие убеждения о типах поведения и предпочтительных целях», как «... устойчивое убеждение в том, что какая-то цель индивидуального существования с личной,... что какой-то образ действий является с личной и общественной точек зрения предпочтительны в любых ситуациях» [13, с.127]. С другой стороны, исследование ценностных ориентаций приобретает, в сущности, прикладной характер. Блок ценностных ориентаций стал почти обязательным компонентом каждой более или менее широкой социально-психологической и социологической исследовательской программы. Особенно четко он проявляется в исследовании проблемы молодежи и образования.

Система ценностных ориентаций имеет многоуровневую структуру. Вершина ее — ценности, связанные с идеалами и жизненными целями личности.

По мнению В.А. Ядова, вершину иерархии ценностей личности «... составляет «жизненный идеал» — социально-политический и нравственный образ желаемого будущего. Ценностные ориентации так или иначе согласуются с идеалом, формируя собственную иерархию жизненных целей, более отдаленных, относительно близких и ближайших, а так же ценностей-средств или представлениях о нормах поведения, которые человек рассматривает в качестве эталона» [71, c.48].

Классификация ценностей, так же как и определения, отличаются крайней неоднозначностью. Сложная природа субъектно-объектного отношения, отражаемого в виде ценностей, порождает различные основания их классификации.

В литературе, посвященной исследованию ценностных ориентаций, предлагаются типологии, в основе которых лежат различные принципы: общеисторический, конкретно-исторический, социально-классовый, индивидуальный. В типологиях ценностных ориентаций, основанных на их содержательной стороне ценностные ориентации структурируются по предмету или содержанию объектов, на которые они направлены (социально-политические, экономические, нравственные и т. д.).

Олпорт, Вернон и Линдзи в 30-е ХХ века выделяют шесть типов ценностных ориентаций в соответствии с направленностью основных интересов: к теории, методологии, науке; к экономике; к политике, идеологии; к социальным институтам; к религии и обрядам; к искусству, литературе, прекрасному. В основе лежит известная типология Э. Шпрангера, где он выделяет шесть типов личности: теоретический, экономический, политический, социальный, религиозный и эстетический [27, c.256].

М. Рокич строит свою типологию на следующих принципах: общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико; все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени; ценности организованы в системы; истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности; влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.

М. Рокич различает два класса ценностей - терминальные и инструментальные. Терминальные ценности М. Рокич определяет как убеждения в том, что какая-то цель индивидуального существования с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные ценности - как убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях [27, c.255]. По сути разведение терминальных инструментальных ценностей воспроизводит уже достаточно традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств.

С.С. Бубнова и В.Ю. Крылов выделяют типы ценностных ориентаций в соответствии с выделенной ими четырехуровневой системой ценностных ориентаций. «Первый — наиболее обобщенный уровень, где выделяются три типа ценностей: духовные, социальные, материальные. Каждый из них включает в себя ценности второго уровня. Так, например, духовные ценности будут включать в себя нравственные, познавательные, эстетические и др. На третьем уровне выделяются ценности, закрепляющиеся в жизнедеятельности и проявляющиеся в виде свойств личности. Например, любовь к детям, стремление к познанию и др. Четвертый уровень — проявление ценностных ориентаций — свойства личности в конкретном поведении» [10, c.48].

Регулятивную роль ценностных ориентаций в жизнедеятельности человека исследуют М.И. Бобнева, Е.А. Борковская, О.И. Зотова, З.П. Маецкий, П.М. Попова, А.А. Табунс, В.А. Ядов и др. По мнению М.И. Бобневой, ценностные ориентации совместно с социальными нормами выполняют функцию отображения и защиты идеала. В.А. Ядов основную функцию ценностных ориентаций видит в регулировании поведения как социального действия в определенных социальных условиях [71, c.42].

Э.В. Соколов выделяет пять функций ценностных ориентаций: экспрессивная, способствующая самоутверждению и самовыражению. Человек стремится принятые ценности передать другим, достичь признания, успеха; адаптивная – способность личности удовлетворять свои основные потребности теми способами и посредством тех ценностей, которыми располагает данное общество; защиты личности — ценностные ориентации выступают своего рода «фильтрами», пропускающими ту информацию, которая не требует существенной перестройки всей системы личности; познавательная, направляющая на объекты и поиск информации, необходимой для поддержания внутренней целостности личности; координации внутренней психической жизни, гармонизации психических процессов, согласования их во времени и применительно к условиям деятельности [61, c.100].

В разные моменты человеческой жизни на первый план выходят разные ценности. Как справедливо отметил С.Л. Рубинштейн, «ценности – это не то, за что платим, а то, ради чего живем». В ходе жизни идет постоянная переоценка ценностей, что является закономерным результатом перестройки отношений человека с миром. Процесс включения в действие, актуализации, выключения или восстановления различных ценностей, обусловлен не только меняющейся ситуацией, но и «восхождением, развитием, становлением всей личной жизни человека» [55, c. 366].

Формирование личностной ценностной структуры индивида выступает важнейшим фактором процесса социализации, посредством которого человек становится полноправным членом общества во всей полноте социальных взаимоотношений.

Система личностных ценностей складывается в процессе деятельностного распредмечивания индивидами содержания общественных ценностей, объективированных в произведениях материальной и духовной культуры. Как правило, для личностных ценностей характерна высокая осознанность, они отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношения людей и поведения индивида.

Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.

Развитые ценностные ориентации — это признак зрелости личности, показатель меры ее социальности. Устойчивая и непротиворечивая структура ценностных ориентаций обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции, упорство в достижении целей.

Противоречивость порождает непоследовательность в поведении, неразвитость ценностных ориентаций является признаком инфантилизма, господства внешних стимулов над внутренними в структуре личности, очевидно, что ценностные ориентации, понимаемые в таком смысле, могут не совпадать со структурой ценностей, функционирующих в общественном сознании. Необходимо подчеркнуть, что для отдельного человека может быть важно и значимо вовсе не то, что является важным и значимым с точки зрения общественных интересов и утвержденных норм ценностных ориентаций общественного сознания. Именно в силу данного обстоятельства важно проводить различие между ценностными ориентациями личности и ориентациями личности на ценности, распространенные или господствующие в данном обществе. Ориентация на ценности является определяющим в отношении личности к внешним установкам, нормам и обычаям.

По мнению А.Г. Здравомыслова и В.А. Ядова, наличие устоявшихся ценностных ориентаций характеризует зрелость человека и обеспечивает его устойчивость и стабильность. Так, например, устойчивая структура ценностных ориентаций определяет такие качества личности, как активность жизненной позиции, упорство в достижении целей, верность определенным принципам и идеалам, цельность, надежность; и, напротив, противоречивость в ценностных ориентациях влечет за собой непоследовательность, непредсказуемость поведения человека; неразвитость ценностных ориентаций личности определяет ее инфантилизм, господство внешних стимулов в поведении личности, а следовательно, конформизм, безликость человека [23, c. 204].

Ценностные ориентации личности — это внутренние компоненты ее сознания и самосознания, а это означает, что у каждого человека есть некоторая ориентация, слабая она или сильная, интенсивная или расплывчатая, одобряемая или осуждаемая, на базе значимых ценностей. Однако устойчивые ценностные ориентации как доминанты сознания и поведения имеются лишь у развитой зрелой личности.

Ценности, которые выбираются в качестве основных, во многом определяют систему мировоззрения субъекта деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации представляют собой единство мыслей, чувств, практического поведения. В виде ценностных ориентаций существует осознаваемая часть системы прошлого опыта. Психологической основой ценностной ориентации личности является многообразная структура потребностей, мотивов, интересов, идеалов, убеждений и соответственно этому ценности носят непостоянный характер, меняются в процессе деятельности. Формирование ценностных ориентаций происходит на всех этапах жизни личности, особенно в начале профессионально-трудовой деятельности.

Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.

Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему «транслирует» именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая «размытость» общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм, в постулируемых обществом идеалах и ценностях появляются противоречия.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...