Способность приспосабливаться к трудным условиям жизни
Детство – это пора приключений. В это время раскрываются большие способности, потому что в эту пору душа молода. Душа обладает наибольшей силой в момент рождения. Потом она становится все слабее и слабее. В детстве она живет в основном за счет собственных сил, и тело получает помощь главным образом изнутри. Но потом мы начинаем жить за счет пищи, получаемой в основном с земли. А в старости земной пищи тоже становится недостаточно, и здоровье начинает ухудшаться. Таким образом, здоровье и все наши силы зависят от духовного здоровья, духовных сил, а не от физических или ментальных. Поэтому нам следует больше беспокоиться о внутренней пище, чем о внешней. Вена, 14.09.1983 г.
Было бы очень хорошо, если бы мы научились приспосабливаться к любым условиям и обстоятельствам. Не нужно привыкать к определенному образу жизни, устанавливать какие-то стандарты, тогда нам трудно что-то изменить в жизни, чтобы не усложнить ее для себя. Например, есть история об одном человеке, который отправился навестить своего друга. Когда начался дождь, друг предложил ему остаться, так как дождь был очень сильный. «Ну как ты пойдешь? Машины у тебя нет, идти куда-то сейчас невозможно». Он согласился: «Хорошо, я останусь у тебя». Но спустя какое-то время, когда хозяин приготовил постель и еду, он обнаружил, что его друг исчез, и отправился на поиски. Через час он снова обнаружил его у себя дома. «Где ты был? – спросил его хозяин. – Я не мог найти тебя». Гость ответил: «Я ходил домой за пижамой». Очень мудро отправиться под дождем, бежать снова под дождем обратно только для того, чтобы взять пижаму! Почему тогда не ночевать дома? Зачем возвращаться? Я хочу сказать, что мы не должны быть настолько привязанными к нашим пижамам, чтобы без них не уснуть.
Мы должны быть внутренне гибкими. Это очень хорошее качество. В прежние времена людей этому учили. Я думаю, в военном деле этому обучают. Там учат, как жить в открытом поле, в занесенных снегом горах, в пустыне и при других обстоятельствах, чтобы каждый приобрел опыт выживания в трудных условиях в различных местах. При воспитании детей этому нужно уделять особое внимание. С самого начала жизнь ребенка должна быть трудной, очень простой, полностью аскетической, ничего мирского, чтобы научить его, как вести трудную жизнь в любых ситуациях, которых полон этот мир. А потом давайте ему обычное образование, которое дают в школах и колледжах. Сейчас всё наоборот. Ребенок получает все блага, которыми не могли пользоваться его родители, самую хорошую одежду, его отвозят в удобном транспорте, все для него в таком достатке и так удобно, что его выносливость и силы на нуле. Природа позаботилась о том, чтобы ребенок был выносливым, чтобы он мог пробежать две мили, не упав после этого. Когда я был ребенком, мы часто играли в такую игру, когда один пытается догнать другого. Иногда мы бегали вокруг колодцев друг за другом без всякой усталости, делая по 10, 20, 30, даже 40 кругов. Но теперь, если вы пробежите вокруг колодца один круг, вы свалитесь. У вас закружится голова, и вы не сможете стоять. В раннем возрасте дети очень сильные, крепкие, выносливые. Если ребенком заниматьсякак следует, тогда то, чему мы сами не можем научиться и чего не можем сделать за всю свою жизнь, ребенок сможет сделать легко, потому что он при этом будет думать: «Я должен это сделать». А взрослые думают: «Нет, это прекрасно, но я должен отдохнуть». Я знал одного ребенка, который, когда он ехал в автобусе, подбегал к водителю с просьбой разрешить ему вести автобус. Его мать сказала мне, что ему очень хочется водить автобус. Я ответил ей: «Хорошо, когда автобус стоит, пусть представит, как он им управляет». Ребенку всегда хочется что-то делать. Ему не кажется, что это ужасно, что это трудно. Это может быть что угодно – он не считает себя неспособным, не умеющим это делать. Он готов мгновенно начать любое дело, независимо от того, хорошо это или плохо. Но родители относятся к этому очень неодобрительно. Они часто восклицают, что их дети очень избалованные. На самом деле дети не избалованные, они очень активны, слишком активны; это мы не умеем использовать должным образом их активность, излишнюю активность. Мы хотим, чтобы они были такими же ленивыми и вялыми, как мы, это нас устраивает.
Но мы должны приложить усилия. У нас особый долг по отношению к детям. Родители должны полностью владеть методикой, знаниями и философией, касающимися воспитания детей, и знать, как ими управлять. Легко родить ребенка, дать ему еду, одежду, как-то ухаживать за ним, но, оказывается, невозможно управлять им надлежащим образом, научить его сделать так, чтобы любой его шаг каждую минуту был правильным. Его активность должна не ограничиваться, а правильно использоваться, и это принесет хорошие результаты; таким образом, ребенок будет получать прекрасное воспитание. То, чему он научится в это время, останется с ним на всю жизнь. Но основа всех философий в настоящее время забыта. Один принцип заслонил все остальные. Смысл его в том, что каждый должен наслаждаться. Это создает большую проблему. Дети должны получать удовольствие, но на самом деле они этого не хотят. Даже если вы посадите ребенка в автобусе на хорошее место, он захочет встать, прыгать, дотронуться до крыши. Детям не хочется покоя, не хочется удобства, удовольствия, им хочется что-то делать. Но мы очень нехорошо к ним относимся. Нам всегда хочется, чтобы они, когда мы их усаживаем, были неподвижными, как камни. «Сиди, не двигайся». Тогда мы счастливы. Саван Ашрам, 7.02.84 г. Системы образования Школы-интернаты Ученик: Вы сказали, что дети должны 24 часа в сутки находиться в общежитии. Мастер: Нет, вы можете брать их в различные места. Я имел в виду, что дети должны жить в школе. Это школа-интернат. И это не значит, что дети не могут выходить оттуда в мир, что они не могут видеть мир. Но если вы позволите им видеть мирскую жизнь под вашим контролем, это будет лучше. Они могут видеть мир, но под наблюдением учителя. В этом случае они не войдут в контакт с негативной атмосферой или негативным обществом. Это должно быть критерием. Вы можете позволить им увидеть многое – исторические места, знаменитые памятники и прекрасные вещи.
Ученик: Как организовать такое общежитие, где дети могли бы жить и медитировать? Где будут находиться люди, работающие с детьми? У нас в Германии есть одно такое место, которое называется «SOS-kinderdorf». Там живут одна женщина и один мужчина, исполняя обязанности родителей. Женщина готовит еду и ведет хозяйство, как мать. Следует ли нам организовать что-то подобное или лучше объединить всех вместе? Мастер: Это тоже хорошо. В одной большой комнате? Несколько детей могут находиться там. А женщина или мужчина или оба вместе будут присматривать за ними. Это необходимо. Ученик: Или лучше разделить детей на меньшие группы, чем объединять в одну большую? Мастер: Но их не должно быть очень много, чтобы не было много шума. Вместе может быть 10 детей. Саван Ашрам, 7.04.80 г. Ученик: Иногда Ты говоришь о том, что дети должны быть изолированы от окружающей среды, что эти дети должны находиться только в школе и больше ни в каком другом месте. Мастер: Да, они будут находиться в школе 24 часа. Родители могут навещать их. В особых случаях дети могут видеться с ними. Но длительных отпусков им давать не будут. Ученик: Могут ли другие дети навещать их? Мастер: Да, могут. Саван Ашрам, 12.12.79 г.
В конечном итоге с организацией таких школ‑интернатов, где воспитание будет продолжаться 24 часа в сутки, наша работа будет более успешной. Цель будет достигнута только в том случае, если 24 часа в сутки дети будут находиться в духовной атмосфере, и каждый шаг они будут делать под руководством учителей. Дети не будут знать о том, что за ними наблюдают, ведут дневники их поведения. Тогда каждым ребенком можно будет заниматься отдельно, в зависимости от его поведения.
Вена, 10.08.82 Совместное обучение Ученик: Еще один вопрос. Мальчики и девочки будут обучаться вместе? Мастер: Вместе. Невозможно будет разделить их, потому что у нас будет очень немного детей, очень небольшое количество, и работать с ними, не соединив их, будет невозможно. Лучше дать им почувствовать, что все это не имеет для них большого значения. Того понимания, которое преобладает у детей в других школах, у них не будет. Обычно интерес к этой стороне жизни, конечно, появляется. Но так как они не будут читать книг на эту тему, смотреть телепрограммы и слушать радио, их будут учить только позитивному, то они будут учиться так. Саван Ашрам, 7.04.80 г. Разноцветные книги Бывает, что люди, которые работают с детьми, занимаются научными исследованиями в этой области, не всегда обладают необходимыми знаниями, они несовершенны и не способны дать ребенку правильные ориентиры в учебе. Мы кладем перед детьми большие книги, тяжелые, ужасные книги, написанные черными буквами, черными буквами, очень страшными черными буквами. Вы знаете, что детям очень нравится рассматривать цветные фотографии. И если бы слова были напечатаны, к примеру, так: одна строчка золотая, другая желтая, следующая зеленая, затем голубая, думаю, это понравилось бы им больше. Если цвет слов привлекательный, яркий, то у детей это вызовет больший интерес, это будет замечательно. Им гораздо больше захочется читать книги, открывать книги, они будут для них более привлекательными. Но, к сожалению, все буквы в книге черного цвета. И это только увеличивает темноту разума, ум не воспримет написанного, потому что то, что имеет черный цвет, неприемлемо для разума. Он всегда стремится найти что-то прекрасное. И если ребенку будут даваться такие впечатления, это даст ему подъем. Пимпелнер, 18.12.82 г. Телевидение, кино Ученик: Следует ли нам пользоваться такими средствами, как телевидение, кино и т. п.? Мастер: Да, я думаю, это принесет пользу. Бывают очень хорошие телевизионные программы, прекрасные, очень полезные программы, их нужно показывать. Некоторые из них – программы государственного телевидения. Хорошие программы можно записать и показывать снова. Такие фильмы и телепрограммы дети очень любят смотреть, получают от этого удовольствие. Использовать эти средства в процессе обучения можно. Ученик: У меня еще один вопрос по поводу телевидения. Не слишком ли большое впечатление оно оказывает на разум? Оно же будет укреплять его. Мастер: Нет, мы не должны загружать разум всякими мирскими вещами. Мы должны давать только то, что полезно. Иногда бывают передачи по технике. Их можно показывать детям, например, как делать ту или иную работу. Вы должны следить за тем, чтобы ребенок не получал негативного. Но если есть программы, которые играют созидательную роль, их можно показывать.
Саван Ашрам, 3.01.80 г.
Ученик: Детям Запада также нужна хорошая физическая подготовка, потому что дома они подолгу сидят перед телевизором. Они почти забыли, что такое движение. Мастер: Так по крайней мере их тело находится в покое часа два, но разум (смеется) ужасен, о, разум ужасен. Ученик: Телевидение оказывает большое впечатление, потому что очень многое воспринимается зрением. Дети смотрят телевизор, а потом делают то, что увидели. Мастер: М-м, это нужно иметь в виду. Телевидение может нам помочь. Некоторые хорошие программы можно записать на видео и показывать в школах. Все это неплохие вещи, но мы должны их правильно использовать. Они не должны использоваться неправильно или негативно. Радио – это тоже неплохо. Все неплохо, только должно быть правильно использовано, и тогда мы получим хорошие результаты. Такое разнообразие будет поддерживать интерес в детях. Радио – хорошая вещь, но его вытеснило телевидение. Итак, если телевизор сейчас используется вместо радио, – это неплохо. Можно использовать телепрограммы в течение 1–2 часов. В нашем распоряжении могут быть 100–200 кассет. Через 2–3 месяца их можно использовать повторно. Все это может быть очень интересно и полезно детям. Им можно давать по телевизору какие-то уроки. Ученик: Изучение языка? Мастер: Да, язык и другие предметы, например, рисование, обучение каким-то другим профессиям, например, технологии шитья. Я думаю, есть какие-то программы, рассказывающие о посадке деревьев и т. п. Ученик: Итак, нам нужен специалист, который будет постоянно заниматься телепрограммами. Ученик: В Баварии у нас есть специальные образовательные программы по всем предметам, о которых Ты говорил: по рукоделию, искусству, сельскому хозяйству, садоводству от 10 до 20 минут, показывающие практически, как это делать, как планировать. Мастер: Все это можно записать на видеокассеты, чтобы прокручивать их не один раз, тогда дети могли бы выучить материал, а потом им можно давать задания – сажать деревья и овощи, шить одежду. Так они будут обучаться. Сначала увидят, а потом будут применять знания на практике. Саван Ашрам, 25.01.81 г. Иностранные языки Ученик: Должны ли мы обучать иностранным языкам с самого начала? Мастер: Да, я думаю, английскому. Ученик: Мне кажется, это возраст, когда дети могут очень легко выучить иностранные языки. Но обычно в наших школах мы начинаем только с возраста 10–11 лет. Я считаю, лучше начинать с шестилетнего возраста. Мастер: Да, местные языки, то есть немецкий и английский, можно преподавать одновременно. Или с небольшим интервалом, через 1–2 года. Ученик: Тогда они вскоре смогут понимать видеозаписи Твоих бесед. Здесь мы сразу же начнем преподавать нашим ученикам английский. И тогда они будут хорошо владеть этим языком, потому что английский становится международным языком и он совершенно необходим. Саван Ашрам, 3.01.80 г. Оценки и экзамены Ученик: Нужно ли ставить детям отметки? Мастер: Да-да, регулярно. Ученик: Регулярно один или два раза в год выдавать табеля? Мастер: Да, чтобы дети знали, на что им нужно обратить внимание, чтобы не забывали об этих предметах. Ученик: По своему опыту я знаю, что в этом причина большого эго, чрезмерной гордости. Опасность в том, что они будут соревноваться друг с другом, один будет гордиться тем, что он умнее другого, и это будет препятствием. Мастер: Да, для духовного развития это препятствие, но в мирских делах соревнование между детьми играет положительную роль, дети учатся соревноваться друг с другом. Кроме того, это своего рода проверка, а дети должны знать, на каком они уровне. Экзамены дают возможность понять это. Отстающие начинают понимать, что они позади и им нужно подтянуться. Ученик: В Англии, Франции существует такая градация по оценок: 1-й ученик, 2-й, 3-й и т. д. Последний чувствует себя ужасно, а первый возносится от гордости. У нас не должно быть такой градации. Мастер: Но без этого ребенку трудно двигаться в период, когда он получает общее образование, ему трудно отмечать свой прогресс. В таких духовных школах, как наша, с этим не будет трудностей. Даже если у нас не будет экзаменов, я думаю, все будет в порядке, потому что 24 часа учащиеся будут находиться под руководством учителей. Учителя смогут сделать из них хороших учеников, дать им знания без экзаменов. Экзамены не нужны. В нашей школе это возможно, в обычной школе – нет. Ученик: Но в Германии есть школы, где не ставят оценок. Там стараются оказывать персональную помощь детям. Мастер: Это то, о чем я говорил, – вся ответственность будет на учителях. 24 часа они будут вести бдительное наблюдение за учащимися. И о тех, кто слаб, будет проявляться особая забота. Саван Ашрам, 3.01.80 г. Обращение с детьми Естественное соревнование Если один ребенок усваивает материал лучше других, попросите его рассказать то, что он узнал. Тогда другие дети подумают: «О, этот ученик так много узнал, а мы не смогли этого». Тогда между детьми возникнет чувство соперничества. А дети, которые лучше других успевают в учебе, пусть предстанут перед другими детьми. Вы не должны говорить ребенку: «Ты – непонятливый, ты – плохой ученик». Это создаст негативное отношение. Просто попросите хорошо успевающих, способных учеников выступить перед классом, и они расскажут много хорошего. Тогда другие дети поймут сами, что они учились не так, как надо. В этом огромная разница: если учитель скажет ученику: «Ты ничего не знаешь, ты тупой», это будет ему очень неприятно. Но если он будет думать, что никто не знает о том, что он плохо понимает, а знает только он, и что другие дети действительно блестяще учатся, то он задаст себе вопрос: «Почему я не могу быть таким же? Если они могут быть такими хорошими учениками, я тоже должен быть таким. И пока никто не узнал, что я отстаю в учебе, я должен подтянуться, чтобы никто не узнал о моем отставании». Знание психологии дает понимание таких вещей. Учителя должны знать эту науку. Но таких учителей, которые чувствуют что-нибудь, нет. Они стараются снять с себя груз и переложить его на детей. А дети пытаются также свалить эти камни в какую-нибудь канаву; и никто не признает друг друга. Пимпелнер 18.12.82 г. Похвала детям Иногда мы портим наших детей. Мы хвалим ребенка прямо в лицо, от этого он портится. Никогда не хвалите его открыто! Выразите ему свое уважение, любовь, но всегда с любовью указывайте ему на его недостатки: «Нужно подтянуться в этом, улучшить то». И когда он это сделает, выразите свое одобрение: «Хорошо, что ты избавился от этой плохой привычки». Но не говорите ему: «Ты такой замечательный, такой хороший, такой прекрасный, мы так любим тебя за все твои достоинства». Когда мы восхваляем кого-нибудь, мы при этом портим его. Никогда не следует восхвалять. Это нехорошая привычка. А если кто-то хвалит нас, будьте осторожны! Это опасный человек – то ли у него личные корыстные цели, то ли он хочет столкнуть нас вниз. Поэтому найдите у человека какое-либо плохое качество и дайте ему понять, что в этом его недостаток. Это принесет ему пользу, потому что он поймет, что с ним что-то не в порядке.* У разума нет ни понимания, ни чувств. Если внушить ему, что он плохой, он будет думать, что он – плохой. Но если ему скажут, что он очень хороший, великий, он будет думать, что он на самом деле великий. Но вы не знаете сами, хороши вы или плохи. В этом трудность. В этом слабость разума. Святые дают определенные знания, руководство, определенные образцы, объясняя нам это так: «Это образец, которого ты должен достигнуть, чтобы стать чистым». Мы должны придерживаться этих правил, пока живем в этом мире, чтобы постепенно совершенствоваться. Это не должно разочаровывать нас, как что-то невозможное. Мы должны это сделать, нам придется это сделать, потому что мы должны быть чистыми. Только когда мы станем чистыми, нас примут там, где все чисты. Пока ребенок грязен, мать не возьмет его. Матери придется сначала вымыть его, а потом она его примет. Мы должны стать чистыми, иначе существуют ады, чтобы очистить нас. Саван Ашрам, 8.01.81 г. Питание Детям необходимо говорить о том, что они не должны есть мясо, яйца, употреблять алкоголь и наркотики. Саван Ашрам, 12.11.82 г.
В Европе в некоторых местах я видел, как люди перед тем, как начать есть, зажигают свечи. Что это значит? Это значит, что Сила Бога здесь, перед вами; то, что вы едите, исходит из Света Бога, от Бога. И вы едите не пищу, а Бога. Бог проявляет себя в форме пищи, и вы должны понимать, что вся она Божественна, что нет ничего невкусного, плохого, того, что мы должны оставить на тарелке нетронутым. Возьмите столько, сколько сможете съесть, или немного меньше, и сосредоточьтесь на еде. Не смотрите по сторонам, потому что вы едите, получая все непосредственно от Бога, вы едите в Боге и в самом себе. Бог в это время тоже ест. Сила Бога присутствует здесь. Если ее не будет, как вы сможете есть? Мертвый человек есть не может. Поэтому вы должны есть в Боге. Ведь только Сила Бога дает нам возможность вести активную жизнь. Одна женщина жаловалась, что члены ее семьи очень грубы. Они очень злые, постоянно ссорятся, курят и пьют. Тогда ей был дан совет, чтобы она во время приготовления еды не разговаривала. Она не должна разговаривать, а во время приготовления пищи, накрывая на стол, должна только повторять Симран, а потом посмотреть, что из этого получится. Результат был необыкновенным. Все люди, кто принимал эту пищу, были заряжены положительно. Мой Мастер также писал о Своем собственном жизненном опыте. Когда Он служил в армии, Ему дали человека, который должен был Ему прислуживать, а также готовить для Него еду. Этот человек не был посвящен, но Мастер попросил его, чтобы в то время, когда он готовит Ему еду, никого больше на кухне не было. Никто не должен входить туда, а он должен повторять Имя Бога в соответствии со своей верой и ни о чем другом больше не думать. Так он и поступал. Но однажды, когда он готовил еду, к нему пришел один человек, и в результате возникла негативная атмосфера. Мастер съел эту еду, а когда Он сел в медитацию, Его ум был неспокоен. Снова и снова что-то возбуждало Его. Тогда Он позвал слугу и спросил, что происходило на кухне, когда тот готовил еду. И парень признался, что приходил то ли его друг, то ли родственник, и произошел неприятный разговор, во время которого он не вспоминал Имя Бога. Такое сильное воздействие оказывает пища, так как она заряжается окружающими вибрациями. В Индии учат тому, что вы должны есть только то, что приготовили сами или члены вашей семьи. Никто не должен видеть, как вы готовите и как едите. Только члены вашей семьи могут есть вместе с вами. Также рекомендуется не говорить во время еды. В Священных Писаниях сказано, что, когда вы начинаете говорить, приходит сатана и кладет яд в вашу пищу. Люди не понимают истинный смысл этого. Когда вы говорите, то о чем-то мирском – может быть, о чем-то приятном, но чаще всего вы говорите при этом друг другу грубые слова. Иногда вы ссоритесь друг с другом и едите в это время. И тогда то, что вы едите, становится ядом. Там будет сатана со своим ядом, и эта отравленная пища окажется очень опасной для вашей физической жизни, для мирской жизни. А если вы едите молча, то молчать вы можете только повторяя Симран, думая о Мастере или о Боге. Итак, это было главным наставлением. Оно пришло из глубин веков. Это правильно – еду следует держать в секрете, никто не должен смотреть на нее, потому что когда кто-то на нее смотрит, он заряжает ее своей негативностью. Именно поэтому, когда люди собираются вместе на такие собрания, а также в другое время, еду благословляет Мастер. Конечно, готовят ее посвященные, тем не менее небольшой заряд яда в ней может быть. Но когда Мастер входит на кухню, смотрит на пищу, вся атмосфера заряжается положительно. Вся негативность устраняется, и все, кто будет есть эту пищу, будут умиротворенными, спокойными, тихими в мирской жизни, не говоря уже о духовных дарах. Саван Ашрам 24.04.82 г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|