Организация и технология хранения товаров
Хранение товаров — составная часть торгово-технологического процесса.В магазинах хранение товаров должно быть организовано с учетом товарного соседства, санитарных правил, норм складирования и пожарной безопасности. Для сохранения количества и качества товаров должны быть проведены организационные, технические и санитарно-гигиенические мероприятия. Организационные мероприятия включают определение частоты и размера партии завоза товаров, составление технологических карт размещения товаров, обеспечение охраны товарно-материальных ценностей и т.д. Технические мероприятия заключаются в выборе соответствующих видов и типов оборудования для хранения, обеспечении режимов хранения и контроля за ними. Санитарно-гигиенические мероприятия предполагают организацию санитарного надзора и контроля за хранением. размещение товаров на хранение;укладка в местах хранения;создание соответствующих режимов хранения;наблюдение и поддержание условий хранения. Размещение товаров на хранение предполагает их группировку по режимам хранения с учетом их потребительских свойств. Товары с одинаковыми или близкими режимами хранения размещаются по ассортиментному признаку рядом (мука—крупа, ткани—белье и т.д.), но с соблюдением товарного соседства. Товары укладывают на храпение в затаренном или распакованном виде штабельным или стеллажным способами, навалом или в подвешенном состоянии. Штабельная укладка применяется чаще в продовольственных магазинах при поступлении товаров в мешках, ящиках, бочках. Различают укладку:прямую, когда верхний ящик укладывается на нижний;обратную, когда штабель выглядит в виде клеток;перекрестную — верхний ряд грузов поперек нижнего.
53 Технология подготовки товаров к продаже Подготовка товаров к продаже заключается в их распаковке, очистке, комплектовании, фасовке, утюжке и т.д. Количество подготовительных операций зависит от сложности ассортимента и степени заводской готовности товара к продаже. Общие операции включают проверку целостности упаковки, распаковку из внешней тары, проверку маркировки товаров, их качества, внешнего вида после хранения, сортировку и т.д. Они совершаются со всеми товарами. Специальные операции требуют особых приемов, наличия должного оборудования для подготовки к продаже. По непродовольственным - утюжку одежды, сборку и проверку сложно-технических товаров, настройку, техническое регулирование и др.).По продовольственным товарам данные операции включают в основном фасовку, нарезку, упаковку. Для подготовки товаров к продаже могут выделяться отдельные помещения (фасовочные, разрубочные, разделочные, сборочные и т.д.), размер которых предусматривается в СНБ в зависимости от типоразмеров магазинов (как правило, в квадратных метрах на 10 м2 торгового зала по соответствующей группе товаров). Фасование товара
Значительная часть продовольственных товаров поступает в розничную сеть неподготовленными к продаже. Учитывая особую трудоемкость этих операций в магазинах, следует их оптимизировать с организационной и технологической позиций. Для этого оборудуют специальные помещения (зоны) площадью не менее 6 м2, где размещаются фасовочное оборудование, инвентарь и упаковочные материалы. Рабочее место фасовщика располагается рядом с зоной хранения товаров и в непосредственной близости к торговому залу. В основном фасуют сыпучие товары, кондитерские изделия, овощи и фрукты. Дозирование отвесов производится с учетом спроса населения, сроков реализации, цены. На упаковке или вкладных ярлыках указываются наименование и сорт товара, масса нетто, стоимость, дата фасовки, номер фасовщика или фамилия продавца. Безусловно, при торговле предварительно расфасованными товарами подготовительные операции сводятся к минимуму, что значительно ускоряет процесс их продажи, увеличивает объемы продаж и повышает культуру обслуживания покупателей. С позиций минимизации затрат наиболее эффективной является фасовка на предприятиях промышленности или посредническими звеньями. В магазинах же с учетом специфики продуктов и спроса населения может быть целесообразной фасовка некоторых гастрономических товаров, мяса, птицы и рыбы. Подготовка товаров к продаже должна выполняться до открытия магазина или в свободное от обслуживания покупателей время. Подготовленные к продаже товары укладывают в тележки, ящики-лотки, тару-оборудование для доставки в торговый зал 55.размещение товаров в торг зале. Размещение товаров — это оптимальное распределение ассортимента по всей площади торгового зала с учетом отдельных факторов:частота спроса на отдельные товары;размеры (габариты) продаваемых товаров;широта внутригруппового ассортимента;затраты времени покупателей на осмотр и выбор товаров;психология покупателей.Затраты времени покупателей влияют на размеры площадей для размещения отдельных товаров. Чем больше времени требуется на выбор, особенно товаров сложного ассортимента, тем больше должна быть площадь торгового зала для их размещения.За всеми группами товаров закрепляются постоянные места в торговом зале, покупатель привыкает к ним, что ускоряет процесс продажи.При продаже малоизвестных, новых, модных, сезонных товаров должны быть выделены наиболее видные места в торговом зале.В многоэтажных магазинах на первых этажах размещаются крупногабаритные товары и товары частого спроса. На последующих — товары, требующие длительного времени для выбора.При размещении товаров, безусловно, должна быть учтена психология покупателя, который склонен к импульсивным покупками, если куплено главное.Принципы размещения:размещение товаров, обеспечивающее их широкий выбор;создание максимальных удобств покупателям при выборе;учет движения покупательских потоков;обеспечение должной обозримости товаров покупателями;обеспечение бесперебойной торговли.Для обеспечения эффективного размещения и пополнения ассортимента товаров в торговом зале магазина создаются соответствующие запасы, которые делятся:на экспозиционные (выставочный) запасы для демонстрации товаров покупателям и размещаемый в витринах, на стендах, полках и других видах оборудования;рабочие запасы для непосредственного обслуживания покупателей (на вешалках, стеллажах, горках, кронштейнах, корзинах и т.д.);резервные запасы для пополнения при необходимости на складе магазина или в торговом зале.
56. Способы выкладки товаров Выкладка — это определенные способы укладки и показа товаров в торговом зале магазина.При вертикальной выкладке однородные товары выкладываются на полках по вертикали, сверху вниз. Такая выкладка способствует хорошей обозримости, лучшей ориентации покупателей при выборе товара и ускоряет процесс продажи.При горизонтальной выкладке тот или иной товар полностью занимает 1 —2 полки. Этот способ наиболее эффективен при продаже крупногабаритных товаров, товаров в кассетах; на нижних полках целесообразно выкладывать хорошо известные покупателю товары с устойчивым спросом.В магазинах самообслуживания применяются такие способы выкладки, как навалом, штабелем, в ряд, стоиками, подвешиванием и др.Выкладка товаров может быть товарной и декоративной. Товарная выкладка служит одновременно и для показа, и для отпуска товаров, в магазинах самообслуживания она осуществляется фронтальным способом, при котором один образец товара выставляется полностью, а остальные (за ним) видны частично или не видны. Декоративная выкладка — это выкладка с применением средств объёмно-пространственной композиции для оформления витрин, стеллажей при продаже через прилавок. Выложенные товары выполняют только демонстрационную функцию и не являются товарным запасом для отпуска.Выкладка товаров связана с понятием “точка продаж” —-место в торговом зале, где покупатель может посмотреть товар и принять решение о его покупке, т.е. торговое оборудование, предназначенное для демонстрации и отбора. Наиболее удобной зоной выбора являются полки, находящиеся на высоте 110 —160 см над уровнем пола. Планограмма — это составленная из фотографий или выполненная на компьютере композиция, показывающая где должен находиться тот или иной вид товаров.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|