Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Часть вторая. Исследование Сурат Шабд Йоги 1 глава




Часть первая. ВИДЫ ЙОГИ

Йога: Введение

1.1. Что такое врити

1.2. Душа и Сверхдуша

1.3. Пракрити, или материя

1.4. Взаимосвязь между тремя телами и пятью кошами

1.5. Деление творения в соответствии с кошами

Йог видья и йог садхана Путь йоги в теории и практике

2.1. Базис древней йоги

2.2. Путь и ответвления Аштанг Йоги

2.3. Аштанг Йога и современный человек

ФОРМЫ ЙОГИ

3.1. Мантра Йога, или Йога Произнесения

3.2. Хатха Йога

3.3. Лайя Йога

3.4. Раджа Йога

3.5. Джнана Йога, или Йога Знания

3.6. Бхакти Йога, или Йога Преданности

3.7. Карма Йога, или Йога Действия

3.8. Другие Йоги, упоминаемые в Гите

3.9. Йога в священных писаниях зороастрийцев

3.10. Йога и внешние науки

АДВАЙТИЗМ

4.1. “Я” - базис сознательной жизни

4.2. Природа творения

4.3. “Я” или атман

4.4. Природа “Я”

4.5. Индивидуальное знание и сознание

4.6. Знание и его источники *

4.7. Природа Брахмана

Часть вторая. Исследование Сурат Шабд Йоги

СУРАТ ШАБД ЙОГА Йога Небесного Звукового Потока

5.1. Звуковой Поток

5.2. Краеугольные камни

5.3. Совершенная наука

5.4. Мастер

СУЩНОСТЬ РЕЛИГИИ

6.1. Древняя религиозная мысль: индийская, китайская и иранская

6.2. Христианство

6.3. Ислам

6.4. Сикхизм

НЕКОТОРЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ

7.1. Розенкрейцерство, теософия и движение “Я есть”

7.2. Христианская Наука и Субуд

7.3. Спиритизм и спиритуализм

7.4. Гипноз и месмеризм

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


ПРЕДИСЛОВИЕ

Это исследование по сравнительной йоге было вызвано первоначально различными вопросами, которыми засыпали меня ищущие и посвященные на Западе. Но при попытке ответить им систематическим и исчерпывающим образом оно выросло в нечто большее, чем первоначальное намерение. В его теперешнем виде оно, я надеюсь, будет полезно не только тем, чьи вопросы сперва привели к его написанию, а вообще всем ищущим, которые хотят понять, что такое йога, разнообразие ее форм, их соответственные способы действия и духовную эффективность.

В наш век публикаций нет недостатка в книгах по йоге. Однако, если тщательно изучить их, то можно обнаружить, что большинство из них ограничивается тем или иным направлением. Они либо трактуют ее прежде всего как систему АСАН и физических упражнений, либо как абстрактную и высоко монистическую систему мысли, исходящую из единства всего существующего, и полное единство индивидуальной души и Сверхдуши. В каждом из случаев взгляд на йогу является неполным, превращающим ее из практического способа духовного подъема и единения с Абсолютом в систему физической культуры или в школу (или группу школ) философии.

Чтобы избежать возможности такой ошибки, фокусирующим пунктом всех дискуссий в этом исследовании будет оставаться конечная цель всякой йоги: единение с Высшим Господом. Все важные формы йоги, как древние, так и современные, анализируются по порядку; объясняются и обсуждаются их упражнения, а также тот уровень, до которого каждая из них может довести нас на пути к конечной цели. Это последнее, возможно, легче всего вызывает недоразумение и представляет наиболее запутывающий аспект сравнительного исследования по йоге. Характерным для мистического опыта является то, что душа, когда она поднимается на план, более высокий, чем тот, к которому она привыкла, склонна (при отсутствии высшего руководства) ошибочно принимать более высокий план за наивысший - Царство Абсолюта. И таким образом мы обнаруживаем, что большинство йог, доведя нас до определенной точки во внутреннем путешествии, ошибочно считает ее концом, а относительную реальность провозглашает абсолютной.

Единственным способом, с помощью которого мы можем эффективно оценить сравнительную духовную ценность каждой формы йоги и избежать таким образом существующей путаницы, является принятие в качестве нашего стандарта самой высокой формы йоги, чья эффективность абсолютна, а не относительна. Этому стандарту удовлетворяет Сурат Шабд Йога, известная также как Сант Мат (или путь Сантов, или Учителей этой мистической школы), поистине Венец Жизни.

Осуществляя практическую часть под надлежащим руководством, ее адепты достигли сфер, неизвестных другим мистическим школам, и в конце концов соединились с Высшим Господом в Его Абсолютном Состоянии, Безымянным и Бесформенным. В своих трудах они многократно утверждают несравнимое превосходство этой Йоги Звукового Потока и, описывая через непосредственное внутреннее восприятие различные духовные уровни других йог, продолжают разъяснять абсолютную природу их собственной.

Как только ищущий начнет улавливать перспективы сравнительного мистицизма, которые может обеспечить Сант Мат, он обнаружит, я уверен, что этот предельно сложный предмет становится все яснее ему самому. Он увидит, что противоречия, тревожащие многих, кто впервые начинает сравнительное исследование мистицизма, не существенны для мистического опыта как такового, а являются результатом ошибочного принятия относительной истины за абсолютную, ошибки, не существующей для тех, кто, следуя наивысшим путем, испытал на опыте из первых рук все внутренние состояния и знает пункты, до которых может довести каждая йога. У него больше не будет искушения избегать решения проблем духовности, отклоняя ее как простой пережиток старого предубеждения и черной магии, но он увидит в ней своего рода вечную внутреннюю науку с ее собственными неизменными законами и разнообразными способами действия; со знанием, которое не статично, а развивается по мере того, как люди переходят от более низких к более высоким формам йоги. И самое главное, я надеюсь, он поймет, что слияние с Высшим Господом - это не просто сон наяву или гипотетический постулат монистической школы философии, а реальная возможность, осуществление которой есть истинная цель человеческого существования, и достижение которой, при правильном руководстве, правильном методе и правильном усилии доступно всем, невзирая на возраст, пол, расу или веру.

Саван Ашрам, Дели. 6 июня 1961 года.

Кирпал Сингх

Часть первая. ВИДЫ ЙОГИ

Йога: Введение

Все великие Учителя человечества всех времен и народов - Ведические Риши, Зороастр, Махавира, Будда, Христос, Мухаммед, Нанак, Кабир, Баба Фарид, Хазрат Баху, Шамас Табриз, Маулана Руми, Тулси Сахиб, Свамиджи и многие другие - дали миру только одну САДХНУ, или духовную дисциплину. Поскольку Бог Один, то путь к Богу тоже может быть лишь один. Истинная религия, или путь возврата к Богу, создан Самим Богом; и следовательно он наиболее древний так же, как и наиболее естественный путь, в котором нет выдумки или искусственности. В своей практической части эта система нуждается в руководстве адепта или Мастера, хорошо разбирающегося в теории и практике ПАРА ВИДЬЯ, Науки о Высшем, как ее называют, ибо она находится за пределом понимания разума и чувств. Там, где мирские философии кончаются, начинается истинная религия. Тексты священных писаний дают нам, в лучшем случае, какое-то описание Пути, насколько он может быть выражен в несовершенных словах, но они не могут ни привести нас к Пути, ни вести нас по этому Пути.

Духовный Путь по сути своей есть Путь практический. Только Дух, освобожденный от бремени и деперсонифицированный, может предпринять духовное путешествие. Внутренний человек, душа в человеке, должен подняться над телесным сознанием, прежде чем он сможет перейти в высшее, или космическое сознание, и сознание запредельное. Все это и больше становится возможным через посредство СУРАТ ШАБД ЙОГИ, или единения “я” в человеке (СУРАТ, или сознание) с ШАБДОМ или Звуковым Принципом, по милости какого-либо Мастера-души.

Для того чтобы иметь ясное представление об учениях Мастеров с седой древности до настоящего времени, стоит изучить природу и диапазон Сурат Шабд Йоги и ее учения по отношению к различным системам йоги, которым учили древние, а также принципам адвайтизма, выдвинутым Шанкарачарьей.

Термин ЙОГА происходит от санскритского корня ЙУДЖ, который означает встреча, единство, единение, завершение, абстракция, осуществление, поглощенность или метафизическое философствование наивысшего типа, которое обещает сблизить душу и Сверхдушу (ДЖИВА-АТМА и ПАРМАТМА, или БРАХМАН). Патанджали, признанный отец системы йоги, в манере своего предшественника Гаудапады определяет йогу как устранение ВРИТИ, или модуляций, которые всегда поддерживают колебание в веществе разума, или ЧИТ, в форме ряби. Он называет это ЧИТ ВРИТИ НИРОДХА, или подавление врити, т.е. очищение разума от колебаний. Согласно Яджнавалкья, йога означает воздействовать или вызывать единение индивидуальной души с Ишваром или Брахманом. Йоги обычно определяют ее как раскрытие духа и освобождение его от многочисленных покрывающих его оболочек, в которые он завернут в своем физическом существовании. САНТ МАТ, или Путь Мастеров, далек от отказа от любой из этих целей йоги, он полностью принимает и подтверждает все, что сказано выше, и в какой-то мере согласен с целями и тем, что вытекает из них, но считает их, в лучшем случае, лишь указателями к цели. Однако он не останавливается на этом, а идет дальше и говорит нам о “Пути Выхода” из могучего лабиринта вселенной и “Пути Входа” в Небесный Дом Отца - духовном путешествии, которое дух должен предпринять из смерти в жизнь бессмертную (из ФАНА в БАКА), поднимаясь над телесным сознанием с помощью регулярной системы самоанализа, извлечения духовных потоков из тела и сосредоточения их в месте пребывания души, (Тисра Тил), а затем постепенного прохождения через промежуточные центры по ту сторону БУНК-НААЛ, перевернутого трубообразного прохода, пока он не достигнет конечной стадии совершенства - единства со своим Источником.

Здесь может возникнуть вопрос относительно необходимости единения души со Сверхдушой, если обе по существу представляют одно и то же и уже запечатлены одна в другой.

Теоретически это верно, но многие ли из нас сознательно понимают это и практически претворяют в жизнь это знание и осознание? С другой стороны, душа всегда следует за лидерством разума, разум - за чувствами, а чувства - за чувственными объектами, в результате чего душа, постоянно, век за веком соединенная с разумом и чувствами, полностью утратила свою собственную индивидуальную (неделимую) идентичность и во всех практических намерениях отождествила себя с разумом. Именно эту завесу невежества, возникшую между душой и Сверхдушой, нужно устранить, чтобы дать возможность душе стать самой собой, осознать свою собственную природу, затем искать свой настоящий дом и достигнуть жизни вечной. Все религии были первоначально задуманы человеком единственно с этой целью, но, к сожалению, с течением времени человек постепенно уносится прочь от реальности и становится рабом своих собственных творений и религий, так как религии вырождаются в узаконенные церкви и храмы, в жесткие кодексы морального и общественного поведения, которым недостает живого контакта и пульсирующего жизненного импульса их основателей.

“Я не знаю болезни души, кроме невежества”, - говорит Бен Джонсон. Как устранить завесу невежества - это проблема всех проблем. Мы позволили ей вырасти в непроницаемую скалу, слишком крепкую, чтобы быть разрушенной. Однако, мудрецы предоставили разные средства, чтобы разорвать непроницаемую иначе завесу, такие как ДЖНАНА ЙОГА, БХАКТИ ЙОГА, КАРМА ЙОГА и другие методы. Свет истинного знания, который позволяет увидеть Джнана Йога, способен рассеять тьму невежества, как зажженная свеча может рассеять мрак в темной комнате. С помощью Бхакти Йоги можно сменить отношение ненависти, отделенности и двойственности на отношение любви ко всем, единства и единения со всеми живыми созданиями и посредством этого утвердиться во всеохватывающей любви ко всем. Наконец, с помощью Карма Йоги можно искоренить чувства эгоизма, эгоцентризма, самовозвеличения и любви к себе, заняться благотворительностью филантропии и тому подобными делами, которые могут быть полезны человечеству в целом, видеть отражение вселенной в своем “я” и отражение своего “я” во всех других, реализовав в конечном счете принцип Отцовства Бога и братства людей. Таковы, в основном, три пути, или скорее три аспекта интегрированного пути головы, сердца и рук, посредством которых можно достигнуть желаемой цели - единства души со Сверхдушой. Для удобства их можно кратко называть процессом самообладания, самовозвышения и самопожертвования, ведущим в конечном счете к “Космическому Сознанию”, или к осознанию всепроникающей Реальности как базиса всего существующего.

Задача в каждом случае одна и та же, и каждый стремится к той же самой цели, хотя на начальных стадиях каждый из них начинает с дуалистического отношения. Начинается с дуализма, а кончается не-дуализмом (адвайтизмом); и для этого можно выбрать путь божественного знания, всеобщей любви и преданности или бескорыстного служения человечеству.

Цель всегда остается той же самой,

Хотя стреляющих в цель может быть так много.

Раджаб

Например, в Джнана Йоге необходимо развить способность распознавания, чтобы быть способным отличить АГЬЯН от ГЬЯН, т.е. невежество от истинного знания, иллюзорный характер Майи от Брахмана. Когда убеждаешься в последнем, получаешь проблески того, что везде - только всепроникаюший Брахман в Его беспредельной сущности, внутренне присущей всем формам и цветам, которые извлекают свой узор и оттенок только из этой сущности. Такое восприятие является рассветом истинного знания и божественной мудрости.

В Бхакти Йоге подобным же образом мы начинаем с двойственного принципа БХАГАТ и БХАГВАНТ, или преданный и божество, и преданный постепенно утрачивает свое маленькое “я” и видит свое божество всепроникающим, а его собственное “я” распространяется настолько, что охватывает все целиком, как его собственный ИШТ-ДЭВА (божество).

“Кто бы ни вошел в соляную шахту, начинает просаливаться.” Как вы мыслите, такими вы и станете. Опять таки, в Карма Йоге можно войти в КАРМА КШЕТРА, или поле действий, начиная под воздействием какой-то побуждающей силы, но с течением времени познается ценность бескорыстной Кармы. Когда Кармы выполняются ради них самих, без какой-либо привязанности к плодам их, то связывающее действие исчезает, и силой привычки постепенно становятся НЕХ-КАРМА (бездействие в действии) или неподвижной точкой в вечно вращающемся колесе жизни.

Таким образом, когда с периферии своего существа человек достигает центра своего существа, он достигает бездеятельности в действии и освобождается от сковывающего действия Кармы.

1.1. Что такое врити

Когда поток, исходящий из духа, наталкивается на какой-нибудь объект, например, физический предмет, ментальное чувство, мысль или чувственное ощущение и возвращается к своему источнику, это называется ВРИТИ. Врити создает модуляцию в веществе разума. Все наше знание о мире снаружи и внутри приходит от врити, или лучей мысли. Луч света, отраженный от объекта или исходящий из него, проходит через глаза в мозг, где он превращается в мысленные впечатления, которые делают нас осведомленными об объекте.

Врити бывают пяти видов:

1. ПАРМАН: взаимоотношение между чистой душой и ПРАКРИТИ, или Природой, называется ПАРМАН. В каждом проявлении чистая душа находит в основе свою собственную сущность, и ничто не существует отдельно от Нее.

2. ВИПРЕХ: взаимоотношение между познающей душой и Пракрити, или объектом Природы, называется Випрех. Она обманывается и принимает проявленную форму за действительность, но остается скептичной относительно единого и активного жизненного принципа в основе.

3. ВИКАЛЬП: это взаимоотношение, которое душа, управляемая разумом, имеет с объектами, вызывая сомнения и иллюзию по отношению к самим объектам, их существованию, их внутренней природе и жизненному принципу в их основе.

4. НИДРА: это отношение, которое душа, покрытая праной, имеет с объектами. Оно включает в себя похожие состояния сна со сновидениями и глубокого сна, невзирая на существующее окружение.

5. СМРИТИ: взаимоотношение воплощенной души с объектами мира на физическом плане.

Все эти врити создают множество преград на пути души, жаждущей понять свою истинную сущность и природу, которая в действительности есть не что иное, как сущность Бога. Поэтому Кабир говорит: “Душа - из той же самой сущности, что и сущность Бога.”

Подобным же образом и мусульманские святые выражают ту же мысль, когда говорят о душе как об АМАР-И-РАББИ, или указе Бога.

Если бы только очистить ЧИТ от врити (ЧИТ ВРИТИ НИРОДХА, как это называют), ничего бы не осталось, кроме чистой сущности Божественного. Отсюда часто повторяемые прославленные изречения о йоге:

ЧИТ ВРИТИ НИРОДХА (очищение разума от умственных колебаний)

есть сущность йоги.

Патанджали

Единение души и Сверхдуши есть йога.

Яджнавалкья

Выпутывание души из материалов жизни

Путем снимания с нее окутывающих ее покровов есть йога.

Мачхандра Натх и Горакх Натх

Самый легкий, наиболее древний и естественный путь получить плоды йоги, которому учили Кабир, Нанак и другие до и после них - это путь Шабд Йоги или Сехадж Йоги, который давали Учителя-святые с незапамятных времен. Когда дух способен с помощью практики духовной САДХНЫ сбросить одну за другой различные оболочки, он становится чистым духом, совершенным в себе, сознательной сущностью, самосущей и самосветящейся, вечно одинаковой и вечно свободной. Согласно учениям святых, йога - это общение души со святым Словом (Богом в проявлении), Силой Бога или Духом Бога: ШРУТИ, СРАОША, КАЛЬМА, НААМ или Святым Духом, как по-разному определяли его мудрецы в разное время.

1.2. Душа и Сверхдуша

1. Душа - есть Реальность и Сущность. Она - одна, а также всеобщность. В одном всегда существует иллюзия множества, а целое означает существование в нем множества частей. Идеи части и целого идут рука об руку, и обе - как часть, так и целое - характеризуются подобием своей сущности, своей природы.

2. Сущность предмета имеет свою собственную атрибутивную природу; одно нельзя отделить от другого. Как сущность находится в одном и во множестве, так же и с ее атрибутивной природой.

3. Сущность вещи - это ее ДЖОХАР, само ее жизненое дыхание. Это единственный первичный принцип, который пронизывает все и является реальностью за всеми формами и цветами. Этот активный жизненный принцип является самим источником творения и называется по-разному: в тонком мире - ПРАКРИТИ, в причинном - ПРАДХАН, а в физическом мире - МАЙЯ, или материя.

4. Атрибутивная природа предмета - это его неотъемлемая составная часть, которой присуща его природа. Возьмем случай со светом. Можно ли представить себе свет без солнца или излучающуюся жизненную силу без замечательно здорового человека? Одно не существует без другого, оба неразделимы и полностью заключены одно в другом.

5. Любая попытка считать эти два предмета, природу и ее сущность, разделенными, хотя бы в воображении, приведет нас к идее дуальности. Лишь в терминах этой дуальности можно рассматривать творение отдельным от творящего принципа как результат внешней игры двойственных сил духа, называемых материей и душой. Научные исследования сейчас также пришли к неопровержимому выводу, что вся жизнь есть единое непрерывное существование на разных уровнях; а то, что мы называем инертной материей, есть не что иное, как энергия на своей самой низкой ступени.

В самой Природе, как на тонком, так и на причинном плане, эти два принципа всегда в действии: на тонком плане - БОГ и ПРАКРИТИ, на причинном - БОГ и ПРАДХАН, в физической вселенной - ДУША и МАТЕРИЯ. Творение везде является лишь результатом влияния одного на другое.

6. Итак, душа - это жизненный принцип и коренная причина в основе всего, ибо ничто не может проявиться без нее. Она производит оживляющее действие и сообщает свой жизненный импульс казалось бы инертной материи путем контакта с ней. Именно жизнь и свет оживляющего импульса души позволяют материи принимать множество форм и цветов с их разнообразием образцов и типов, которые мы видим во Вселенной.

7. Этот жизненный поток, или душа, предельно тонок, это самосветящаяся искра Божественного Света, капля из Океана Сознания без начала и конца; вечно одинаковое, неизменное постоянство, безграничное, совершенное в Себе, вечно существующая и все ощущающая сущность, присущая любой форме, видимой и невидимой, ибо все предметы проявляют себя благодаря Ей. Нет ничего, что не сотворено Ею.

Один остается, множество меняется и уходит,

Жизнь, как купол из многоцветного стекла,

Пятнает белое сияние Вечности.

Шелли

8. Как солнце распространяет в мир свои лучи, как океан несет на своей поверхности пузыри, рябь, волны, потоки и течения, как лес состоит из бесчисленных деревьев, так и Сверхдуша, или Бог, если смотреть на Него через Его творение, кажется расщепленным на множество форм, демонстрирующих и отражающих свет и жизнь Бога в богатой панораме разнообразия цветов. Хотя дух Его пронизывает все в равной мере, как нить множество бус, Он, беспристрастный, остается в стороне от всего в Своей собственной полноте.

9. Первая проекция духовного потока, исходящего из Бога вниз, приводит к проявлению эфира (АКАШ), который является самым тонким из элементов, распространенным повсюду в пространстве. Он имеет два аспекта. Один - аспект духа, или души, остающийся непроявленным в эфире, а другой аспект - проявленного эфира, в котором есть две силы, положительная и отрицательная, дальнейшие сочетания которых проявляют воздух (ВАЮ), и точно таким же путем проявление воздуха порождает огонь (АГНИ), а проявление огня производит воду (ДЖАЛ), а проявление воды ведет к образованию земли (ПРИТХВИ), в то время как дух каждого элемента, в сущности один и тот же, остается везде непроявленным.

Таким же способом, как описано выше, тот, кого мы называем Богом, имеет сущностную Божественность, абсолютную и лишенную образа - жизнь и дух Вселенной - и в то же самое время саму Вселенную с ее разнообразными созданиями, в разнообразии их форм и цветов, появляющимися и исчезающими, как волны на море жизни. Непроявленный и безличный Бог лишен всех атрибутов, в то время как Его индивидуализированные лучи, проявленные в бесчисленных формах и цветах в результате постоянного контакта с МАЙЕЙ, ПРАКРИТИ и ПРАДХАНОМ (физическим, тонким и причинным) чувствуют себя, из-за неведения своей истинной природы, ограниченными и отделенными друг от друга и, вследствие этого, они втянуты в сферу неумолимого Закона Кармы, или Закона Причин и Следствий, который влечет за собой последствие за каждое дело, каждое слово и каждую мысль. Что не исполняется в одной жизни, исполнится в другой, и так гигантское колесо жизни и смерти, однажды приведенное в движение, продолжает непрерывно вращаться силой своей неистощимой инерции.

В этом заключается различие между индивидуализированной душой с одной стороны, и Великой Душой Вселенной (называемой Богом) - с другой; одной - связанной и ограниченной, а другой - без оков и пределов.

1.3. Пракрити, или материя

Термин ПРАКРИТИ - сложный и состоит из санскритского корня ПРА первый, и КАР - действовать; таким образом, ПРАКРИТИ означает “первичная материя” (скрытая энергия), которая, при воздействии на нее положительной духовной силы, порождает множество форм, видов и типов в огромном творении Великого Создателя. Это называется МАЙЯ, и все, что можно увидеть и ощутить чувствами, подпадает под категорию материи, или ПРАКРИТИ. Как объяснялось выше, материя - это скрытая энергия на ее самом низком уровне, которая приобретает активность и становится способной принимать множество различных форм, которые мы воспринимаем как явные. Этот переход от пассивности к активности энергии ведет к творению или проявлению непроявленной до этого духовной силы.

БРАХМАН, или духовная сила, приходит к бытию только через грубый покров (КАЯ).

Подобно тому как общность кажущихся индивидуализированными душ образует Сверхдушу (Бога), так же и могучий лабиринт созданных существ и вещей различных форм и цветов в своей общности называется ПРАКРИТИ.

Пракрити саму по себе нельзя ощутить чувствами, у нее самой нет никакого существования, она проявляется только тогда, когда на нее действует духовная сила. Как у лучей солнца нет существования отдельно от солнца и они появляются лишь когда солнце встает над горизонтом, так и Пракрити в соединении с жизненным импульсом принимает бесчисленные образы и формы, которые выше человеческого понимания, и Одна невидимая душа, кажется, порождает многообразие индивидуализированных частей с различными именами и разнообразных видов, которые не описать и не счесть.

Йоги насчитывают пять КОШ, или окутывающих оболочек, которые скрывают духовный поток при его спуске вниз; они изобрели и сформулировали способы и средства устранить их. Эти коши, или оболочки, вкратце можно описать так:

1. ВИГЬЯН-МАИ КОШ: оболочка из мыслительного аппарата или интеллекта с ее двумя фазами: одна имеет отношение к знанию (ГЬЯН) на физическом плане, а другая - к просветлению (ВИГЬЯН) на духовном плане. Это первая оболочка, в которую завертывается дух, когда он вступает в контакт с тонкой материей, называемой Пракрити. Свет души, который отражается в интеллектуальном центре, приводит в действие то, что называется интеллект, состоящий из внутреннего духовного восприятия и внешнего познания. Душа вместе с этой отраженной интеллектуальной способностью становится как познающей, так и воспринимающей.

2. МАН-О-МАИ КОШ: это второй покров, или оболочка, в которую интеллектуализированная или познающая душа завертывается при дальнейшем интенсивном контакте с Пракрити, которая теперь начинает отражать также и вещество разума; и с этой дополнительной способностью душа становится склонной к разуму и постепенно разум овладевает ею.

3. ПРАН-МАИ КОШ: покров из ПРАН (жизненных энергий) составляет третью оболочку вокруг души. Когда мыслящая (познающая) душа, связанная разумом, продолжает давить на Пракрити (материю), она начинает вибрировать пранами, которых существует десять типов в соответствии с их различными функциями. Это делает познающую, связанную разумом душу ПРАН-МАИ, т.е. приведенной в движение оживляющим эффектом.

4.АННА-МАИ КОШ: когда познающая, связанная разумом и импульсивная душа действует на Пракрити, она выковывает там еще один вид покрова оболочку АННА-МАИ. Это последняя из пяти оболочек, и для ее поддержания она начинает чувствовать постоянную необходимость в АННА, или продуктах питания и других чувственных объектах. Эта оболочка АННА-МАИ представляет собой внутреннее содержание физического тела (грубой материи), которое фактически является ее внешним проявлением; она продолжает окутывать душу даже тогда, когда ее внешняя форма, то есть тело, разлагается и распадается.

Существование этого грубого физического тела зависит от здорового состояния АННА-МАИ КОШ внутри него.

Некоторые души, даже когда они сбрасывают внешнее физическое тело, продолжают страстно желать пищи из-за АННА-МАИ КОШ, гоняются за мирскими удовольствиями и продолжают часто посещать жилища людей в своих скитаниях ради удовлетворения своих врожденных желаний. Именно для удовлетворения этих страстных желаний физически развоплощенных душ индусы совершают ПИНД ДАН и САРАДХИ, делая примирительные подношения для МАНЕС или ушедших душ, чтобы они могли обрести покой и мир.

5. Однако, первая и главная из этих Кош, или оболочек - АНАНД-МАИ КОШ (БЛАЖЕНСТВО), почти интегральная часть самой души. Она - самая тонкая из оболочек, подобно тонкому покрову над зажженным канделябром. Ее можно ощутить немного, когда после глубокого сна без сновидений (СУШУПТИ) при пробуждении сохраняется смутная мысль об АНАНДЕ, или блаженстве, которое было пережито в этом совершенно спокойном состоянии отдыха.

Таковы пять Кош, или ХИДЖАБ (завес или одеяний), как их называют мусульмане, и они окутывают душу, одна в другой. Цель или задача всех йог - постепенно высвобождать душу из этих оболочек, одна за другой, пока она, наконец, не освободится от них всех и не вернется к своему исходному, первоначально великолепному состоянию самосветимости (СВАЯМ ДЖИОТИ), которая не меньше, чем у нескольких солнц, вместе взятых. Это - стадия АХАМ БРАХМ АСМИ или “Я есть Брахм”; когда она достигается кем-либо, он не только чувствует свое единство с Богом, но и действительно приветствует Бога словами “АЯМ АТМА БРАХМА” - “О Боже! Я - из той же сущности, что и Ты.” Большинство систем йоги считает это венцом всех духовных усилий. Это, фактически, самая высокая и последняя стадия самореализации (самопознания), но это еще полпути в духовном путешествии; стадия, не имеющая большого значения, ибо именно отсюда редкая душа начинает движение к наиболее желанной цели полной реализации Бога, поскольку именно КХУД ШАНАСИ (Самопознание) постепенно ведет к КХУДА ШАНАСИ (познанию Бога).

Самопознание и фактическая самореализация - кульминационная точка процесса самоанализа, без которого невозможно достичь Божественности и войти в Царство Божие. В этом процессе инверсии и обращения духа внутрь посредством подъема над телесным сознанием и освобождения духа от щупалец тела и разума самым легким, самым быстрым и надежным является процесс соединения с ШАБДОМ, или Звуковым Потоком (Святым Словом), и это - единственное средство Богопознания. Этот наиболее древний путь, известный миру, появился в нем на рассвете самого творения. Он - современник Человека с того дня, когда тот оказался отделенным от своего Отца Небесного. Все великие Мастера человечества давали это Слово своим ученикам. Это - крещение Святым Духом, как выражался Христос.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...