Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Часть вторая. Исследование Сурат Шабд Йоги 3 глава




Достоинства асан

Кроме помощи в контролировании разума, устойчивая асана имеет много достоинств, и они могут быть классифицированы следующим образом.

1. Физические достоинства:

а) мышечная и артериальная системы приводятся в надлежащий порядок;

б) все тело заряжается здоровьем, силой, излучающейся жизненной энергией;

в) пупковый центр в теле полностью обеспечивается теплом, которое помогает в пищеварении;

г) праны, или жизненные энергии в теле, начинают функционировать с регулярным и ритмичным движением;

д) бесстрашие, мужество и сила воли приходят сами по себе;

е) получают контроль над телом и никогда не чувствуют усталости, подавленности и удрученности.

ж) у того, кто ощущает внутреннюю радость и бодрость духа, лицо сияет здоровьем.

2. Ментальные достоинства:

а) разум становится устойчивым и устремленным, приобретается привычка работать с фиксированным вниманием;

б) свежесть разума;

в) быстрое понимание и ясность видения;

г) развивается воображение и улучшается сосредоточение внимания, или ДХИАН;

д) развивается привычка глубокого и сосредоточенного размышления над трудными для понимания духовными проблемами.

3. Духовные преимущества:

а) с помощью ухода физического сознания благодаря устойчивости тела, человек постепенно поднимается над парами противоположностей или состоянием двойственности, то есть голодом и жаждой, теплом и холодом, привязанностью и непривязанностью, и так далее;

б) легко пересекая состояние ТАМОГУН (инертности) и РАДЖОГУН (беспокойства), человек приобретает состояние САТОГУН (покоя и уравновешенности).

Несколько предосторожностей обычно рекомендуется, чтобы обезопасить садхака от возможных осложнений или препятствий. Он должен практиковать асаны в уединении, чтобы они никогда не стали для него средством показать свою виртуозность аплодирующей публике. Ему также желательно избегать близости к огню, компании женщин, нежелательных друзей или чего-либо подобного, в чем может заключаться риск для его тела или умственного равновесия. Он должен также избегать злоупотребления в пище и питье, а также поста; так как первое обременяет тело и отвлекает его энергии, а второе подрывает жизненность. Это и есть срединный путь, которому Будда учил своих учеников, как он сказал в своей первой проповеди:

“Чувственность обессиливает, потворствующий себе человек - раб своих страстей, и искание удовольствий - унизительно и вульгарно.”

“Страдая, изнуренный аскет производит смущение и нездоровые мысли в своем разуме. Убиение плоти не способствует даже мирскому знанию, насколько же меньше - победе над чувствами.”

Правило золотой середины, относящееся ко всему, применимо также к упражнению. Понимающий садхак не будет ни рассеивать свои энергии в сверхнапряженном упражнении типа поднятия тяжестей, бега, прыжков в высоту или в длину, ни притуплять их до летаргии. Короче, умеренность и простота должны быть лозунгами его жизни.

Те, кто специализируется в Хатха Йоге или также в Прана Йоге, далее устанавливают следующие условия своей повседневной жизни:

а) уединенное место на умеренном уровне;

б) крытая соломой хижина, желательно квадратная по форме, среди естественного пейзажа и зелени;

в) в ней должна быть кирпичная или деревянная платформа (такхат) для сидения;

г) сидение должно быть покрыто пальмовыми листьями или сухой травой, шерстяным ковром или шкурой оленя;

д) место должно быть выбрано так, чтобы иметь ровный, умеренный климат круглый год;

е) нужно упражнять тщательную умеренность в диете и напитках, желательно одну порцию овсянки в день;

ж) никому постороннему не должно разрешаться посещать святыню.

ГХЕРАНДА САМХИТА, хорошо известный трактат по йоге, дает детальное описание асан и связанных с ними практик, то есть МУДРА и БАНДХА. МУДРА - это закрытые позы, а БАНДХА - фиксированные позы. Первые, будучи психофизическими по природе, обычно называются ЖЕСТАМИ, а вторые, будучи чисто физическими по природе, являются лишь СОКРАЩЕНИЯМИ МЫШЦ и используются как уловки для удержания пран в определенных местах.

В то время как есть достаточно большое число мудра, бандха немногочисленны. Хорошо известные мудры, или жесты, таковы: 1) МАХА МУДРА (великий жест), МАХА БАНДХА, 3) МАХА ВЕТХА, 4) УРГЬЯН (УДЛЬЯМ), 5) КХЕЧАРИ (движение в пустоте), 6) ВАДЖРОЛИ, 7) ДЖАЛАНДХАР, 8) МУЛВАНТ, 9) ВИПРИТ КАРНА (САУВАНГ), 1О) ШАКТИ ШАЛАНА или ПРИТХВИ, АМБХАВИ, ВАЙШВАНАРИ, ВАЯВИ и АКАШИ, соответствующие пяти элементам: земля, вода, огонь, воздух и эфир. Вдобавок к ним есть еще другие, такие как НАБЛО МУДРА, ЙОНИ, МАНДУКИ, КАКИ, МАТАНГИ, БХУДЖАНГИНИ, АШВИНИ и т.д. Другие, не перечисленные, являются модификациями этих.

Мы можем кратко описать некоторые из них:

1) АШВИНИ МУДРА. Как указывает название, она состоит в чередующемся расширении наружу и сжатии внутрь мышц прямой кишки глубоким вдохом и выдохом, как делает АШВИНИ или кобыла после выбрасывания кала. Это помогает в очищении кишок, толстой кишки и стенок, и в изгнании ядовитых газов.

2) ВАДЖРОЛИ МУДРА. Она состоит во внутреннем очищении половых органов орошением главных проходов прежде всего насыщением кислородом или воздушной ванной с помощью катетера, а затем орошении их водой, смешанной со слабым антисептиком. Это выполняется процессом НАУЛИ или с помощью пульверизатора или душа. В своей высшей технике, нужно удерживать извержение своих половых выделений и вновь поглощать их в организм.

3) КХЕЧАРИ МУДРА (движение в пустоте). Она состоит в поворачивании языка назад и вдавливании его глубоко в горло. Упражняющийся расщепляет свой язык в форме вилки, как у змей. Эти вилкообразные языки затем омываются смешанной жидкостью из молока, очищенного масла и золы; а затем с праническим упражнением он закрывает или затыкает две дыры позади ноздрей кончиками раздвоенного языка и остается поглощенным в этом состоянии дни напролет; и, как змея или черепаха, он может продолжать пребывать в бессознательном состоянии до такой степени, что не может сам возвратиться в сознание без помощи извне.

Весь процесс очень сложен и не может выполняться мирянином безнаказанно, без помощи совершенного йога. Как указывает название, разум остается поглощенным в КХЕ (пустоте), как язык в пустоте глотки.

Но этот тип самадхи - не настоящее самадхи с пробуждением в космическом масштабе и сверхкосмическом состоянии, а лишь род транса, в котором полностью теряют самосознание. Это не цель истинной йоги, которая направлена на ЧАЙТАНЬЯ САМАДХИ в отличие от ДЖАР САМАДХИ. Хатха йог с помощью практики этой мудры может, собрав свои праны в САХАСРАР, закрыться в ящике, который может быть закопан на месяцы. Этот вид Джар Самадхи не приносит какого-либо сверхчувственного знания, мудрости и осознания, характеризующих полное пробуждение, или Чайтанья Самадхи, которое достигается, когда сила сознания полностью утвердилась в своей истинной природе, и которое может быть прекращено по желанию. Это есть КАЙВАЛЬЯ, или состояние вечного унисона с космической и сверхкосмической жизнью, в отличие от камнеподобного, инертного состояния.

Для развития концентрации можно практиковать следующее:

1. АГОЧАРИ МУДРА (незаметный жест). В ней нужно сидеть в своей асане с концентрацией, фиксированной на кончике носа.

2. БХОЧАРИ МУДРА (жест пустоты). В ней внимание сосредоточено на пустоте, пространстве на четыре пальца вниз от кончика носа, до которого доходит дыхание.

3. ЧАЧАРИ МУДРА. Она называется жестом черной пчелы, так как в ней разум должен быть фиксирован на черном пятне позади глаз.

Занимаясь контролем дыхания, или пранаямой, можно выполнять УНМАНИ МУДРА или КАВАЛА КУМБХАК. Последнее - состояние ошеломленного упоения, а первое - мирного покоя.

Опять же, при выполнении некоторых асан нужно делать определенные мышечные сокращения или узлы с целью контроля жизненной энергии. Эти сокращения или узлы называются термином БАНДХА. Они особенно необходимы при занятии пранаямой. Важнейшие из них:

а) МУЛА БАНДХА (сжатие основного плексуса). Ею АПАНА ВАЮ, или выделительная энергия, закрывается и отводится внутрь и вверх в область праны, что вызывает соединение праны с апаной, дыхательной энергии с выделительной. Она делается давлением на прямую кишку пяткой и сильным втягиванием внутрь дыхания.

б) ДЖАЛАНДХАРА БАНДХА: сжатие шейного плексуса, где встречаются все артерии. Она выполняется давлением подбородка на ямку между ключицами на груди. Она препятствует нектару, идущему вниз из Сахасрара, быть поглощенным огнем в области пупка.

в) УДДИЯНА БАНДХА: она состоит в сжатии мышц пупка, чтобы дать опору легким и желудку во время вдоха и выдоха. Она также заставляет жизненное дыхание течь через тонкий нерв и поэтому известна под именем летучего сжатия.

Совершенство в асанах (АСАНА СИДДХИ)

Есть три признака совершенства в АСАНА СИДДХИ:

1. Во время асаны тело должно быть в состоянии совершенного покоя и расслабления, без всякого движения какой-нибудь его части.

2. Кроме того, нужно подниматься над телесным сознанием и не осознавать даже сенсорных и моторных потоков, которые должны оставаться сами по себе, без всякой мысли о них.

3. Последнее, но не наименьшее, нужно ощущать и действительно наслаждаться счастьем и блаженством внутри.

Можно приобрести Асана Сиддхи, или дисциплину, за год, занимаясь этим регулярно от одного до шести часов в день.

Однако, прежде чем следовать дальше в нашем обзоре Аштанг Йоги Патанджали, мы должны напомнить себе, что овладение асанами и умеренность в жизни должны рассматриваться как средство, а не как цель. Садхак не должен забывать, что физическая культура является подготовкой. Как он использовал этику с ее Яма и Нияма, чтобы очистить свой разум для внутреннего путешествия, так же он должен дисциплинировать свое тело и повседневную жизнь, а затем работать ради своей конечной цели: единства с Брахманом. Это положение нужно подчеркнуть, потому что человеческая природа такова, что следуя трудным путем, часто забывают конечную цель, принимая средства за цель. Многие йоги принимаются за развитие физической культуры так, будто это начало и конец йоги. В таких случаях успех в практике асан и в умеренности потребностей вместо подготовки пути для дальнейшего прогресса приносит с собой чувство гордости и тщеславия, приводя к самодовольству и духовной инерции. Различающий садхак освоит основы этой ветви йоги - секрет здоровья и лучшую позу для медитации - но он не будет пытаться специализироваться в ней или овладеть всеми ее тонкостями, так как он будет знать, что быть поглощенным средствами - значит забыть цель.

Пища

“Какова пища, таков разум”, - гласит древнее изречение, и в нем заключена неопровержимая истина, так как именно пища формирует тело и мозг.

Сатвичная пища играет важную роль в совершенствании тела, которое предусматривается Хатха Йогой, и помогает в проведении любой садханы, или йоговской дисциплины, без усталости, вялости, лени или сонливости. Таблица на следующей странице перечисляет некоторые из продуктов, помогающие йоговской садхане или мешающие ей.

Короче, свежие и зеленые овощи, листья овощей, фрукты и орехи, молоко, масло и ГХИ (очищенное топленое масло) составляют идеальную диету для любого человека. Трехразовое питание считается более чем достаточным. Мы можем отметить, что несвежая, очень пряная, недоваренная или переваренная пища, а также перезрелые, недозрелые или надрезанные фрукты, сладости и конфеты должны избегаться. Также газированные напитки, стимуляторы вроде чая и кофе, а также интоксиканты всех видов не должны употребляться.

Продукты Хатха Йоги

Пища, способствующая йоговской садхане Пища, тормозящая йоговскуюсадхану
1. Ячмень, черный грам (вид гороха), цельный мунг (зеленый грам), рис, тил (кунжутное семя), шакар (неочищенный пальмовый сахар), молоко и молочные продукты, масло и топленое масло - все умеренно. Мот, маш, мусур (чечевица), горошек, необлущенный грам, пшеница, масла растительные и жиры, кислое молоко и творог, несвежее гхи, мясо во всех видах, рыба, птица, яйца и т.д.
2. Черный перец, миндаль,имбирь, смородина, плод лайм - умеренно. Ананас и красная редиска.
3. Манго, виноград, гуава, яблоки, апельсины, инжир, крыжовник, финики и персики - умеренно. Арбуз и какари.
4. Дыня, огурцы - в малых количествах. Тури (тыква), каши-фал (красная тыква), бринджал (баклажан), дамский пальчик и чулаи (амарант - растение типа шпината).
5. Тыква, плайн тури (горная тыква), гхия тури (равнинная тыква), шпинат, парвал (coecinia indica), листья сваран - в малых количествах. Специи, приправы, чилли, перец, соусы и другие кислые продукты, действующие как стимуляторы, острое, горькое и кислое.

2. 2. 3. Пранаяма, или йогическое дыхание

Тот, кто знает прану, знает Веды.

Сантис

Прежде чем иметь дело с пранаямой, необходимо знать, что такое ПРАНЫ (жизненные энергии), их классификацию, функции и т.д. в теле, как они действуют и связанные с ними вещи. Прана - это общая сумма всей энергии, проявленная во Вселенной, общая сумма всех сил в Природе. Тепло, свет, электричество, магнетизм, гравитация и т. д. - все это проявления праны. Все силы, энергии и даже сами праны исходят из одного и того же источника - первоисточника атмана. ПРАН ТАТВА намного выше МАНАС ТАТВА, или умственного принципа, о котором Нанак говорит:

Тот, кто побеждает разум, побеждает мир.

Движущей силой материала разума, как уже сказано, является сила праны, и поэтому регулирование и контроль праны, первичной силы во Вселенной, имеет первостепенную важность и намного выше всех остальных психофизических дисциплин. В ГОРАКХ САМХИТА сказано, что знающий секрет праны знает секрет йоги, так как в ритмичном регулировании праны заключается, главным образом, практический аспект йоги.

Праны классифицируются на пять важных категорий согласно природе их функций:

а) ПРАНА - связана с дыхательной системой. Это дыхание жизни и, как птица в клетке, дает жизненность человеческой системе. Ее местонахождением, говорят, является область между двумя бровями, называемая ЧИД-АКАШ, до этого места простирается поле ее действия.

б) АПАНА - помогает выделительной системе, так как имеет тенденцию течь вниз. Она действует в области ниже пупка.

в) САМАНА - помогает пищеварительным органам. Она названа так, потому что она подводит пищу одинаково ко всей системе. Ее местонахождение - пупок, и она распространяется во все стороны, питая тело в целом.

г) УДАНА - связана с глотанием. Она названа так по ее качеству поднимать, тянуть или направлять дыхание. Ее движение ощущается между пупком и головой. Ее местонахождение - в шее, и она имеет тенденцию течь вверх.

д) ВЬЯНА - помогает в поддержании циркуляционной системы во всем теле. Она воздействует на внутреннее разделение и диффузию, и названа так по ее способности проникать во все тело (вьяпати), как эфирный элемент.

Кроме этих главных пран есть пять других видов меньшей важности, а именно:

1. НАГА - помогающая отрыгиванию или отрыжке.

2. КУРМА - связана с глазами, помогает процессу моргания и вызывает сон.

3. КРИКАЛА - пронизывает лицевые мышцы и распространяется в действии чихания.

4. ДЭВА-ДАТТА - вызывает зевоту и легкий сон.

5. ДХАНАН-ДЖАЙ - связана с работой усвоения.

Эти жизненные энергии пронизывают кожу, кости, мышцы, сухожилия, связки и тому подобное.

Плексусы и чакры

Точка или центр, в которой переплетаются друг с другом несколько нервов, артерий и вен, называется сплетением (плексусом). Аналогично, есть плексусы, или центры жизненных сил, в СУКШАМ, или тонких НАДИ, и они называются ЧАКРЫ или ПАДМЫ. НАДИ - это астральные трубы, сделанные из астральной материи и служащие проходами для тонких пран, через которые они действуют в тонком теле так же, как нервы, артерии и вены в грубом физическом теле. Все эти тонкие трубы, нади, исходят из КАНДА центра, где СУШМАНА НАДИ встречается с МУЛАДХАРА ЧАКРА в основании позвоночника. Самые важные из этих нади - ИДА, ПИНГАЛА и СУШМАНА. Все эти три нади находятся внутри спинного мозга. Ида и Пингала находятся слева и справа соответственно от Сушмана или СУКХМАН. Дыхание обычно течет через каждый около двух часов попеременно. Но когда оно течет через Сушмана (канал АГНИ), разум становится устойчивым. Эта устойчивость, или УНМАНИ АВАСТХА, как ее называют, является высшим состоянием в Раджа Йоге, так как в этом состоянии медитация чудесна. Практика Пранаямы необходима для очищения нади, так как из-за нечистот в них дыхание не может пройти через средний нади.

Грубая прана путешествует в нервах физического тела, а тонкая движется в астральных трубах (нади). Дыхание является внешним эффектом проявления грубой праны.

Существует очень тонкая связь между грубой и тонкой праной. Если разум и прана прекращают вибрировать, никакие мысленные волны не возникают.

Разум функционирует с помощью праны,

Именно от праны (жизни) все произошло.

Чхандогья Упанишад

Когда прана уходит из тела, все органы прекращают функционировать, так как в теле нет большей силы, чем биоэнергия (прана).

Пранаяма: элементарные упражнения

ХАТХА ЙОГА ПРАДИПКА обращает большое внимание на йоговское дыхание, ибо “вся жизнь существует только от дыхания до дыхания”, и сказано, что “тот, кто дышит наполовину, живет только наполовину”. Мы должны, поэтому, развивать голод на воздух, потому что “жизненные энергии являются настоящим pabulum vitae (питание жизни - лат.)”, - говорит Гиппократ. Глубокое дыхание - большая позитивная помощь в самосовершенствовании и помогает в сохранении здоровья, молодости и долголетия. Привычка к сознательному глубокому дыханию дает хорошее упражнение дыхательным органам и обеспечивает свободную циркуляцию крови. Дыхание состоит из попеременного расширения и сжатия, когда воздух втягивается и выбрасывается из легких, что называется вдохом и выдохом. За каждым из них следует задержка на вдохе и выдохе. Итак, пранаяма имеет четыре процесса, а именно: ПУРАКА (вдох), АНТАР КУМБХАК (задержка на вдохе), РЕЧАКА (выдох) и за ним следует ВАХЬЯ КУМБХАК, или СУНЬЯКА, (пауза на выдохе). Это можно делать через обе ноздри очень, очень медленно и нужно повторять это от 1О до 2О раз утром и вечером в течение трех месяцев. Можно начать с Пурака и Речака, а после некоторого времени добавить две остальные фазы пауз (Антар и Вахья Кумбхака) на несколько секунд. Практикой и настойчивостью можно приобрести сноровку в йоговском дыхании. Задержка дыхания по желанию после вдоха или выдоха называется КЕВАЛЬЯ КУМБХАКА.

Пранаяма Сукх Пурвак

(легкая и комфортная форма пранаямы)

Сидя в Падам или Сукх асане, нужно закрыть правую ноздрю большим пальцем правой руки и выдыхать воздух медленно и ритмично в долгом и непрерывном выдохе через левую ноздрю. Теперь левую ноздрю тоже нужно закрыть маленьким или безымянным пальцем правой руки и нужно сохранять Вахья Кумбхак как можно дольше, без малейшего дискомфорта. Затем нужно вдыхать очень, очень медленно через правую ноздрю после убирания большого пальца, после чего следует Антар Кумбхак. Затем порядок обратный. Все эти восемь процессов составляют одну пранаяму. Нужно начинать с пяти - десяти пранаям утром и вечером, на пустой желудок, и постепенно увеличивать их число до двадцати, вместе с увеличенным Кумбхак, или задержки, не вызывая никакого неудобства. Делая пранаяму, можно думать, что ДИВЬЯ САМПАРДИ (Ниямы), такие как милость, сострадание, любовь, мир и радость, поглощаются организмом, а Асурая Сампарди (Ямы), такие как гнев, похоть, жадность, эгоизм, выбрасываются из организма. Было бы хорошо повторять СИМРАН, если пожелаешь, во время пранаямы.

На более высоких стадиях пранаямы жизненное дыхание поднимается в Сушмана Нади и течет к САХАСРАРУ. В первое мгновение движение ощущается как движение муравья, постепенно вырастает в движение лягушки, пока с очищением нади длительной практикой прана не начнет летать как птица.

Есть различные типы контролирующих дыхание процессов:

1. выдох и вдох через оба носовых канала в сочетании с Кумбхака;

2) выдох и вдох через один из носовых каналов за один раз в сочетании с последующей Кумбхака; это называется СУРЬЯ БХЕДАНА и ЧАНДРА БХЕДАНА, когда выполняется через правую и левую стороны соответственно;

3) вдох через оба и выдох через один из носовых проходов за один раз;

4) ШИТКАРИ и ШИТАЛИ - это две формы втягивания и всасывания воздуха через надутые губы, вдоль языка (после закрывания обеих ноздрей) и, после задержки воздуха немного в глубине, выпускание его через ноздри. Это напоминает питье жизненного дыхания через вороний клюв.

5) БХАСТРИКА. Она состоит в быстрой последовательности вдохов через один канал за один раз и затем медленном выдохе последнего дыхания через другой канал и наоборот. Она похожа на работу мехов и поэтому называется “дыхание мехов”, или БХАСТРИКА.

Пранаяма, или йоговское дыхание, может выполняться с пользой и успехом под руководством Гуру, или адепта в методике, теми, кто соблюдает правдивость, воздержание, умеренность в диете, трезвенность, смирение и терпение, не употребляет никаких наркотиков и, превыше всего, свободен от болезней сердца и легких, а также врожденных расстройств.

Великое достижение пранаямы - пробудить и привести в полное действие свернутую кольцами змеевидную силу Кундалини, лежащую в дремлющем состоянии в центре основания позвоночника. При ее подъеме выше и выше по Сукхман различные тонкие центры в тонких нади становятся освещенными, пока она не достигает Сахасрара, источника света. С уничтожением пелены над Сиянием Вечности разум быстро становится поглощенным, и концентрация следует сама собой.

Контроль мышц и нервов с помощью практики асан - это лишь подготовительная стадия, а настоящая техника йоги начинается с использования жизненных пран, или десяти движителей в теле.

Пранаяма приносит ЧИТ ШУДХИ, МАНАС ШУДХИ и НАДИ ШУДХИ, и посредством их делает устойчивым разум и помогает в концентрации, а также в разрушении покровов, коша, на душе. Она устраняет все желания, улучшает решимость и помогает в сохранении БРАХМЧАРИИ (воздержания), в достижении ЭКАГРАТА (сосредоточенности) и КУМБХАКА (состояния покоя), с или без ПУРАКА или РЕЧАКА - процессов вдоха и выдоха.

Пранаяма должна делаться после ответа на зов природы (туалет) и после тщательной прочистки ноздрей или носовых каналов чистой и тепловатой водой и полоскания горла.

Она должна выполняться в одиночестве, в сидячей позе, в комнате с открытыми окнами, чтобы впустить свежий воздух, и с закрытым ртом. После пятнадцати минут практики хороша чашка молока. Нужно избегать ванны (купания) сразу после таких упражнений.

Цель пранаямы - сдержать врити разума и сделать вещество разума устойчивым, как пламя лампы в безветренном месте. Все АБХЬЯС, или практики, направлены на приведение разума к его источнику - ХИРДЕЙ ГУХА - и поглощение его в атмане.

Злые врити разума можно устранить культивированием хороших врити, чтобы заменить похоть (кам) воздержанием (брахмчария), гордость (мадха) смирением (нимрта), жадность (лобх) удовлетворенностью (сантош), скупость - великодушием, иллюзию - различением, неискренность - искренностью, непостоянство - решимостью, надменность - вежливостью, зависть - благородством, привязанность - непривязанностью, враждебность - дружественностью и т.д.

Ведантический метод состоит в обрезании ветвей САНКАЛЬПА с дерева разума (манас), а затем уничтожении самого дерева обрезанием корней в эго.

Пранаяма как форма йоги (Прана Йога)

Важность пранаямы как неотъемлемой части Хатха Йоги и Раджа Йоги так велика, что некоторые стали считать ее саму по себе независимой формой йоги и дали ей название Прана Йога.

Как уже объяснялось, нади Ида и Пингала, начинающиеся от СВАДХИСТАН ЧАКРА, центра жизненного дыхания, идут спирально вокруг центрального нади, Сукхмана, и кончаются в левой и правой ноздре соответственно. Ида находится под влиянием Луны, а Пингала - под влиянием Солнца. Ида имеет изобилие влаги Луны и представляет женский принцип, а Пингала имеет энергию Солнца и представляет мужской принцип в природе. Обе эти нади, негативная и позитивная, работают под воздействием ПРАКРИТИ и ПУРУШ, т.е. материи и души в сочетании.

Когда Пингала Нади, находящийся под влиянием энергии Солнца, находится в активном движении, пища принимается легко и быстро усваивается. Когда Ида Нади начинает действовать, он приносит силу и жизненность организму, помогает в развитии тела и телесных мышц и т.д. Именно под влиянием обоих этих небесных тел, действующих через эти нади, происходит дальнейший рост в природе и в человеческих существах - и мужских, и женских. Влага Луны помогает произведению РАДЖ в женщинах, а жизнедающая энергия Солнца - ВИРАДЖ, или семени, в мужчинах.

В дневное время солнечный нади (Пингала) действует большую часть времени, и поэтому пищу нужно принимать, когда жизненная энергия Солнца находится в активном движении, так она легко растворится в организме и станет источником силы. Пища, принятая ночью, после захода Солнца, может создать лишний вес и жир в теле, желудочные расстройства, которые могут привести к нарушению равновесия элементарных составляющих в теле: КАФ (флегмы), САФРА (жара) и САУДА (газовых вибраций), и т. д.

Праническая дисциплина

Эта дисциплина, вкратце, состоит в развитии:

а) какого-то центра внутри тела, скажем, плексуса сердца, или области жизненных энергий, где пребывает МАНО-МАЙ-АТМАН;

б) некоторого центра вне тела;

в) нужно работать над обоими центрами внутри и снаружи и делать пранаяму между этими двумя центрами;

г) практики ТРАТАК, или тренировки видения (зрения), постепенным переносом внимания извне внутрь и удерживанием его фиксированным на одном из этих внутренних центров некоторое время.

Для развития центров вне тела нужно сидеть в уединении и сделать желтое пятно на белой бумаге, которую надо поместить на стол или повесить на стену на уровне глаз. Затем делается тратак, или фиксирование взгляда, на этом пятне, когда действует Пингала нади. Внимание также нужно фиксировать на Звуке Анахат и постепенно быть поглощенным в нем. После такой практики в течение нескольких дней пятно следует заменять голубым, красным, голубовато-белым и, наконец, ярко белым, практикуясь на каждом окрашенном пятне по несколько дней. Цель практики тратак (смотрения на пятно) - иметь ясное видение цветов элементов, представляющих цвета земли, воды, огня, воздуха и эфира, соответственно. Для более быстрых результатов это нужно делать по крайней мере два-три часа ежедневно. Это улучшает зрение и очень помогает во влиянии на других.

Однако, нужно позаботиться о расстоянии между пятном и органом зрения. Для начала пятно нужно расположить на расстоянии около двух футов; после нескольких дней практики расстояние нужно уменьшить до одного и трех четвертей, затем до одного и до полфута. Когда этот тратак развивается во что-то вроде возбуждающей поглощенности, оно может быть поднесено еще ближе к кончику носа. Тогда начинается настоящая садхна (садхана), и постепенно внимание должно быть приведено к корню носа между двумя бровями. Важность этой практики в том, что разбросанные врити должны контролироваться, быть собраны от блуждания извне в неподвижной точке в теле, в местонахождении разума, и обращены внутрь, чтобы привести их в контакт со Звуком Анахат. Это также само собой вызывает ритм в пранах; врити и праны одновременно приспосабливаются сами по себе. С помощью процесса тратак разум и праны становятся гармонизированными, и душа прорывается сквозь мано-маи и пран-маи коши, или покрывающие оболочки.

Достоинства Прана Йоги

Практика Прана Йоги помогает в развитии всех чувственных способностей - восприятия, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Йог может силой своей мысли привлечь себе на помощь из атмосферы все силы, какие захочет, связавшись с ними мысленно. Очень холодной зимой садхак может сидеть в сидх асане с фиксированным на груди подбородком, думать о солнце и начать практику с Пингала, или солнечным нади. Само собой будет генерироваться тепло, и он покроется потом. Тем же путем можно летом в полуденный зной иметь ощущение холода. Все это зависит от силы мысли, при условии знания, как фиксировать свое внимание на местонахождении души. Такова высота Прана Йоги. Можно развить все эти силы, приведя разум и праны на один общий уровень. Сила мысли исходит из разума, и Прана Йога состоит в приведении праны в унисон с разумом на уровне души, или божественном плане.

2.2.4. Пратьяхара, или контроль чувств

(Уход внутрь и абстрагирование)

Это означает изъятие чувств из чувственных объектов. Разум делается чистым практикой яма, нияма и пранаяма, а ПРАТЬЯХАРА дает высшее господство над чувствами. Контроль чувств, поэтому, является главным фактором в йогической науке. До тех пор пока кони чувств не контролируются и не сдерживаются в их сумасшедшей скачке по полям удовольствий и наслаждений, разум, вероятно, не может быть успокоен. Поэтому чувства должны быть убраны с сенсорного плана и защищены от принятия всех внешних впечатлений и влияний. Визуальное восприятие и слух являются двумя основными каналами, по которым мы получаем не менее 88 - 95 процентов наших впечатлений, а оставшиеся 5 процентов или около того приходят от других чувств. Итак, первостепенной важностью является закрытие шлюзов глаз и ушей, чтобы помешать потоку извне войти и наводнить озеро разума. Чтобы решительно закрыть разум от атак чувств, изучающему йогу необходимо удаляться на некоторое время каждый день в “монашескую келью” своего сердца, так как общеизвестно, что мутная вода становится чище сама по себе, если позволить ей отстояться некоторое время.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...