Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Часть вторая. Исследование Сурат Шабд Йоги 6 глава




Что касается использования МАНТРА СИДДХИ, или сверхъестественных сил, приобретенных с помощью эффективности медитации на мантрах, Патанджали в своей ЙОГА СУТРА дает определенное предупреждение:

Они - препятствия для Самадхи, и являются силами

лишь в мирском беспорядке.

Техника в Мантра Йоге

Мантра йога - это йога ритмичного повторения герметически скрытых формул - священных и тайных - подготовленных древними МАНТРАКАРАМИ (адептами в фонетике и силе звуков, включая ультразвук, или звуки за пределами восприятия человека); каждая из них составлена отдельно для привлечения конкретного бога или богини, представляющих те или иные силы природы. Ее можно практиковать с помощью четок РУДРАКША, как делают шиваиты, или четок тулси, используемых вишнуитами, или без них.

Мантры представляют собой вибрации. Самая священная из ведических мантр - ГАЯТРИ. Это МУЛ МАНТРА Вед, и поэтому она считается имеющей первостепенную важность. Говорят, ее сила велика, и ее джапа или повторение предписывается всем индусам с самого раннего возраста. Самым легким и эффективным является священный слог АУМ, символизирующий сам созидательный жизненный импульс, и поэтому большинство мантр начинаются этим священным слогом. Адвайтисты, видящие Силу Бога внутренне присущей всем формам и пронизывающей все, верят в мантру отождествления атмана с Парматманом: АХАМ БРАХАМ АСМИ (Я есть БРАХМАН) и АЯМ АТМА БРАХМАН (Я есть ТЫ); они часто сокращаются до СОХАМ или СОХАНГ и ХАНСА или АХАМ-САХ, означающие соответственно “Я - ОН” и “ОН - Я”. Ведантисты повторяют ОМ ТАТ САТ (АУМ - ИСТИНА и РЕАЛЬНОСТЬ), а буддисты - ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ. Следующими по значению считаются мантры, посвященные или адресованные тому или иному божеству в поклонении, хвале, умилостивлении или мольбе о благах.

Эффективность мантры зависит от ее правильного произнесения, правильной оценки ее важности, которая часто очень глубока, правильной позиции личности, занятой Мантра Йогой, и от компетенции наставника, или Гуру, который овладел не только техникой, но и успешно проявил для себя силу семени, лежащего скрытым в ядре мантры, и может даровать ее как ПРАШАД, или дар милости, своему ученику.

Некоторые из мантр приносят быстрые результаты, некоторые приносят плоды в свое собственное благоприятное время, а некоторые - и в соответствии с заслугой данного индивидуума. Некоторые, однако, запрещенного типа и, следовательно, враждебные по природе, и чаще всего они оказываются вредными.

Кроме того, эффект мантры также зависит от того, как джапа выполняется. Джапа, выполняемая шепотом, считается более похвальной, чем произносимая вслух, а произносимая тихим бормотанием - еще лучше, в то время как МАНСИК ДЖАПА, выполняемая языком мысли, заслуживает наибольшей похвалы.

Джапы тоже бывают различных типов, согласно случаю, сезону и намерению делающего. Например, НИТЬЯ ДЖАПЫ нужно выполнять каждый день как дело привычки. НАМИТТИКА - для определенных церемониальных случаев. ПРАЯШЧИТТА - делается как аскеза для искупления промахов на пути высокой нравственности. Затем, есть ЧАЛА и АЧАЛА джапы, которые могут выполняться в любое время, в любом месте и при любых обстоятельствах, в любом состоянии или позе. Другие требуют особой асаны, места, времени, направления и т.д., вместе с тщательно разработанным ритуалом, т.е. дарением цветов, благовониями, фимиамом, маханием светильником и звоном колокольчика, ХАВАН и ТАРПАН (ритуалы огня и воды), с различными очистительными действиями.

Для успеха в Мантра Йоге необходимо, чтобы садхак соблюдал чистоту внутри и снаружи, имел искреннюю преданность, примерный характер и поведение до того, как он сможет иметь какую-то степень концентрации и созерцания.

Мы наблюдаем подобные практики среди мусульманских факиров, которые практикуют ВИРД, или повторение священных слов, таких как ХУ, ХАК, АНАЛ-ХАК и используют ТАЗБИХ (четки) для этой цели. Христианские монахи также перебирают свои четки и поют гимны и псалмы.

3.2. Хатха Йога

Эта форма йоги имеет дело с контролем тела и телесной активности как средством успокоения разума. Ее цель - сделать человеческое тело достаточно сильным и способным выдержать труднейшие и тяжелейшие условия, сделать его невосприимчивым, насколько возможно, к физическим болезням. Но кроме крепкого телосложения и возможного долголетия с помощью пранаямы, или ХАБС-И-ДАМ, как ее называют мусульмане (контроль и регулирование дыхания), сама по себе она не очень помогает в самореализации, хотя она может в некоторой степени подготовить почву для более высокого типа духовной дисциплины, приводя к ней. Она в некотором смысле является “лестницей к Раджа Йоге”. Она даже не может дать разуму сколько-нибудь большую степень контроля, как это обычно предполагается. Практикой Хатха Йоги можно достичь некоторых сиддхи, или психических сил, с помощью выполнения определенных асан, мудр, бандх или физических положений и поз и практики пранаямы. Эта система включает соблюдение ряда епитимий и аскетических упражнений типа постов и бдений, МАУН, или обета молчания, на месяцы и годы, ПАНЧ АГНИ ТАПАС (сидения с зажженными огнями с четырех сторон и палящим солнцем над головой), стояния на одной ноге, подвешивания себя головой вниз и т.д.

Некоторые из христианских святых доходили до больших крайностей, вроде одевания пробитых гвоздями одежд, власяниц, бичевания тела, порки себя - все это для имитации страданий Христа. Даже среди мусульман-шиитов мы видим следы мучения себя, когда в дни МУХАРРАМ они бьют себя в грудь и по спине ножами, прикрепленными к железным цепям, в память об ужасных страданиях Хассана и Хуссейна, внуков Пророка, которым они подвергались с горсткой своих верных последователей в защиту своей веры в руках своих единоверцев под Язидом на палящих равнинах Карбла. Но все эти ужасные самоистязания, какими бы они ни были героическими, едва ли дают какую-нибудь духовную пользу. Что толку мучить и подвергать пытке тело, когда змей разума лежит, безопасно скрытый глубоко под поверхностью, и продолжает процветать невредимым?

Оставляя в стороне подобные формы самоистязания, Хатха Йога направлена на совершенствование тела как инструмента для более высоких типов йог и, как таковая, может иметь некоторую ценность, чтобы дать возможность телу выдержать стресс и напряжение, вызванные ими. Но даже обычные ХАТХА ЙОГА КРИИ слишком трудны для выполнения и часто ведут к внутренним осложнениям, которые временами оказываются серьезными и неизлечимыми и угрожают жизни.

Эти крии предназначены для очищения артерий и других каналов тела от всех видов накопившихся минеральных отложений, вроде мела, извести, соли и т.д., засоряющих организм и являющихся коренной причиной дряхления и болезней. Этот процесс деинтоксикации и омоложения делается с помощью очистительных действий, называемых ШАТ КАРМА (шесть действий):

1. НЕТИ КАРМА (очищение носа). Кусок тонкого муслина длиной в три четверти ярда скручивается, как шнурок, и покрывается оболочкой из воска. Он просовывается через каждую ноздрю по очереди и вынимается изо рта после небольшого растирания, чтобы очистить их от слизи и т.д. Это полезно для лечения болезней носа и горла. Оно сохраняет голову холодной и улучшает зрение. Страдающие от расстройств носа и глаз или кислотности могут заменить его ДЖАЛА НЕТИ, или промыванием носовых каналов чистой водой.

2. ДХОТИ КАРМА (промывание желудка). Длинный кусок ткани трех дюймов шириной и около семи ярдов длиной макается в теплую воду и слегка выжимается. Его постепенно проглатывают, из горла он проходит в желудок с помощью теплой воды, а два фута другого конца держат в руке. После оставления его на несколько минут и встряхивания живота, он очень-очень медленно вынимается. Это очищает пищеварительный тракт от нечистот, вроде слизи и желчи, и излечивает увеличенную селезенку, кашель и т.д. Это упражнение требует крайней осторожности и внимания, чтобы ткань не запуталась в кишечнике и не привела к серьезным осложнениям, которые могут оказаться даже фатальными. Оно не должно выполняться страдающими от воспаления и болезней горла, раздражения желудка и во время кашля.

3. БАСТИ КАРМА (промывание кишечника). Это своего рода клизма, посредством которой вода втягивается через прямую кишку в нижнюю часть кишечника. После оставления ее там на некоторое время, она встряхивается в стороны и выбрасывается. Оно устраняет запор и удаляет внутренний затвердевший кал, который обычно приклеивается внутри. Добавление немного глицерина в теплую воду делает его полезнее. Оно применяется при болезнях мужского члена и заднего прохода, излечивает газообразные расстройства желчи или лимфы, болезни селезенки и печени. Ежедневное выполнение Басти ослабляет хрупкий кишечник и может воспалить внутреннюю поверхность, поэтому необходимо тщательное руководство в таких делах. Его можно заменить воздушным очищением, если необходимо, втягивая и выпуская воздух вместо воды.

4. ГАДЖА КАРНИ, или КУНДЖ КАРМА. Оно также известно как ШАНКХА ПАШАЛА. Упражнение состоит в набирании полного живота воды, а затем полоскании водой внутри с помощью мышечной активности и выбрасывании ее изо рта, как гаджа, или слон, делает своим хоботом. Для этого выпивают две - три кварты теплой воды и отрыгивают после промывания внутренних органов круговым движением мышц внутри. Оно особено полезно страдающим желчностью или кислотностью.

5. НИЙОЛИ КАРМА (трясение животом). Его делают, сидя прямо в Сиддха или Падма асане с руками, лежащими на коленях. Верхняя часть тела вместе с кишечником затем встряхивается быстро справа налево, чтобы устранить все внутренние нечистоты, приклеившиеся к внутренним стенкам. Это упражнение полезно для избавления от желудочных болезней типа гастрита и газов, высвобождая желудочные секреции. Оно помогает сокращению мышц, которые, в свою очередь, помогают йоговскому дыханию, или пранаяме.

6. ТРАТАК КАРМА (фиксирование взгляда). Это ДРИШТИ САДХАНА и состоит в фиксировании взгляда сначала на внешних центрах, а затем постепенно на внутренних центрах, как объяснялось ранее в разделе “Пранаяма”, где говорилось о Йог Видья и Йог Садхна. С его помощью взгляд становится устойчивым и, когда он обращен внутрь, начинают видеть чудеса внутреннего мира Трикути, высшего неба таких йогинов.

Кроме этих, есть еще два упражнения:

1) КАЛПАЛ ДХОТИ (быстрые вдохи и выдохи) для очищения легких. Оно может с успехом заменить НЕТИ, но должно избегаться в дождливый сезон и при плохом здоровье. Дыхание должно быть быстрым, но не слишком, чтобы не затронуть легкие и дыхательную систему.

2) ШАНКХ ПАШАЛИ. Оно состоит в питье воды ртом и немедленном выбрасывании ее через задний проход, после небольшого встряхивания животом. Оно очищает всю пищеварительную систему, отмывая ее от всех нечистот.

Все эти процессы, если они делаются не под надзором, руководством и контролем адепта в йоговских садханах, чаще всего приносят больше вреда, чем пользы. Нужно признать, что в них есть что-то искусственное и неестественное, и сообщалось о случаях, когда даже адепты пострадали от их выполнения. Поэтому лучше обратиться к естественным методам: простой, здоровой и свежей вегетарианской диете в ее естественной форме, небольшому количеству коровьего молока и гхи, свежей воде, регулярным, но неутомительным упражнениям, глубокому дыханию и т.д., которые свободны от каких-либо опасностей, сопровождающих упражнения Хатха Йоги.

Таким образом, мы видим, что в Хатха Йоге нужно, прежде всего, привести физический дом в порядок, и это делается практикой Шат Карм, или шести предварительных упражнений, описанных выше. После этого, для успешного выполнения этого типа йоги и приобретения опытности в ней, нужно обратиться к следующим дисциплинам:

а) Скрупулезное культивирование Яма и Нияма.

б) Соблюдение САНДЖАМ, или умеренности и дисциплины, во всех фазах жизни, и, в частности, в мыслях, словах и делах.

в) Физические позы: асаны, мудры, бандхи.

г) Пранаяма, или контроль и регулирование дыхательной системы. Все они были объяснены в Аштанг Йоге.

Мы можем сейчас рассмотреть то, что говорят некоторые писатели о месте Хатха Йоги на духовном пути. Шри Йогиндра во Введении к своей “Хатха Йога (упрощенная)” говорит о Хатха Йоге следующее:

“Необходимость этой системы йоги должна была ощущаться в далеком прошлом, когда тренировка и развитие физического становились весьма важной формой дисциплины и контроля умственного, морального и психического. В этом контексте Хатха Йога должна быть и считается методическим подходом к достижению наивысшего в йоге. Поскольку она имеет дело, в первую очередь, с физическим человеческим телом по отношению к ментальному, ей подходит определение физиологической йоги, или ГХАТАСЬЯ ЙОГИ.”

Автор Элейн Даниелу в своей книге “Йога: Метод Реинтеграции” описывает метод Хатха Йоги как реинтеграцию через силу, потому что “’Я’ не в пределах досягаемости слабого”, и, касаясь ее цели и метода, говорит:

“Хатха Йога - это название, данное техническим практикам и дисциплинам, с помощью которых можно взять под контроль тело и жизненные энергии. Как одно из средств йоги, она является первичной подготовкой к пути реинтеграции, существенной для дальнейшей реализации.”

Все трактаты по йоге настаивают, что единственная цель физических упражнений Хатха Йоги - преодолеть физические препятствия на духовном или королевском пути реинтеграции - пути Раджа Йоги.

“Хатха” буквально означает “сила воли” или неукротимая воля сделать что-нибудь или достичь какой-нибудь цели, какой бы необычной она ни могла бы показаться. Значение слова “хатха” Даниелу продолжает объяснять из “ГОРАКША САМХИТА” так:

“Слог ХА представляет Солнце, и слог ТХА представляет Луну, а соединение (йога) Солнца и Луны является поэтому Хатха Йогой.

Космические принципы, проявляющиеся в планетарном мире как Солнце и Луна, обнаруживаются в каждом аспекте существования. В человеке они проявляются, в основном, в двух формах: одна в тонком теле, другая в грубом теле. В тонком теле они проявляются как два канала, по которым наши восприятия перемещаются между тонким центром в основании позвоночника и центром на вершине головы. Они называются Ида и Пингала; один соответствует холодному аспекту Луны, а другой - теплому аспекту Солнца.

В грубом теле лунный и солнечный принципы соответствуют дыхательной, холодной, и пищеварительной, теплой, жизненным энергиям и называются прана и апана. Именно координацией этих двух самых мощных жизненных импульсов, йог достигает своей цели. Что касается дыхания, вдыхаемый холодный воздух называется ПРАНА ВАЮ, а выдыхаемый теплый воздух АПАНА ВАЮ.”

Хатха Йога имеет несомненные достоинства, многие из которых уже описаны в предыдущей главе, когда описывались асаны, пранаяма и пратьяхара. Она закладывает основание здоровой жизни, способной выдержать большие физические нагрузки, с помощью удаления ядовитой и нечистой материи из телесной системы. К йогу смерть приходит не как мучительный конец долгого процесса дряхления, а как осенний лист или зрелый плод; это отделение совершается естественно благодаря внутренней зрелости. Достижение контроля над различными физическими функциями естественно приносит с собой также некоторую степень умственного контроля, так как никакая строгая дисциплина тела невозможна без дисциплины воли, и развитие одной стимулирует другую.

Тем не менее, психические и физические силы, которые Хатха Йога обеспечивает успешному садхаку, не лишены ловушек и опасностей. Вместо того, чтобы держать их в строгой тайне для дальнейшего духовного прогресса или использовать только для самых гуманитарных целей, они часто применяются для завоевания восторга публики и богатства. Не случайно, обычный человек связывает эту йогу с людьми, которые ходят по горячим углям, глотают битое стекло или металлические лезвия, едят головы змей и грызунов, сдерживают едущие машины или позволяют, чтобы грузовики и слоны проходили по ним. Серьезно мыслящий человек, изучающий йогу, наблюдая эти злоупотребления, должен использовать эти практики строго как средства к достижению Раджа Йоги или иначе отбросить их полностью, как еще одно отвлечение от цели, другое средство для балования эго, которым он намеревается овладеть. Хьюстон Смит в “Религиях человека” изложил дело откровенно:

“Некоторые люди заинтересованы, в основном, в координировании своих тел. Нечего говорить, что они имеют своих йндийских двойников людей, которые считают овладение телом своим основным интересом... В то время как Запад искал силу и красоту, Индия интересовалась точностью и контролем, идеально полным контролем над каждой функцией тела... Джулиан Хаксли осторожно высказался, что Индия, кажется, открыла некоторые вещи о том, что тело можно заставить делать, о которых Запад не имеет понятия. Это обширное собрание наставлений включает подлинную йогу, Хатха Йогу. Первоначально она практиковалась как предварительная ступень к духовной йоге, но так как она в основном потеряла эту связь, она не должна интересовать нас здесь. Суждение индусских святых на эту тему может быть принято нами: с телом можно делать невероятные вещи, если это вам интересно и вы согласны посвятить свою жизнь этому. Но эти вещи имеют мало общего с просветлением. Фактически, они вырастают из желания покрасоваться, овладение ими делается из гордости и этим враждебно духовному прогрессу.”

3.3. Лайя Йога

Это йога поглощенности или слияния. ЛАЙЯ буквально означает потеряться в какой-то всепоглощающей идее или преобладающей страсти. Глубокой и постоянной поглощенностью через концентрацию постепенно приходят в состояние забвения обо всем ином, включая само тело, имея только одну господствующую мысль в уме, которая является целью для реализации. Эта навязчивая идея может быть о чем угодно - о мирском приобретении, власти и деньгах, имени и славе, даже о приобретении риддхи и сиддхи, или сверхестественных сил, или, превыше всего, о достижении Конечной Реальности, которую мы называем Богом. Так, есть различные формы и стадии Лайя Йоги; высшей, конечно, является поглощенность созерцанием Бога. Концепцией йогов на этот счет является астральный свет, а средствами к этому - практика мудра, замкнутых поз, многие из которых уже описаны в предыдущей главе, так как Лайя Йога близко соответствует взглядам Патанджали на дхиан. Высший тип созерцания в Лайя Йоге поднимает над телесным сознанием, ведя к Божественной Земле человеческой души - Сахасрару, или штабквартире тонких сфер с тысячелепестковым лотосом, полным огней в пирамидальном образовании. Забвение всего, кроме темы непрерывной медитации - ключ к успеху в этой форме йоги. Это естественный результат пратьяхары и дхарны, ведущих к дхиану, которые, будучи соединены вместе, образуют основу Лайя Йоги.

Йоги верят в двойственные принципы - Пуруш и Пракрити, позитивный мужской и негативный женский принципы - как в Человеке, так и в Природе. В Человеке эта энергия Природы лежит свернутой в основном, в нижнем центре тела, и процесс состоит в пробуждении ее к действию выполнением асан и практикой йоговского дыхания и приведению ее вверх через центральный нади - Сукхман - пока она не достигнет и не вольется в высший центр - Пуруш в Сахасраре - отсюда название “Йога слияния”.

Для успеха в Лайя Йоге нужно полагаться на огни различных элементов, которые преобладают в чакрах, или центрах пинд, физического тела. Так как этот путь слияния разума с чид-акаш не свободен от опасностей, необходимо проделывать его под строгим руководством адепта этой линии.

Лайя Йога принципиально отличается от других форм йоги, которые главным образом имеют позитивный подход через концентрацию или созерцание какого-либо фиксированного объекта. В Лайя Йоге подход негативного типа. Вместо контроля разума, как обычно делают системы йоги, она концентрируется на контролировании Кундалини, жизненной энергии, которая лежит скрытой и латентной, и возможно потому, что она имеет дело с латентностью, она названа Лайя Йогой.

3.4. Раджа Йога

Как указывает и предполагает название, это означает “королевский путь к реинтеграции”, реинтеграции души, сейчас находящейся в состоянии раздробленности, потеряв свою целостность из-за отвлекающего влияния разума, идущего по столь многочисленным внешним каналам. Этот путь дает научный подход к Божественному и лучше всего подходит людям, одаренным научным разумом и научной точкой зрения как на внутреннее, так и на внешнее, приверженным экспериментированию. Она основана на предположении, что истинное “Я” в человеке совершенно отлично и более чудесно, чем то, что обычно предполагается и чем кажется в повседневной жизни, где оно подвержено ограничениям, давящим на него со всех сторон, заставляя его выглядеть для всех практических целей конечным элементом, а не безграничной реальностью, какой оно в действительности является.

Кроме того, эксперименты в Раджа Йоге должны выполняться на самом себе, в отличие от других наук, в которых весь процесс экспериментирования проводится на внешней природе. От Раджа Йога не ожидается принятие вещей само собой разумеющимися или слепое признание авторитета священного писания или чего-то иного. Его путь - это эксперимент на себе в лаборатории разума, и он продвигается медленно, но неуклонно, шаг за шагом, и никогда не останавливается, пока цель не достигнута.

Человек, согласно Раджа Йоге - “слоистая сущность”, и одет во множество оболочек, одна внутри другой, т.е. тело, телесные привычки, образ жизни, унаследованные и приобретенные чувства и пристрастия, жизненные энергии, беспокойный разум с бесчисленными умственными вибрациями, всегда активная воля и эгоцентричность и т.д. - все они образуют коши или завесы, покрывающие атман. Внутри них лежит драгоценность самой Сущности, вечное “Я” под феноменальной личностью. Таким образом, полное освобождение (МУКТИ) состоит в полном избавлении от бесчисленных ограничивающих процессов, окутывающих Бесконечный Океан Созидательного Жизненного Принципа, чтобы иметь всю силу, всю жизнь, всю мудрость, всю радость, все блаженство и все остальное в его полноте. Иными словами, это означает деперсонализацию души, буквально, срыванием личности или маски, которую надевает актер, когда выходит на сцену играть свою роль. Работа Раджа йога - раскрыть Реальность внутри себя, устранив бесчисленные маски или ложные отождествления, и тем отделить великое “Я” от окутывающих оболочек, которыми оно загромождено.

Аштанг Йога, или восьмиричный путь Патанджали, ведет к тому, что широко известно как Раджа Йога. Это лестница, посредством которой достигают НИРБИДЖ САМАДХИ, УНМАНИ, СЕХАДЖ-АВАСТХА или ТУРЬЯ ПАД, которое является венцом всех систем йоги и цветом йоговского искусства. Она имеет дело с тренировкой разума и его психическими силами до той степени, которая может привести к Просветлению, посредством которого достигается истинное восприятие, и человек приобретает уравновешенность, состояние бодрствующего транса. Его душа непоколебимо внутренне фиксирована в своем центре, САМ, даже если он может внешне быть занят мирскими делами, как остальное человечество. Это состояние является кульминацией всех йоговских усилий и практик и, однажды достигнув его, йог, живя в мире, больше не принадлежит миру. Именно так Радж Риши Джанак и Господь Кришна, принц йогов, жили в мире, всегда занятые мирской деятельностью, поддерживая колесо мира в своих руках в постоянном движении, и все же с неподвижным центром, фиксированным на Божественном Плане. Все их действия характеризовались деятельностью в бездействии. Такова вершина системы йоги, состояние, в котором чувства, разум и интеллект приходят к неподвижности. В КАТХА УПАНИШАД сказано:

Когда все чувства успокоены, когда разум находится в покое,

когда интеллект не волнуется - это, говорят мудрые,

есть высшее состояние - Кайвалья Пад

(состояние высочайшей реализации).

Оно направлено на Самадхи (финальный шаг в системе йоги Патанджали), посредством которого индивид деиндивидуализируется и воспринимает внутри себя всеобщность, неограниченную и невоплощенную, безграничную и свободную, всепроникающую, как эфир. Таково видение всех вещей в аспекте вечности.

Здесь были бы уместны несколько слов о состоянии Самадхи. Самадхи может быть сознательным или сверхсознательным. В первом разум осознает объект, а во втором есть внутреннее спокойствие, в котором как будто при вспышке видят и получают настоящее прозрение об объекте, каков он в действительности. Это есть видение души (внутренним духовным глазом), когда наши телесные глаза закрыты, это есть познание прямым и непосредственным восприятием, в отличие от опосредованного знания, т.е. через посредство дымчатых очков чувств, разума и интеллекта. Это состояние “спокойного безмолвия”, далеко удаленного от сводящего с ума внешнего мира. Это мистическое состояние, в котором чит, манас, будхи и аханкар теряют свои соответственные функции, и только освобожденное и деиндивидуализированное “Я” сияет своим собственным ярким светом. Вьяса рассказывает нам об этом состоянии:

Йогу лучше всего можно узнать только посредством йоги,

так как йога проявляется через йогу.

Йога Бхашья, 3:6

Самый священный слог Раджа йогов - АУМ. В Мандукья Упанишад мы имеем детальное описание этого слова. Это то же самое, что Святое Слово в Евангелии от Иоанна. Это КАЛЬМА или БАНГ-И-КАДИМ мусульман, АКАШ БАНИ или ВАК ДЭВИ древних Риши, УДГИТ или НААД Упанишад, СРАОША Зороастра и НААМ или ШАБД Мастеров. Мир и Веды - все произошло от этого слога АУМ. В Гите сказано:

Брамин, повторяющий и думающий об Аум, идет вперед,

оставляющий тело идет дальше к высшему пути.

Господь Кришна говорит о себе:

Я - ОМКАР, Я - ПРАНВА во всех Ведах,

в речи Я - ЭК-АКШРА (Один Слог).

В Упанишадах заявляется:

Аум - лук, разум - стрела, Брахман - мишень. Познай Брахмана концентрацией, попади в цель целенаправленностью зрения (ЭКАГРАТ), а затем как стрела, становящаяся одним с мишенью, индивидуальная душа станет отождествленной с Брахманом.

Единственная вибрация в Брахмане (ЭКО АХАМ БАХУСЬЯМ) создала все локи и этим привела к существованию все планы - духовный, причинный, астральный и физический с их бесчисленными делениями и подразделениями. Физические вибрации в человеке соответствуют одной первоначальной вибрации, которая привела к проекции СРИШТИ, или Вселенной, со всеми ее троицами, такими так БРАХМА, ВИШНУ и ШИВА; САТВА, РАДЖАС и ТАМАС; ДЖАГРАД, СВАПАН и СУШУПТИ, каждый из которых содержится в Ауме, владыке трех миров.

Господь Яма, Бог смерти, убеждая Начикету, сказал:

Цель, одинаково превозносимая всеми Ведами, за которую человек борется посредством всех своих тапа - это, вкратце, Аум.

Аналогично, термин ПРАНВА означает что-то всегда новое и свежее, неизменное и вечное (КУТАСТХА НИТЬЯ), как связь между Шабдом и его значением, в противоположность ПАРИНАМА НИТЬЯ, которое вечно меняется.

Из сказанного выше следует, что каждая из четырех классических форм йоги - не что иное, как неотъемлемая часть системы йоги в целом, данной Патанджали, с особым ударением на том или ином аспекте системы, и что эти формы образуют поступательное развитие от Мантра Сиддхи к Раджа Йоге, где каждый шаг готовит путь для следующей, более высокой стадии на йоговском пути.

Чтобы сделать йогу более осуществимой, в более поздние времена были сделаны различия для разных типов людей, основанные на индивидуальных темпераментах и профессиях. Высоко интеллектуальные люди, которые обдумывают все, очень часто принимали Джнана Йогу, или “Йогу Знания”; людям эмоционального темперамента предлагали Бхакти Йогу, или “Йогу Поклонения”, состоящую из благочестивых упражнений типа пения гимнов и псалмов (как делали принцесса Мира и Чайтанья Махапрабху). Опять таки, занятые прежде всего внешней мирской деятельностью считались лучше всего подходящими для Карма Йоги, или “Йоги Действия”, состоящей из аскез вроде постов и бдений, выполнения ЯДЖНА и других благотворительных дел, похвальных деяний типа паломничества в святые места, чтения святых писаний и т.д., и, превыше всего, пути бескорыстного исполнения долга. Таким путем возникли три типа “популярных йог”, а именно - йоги головы, сердца и руки, т.е. Джнана Йога, Бхакти Йога и Карма Йога. Первое ясное и недвусмысленное изложение этих йог находится в Бхагавад Гите, а Господь Кришна занимает по отношению к ним такое же положение, как Патанджали к четырем традиционным типам.

Но нужно отметить, что эти три типа нельзя классифицировать как совершенно отдельные. Каждая из них едва ли может выполняться сама по себе, при полном исключении остальных. Они просто указывают на преобладающие и внутренне присущие черты в натуре стремящихся. Чисто теоретическое знание йоги без преданности и действия подобно дереву, лишенному листвы и плода, и пригодному только для топора дровосека. К тому же, преданность сама по себе бессмысленна, если не имеешь интеллектуального понимания и фактического опыта предмета и не борешься за это активно. Действия сами по себе, хорошие или плохие, без преданности и знания, держат человека в постоянном рабстве, как оковы из золота или стали, потому что оба вида имеют одинаковую связывающую силу и эффективность. Этот мир - КАРМА КШЕТРА, или поле действия, и все действия, выполненные на плане чувств без различающего знания и любящей преданности, приносят плод, который деятель должен пожинать, хочет он этого или нет. Только действие, выполненное без привязанности и желания плода, может принести свободу. Поэтому, нужно стать НЕХ-КАРМА в этом КАРМА БХУМИ, чтобы избежать колеса кармического рабства. Закон Кармы суров и неумолим, и человек не должен без необходимости продолжать делать кармы бесконечно и оставаться в вечном рабстве.

Только тот свободен от связывающего эффекта карм,

Кто общается со Святым Словом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...