Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Начало всякой мудрости (предание)




 

В маленькой турецкой деревушке один человек по имени Хусейн женился на дочери своего соседа. На празднике, орга­низованном по случаю свадьбы, присутствовали два религи­озных деятеля. Они беседовали между собой, и Хусейн, при­сутствовавший при их разговоре, был совершенно очарован этими людьми. Они на память цитировали большие отрывки из Корана, рассуждали о различных значениях арабских фраз и давали глубокие интерпретации религиозных законов. Ху­сейн спросил у этих мудрецов, как им удалось достигнуть та­кого уровня образованности и знаний. Они ответили, что мно­го лет посвятили учебе в крупнейших религиозных академиях Стамбула.

На следующее утро после свадебной ночи Хусейн сказал своей жене: «Мне двадцать лет, и я понял, что не знаю ничего значимого и существенного. Я хочу поехать учиться в Стам­бул. Пожалуйста, позаботься о нашем хозяйстве и о моих родителях, пока я буду отсутствовать. Я вернусь, как только стану ученым».

Хусейн поехал в Стамбул, который находился в несколь­ких неделях пути от его дома. Он провел тридцать лет, изучая науки и переходя от одного преподавателя к другому в пого­не за знаниями. Когда Хусейну исполнилось пятьдесят лет, он, одетый в мантию ученого самого высокого ранга, поехал на­конец домой.

По дороге Хусейн остановился в небольшой деревне, рас­положенной всего в сутках пути от его дома. Был вечер, и он зашел помолиться в местную мечеть. Деревенские жители были очень рады видеть в своей мечети такого крупного религиозного ученого и попросили его выступить с пропове­дью после молитвы. Все с восторгом слушали его мудрые рас­суждения, хотя большая их часть осталась им непонятна. После этого к Хусейну подошли несколько крестьян и по­просили его остаться у них в деревне на ночь. Первый чело­век, сделавший это предложение, настаивал на том, что имен­но он должен принять у себя гостя, и Хусейн остался в его доме.

После ужина крестьянин спросил Хусейна, как ему уда­лось стать ученым. Хусейн рассказал о том, как на следующий день после свадьбы он уехал из дома в Стамбул, чтобы учить­ся. Он упомянул, что уехал двадцатилетним юношей, а теперь, когда ему уже пятьдесят, возвращается домой. Когда он заго­ворил о семье и друзьях, оставленных много лет назад, на его глаза навернулись слезы.

— Могу я задать тебе вопрос? — спросил крестьянин.

— Конечно, спрашивай, о чем захочешь, - ответил Хусейн.

-Что является началом мудрости?

— Просить у Бога помощи во всем — вот начало мудрости.

— Нет, это не начало мудрости, — сказал крестьянин. — Начало мудрости — это когда перед каждым новым делом произносят: «Во имя Аллаха Всевышнего, Милостивого, Состра­дательного».

— Нет, это тоже не так, — возразил крестьянин. Хусейн перебрал все научные ответы, которые он выучил за тридцать лет, но крестьянин отказывался принимать их в качестве правильного ответа. Наконец, Хусейн сдался и спро­сил своего собеседника, знает ли он ответ на этот вопрос? Крестьянин ответил утвердительно. Хусейн попросил хозяина сказать ему, с чего начинается мудрость.

— Я не могу научить тебя за один вечер тому, чему тебе не удалось выучиться за тридцать лет, — сказал крестьянин. — Ты искренний и умный человек, поэтому я смогу научить тебя основе мудрости всего за один год. Есть люди, которые не могут научиться этому, сколько не пытаются.

Хусейн согласился остаться у крестьянина на один год, что­бы узнать начало всех начал.

На следующий день крестьянин взял Хусейна с собой в поле. Они так много работали, что Хусейн вернулся домой совер­шенно без сил. Так продолжалось весь год. Хусейн никогда в жизни столько не работал. Он делал это, чтобы узнать, с чего

начинается мудрость, но когда бы он ни задавал своему хозя­ину вопрос об этом, тот всегда просил его подождать.

Год подошел к концу. Когда работники вернулись домой, Хусейн попросил крестьянина научить его, наконец, с чего начинается мудрость. Крестьянин ответил, что он научит его на следующее утро.

— Для этого нужно так мало времени? — воскликнул Ху­сейн.

— Об этом можно коротко рассказать, но, чтобы понять, нужно гораздо больше времени.

На следующее утро после завтрака крестьянин попросил свою жену приготовить их почетному гостю в дорогу мешок с едой и положить в него немного свежего хлеба, фруктов и мяса.

— Забудь про еду, — закричал Хусейн. — Скажи мне, в чем источник мудрости?

— Имей терпение, — произнес крестьянин, который про­должал заниматься сборами своего гостя в дорогу.

— Не пытайся обмануть меня, — воскликнул Хусейн. — Я целый год трудился, как осел, только для того, чтобы уз­нать, что является началом мудрости. Что это?

— Терпение, — ответил крестьянин.

— Нет, не заставляй меня снова ждать, — попросил Ху­сейн. — Ты должен мне сказать сейчас!

Крестьянин повернулся к Хусейну и сказал абсолютно се­рьезно:

— Начало мудрости - терпение.

Хусейн рассвирепел:

— Ты сделал из меня глупца и воспользовался мной. Я могу процитировать целые тома, написанные про терпение! Я знаю каждую строчку в Коране, где говорится о терпении!

Крестьянин ответил ему:

— Когда я спросил тебя год назад, с чего начинается муд­рость, ты не смог ответить. А когда я спросил, хочешь ли ты провести со мной год, чтобы узнать ответ, ты согласился. Ты был не способен понять ответ на свой вопрос год назад. Це­лый год я учил тебя, что такое терпение и как ты должен быть терпелив, чтобы узнать нечто важное. Ты на своем опыте уз­нал, что такое терпение, и это послужило тебе нау­кой.

Ученый, чьи познания не используются на практике, не научившийся пользо­ваться своей мудростью в реальной жизни, подобен ослу, несущему большую поклажу с учеными книгами. Эти книги были для осла бесполезным грузом, и, судя по твоей вспышке гнева, учеба не принесла никакой пользы и тебе.

Очень плохую услугу людям оказывают те, кто, много зная, но, не умея применить свои знания на практике, пытаются обучать других. Если люди слышат, как ты цитиру­ешь слова великих пророков и святых о вере и милосердии, а потом замечают, что тебе самому не хватает этих качеств, они начнут думать, что ты лицемер. Хуже того, они могут разо­чароваться в тех божественных истинах, о которых ты тол­куешь. Какая будет тогда польза от твоих знаний, если те, кого ты пытался наставить на путь праведный, разуверятся в истине из-за того, что твои поступки не соответствуют твоим словам?

Поэтому так важно, чтобы ты научился терпению. Насто­ящий ученый тот, кто умеет жить в соответствии со своими знаниями. Без этого все будет лишь ложью. Поэтому возвра­щайся домой и поделись своими знаниями с соседями. Но ты всегда должен помнить о необходимости жить согласно тем мудрым правилам, которым ты научился.

Это был не простой крестьянин. Это был настоящий учи­тель, святой, который обучал истине тех, кто был способен услышать его. Благодаря ему, Хусейн научился в реальной жиз­ни пользоваться знаниями, приобретенными за тридцать лет учебы.

Хусейн медленно брел по дороге домой, размышляя над тем, что он услышал утром. Уже стемнело, когда он прибли­зился к родному дому. Он заглянул в окно и увидел свою жену, сидящую рядом с молодым человеком. Она обнимала его од­ной рукой, а другой гладила по волосам. Он был потрясен, потом пришел в ярость от мысли, что его жена сошлась с кем-то, пока он отсутствовал. Хусейн достал пистолет, который он купил в Стамбуле, чтобы защитить себя от грабителей во время долгого путешествия домой. В тот момент, когда он был готов застрелить обоих, он вспомнил про свой урок тер­пения длиною в год.

Лишить человека жизни не пустяк.

Хусейн решил сначала узнать факты, а потом принять решение. Он направился в деревенскую мечеть, где уже собирались люди на вечернюю молитву. Жителей деревни поразил вид Хусейна, облаченного в одежды великого ученого, и они почтительно встретили его. Многие из тех, кто был старше Хусейна по возрасту, уже умерли. Все его друзья обзаве­лись внуками.

Тогда ученый спросил:

— А что вам известно про человека по имени Хусейн, который уехал отсюда в Стамбул много лет назад?

Один мужчина ответил:

— Вот уже тридцать лет, как мы ничего не слышали о нем. Его жене пришлось очень туго, когда он уехал на следующий день после свадьбы. Она забеременела после их единствен­ной проведенной вместе ночи и все эти годы трудилась, не покладая рук, чтобы в одиночку вырастить сына. Не зная, что произошло с мужем, вернется он или нет, она вырастила сына, дала ему образование, и он стал ученым человеком, каким в свое время хотел стать ее муж. Сейчас он наш имам и учи­тель. Он скоро придет, чтобы провести вечернюю молитву.

Хусейн был глубоко тронут этим рассказом. Он зарыдал, думая об испытаниях, выпавших на долю его жены и сына, о котором он узнал только сейчас. В мечеть вошел красивый, сияющий молодой человек, одетый в наряд имама. Это был тот мужчина, которого Хусейн видел в своем доме.

После того как молитвы были завершены, Хусейн повер­нулся лицом по направлению к деревне, где жил его наставник и произнес: «Тысяча благодарностей и тысяча благословений тебе, мой несравненный учитель». Когда собравшиеся спросили его, что означает такое стран­ное поведение, он рассказал им, что он и есть тот самый Хусейн, покинувший родной дом тридцать один год назад в поисках знаний, рассказал и о том, как он целый год учился терпению, что предотвратило большую трагедию. Он обнял сына, и вместе они вернулись домой.

Дорогой друг! В этой истории, про­и­зо­шед­шей с Хусейном, содержится очень много полезных уроков: во-первых, образование хоть и яв­ля­ет­ся делом, дающим высокое положение, тем не ме­нее, если оно не подкреплено жизненным опытом, пользы от него никакой. Человек, обладающий знанием, но не имеющий жизненного опыта, все равно что мёртвый. Подобно тому, как тело служит нам лишь тогда, когда оно живое, также и познания имеют ценность только в сочетании с жизненным опытом. К сожалению, в наши дни та­ких больших учёных, как Хусейн, очень много. И когда слушаешь их, то они поют так славно, как птицы певчие. У них не речь, а журчание ручья. Однако в их "щебете и журчании" нет души, нет духовности, нет света, который бы воодушевлял и вдохновлял слушателей на благие дела. Увы, эти "соловьи" повторяют, как попугаи, лишь сухие, безжизненные теории, не видя за ними земной реальности. Сами они не работают над собой, не занимаются воспитанием своей души.

Во-вторых, действительно, начало всякого успешного дела основывается на терпении. Слова учителя Хусейна: "Начало всякой мудрости – тер­пе­ние" имеют большую ценность и значение для всех лю­дей в течение всей их жизни. И верно, без тер­пе­ния ничего нельзя сделать. Без терпения нельзя ни получить знания, ни накопить богатства, ни быть благочестивым родителем или послушным ребёнком, ни быть достойным учителем или прилежным учеником; без терпения нельзя ни уберечься от грехов, ни избавиться от них; без терпения нельзя достичь успеха ни в этой жизни, ни в следующей.

Дорогой друг! Всегда стремись к знаниям, но не забывай работать над собой, вооружись терпением как самым ценным свойством своей натуры.

Сказал Всевышний:

قال اللَّه تعالي: يَآ أَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُوا اسْتَعِينُوا بِالصَّبْرِ وَالصَّلاَةِ إِنَّ اللَّهَ مَعَ الصَّابِرِينَ ﴿153﴾ سورةالبقرة

"О те, кто уверовал! Всегда опирайтесь на молитву и терпение. И знайте: поистине Аллах Всевышний с теми, кто проявляет тер­пе­ние".

***

اَستعيذ باللَّه، بسم اللَّه، فاقصص القصص لعلهم يتفكرون

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...