Шейх Шибли и пекарь (житейская история)
Шейх Шибли был человеком, стяжавшим в своё время звание религиозного и очень богобоязненного мусульманина. Слава о нём в давние времена распространилась по всем городам и сёлам. Люди, хорошо знавшие его, были весьма высокого мнения о нём. Даже жители тех сёл и городов, которые знали о нем понаслышке, проявляли к нему не меньшее почтение. Так один пекарь, живший недалеко от того города, где жил шейх Шибли, не был с ним знаком, однако, зная о нём от других, очень уважал его. Он постоянно расспрашивал о шейхе, а потом рассказывал о нём и другим. Один из учеников шейха, посетивший тот город, где жил пекарь, рассказал о нём самому шейху: – О, хазрат! В городе, который я посетил, живёт один пекарь. Он сам тебя ни разу не видел, тем не менее почитает даже больше, нежели те, кто тебя видел и знает. На другой день хазрат собрался и поехал в тот город, где жил этот человек. Добрался он до места только на следующее утро. Расспросив у прохожих, где живёт пекарь, хазрат направился прямо к нему домой. Когда он стоял перед дверью пекаря, тот со свежеиспеченными хлебами как раз выходил из дома, чтобы пойти в свою лавку. Хазрат, не сказав кто он такой, обратился к пекарю: – Ассалям галейкум! О пекарь, славный своей щедростью! В столь святой час, дабы вступить мне в пост сегодняшнего дня, не дашь ли мне кусочек хлеба? Пекарь, нахмурившись, гневно крикнул на хазрата, которого не знал, а потому и не мог узнать: – И откуда вы только берётесь, нищета голая?! Не успел я из дому выйти, а вы уже тут как тут! Иди отсюда, не отвлекай меня! – и пекарь поспешно укатил на тарантасе к своему магазину. После того как пекарь дошёл до своей работы, люди, узнавшие шейха Шибли, спросили его:
– Сегодня утром, в час вступления в пост, достопочтенный шейх Шибли расспрашивал нас, где ты живёшь. По какому делу он почтил тебя своим посещением? Когда пекарь услышал эти слова, его руки задрожали, и все хлеба, которые он держал, упали на землю и покатились по улице. – Неужели тот, кто сегодня утром просил у меня кусочек хлеба, был самим Шейхом Шибли?! –воскликнул пекарь. Оставив все дела, он быстро побежал разыскивать шейха. Люди, которых он расспрашивал, подсказали: "Хазрат только что покинул наш город и направился к себе домой". Пекарь еще быстрее побежал за ним вдогонку. Догнав хазрата, он покаялся перед ним: – О, хазрат! Вы оказывается и есть Шейх Шибли! Прошу вас, пожалуйста, простите меня! Я, по причине того, что ни разу в жизни не видел вас, не смог признать. Не обижайтесь, пожалуйста, на меня, не обессудьте. Не держите на меня зла! – Если хочешь добиться моего довольства, завтра устрой застолье. Пусть твой стол будет изобиловать яствами, и пусть все в твоём городе, кто имеет возможность, придут к тебе в гости. Пекарь улыбнулся от радости и сказал: – Если вы пообещаете, что будете моим самым почётным гостем, я без всякого затруднения устрою пир для всего города. Действительно, на следующий день был устроен большой пир. Собралось множество народа. Когда все сидели, ели, пили и веселились, один человек, сидевший рядом с шейхом Шибли, спросил его: – Хазрат! Среди сидящих за этим столом есть ли тот, кто познает огонь ада? Как вы думаете? – Среди такого великого числа людей, несомненно, найдется один человек, кому уготовано пламя ада. И этот человек – пекарь. Услышав ответ хазрата, человек удивился: – Почему именно он? – В утреннее время, в священный час, когда входят в пост, я, как простой человек, попросил у него, ради довольства Аллаха, кусочек хлеба. Отказав мне в просьбе, он прогнал меня прочь. Однако, узнав, что я – хазрат, ради получения моего расположения устроил застолье для сотни людей. Вне всяких сомнений, человек, который попрал довольство Аллаха, но захотел получить моё довольство, услышать от меня слова похвалы, куда ещё может попасть, как не в огонь ада?!" – подвёл итог своим рассуждениям хазрат.
Дорогой друг! В этой истории, взятой из жизни, для человека, стремящегося всё делать лишь ради довольства Аллаха, есть много поучительного. Несомненно, всё нужно делать ради достижения довольства Аллаха Всевышнего. Не следует руководствоваться мыслью: "Сделаю тому-то добро с тем, чтобы в будущем и он мне что-нибудь полезное сделал". Пусть все ваши деяния будут совершаться ради довольства Аллаха Милостивого и Милосердного. Совершение какого бы то ни было благого, доброго дела с расчётом на то, что ты заслужишь похвалу, не может привести к положительному результату. То есть дела, совершённые в надежде на получение мирских выгод, либо почестей и славы, внешне хоть и могут показаться красивыми и привлекательными, по сути же похожи на сгнивший и червивый плод. Такие дела, совершаемые ради достижения довольства кого бы то ни было или ради получения похвалы, называются "рия", то есть лицемерием, показухой, ханжеством. Наш Пророк (с.г.с.) сказал: قال رسول اللَّه ﴿ صلى اللَّه عليه وسلم ﴾: ان اخوف ما اخاف عليكم الشرك الاصغر، قالوا يا رسول اللَّه وما الشرك الاصغر، قال الرياء. ان اللَّه تبارك وتعالى يقول يوم يجازى العباد باعمالهم: اذهبوا الى الذين كنتم ترآؤون باعمالكم في الدنيا فانظروا هل تجدون عندهم جزآءً؟ " То, чего больше всего я опасаюсь за вас, - это "малое многобожие". Ученики спросили его: «А что есть малое многобожие?» «Лицемерие, - ответил Пророк (с.г.в.).Затем продолжил: - В день, когда Аллах Всевышний будет рассчитывать людей за их дела, скажет некоторым из них: «Для кого вы совершали ваши дела в мирской жизни, у тех и требуйте вознаграждений для вхождения в рай! И посмотрите: найдут ли они для вас вознаграждение?"
Дорогой друг! Если будешь совершать благие дела, не впускай в плоды своих благих дел червей лицемерия. Живи в этом мире ради довольства Аллаха Всевышнего. Даже оказавшись в трудном положении, не желай ничего другого, кроме довольства Аллаха Всевышнего и только Его похвалы. ***
اَستعيذ باللَّه، بسم اللَّه، فاقصص القصص لعلهم يتفكرون Слепой и безногий (рассказ) В большом густом и дремучем лесу жили два человека. У одного, хоть и было всё тело здоровым, глаза не видели; у другого, хоть он и был зрячим, отсутствовали ноги. Это были двое калек: слепой и безногий. Жили они между собой не очень мирно: частенько спорили, бранились, постоянно что-то делили. Будучи не в силах принять друг друга до конца, тем не менее они вынуждены были смириться со своей участью и жить вместе. В повседневной жизни слепой не мог обойтись без услуг и помощи безногого, а безногий же ничего не мог сделать без слепого. Так они и жили, помогая друг другу. Однажды в лесу вспыхнул пожар. Он охватил лес со всех сторон. Кругом стоял густой дым. Слепой, пытаясь убежать, бежал то вправо, то влево, не видя выхода из пожара. Его остановил безногий сосед и предложил: – О, мой товарищ! Раньше, когда мы жили здесь вместе, возможно, мы не всегда понимали друг друга, ругались и ссорились, поэтому очень часто совершали глупости. Но если сейчас ты меня не посадишь на спину и не пойдёшь туда, куда я тебе буду указывать, то мы оба погибнем здесь в огне. Слепой выслушал своего безногого товарища, и был вынужден полностью с ним согласиться. Он посадил своего соседа на спину, и они вместе вышли из горящего леса. Вот так они спаслись.
Дорогой друг! В этом рассказе следует различать два смысла: очевидный и скрытый. Очевидный смысл этого рассказа вы уже поняли. А вот скрытый смысл таков: в этом рассказе лес – это человек; безногий, живший в том лесу, – ум; слепой – душа и её страсти. Таким образом, человеком управляют две сущности: ум и душа. Что есть ум? Ум – это некая сущность внутри человека, живущая в нём как отдельное начало, которая как бы контролирует начало, течение и конец всякого дела. А что же есть душа? Душа (страсти) – это тоже некая сущность, также живущая в человеке как отдельное начало. Но она, в отличие от ума, не видит ни начала, ни течения, ни конца дел. Душа отвечает за духовное начало, но она очень любит наслаждения и удовольствия. Если ненасытная душа (страсти), признавая свою неспособность видеть начало и последствия любого действия, станет опираться на мысли и разум, то такой человек, вне всяких сомнений, достигнет успеха. Ну, а если душа, не слушаясь ума, станет жить сама по себе, то погибнет. Наблюдая за людьми, живущими только по велению чувств и страстей, диву даешься. Сильные пристрастия делают этих людей рабами курения, вина, наркотиков, а порой низводят до животного уровня, иногда и еще ниже. Имам Газали сказал: "Аллах Всевышний сотворил ангелов и наделил их разумом. Сотворив же животных, наделил их страстями. Потом, сотворив сущность, названную человеком, дал ему разум ангелов и страсти животных. Если человек сможет, опираясь на свой ум, подчинить душу (страсти), он способен подняться даже выше ангелов. Ну а если, не слушая свой разум, станет рабом своих страстей (порывов и устремлений своей души), то опустится даже ниже, нежели животные». Дорогой друг! Живя в этом мире осознанно, опираясь на ум (разум), стремись быть рабом Аллаха Всевышнего. И помни, что нет в этом мире человека, который не был бы рабом чего-то: вина, курения, наркотиков, своей жены, своего мужа, других удовольствий этого света. А некоторые становятся рабами ВСЕХ этих вещей. Будь же рабом Аллаха Всевышнего, в руках Которого находится всё в этом мире, и избавь себя от того, чтобы быть рабом еще чего-то или кого-то, кроме Него! Аллах Всевышний говорит: قال اللَّه تعالي: وَأَمَّا مَنْ خَافَ مَقَامَ رَبِّهِ وَنَهَى النَّفْسَ عَنِ الْهَوَى ﴿40﴾ فَإِنَّ الْجَنَّةَ هِيَ الْمَأْوَى ﴿41 ﴾ سورة النازعات "Ежели кто убоится величия Аллаха Своего и воздержит душу свою от пустых дел, ему, несомненно, рай будет прибежищем..." *** اَستعيذ باللَّه، بسم اللَّه، فاقصص القصص لعلهم يتفكرون
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|