Занятие 1. Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Часть 1 Планирование и конспекты занятий по развитию Фонетико-фонематической стороны речи у детей Перспективный тематический план занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей 1 период обучения (сентябрь. октябрь, ноябрь)
Занятие 1. Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках Цели занятия: Коррекционно образовательная: — формировать слуховое внимание и восприятие детей на неречевых звуках. Коррекционно-развивающие: — развивать фонематические процессы; — развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей; — развивать дыхание, голос. Коррекционно-воспитательная: — воспитывать умение слушать друг друга. Оборудование: игрушки для развития речевого выдоха (воздушные бумажные шарики на ниточке, музыкальные инструменты), бумага, стаканы, ложки и другие предметы, кассета с записью голосов птиц и животных, коробка- сюрприз, зеркала (по количеству детей). Ход занятия 1. Организационный момент. Логопед: Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся. Но знакомиться мы будем необычно. Мы поздороваемся, назовем имя соседа справа и передадим ему хорошее, солнечное настроение. Дети становятся в круг, поворачивают голову, произносят: «Здравствуй, Ваня! Здравствуй, Коля!» И т.д.
Затем садятся за столы. 2. Развитие общей моторики.
3. Развитие мелкой моторики.
4. Массаж лица. Знакомство с основными массажными движениями. Перед зеркалом дети выполняют массаж лица совместно с логопедом.
5. Развитие мимических мышц. Задача детей — изобразить эмоциональное состояние по ходу рассказа логопеда. Логопед: Вам грустно утром, вы расстаетесь с мамой на целый день... Но тут к вам подошли друзья и рассказали веселую историю! А воспитатель пригласила играть с другими детьми и вы с радостью откликнулись на ее предложение. 6. Развитие артикуляционной моторики. Закрепление основных артикуляционных упражнений перед зеркалом (знакомство проводится индивидуально): «Улыбка», «Трубочка», «Лопаточка* и «Качели*. 7. Работа над развитием дыхания и голоса. Обучение детей с ОНР нижнедиафрагмальному типу дыхания на начальном этапе проводится индивидуально. Затем, когда дети выработают навык нижнедиафрагмального дыхания, упражнения на его автоматизацию можно включать в групповые занятия. Поэтому мы рекомендуем в первый период обучения включить во фронтальные занятия упражнения на развитие речевого дыхания и выработку целенаправленной воздушной струи.
Игра «Подуй, как ветерок». Вдохнуть, губы вытянуть «трубочкой» и подуть на бумажные игруш ки для поддувания, например, воздушные шарики, вырезанные из бумаги и прикрепленные к ниточке. 8. Объявление темы занятия. Логопед (показывает красивую коробочку): Эту коробочку нам прислали герои мультфильма «Бременские музыканты» и попросили отгадать, на чем больше всего они любят играть. Сегодня мы будем учиться угадывать, какой из музыкальных инструментов звучит и будем угадывать звуки, которые издают разные предметы вокруг. 9. Развитие слухового внимания. Игра «Узнай инструмент». Логопед предлагает послушать, как звучат различные музыкальные инструменты, и угадать, какой музыкальный инструмент звучал. Дети закрывают глаза, слушают, и называют инструмент. Физкультминутка. Выполнение движений по тексту. Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем. Мы руки подаем И бегаем кругом. Игра «Что шуршит, что звенит?». Логопед показывает различные предметы и предлагает послушать звуки, которые они издают, а дети с закрытыми глазами по звуку отгадывают предмет. Затем ребята по одному выходят к доске и выполняют различные действия (шуршат бумагой. стучат деревянным молотком, стучат железной ложкой об железную ложку и т.д.). Остальные с закрытыми глазами отгадывают предметы, издающие эти звуки. Логопед: Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой инструмент или предмет звучал. А чем мы слышали? (Ушами.) Уши — это важный орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить слух и не причинить ему вреда? (Нельзя кричать громко друг другу на близком расстоянии и класть в уши мелкие предметы. Нужно закры вать уши в холодную погоду.) Игра «Кто голос подает?». Логопед включает кассету (диск) с записью голосов птиц и животных. После каждого прослушивания называет, чей голос дети слышали. Затем дети самостоятельно угадывают голоса птиц и животных.
10. Итог занятия. Логопед: Что могут издавать предметы, которые находятся вокруг нас? (Разные звуки.) Голоса каких животных и птиц вы слышали? Что нам нужно, чтобы слышать? 11. Оценка работы детей. 12. Домашнее задание. К занятию 1* (альбом 1, с. 2-3). * Домашние задания выполняются по пособию «Говорим правильно в 5-6 лет. Альбом 1 упражнений по обучению грамоте детей старшей логогруппы» (М.: Издательство «ГНОМ и Д«, 2009). Далее — альбом 1. Задания для закрепления вне занятий* (тетрадь 1, с. 4-5) • Игра «Узнай по звуку». Бубен, трещотка, бумага и т.д. • Игра «Кто как голос подает?». • Игра «Узнай инструмент». * Закрепление материала вне занятий выполняется воспитателем по пособию О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет. Тетрадь 1 взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в старшей логогруппе» (М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009). Далее — тетрадь I.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|