Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 1. Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках




Часть 1

Планирование и конспекты занятий по развитию

Фонетико-фонематической стороны речи у детей

Перспективный тематический план занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей

1 период обучения (сентябрь. октябрь, ноябрь)

Недели Темы
Сентябрь
  Обследование  
  Обследование  
  Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках  
  Развитие слухового внимания и восприятия на речевых звуках  
Октябрь
  Звук и буква У  
  Звук и буква А  
  Звуки У-А  
  Звук и буква П  
Ноябрь
  Звук и буква О  
  Звук и буква И  
  Звук и буква М  
  Звук и буква Н  

 

Занятие 1. Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках

Цели занятия:

Коррекционно образовательная:

— формировать слуховое внимание и восприятие детей на неречевых звуках.

Коррекционно-развивающие:

— развивать фонематические процессы;

— развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;

— развивать дыхание, голос.

Коррекционно-воспитательная:

— воспитывать умение слушать друг друга. Оборудование: игрушки для развития речевого выдоха (воздушные бумажные шарики на ниточке, музыкальные инструменты), бумага, стаканы, ложки и другие предметы, кассета с записью голосов птиц и животных, коробка- сюрприз, зеркала (по количеству детей).

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся. Но знакомиться мы будем необычно. Мы поздороваемся, назовем имя соседа справа и передадим ему хорошее, солнечное настроение.

Дети становятся в круг, поворачивают голову, произносят: «Здравствуй, Ваня! Здравствуй, Коля!» И т.д.

Затем садятся за столы.

2. Развитие общей моторики.

Солнце скрылось за домами, «Солнышко» над головой.
Покидаем детский сад. Шаги на месте.
Я рассказываю маме Показывают на себя, потом на воображаемую маму.
Про себя и про ребят. Показывают на себя, потом на других ребят.
Как мы хором песни пели, Как играли в чехарду, Что мы пили, что мы ели. Что читали в детсаду. Г. Лодонщиков Далее движения по тексту.

3. Развитие мелкой моторики.

Раз, два, три, четыре, пять. Буду я друзей считать: Загибают по одному пальчику, начиная с мизинца.
Ваня, Катя, Ангелина, Вот Василий и Полина. Разгибают по одному пальчику, начиная с мизинца.
Будем пальчики сгибать, И опять начнем считать. Сильное сжимание и разжимание пальцев обеих рук.

4. Массаж лица.

Знакомство с основными массажными движениями. Перед зеркалом дети выполняют массаж лица совместно с логопедом.

Солнышко проснулось, Проводим поглаживание: — от середины лба к вискам:
Лобика коснулось, — вокруг круговых мышц глаз от переносицы к вискам;
Лучиками провело, — по мышцам щек от крыльев носа к вискам;
И погладило, и погладило. Т. Куликовская — от середины подбородка к ушам.

5. Развитие мимических мышц.

Задача детей — изобразить эмоциональное состояние по ходу рассказа логопеда.

Логопед: Вам грустно утром, вы расстаетесь с мамой на целый день... Но тут к вам подошли друзья и рассказали веселую историю! А воспитатель пригласила играть с другими детьми и вы с радостью откликнулись на ее предложение.

6. Развитие артикуляционной моторики.

Закрепление основных артикуляционных упражнений перед зеркалом (знакомство проводится индивидуально): «Улыбка», «Трубочка», «Лопаточка* и «Качели*.

7. Работа над развитием дыхания и голоса.

Обучение детей с ОНР нижнедиафрагмальному типу дыхания на начальном этапе проводится индивидуально. Затем, когда дети выработают навык нижнедиафрагмального дыхания, упражнения на его автоматизацию можно включать в групповые занятия. Поэтому мы рекомендуем в первый период обучения включить во фронтальные занятия упражнения на развитие речевого дыхания и выработку целенаправленной воздушной струи.

Игра «Подуй, как ветерок». Вдохнуть, губы вытянуть «трубочкой» и подуть на бумажные игруш

ки для поддувания, например, воздушные шарики, вырезанные из бумаги и прикрепленные к ниточке.

8. Объявление темы занятия.

Логопед (показывает красивую коробочку): Эту коробочку нам прислали герои мультфильма «Бременские музыканты» и попросили отгадать, на чем больше всего они любят играть. Сегодня мы будем учиться угадывать, какой из музыкальных инструментов звучит и будем угадывать звуки, которые издают разные предметы вокруг.

9. Развитие слухового внимания.

Игра «Узнай инструмент». Логопед предлагает послушать, как звучат различные музыкальные инструменты, и угадать, какой музыкальный инструмент звучал. Дети закрывают глаза, слушают, и называют инструмент.

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем.

Мы руки подаем И бегаем кругом.

Игра «Что шуршит, что звенит?». Логопед показывает различные предметы и предлагает послушать звуки, которые они издают, а дети с закрытыми глазами по звуку отгадывают предмет.

Затем ребята по одному выходят к доске и выполняют различные действия (шуршат бумагой.

стучат деревянным молотком, стучат железной ложкой об железную ложку и т.д.). Остальные с закрытыми глазами отгадывают предметы, издающие эти звуки.

Логопед: Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой инструмент или предмет звучал. А чем мы слышали? (Ушами.) Уши — это важный орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить слух и не причинить ему вреда? (Нельзя кричать громко друг другу на близком расстоянии и класть в уши мелкие предметы. Нужно закры вать уши в холодную погоду.)

Игра «Кто голос подает?». Логопед включает кассету (диск) с записью голосов птиц и животных. После каждого прослушивания называет, чей голос дети слышали. Затем дети самостоятельно угадывают голоса птиц и животных.

10. Итог занятия.

Логопед: Что могут издавать предметы, которые находятся вокруг нас? (Разные звуки.) Голоса каких животных и птиц вы слышали? Что нам нужно, чтобы слышать?

11. Оценка работы детей.

12. Домашнее задание. К занятию 1* (альбом 1,

с. 2-3).

* Домашние задания выполняются по пособию «Говорим правильно в 5-6 лет. Альбом 1 упражнений по обучению грамоте детей старшей логогруппы» (М.: Издательство «ГНОМ и Д«, 2009). Далее — альбом 1.

Задания для закрепления вне занятий* (тетрадь 1, с. 4-5)

• Игра «Узнай по звуку». Бубен, трещотка, бумага и т.д.

• Игра «Кто как голос подает?».

• Игра «Узнай инструмент».

* Закрепление материала вне занятий выполняется воспитателем по пособию О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет. Тетрадь 1 взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в старшей логогруппе» (М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009). Далее — тетрадь I.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...