Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 2. Развитие слухового внимания и восприятия на речевых звуках




Цели занятия:

Коррекционнообразовательные:

— формировать у детей восприятие речи в процессе произношения слогов, слов и коротких предложений;

— познакомить с понятием «слово*.

Коррекционно-развивающие:

— развивать фонематическое восприятие детей:

— развивать слуховое внимание;

— развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;

— развивать дыхание, голос и мимические мышцы.

Коррекционно-воспитательная:

— воспитывать у детей аккуратность и умение пользоваться раздаточным материалом.

Оборудование: ватные шарики, зеркала для каждого ребенка, плакат с изображением ротовой полости.

1. Организационный момент.

Логопед: Сядет тот, кто повторит за мной ряды слогов без ошибок:

Ход занятия

ка-ко-ку

ку-ка-ко

ко-ку-ка

пу-пы-пи пи-пы-па па-по-пу. И т.д.

2. Развитие общей моторики. «Лошадка»

Я люблю свою лошадку, Скачут на воображаемой лошадке.
Причешу ей шерстку гладко. Поглаживающие движения сверху вниз по туловищу.
Гребешком приглажу хвостик «Гладят хвостик».
И верхом поеду в гости. А. Барто Скачут на воображаемой лошадке.

3. Развитие мелкой моторики. «Барабан»

Левой, правой! Стучат по столу левой, за-
Левой, правой! тем правой рукой.
На парад «Ходят» пальчиками по
Идет отряд. столу вперед-назад.
На парад «Ходят» пальчиками по
Идет отряд. столу вперед-назад.
Барабанщик Ритмично стучат кулачка-
Очень рад: ми по столу.
Барабанит, барабанит,  
Полтора часа подряд!  
А Барто  

4. Массаж лица.

Знакомство с основными массажными движениями. Перед зеркалом дети выполняют массаж лица совместно с логопедом. Сначала логопед проводит поглаживание, а затем показывает детям спиралевидные движения.

Логопед: Стали пальчики плясать, лобик, щечки растирать.

Массажные движения осуществляются в следующих направлениях:

— от середины лба к вискам;

— вокруг круговых мышц глаз (от переносицы к вискам);

— по мышцам щек (от крыльев носа к вискам);

— от середины подбородка к ушам.

Массаж заканчивается поглаживанием.

5. Развитие мимических мышц.

Изобразить, каким может быть взгляд: добрый, хитрый, печальный, злобный, радостный.

6. Развитие артикуляционной моторики.

— «Окошко*. Удержать рот открытым под счет до пяти.

— «Окошко закрывается и открывается* — спокойное открывание и закрывание рта.

— «Улыбка* — «Трубочка*.

— «Лопаточка*.

— «Накажем непослушный язычок*. Шлепать губами по языку с произнесением: пя-пя-пя-пя...

7. Работа над развитием дыхания и голоса. Игра «Фокусо. Улыбнуться, положить широкий

язык на нижнюю губу, сдуть ватку с ладони.

Плавно соединить руки округло над головой и

произнести протяжно: «О____ *. Резко опустить

руки вниз и произнести коротко: «О».

8. Объявление темы занятия.

Логопед: На прошлом занятии мы учились различать звуки вокруг нас и угадывали звуки, ко

торые издают различные предметы. А сегодня мы поговорим о тех звуках, которые мы произносим. Мы умеем говорить. Звуки речи соединяются, и получаются слоги, а слоги образуют слова.

Послушайте стихотворение и дополните его. Где-то собаки рычали:

Дети: Р-р-р!

Логопед: В стойле коровы мычали:

Дети: М-м-м-му-у!

Логопед: В комнате мухи жужжали:

Дети: Ж-ж-ж!

Логопед: Мимо машины бежали:

Дети: Тр-р-р!

Логопед: Гудели от ветра все провода:

Дети: 3-з-знь!

Логопед: Капала в кухне из крана вода:

Дети: Кап-кап!

Логопед: Перекликались в ночи поезда:

Дети: У-у-у! У-у-у!

9. Знакомство с артикуляционным аппаратом.

Логопед: Это были звуки, которые издают животные и предметы вокруг нас. А теперь давайте поговорим о звуках, которые произносит человек. Подумайте, с помощью чего мы произносим звуки. Правильно, чтобы произнести звуки — нам нужен рот. Рот — это домик звуков.

В домике этом Красные двери,

Рядом с дверями —

Белые звери.

Любят зверушки Конфеты и плюшки.

Н. Новоториева

Когда мы произносим любой звук, нам в этом помогают губы, зубы и язык.

10. Развитие фонематического восприятия.

Игра *Хлопай, не зевай». Логопед просит детей хлопнуть, если они услышат определенный звук (А, У, Б или М), и произносит ряд звуков.

Игра «Доскажи словечко». Логопед читает стихи, а дети дополняют их словами, подходящими по смыслу.

Своей младшей дочке Тосе Заплетает мама... (Косы.)

Под землею он живет.

Землю роет старый... (Крот.)

Словно дом огромен он.

В зоопарке живет... (Слон.)

Написал письмо я Знайке.

Но забыл наклеить... (Марки.)

Подарили нам игрушки:

Целый день стреляют... (Пушки.)

Логопед: Ребята! Вы досказали стихотворения. Косы, крот, слон, марки, пушки — это слова.

Всему название дано —

И зверю, и предмету.

Вещей кругом полным полно.

А безымянных нету!

И все, что только видит глаз —

Над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас,

Означено словами.

А. Шибаев

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Смотри скорей, который час.

Тик-так, тик-так, тик-так!

Налево — раз! Направо — раз!

Мы тоже можем так!

С. Михалков

Игра «Звук заблудился». Логопед предлагает детям послушать стихотворения и исправить слова, не подходящие по смыслу, назвав правильное слово. На поляне весной Вырос ауб молодой. (Дуб.)

Куклу, выронив из рук.

Маша мчится к маме:

— Там ползет зеленый лук С длинными усами! (Жук.)

А. Шибаев

— Где обедал, воробей?

— В зоопарке у дверей. (Зверей.)

С. Маршак

Поэт закончил строчку,

В конце поставил бочку. (Точку.)

Игра «Слушай и показывай». Логопед предлагает детям послушать слова-паронимы и показать подходящие картинки. (Мишка — миска, дочка — точка и т.д.)

Игра «Какое слово лишнее?». Логопед называет ряд слов и просит детей найти лишнее. Например, в ряду «Таня, Таня, Маня, Таня* лишнее слово — Маня. От остальных оно отличается одним звуком. Дом, дом, том, дом.

Банки,панки,банки,банки.

Балка, балка, балка, палка.

Порт, борт, борт, борт.

11. Итог занятия.

Логопед: О каких звуках мы сегодня говорили? (О звуках речи.) Что такое: косы, крот, слон, марки, пушки? (Слова.)

12. Оценка работы детей.

13. Домашнее задание. К занятию 2 (альбом 1, с. 4).

Задания для закрепления вне занятий

(тетрадь 1, с. 6-7)

• Игра «Узнай по звуку». Бубен, трещотка, бумага и т.д.

• Игра «Поймай звук». Дети хлопают на заданный звук, например на звук А.

• Игра «Выдели звук». Выделить первый звук в словах: утка, Аня, облако, иглы, Оля, Ира, Инна, Уля.

 

Занятие 3. Звук и буква У

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

— познакомить детей со звуком У, способом его характеристики с опорой на артикуляцию и понятием «гласный звук*;

— учить выделять начальный ударный гласный звук в слогах и словах;

— познакомить с буквой У (без установки на запоминание буквы).

Коррекционно-развивающие:

— развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;

— развивать дыхание и голос;

— закреплять понятие «слово*;

— развивать фонематический слух, фонематическое восприятие.

Коррекционно-воспитательная:

— воспитывать у детей умение внимательно вслушиваться в речь педагога.

Оборудование: дудочки для каждого ребенка; предметные картинки со звуком У в начале слова (ударная позиция): улей, утка, ухо и т.д.; картинка для звукоподражания, схема для характеристики звуков, односюжетные картинки для составления предложений, цветные фишки для обозначения звуков и составления схем, буква У.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Игра «Узнай по голосу». Дети заходят в кабинет, становятся в круг. Один из них выходит в круг, закрывает глаза и по голосу угадывает, кто его позвал.

2. Развитие общей моторики. «Осенью»

Туча небо кроет, Солнце не блестит, Взмахи руками над головой.
Ветер в поле воет, Изображают рупор.
Дождик моросит. Взмахи руками перед собой.
Воды зашумели Быстрого ручья, Топают ногами на месте.
Птички улетели В теплые края. А Плещеев Изображают улетающих птичек.

3. Развитие мелкой моторики. «Дождь»

Кто там топает по крыше? Беспорядочные удары по столу пальцами обеих рук.
— Топ-топ-топ. Удары по столу ладонями.
Чьи шаги всю ночь я слышу? — Топ-топ-топ. Я теперь усну едва ли — — Топ-топ-топ. Может, кошек подковали? — Топ-топ-топ. Ж. Давитьннц Далее — такие же движения по тексту.

4. Массаж лица.

Знакомство с основными массажными движениями.

Дети выполняют массаж лица перед зеркалом совместно с логопедом. Сначала проводится поглаживание, а затем логопед знакомит детей с посту-

кивающими движениями.

Дождик, дождик, веселей От середины лба к вискам.
Капай, капай не жалей! Вокруг круговых мышц глаз (от переносицы к вискам).
Только нас не замочи! По мышцам щек (от крыльев носа к вискам).
Зря в окошко не стучи! Т. Куликовская От середины подбородка к ушам.

Заканчивается массаж поглаживающими дви

жениями.

5. Развитие мимических мышц. «Осень»

Осень наступила, Высохли цветы. Грусть.
И глядят уныло Голые кусты. Поникший взгляд.
Вянет и желтеет Травка на лугах. Печаль.
Только зеленеет Озимь на полях. А Плещеев Спокойное выражение лица.

6. Развитие артикуляционной моторики.

— «Окошко». Удержать рот открытым под счет до пяти.

— «Окошко закрывается и открывается» — спокойное открывание и закрывание рта.

— «Улыбка» — «Трубочка*.

— «Лопаточка*.

— «Иголочка*.

— «Накажем непослушный язычок». Шлепать губами по языку с произнесением: пя-пя-пя-пя...

7. Работа над развитием дыхания и голоса. Игра «Дудочка». Дети поочередно дуют каждый

в свою дудочку. Затем дудочки кладут на стол.

Игра «Погрели ладошки». Выдох на ладошки с произнесением звука У.

8. Объявление темы занятия.

Логопед: Сегодня мы с вами познакомимся со звуком У и паровозиком, который любил его произносить.

9. Акустико артикуляционный образ звука.

Логопед: Ребята! Посмотрите на картинку и произнесите любимый звук паровозика. (Уу-у!)

Посмотрите в зеркале, в каком положении находятся губы (вытянуты трубочкой), язык (спо койно лежит на дне рта — «домика»), зубы (сбли жены, но не сомкнуты), воздушная струя теплая и спокойно выходит изо рта, не встречая преграды. Звук У — гласный, обозначать мы его будем фишкой красного цвета.

10. Связь звука и буквы.

Логопед выставляет букву У, а дети называют предметы, на которые она похожа. Например: на рожки улитки, ветку дерева, уши зайца и т.д.

Логопед: Буква У кричит: «Ура!*

Знакомство с буквами дает возможность детям использовать сохранный зрительный анализатор. При этом логопед проводит только знакомство с буквами и не дает установку на запоминание.

11. Развитие фонематического слуха.

Узнавание звука У из ряда изолированных звуков (различных по артикуляционному и акустическому качествам), ряда слогов, ряда слов. Логопед произносит ряд звуков: А, У, И, А, О, И, У, О, И, У... Дети хлопают, когда слышат звук У. И т.п.

12. Закрепление звука в слогах.

Игра «Запомни — повтори». Дети вслед за логопедом повторяют слоговые ряды:

Выделение звука У из состава слогов УА, УМ, УН. Логопед произносит слоги, выделяя голосом звук У, и просит детей назвать первый звук. Если дети затрудняются, то возможно повторное произнесение и называние звука самим логопедом.

Руки тянет вверх она.

ум-ум-ам

ам-ам-ум

ну-ну-на

оп-уп-уп

ут-от-ут

ку-ка-ку.

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Каждый день по утрам Делаем зарядку.

Очень нравится нам Делать по порядку:

Весело шагать,

Весело шагать,

Руки поднимать,

Руки опускать.

Весело шагать,

Весело шагать,

Руки поднимать.

Руки опускать.

13. Закрепление звука в словах.

На доске выставляются картинки со звуком У в начале слова (в ударной позиции). Логопед называет картинки, выделяя звук У, и напоминает, что название картинок — это слова, а дети называют первый звук в этих словах.

После этого можно попросить детей назвать свое слово, которое начинается со звука У.

14. Закрепление звука в предложениях.

Составление предложений со словами утка и узор по односюжетным картинкам. Например: «Утка ловит рыбу», «Мальчик рисует узор*.

15. Закрепление звука в тексте.

Повторение вслед за логопедом:

Ку-ку-ку — сидит дятел на суку.

Ут-ут-ут — две улитки ползут.

Ух-ух-ух — Вася ловит мух.

16. Итог занятия.

Логопед: Какой звук у паровозика самый любимый? (Звук У.) Какой это звук? (Гласный.) Фишкой какого цвета будем его обозначать? (Красного.)

17. Оценка работы детей.

18. Домашнее задание. К занятию 3 (альбом 1, с. 5-6).

Задания для закрепления вне занятий

(тетрадь 1, с. 8-9)

• Игра «Поймай звук». Дети хлопают на звук У.

• Выделить начальный звук в словах: утка, уши, Уля, улей и т.д.

• Учить давать характеристику звуку У: звук У — гласный (воздух выходит свободно, не встречая преграды, получается песенка), обозначаем его красным квадратиком.

 

Занятие 4. Звук и буква А

Цели занятия:

Коррекционно образовательные:

— познакомить детей со звуком А и его характеристикой (с опорой на артикуляцию);

— дать понятие о месте нахождения звука в слове (начало слова);

— познакомить с буквой А (без установки на запоминание буквы).

Коррекционно развивающие:

— развивать у детей фонематические процессы;

— закреплять понятия «слово*, «гласный звук»;

— развивать умение выделять ударный гласный звук в начале слов;

— развивать умение составлять небольшие предложения;

— развивать моторный праксис, просодические компоненты языка.

Коррекционно воспитательная:

— воспитывать умение слушать друг друга. Оборудование: дудочки для каждого ребенка; картинки со звуком А в начале слова (ударная позиция); астра. Аня, аист-, односюжетные картинки для составления предложений, зеркала для каждого ребенка, схема для характеристики звуков, картинка для звукоподражания (звук А), счетные палочки, цветные фишки для обозначения звуков и составления схем, буква А, корзина с муляжами овощей.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Игра «Подбери слово». Логопед просит детей назвать слова, которые начинаются со звука У.

2. Развитие общей моторики. «Огород»

Огород у нас в порядке — Мы весной вскопали грядки. Мы пололи огород, Поливали огород. Действия по тексту.
В лунках маленьких не густо Рассадили мы капусту. «Сажают».
Лето все она толстела. Показывают руками круг перед собой.
Разрасталась вширь и ввысь. Руки в стороны, а затем вверх.
А теперь ей тесно белой, Руки разведены в стороны.
Говорит — посторонись! £ Стюарт Отталкивающие движения руками.

3. Развитие мелкой моторики. «Купите лук...»

Купите лук, зеленый лук. Петрушку и морковку! Купите нашу девочку. Шалунью и плутовку! Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинца.
Не нужен нам зеленый лук, Петрушка и морковка. Нужна нам только девочка, Шалунья и плутовка. Шотландская песенка, пер И. Токмаковой Разгибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинца.

4. Массаж лица.

Знакомство с основными массажными движениями. Дети выполняют массаж лица перед зеркалом совместно с логопедом. Сначала логопед проводит поглаживание, а затем знакомит детей с зигзагообразными движениями:

Ходит пальчик по дорожке: От середины лба к вискам.
Вверх — вниз, вверх — вниз, Вокруг круговых мышц глаз (от переносицы к вискам).
Будут розовыми щечки: По мышцам щек (от крыльев носа к вискам).
Вверх — вниз, вверх — вниз. Т. Куликовская От середины подбородка к ушам.

Массаж заканчивается поглаживанием.

5. Развитие мимических мышц.

Логопед (показывает детям корзинку с мул я жами): Вот в корзинке урожай овощей. Давайте «попробуем* овощи на вкус: горький лук; сладкий помидор; вкусную морковку; горький чеснок.

Логопед демонстрирует овощи, дети изображают мимикой их вкус.

6. Развитие артикуляционной моторики.

— «Улыбка* — «Трубочка».

— «Лопаточка».

— «Иголочка*.

— «Лопаточка» — «Иголочка».

— Удержать «Лопаточку* под счет до пяти.

7. Работа над развитием дыхания и голоса. Игра <«Дудочка». Дети поочередно дуют каждый

в свою дудочку, меняя тональность: тихо — громко — тихо. Затем дети кладут дудочки на стол, делают глубокий вдох и на выдохе протяжно произносят: «Ма-а-а-а...*.

8. Объявление темы занятия.

Логопед: Ребята, посмотрите на картинку. Кого на ней видите? Да, правильно, это плачет маленькая девочка Аня. А какой звук она произносит? (А а а...) С этим звуком мы сегодня и познакомимся.

9. Акустико-артикуляционный образ звука.

Логопед: Давайте произнесем звук А.

Сначала звук произносит логопед, затем дети хором, а после этого логопед просит произнести звук А отдельных детей. Анализ артикуляции звука А производится перед зеркалом.

Логопед: Рот широко открыт, язык спокойно лежит на дне ротовой полости («домика»), теплая воздушная струя выходит свободно, не встречая преграды. Звук А — гласный, обозначать мы его будем фишкой красного цвета.

W. Связь звуков и буквы.

Логопед: Давайте познакомимся с буквой А. (Показывает букву детям.)

Возьми три палочки для А. Наклонились две сперва.

Ну а третья, посмотри,

Третья спряталась внутри.

Рассмотрите букву А и выложите ее из счетных палочек.

11. Развитие фонематического слуха.

Игра «Хлопай, не зевай». Логопед произносит ряд звуков: У. И, О, А, И, М, К, А, П, О, А. Дети хлопают в ладоши, когда услышат звук А.

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Каждый день по утрам Делаем зарядку.

Очень нравится нам Делать по порядку:

Весело шагать, весело шагать. Приседать и вставать.

Приседать и вставать.

12. Закрепление звука в слогах.

Повторение слоговых рядов вслед за логопедом.

13. Закрепление звука в словах.

На доске находятся картинки со звуком А в начале слова (в ударной позиции). Логопед называет картинки, выделяя звук А, просит детей назвать выделяемый звук, а затем предлагает дать ему характеристику. (Звук А гласный, обозначаем его фишкой красного цвета.)

14. Закрепление звука в предложениях.

Составление предложений из 3-4 слов по односюжетным картинкам: «Аист сел на крышу», «Аня пьет сок* и т.д.

15. Закрепление звука в тексте.

Ан-ан-ан — папа чинит кран.

Та-та-та — усы большие у кота.

Ак-ак-ак — вырос в поле красный мак. Ха-ха-ха — не поймать нам петуха.

16. Итог занятия.

Логопед: Как плакала девочка Аня? (А а а.) Какой это звук? (Гласный, обозначаем его фишкой красного цвета.)

Почему звук А гласный? (Воздух выходит свободно, не встречает преграды.)

17. Оценка работы детей.

18. Домашнее задание. К занятию 4 (альбом 1, с. 7).

Задания для закрепления вне занятий

(тетрадь 1, с. 10-11)

• Игра «Выдели звук». Дети должны выделить первый звук в словах: Аня, акула, арбуз, акробат и т.д. Дать ему характеристику. (Звук А — гласный, обозначаем фишкой красного цвета.) Объяснить, почему этот звук гласный. (Воздух выходит из ротика свободно, не встречает преграды, получается песенка.)

• Игра «Поймай звук». Взрослый произносит ряд звуков, дети, услышав звук А, должны хлопнуть в ладоши.

• Определить место звука в словах: Аня, акула, арбуз, акробат и т.д.

 

Занятие 5. Звуки У—А

Цели занятия:

Коррекционно-образовательная:

— учить детей давать сравнительную характеристику звукам А и У, подбирать слова (картинки) на заданный звук.

Коррекционно развивающие:

— закреплять понятия «слово*, «гласный звук»;

— развивать фонематические процессы;

— закреплять понятие о месте нахождения звука в слове: звук в начале слова;

— развивать моторный праксис, просодические компоненты речи;

— выделять звуки из состава слогов, слов (ударный звук в начале слогов, слов).

Коррекционновоспитательная:

— воспитывать у детей усидчивость и умение обращаться с раздаточным материалом.

Оборудование: зеркала для каждого ребенка, предметные картинки со звуками А и У в начале слов, схема для характеристики звуков, счетные палочки, цветные фишки для обозначения звуков и составления схем, буквы А и У.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Дети делятся на две команды. Логопед устраивает соревнование: первая команда называет слова со звуком У в начале слова, а вторая — со звуком А. Соревнование длится до тех пор, пока у одной из команд не закончатся слова.

2. Развитие общей моторики. «Яблоня».

В саду фруктовом яблоня Машут руками над головой.
Посажена была. «Сажают» яблоню.
Она цветами белыми Руки подняты вверх, ладони изображают нерас- пустившийся цветок.
Весною расцвела. *Цветок# распускает лепестки.
Следил наш старый дедушка, Известный садовод, Изображают старого дедушку с палочкой.
Чтоб наливала яблоня Машут руками над головой.
Румяный сладкий плод. Пощипывают щеки.

3. Развитие мелкой моторики. «Апельсин».

Мы делили апельсин. Изображают апельсин — пальчики в кулаке.
Много нас. Руки согнуты в локтях, шевелят пальцами.
А он — один. Пальцы сжаты в кулачки, кроме указательного.
Эта долька — для ежа! Эта долька — для чижа! Эта долька — для утят! Эта долька — для котят! Эта долька — для бобра! А для волка — кожура! Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинцев.
Он сердит на нас — Беда! Сжимают и разжимают пальцы на обеих руках.
Разбегайтесь кто куда... И. Демьянов Пальцы разжаты, напряжены и расставлены в стороны.

4. Массаж лица.

Знакомство с основными массажными движениями. Дети выполняют массаж лица перед зеркалом совместно с логопедом.

Сначала логопед проводит поглаживание, а затем знакомит детей с пощипывающими движениями:

Вышли пальчики гулять, От середины лба к вискам.
Стали яблоки срывать. Вокруг круговых мышц глаз от переносицы к вискам.
Что за чудная картинка: По мышцам щек от крыльев носа к вискам.
Стала полною корзинка. От середины подбородка к ушам.

Массаж заканчивается поглаживанием.

5. Развитие мимических мышц.

Логопед: На прошлом занятии мы «пробовали* овощи на вкус, а сегодня давайте «попробуем* фрукты: сладкий виноград, кислый лимон, ароматную грушу. Вдруг вам попалось червивое яблоко. (Дети передают эмоциональное состояние.)

6. Развитие артикуляционной моторики.

— «Окошко закрывается и открывается* — спокойное открывание и закрывание рта.

— «Поцелуй*. Губы вытянуты вперед трубочкой.

— «Лопаточка*.

— Удержать «Лопаточку* под счет до семи.

7. Работа над развитием дыхания и голоса. Плавно развести руки в стороны и произнести

протяжно: «А_____ *. Затем прямые руки соединить перед грудью и произнести: «У *. Резко

развести руки и коротко произнести: «А*, соединить — «У*.

8. Объявление темы занятия.

Логопед: Мы уже познакомились со звуками А и У, а сегодня мы будем учиться их различать.

9. Акустико-артикуляционный образ звуков.

Дети произносят звуки, а затем сравнивают, чем они похожи, а чем отличаются. (При произнесении звука А — рот широко открыт, а при произнесении звука У — губы вытянуты трубочкой. Но оба эти звуки гласные, и обозначаются фишками красного цвета.)

10. Связь звуков и букв.

Дети выкладывают буквы А и У из счетных палочек (с опорой на буквы, выставленные на доске).

11. Развитие фонематического слуха.

Игра «Хлопай, топай, не зевай». Логопед произносит ряд звуков, в котором кроме звуков А и У присутствуют и другие. Услышав звук У, дети хлопают в ладоши, а услышав звук А, топают ногами.

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Каждый день по утрам Делаем зарядку.

Очень нравится нам Делать по порядку:

Весело шагать,

Весело шагать.

Прыгать и скакать,

Прыгать и скакать.

12. Закрепление звуков в слогах. Выделение начальных звуков в слогах: АП, УП, АН, УН, УМ, AM.

Логопед: Сколько звуков вы слышите? (Два.) Назовите первый звук.

13. Закрепление звуков в словах.

Дети называют картинки на звуки А и У, выставленные на доске. После этого поочередно выходят к доске, называют любую картинку и определяют первый звук в ее названии. Если ребенок ответил правильно, то он забирает картинку и возвращается на свое место.

14. Закрепление звуков в предложениях.

Составление предложений со словами — названиями картинок, которые находятся на столах у детей: «У меня красивая астра», «У меня улей» (без понятия «предложение»).

15. Закрепление звуков в тексте.

Повторение вслед за логопедом.

Ан-ан-ан-ан — в кухне течет кран. Ух-ух-ух-ух — ходит по двору петух. Ка-ка-ка-ка — дам котятам молока. Ку-ку-ку-ку — сидит сорока на суку.

16. Итог занятия.

Логопед: Какие звуки учились различать? Чем эти звуки похожи?

17. Оценка работы детей.

18. Домашнее задание. К занятию 5 (альбом 1, с. 8-9).

Задания для закрепления вне занятий

(тетрадь 1, с. 12-13)

• Игра «Выдели звук». Учить детей выделять начальные звуки в словах: утка, астра, аист, утро, улей. Аня и т.д.; давать звукам характеристику. (Звуки гласные, потому что воздух вы ходит свободно и не встречает преграду.)

• Учить детей обозначать звуки У и А фишками красного цвета в схемах слов.

 

Занятие 6. Звук и буква П

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

— познакомить детей со звуком П и способом его характеристики с опорой на артикуляционные и акустические признаки;

— познакомить с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в конце слов;

— учить выделять звук в слогах и словах (конец слова).

Коррекционно-развивающие:

— развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;

— развивать голос и дыхание;

— развивать фонематические процессы;

— закреплять понятия: «звук», «слово».

Коррекционно-воспитательная:

— воспитывать у детей умение доводить до конца начатое дело.

Оборудование: сюжетная картинка для звукоподражания («Самовар пыхтит»), односюжетные картинки («Мальчик ест суп», «Ученый смотрит в микроскоп»), предметные картинки со звуком П в конце слова-названия (суп, микроскоп, шип, серп), зеркала и губные гармошки для каждого ребенка, схемы для характеристики звуков, цветные фишки для обозначения звуков и составления схем, дидактическое пособие «Домик», буква П.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Игра «Слушай, повторяй!» Логопед просит детей послушать и повторить за ним ряды слогов: ап-ап-уп уп-уп-ип

ип-ип-ап. И т.д.

2. Развитие общей моторики.

Обыгрывание стихотворения Е. Стюарт «Огород* (см. занятие 4).

3. Развитие мелкой моторики.

Обыгрывание стихотворения И. Демьянова «Апельсин» (см. занятие 5).

4. Массаж лица.

Знакомство с основными массажными движениями. Дети выполняют массаж лица перед зеркалом совместно с логопедом.

Сначала логопед проводит поглаживание, а затем знакомит детей с волнообразными движениями.

По морям и океанам От середины лба к дискам.
Буду плавать капитаном. Вокруг круговых мышц глаз от переносицы к вискам.
Буду волны покорять, По мышцам щек от крыльев носа к вискам.
Чудный остров открывать. От середины подбородка к ушам.

Заканчиваем массаж поглаживанием.

5. Развитие мимических мышц.

Логопед: Давайте разложим овощи и фрукты по корзинкам. В левую — горький лук, в правую — сладкую грушу, в левую — терпкий чеснок, в правую — кислое яблоко и т.д. (Дети передают эмоции нальное состояние.)

6. Развитие артикуляционной моторики.

— «Окошко закрывается и открывается* — спокойное открывание и закрывание рта.

— «Почесывание* нижней и верхней губ зубами.

— Многократное произнесение звука П.

— «Маляр*. «Красить* нёбо языком, производя движения вперед-назад.

7. Работа над развитием дыхания и голоса.

Игра на губной гармошке: поиграли — протяжно произнесли звук А, снова поиграли —

протяжно произнесли звук У____.

8. Объявление темы занятия.

Ребята, посмотрите на картинку! Послушайте, как пыхтит самовар: П-п-п... Повторите этот звук. (Дети хором повторяют.) Сегодня познакомимся со звуком П.

9. Акустико-артикуляционный образ звука.

Произнесение звука П с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом: воздух не выходит свободно, встречает преграду, и эта преграда — губы. Значит, звук П — это согласный звук.

Логопед: А теперь положите руку на горлышко и произнесите звук II. Горлышко «молчит*. Звук П — глухой. (Повторение характеристики.1вука несколькими детьми: звук П — согласный глухой.) Обозначать звук П мы будем фишкой синего цвета.

10. Связь звука и буквы.

Знакомство с буквой П. Выкладывание буквы из палочек.

Буква П — дверной проем.

Мы три палочки возьмем.

Две дорожкой ровной сложим. Третью наверху положим.

Т. Куликовская

11. Развитие фонематического слуха.

Игра «Хлопай, не зевай». Логопед произносит ряд слогов, дети хлопают в ладоши на слоги со звуком П.

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Мы сначала будем хлопать,

А затем мы будем топать.

А сейчас мы повернемся И все вместе улыбнемся.

Е. Колесникова

12. Закрепление звука в слогах.

Логопед произносит утрировано слоги АП, УП. Дети называют звуки в слогах, характеризуют их и выкладывают схемы. Логопед принимает непо

средственное участие в этой работе, так как на первоначальном этапе знакомства со звуками детям сложно справиться с такими заданиями.

13. Закрепление звука в словах.

Определение места звука П в словах укроп, ми кроскоп, суп и т.д.

Дидактическая игра «Домико (обозначение ме ста звука в словах). Логопед выставляет макет домика с тремя окошками-карманами, обозначающими место звука в словах — звук в начале, середине, конце слова. Дети определяют место звука в словах, логопед вставляет синюю фишку в последнее окошко. Затем логопед и ребенок меняются ролями.

14. Закрепление звука в предложениях.

Составление предложений по односюжетным картинкам со словами: суп, микроскоп.

Работа проводится без употребления слова «предложение». Логопед может дать детям вопрос- инструкцию: «Что вы видите на картинке?»

15. Закрепление звука в тексте.

Повторение вслед за логопедом.

Уп-уп-уп — у Вани вкусный суп. Ип-ип-ип — к нам пришел Филипп.

И т.д.

16. Итог занятия.

Логопед: С каким звуком мы сегодня познакомились? Какой это звук? (Согласный, обозначаем фишкой синего цвета, глухой.)

Почему звук П согласный? (Воздух не выходит

свободно, встречает преграду — губы.)

17. Оценка работы детей-

18. Домашнее задание. К занятию 6 (альбом 1, с. 10).

Задания для закрепления вне занятий

(тетрадь 1, с. 14-15)

• Игра вВыдели звук». Учить детей выделять последний звук в словах: микроскоп, потоп, суп, зуб, тулуп...

• Учить детей давать характеристику звуку: звук П — согласный (воздух встречает преграду — губы), обозначаем его фишкой синего цвета. •

• Обозначение места звука в схеме: закрасим последний квадратик синим цветом, потому что звук П находится в конце слова.

• Звуковой анализ слогов АП, УП с выкладыванием схемы слогов.

 

Занятие 7. Звук и буква О

Цели занятия:

Коррекционно-образовательная:

— познакомить детей со звуком О и способом его характеристики с опорой на артикуляционные признаки.

Коррекционно развивающие:

— развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;

— развивать голос и дыхание;

— развивать фонематические процессы;

— закреплять понятия: «звук*, «слово»;

— развивать умение выделять гласный звук в начале слов.

Коррекционно-воспитательная:

— воспитывать речевое внимание детей. Оборудование: сюжетная картинка «Девочка охает* для звукоподражания, схема для характеристики звуков, цветные фишки для обозначения звуков и составления схем, зеркала по количеству детей, предметные картинки со звуком О в начале слова в ударной позиции, дидактическое пособие «Домик».

Ход занятия

/. Организационный момент.

Логопед: Послушайте ряды слов. Выделите в каждом ряду лишнее слово.

Канава — канава — какао — канава.

Ком — ком — ком — кот.

Утенок — утенок — котенок — утенок. Минута — монета — минута — минута.

2. Развитие общей моторики. «Грибок».

Мы в лесок пойдем, Мы грибок найдем. Маршируют.
В шапочке нарядной. Светло-шоколадной. Изображают шапочку.
Ты не прячь, грибок, Закрывают лицо руками.
Под листок свой бок! 0. Высотоюя Руки на поясе.

3. Развитие мелкой моторики. «По ягоды».

Мы шли-шли-шли, Шагают пальчиками по столу.
Землянику нашли Изображают землянику.
Раз, два, три, четыре, пять, •Пальчики здороваются».
Мы идем искать опять. Шагают пальчиками по столу.

4. Массаж лица.

Совместное с логопедом выполнение массажа.

Солнышко проснулось, Лобика коснулось, Лучиками провело, И погладило, и погладило. Поглаживающие движения.  
Ходит пальчик по дорожке: Вверх — вниз, вверх — вниз, Будут розовыми щечки: Вверх — вниз, вверх — вниз. Зигзагообразные движения.  
— Дождик, дождик, веселей Капай, капай, не жалей! Только нас не замочи! Зря в окошко не стучи! Постукивающие движения.
Солнышко проснулось. Лобика коснулось. Лучиками провело, И погладило, и погладило. Т. Куликовская Поглаживающие движения.

5. Развитие мимических мышц. «Дуб».

Дуб дождя и ветра Вовсе не боится. Смелое выражение лица.
Кто сказал, что дубу Страшно простудиться? Страх.
Ведь до поздней осени Он стоит зеленый. Радость.
Значит, дуб выносливый, Значит, закаленный. И. Токмакова Гордость.

6. Развитие артикуляционной моторики.

— «Окошко закрывается и открывается» — спокойное открывание и закрывание рта.

— «Почесывание» нижней и верхней губ зубами.

— Высунуть язык, «покусать* его зубами, произнося: дя-дя-дя-дя...

— «Болтушка». Широким языком проводить по верхней губе вперед-назад, произнося: бл-бл-бл...

7. Работа над развитием дыхания и голоса.

Вдохнуть и на выдохе произносить: О_____.

8. Объявление темы занятия.

Логопед выставляет сюжетную картинку, на которой больная девочка лежит на кровати.

Логопед: Посмотрите, Оля заболела и охает: «О-о-о». Какой звук она произносит? (О.) Сегодня на за<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...