Занятие 8. Перелетные птицы
Цели занятия: Коррекционно-образовательная: — учить детей образовывать и употреблять приставочные глаголы и различные предлоги. Коррекционно-развивающие: — развивать умение составлять простые предложения; — упражнять детей в образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением; — закреплять умение согласовывать имена существительные с именами числительными. Коррекционно-воспитательная: — воспитывать у детей интерес к поведению пернатых обитателей природы, бережное отношение к ним. Оборудование: макет березы и скворечника, предметные картинки с изображением перелетных птиц, вырезанные по контуру из картона скворец и ласточка. Ход занятия /. Организационный момент. Игра «Четвертый лишний». Ворона, воробей, ласточка, голубь. 2. Объявление темы. Логопед: Сегодня на занятии мы поговорим о перелетных птицах. 3. Вводная беседа. Логопед предлагает детям послушать рассказ. Птицы Где бы ты ни гулял — по берегу моря, в деревне или в городском парке, — повсюду ты встретишь птиц. Почти все они умеют летать. Птицы — это животные с перьями и крыльями. Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску. Птицы часто охорашиваются, то есть чистят перья, втирая в них свой жир. Они также вырывают старые перья там, где растут новые. Птицы живут в гнездах. Обычно они строят гнезда из листьев, веточек и травы, но некоторые птицы живут в кучках камней. Самка откладывает яйца, а потом высиживает их, грея своим теплом, пока не вылупятся птенцы. Осенью перелетные птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы там перезимовать. А когда зимние морозы закончатся, они вернутся обратно.
4. Развитие лексико-грамматических категорий. Игра «Где птичка?». Для этой игры используется макет березы и скворечника, а также вырезанные по контуру из картона скворец и ласточка. Логопед передвигает птиц, а детей просит сказать, где они сейчас находятся. Если дети затрудняются в описании действий, то нужно задать наводящие вопросы: «С чего слетела ласточка?*, «Из чего вылетел скворец*, «К чему подлетел скворец?* И т.д. Ласточка сидит на березе. Ласточка слетела с березы. Скворец залетел в скворечник. Скворец вылетел из скворечника. Скворец подлетел к березе. Скворец отлетел от березы. Ласточка с ветки на ветку перелетела. Ласточка облетела вокруг скворечника. Ласточка и скворец сидят под березой. Игра «Сколько птичек улетело?» («1,3,5а). Один журавль, три журавля, пять журавлей. Одна ласточка, три ласточки, пять ласточек. Один зяблик, три зяблика, пять зябликов. Один скворец, три скворца, пять скворцов. И т.д. Физкультминутка «Осень». Выполнение движений по тексту стихотворения.
Игра «Назови части тела птицы». Логопед предлагает детям рассмотреть изображение птички и сказать, какие у нее есть части тела. по Логопед указывает на различные части тела птицы, дети называют их: У птиц есть голова. У птиц есть две лапы. У птиц есть два крыла. У птиц есть хвост. У птиц есть клюв. Тело птиц покрыто перьями. Игра «Назови ласково». Логопед предлагает детям назвать части тела птиц ласково. Голова — головка. Хвост — хвостик. Лапы — лапки. Клюв — клювик. Крыло — крылышко. Перо — перышко. 5. Итог занятия. Логопед: Назовите перелетных птиц. Почему они так называются? Когда птицы улетают в теплые края? А когда они вернутся?
Задания для закрепления вне занятий (тетрадь 1, с. 18-19) • Игра «Узнай птицу по описанию». Взрослый описывает внешние признаки перелетной птицы, а ребенок называет ее. • Игра «Улетает — не улетает». Воспитатель называет птицу, а дети машут руками, если она улетает, и приседают, если остается зимовать. • • Игра «Один — много». Ласточка — ласточки ит.д.
Занятие 9. Одежда Цели занятия: Коррекционно образовательные: — учить детей различать предметы одежды по сезонам; — формировать умение согласовывать числительные два, две с существительными. Коррекционно-развивающие: — упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -UK-, -ник-, -ечк-, -ОЧК-, -еньк-, -оньк-; — развивать умение узнавать предмет по описанию и самому составлять описательные загадки; — развивать умение образовывать прилагательные от существительных. Коррекционно-воспитательная: — воспитывать у детей аккуратность и бережное отношение к предметам своей одежды. Оборудование: большая шляпа, оформленная в сказочном стиле; предметные картинки с изображением одежды. Ход занятия 1. Организационный момент. Логопед: Ребята! Вы любите сказки? А хотите поучаствовать в одной сказочной истории? (Отве ты детей.) Тогда познакомьтесь с нашей гостьей — Большой Шляпой. 2. Объявление темы. Логопед: Сегодня мы послушаем сказочную историю Большой Шляпы. На своем пути ей приходилось решать сложные задачи. С некоторыми Большая Шляпа справиться так и не смогла... Поэтому она просит помощи у вас. Поможем Большой Шляпе? (Ответы детей.) 3. Вводная беседа. Логопед: Послушайте, как появились одежда и обувь. Одежда, обувь, головные уборы Одежда, обувь и головные уборы возникли в глубокой древности. С их помощью человек спасался от холода, палящего солнца, дождя. Первые предметы одежды он делал из шкур животных, на которых охотился. Прекрасная прочная обувь получалась из коры деревьев, головные уборы — из листьев различных растений. Позже люди научились создавать самые различные ткани: хлопок, шерсть, шелк... Хлопок получают из растений, шерсть — от домашних животных, а шелк добывают из тутового шелкопряда. Эти и другие ткани широко используются для пошива одежды и изготовления головных уборов.
Предметы одежды, обуви и головные уборы делятся на женские и мужские. Одежду и обувь, которую мы покупаем в магазинах, шьют на фабриках. Чтобы превратить куски ткани и кожи в предметы одежды и обуви, нужно потрудиться. В этом чело веку помогает огромное количество разных умных машин и механизмов. Люди носят одежду и обувь, чтобы чувствовать себя комфортно: сохранить тепло своего тела в мороз или, наоборот, защититься от летнего зноя. Какую одежду, обувь и головной убор надеть, зависит от погоды и от того, что человек собирается делать. 4. Развитие лексико-грамматических категорий. Логопед: Однажды холодным осенним днем вышла Большая Шляпа на прогулку. А навстречу ей идут платье, шорты, куртка, пальто, футболка, шуба, плащ и дубленка. (Логопед выставляет на доску картинки.) Смотрит Большая Шляпа и никак не может понять, почему платье, шорты и футболка ежатся от холода и не могут согреться, шубе и дубленке очень жарко и только пальто, плащ и куртка чувствуют себя прекрасно. Ребята! Расскажите Большой Шляпе, почему так по-разному чувствовали себя предметы одежды. Игра «Летняя, осенняя, зимняя». Дети отвечают на вопросы логопеда. Логопед: Почему замерзли платье, шорты, футболка? (Потому что платье, шорты и футбол ку носят летом. Это летняя одежда.) Почему было жарко шубе и дубленке? (Потому что шубу и дубленку носят зимой. Это зимняя одежда.) А почему пальто, плащ и куртка чувствовали себя прекрасно? (Потому что куртка, плащ и пальто — это осенняя одежда. А Большая Шля па гуляла осенью.) Логопед: Смотрит Большая Шляпа и не верит своим глазам: вдруг всех предметов стало в два раза больше. (Логопед прибавляет к каждому предмету одежды еще по одному.) И теперь, чтобы поговорить с ними Большой Шляпе пришлось использовать слова два и две. Но она очень часто ошибалась, говорила неправильно, и все над ней смеялись. Давайте расскажем Большой Шляпе, какое слово к какой одежде подходит.
Игра «Два, две». Логопед предлагает детям ответить на вопросы. Логопед: О чем можно сказать два? (Два платья, два плаща, два пальто.~) О чем можно сказать две? (Две футболки, две куртки, две шубы, две дубленки...) А вот про шорты ребята, нужно сказать двое. Повторите за мной. (Двое шорт.) Логопед: И все-таки Большой Шляпе удалось найти общий язык с одеждой. А все потому, что она называла их ласковыми словами. Угадайте, как она называла предметы одежды. Игра «Назови ласково». Платье — платьице, шорты—шортики, куртка—курточка, пальто— пальтишко, футболка — футболочка, шуба — шубка, плащ — плащик, дубленка — дубле- ночка. Физкультминутка «Шапка». Выполнение движений по тексту стихотворения.
Логопед: Большой Шляпе стало интересно, из какого материала сделана одежда, и она решила спросить об этом своих новых друзей. Оказалось, что никто этого не знает. Давайте мы расскажем Большой Шляпе, из чего и какие бывают предметы одежды. Игра «Какой, какая, какое?». Дети образуют слова-признаки от словосочетаний. Шляпа из фетра — фетровая. Платье из ситца — ситцевое. Платье из бархата — бархатное. Платье из шелка — шелковое. Платье изо льна — льняное. Кофта из шерсти — шерстяная. Перчатки из кожи — кожаные. Шуба из меха — меховая. Куртка из джинсовой ткани — джинсовая. Пальто из драпа — драповое. Футболка из хлопка — хлопчатобумажная. Дубленка из замши — замшевая. И т.д. Логопед: На прощание друзья решили загадать друг другу загадки. Игра «Узнай по описанию». Логопед: Вот какую загадку загадала Большая Шляпа: «Красивое, длинное, вечернее, бархатное*. (Платье.) А платье загадало загадку Большой Шляпе: «Теплая, меховая, пушистая, длинная*. (Шуба.) Логопед: А вы ребята придумайте свои загадки. Дети придумывают загадку, например, о шапке (с опорой на картинку), а затем еще о двух предметах одежды (уже без помощи картинок). Вязаная, зимняя, теплая, пушистая, шерстяная, мягкая. (Шапка.) Теплый, пушистый, длинный, вязанный, шерстяной, мягкий. (Шарф.) Летняя, льняная, легкая, мужская, разноцветная. (Рубашка.) И т.д. 5. Итог занятия. Логопед: Кто приходил к нам в гости со сказочной историей? Назовите предметы летней, осенней. зимыей одежды. Для чего нужна людям одежда?
Что нужно сделать для того, чтобы она долго служила? Задания для закрепления вне занятий (тетрадь 1, с. 20-21) • Игра «Чей, чья, чьи, чье?» Это чья шапка? (Моя.) Это чьи перчатки? (Мои.) И т.д. • Игра «Один-много». Сапог — сапоги, куртка — куртки, носок — носки. И т.д. • Игра «Подбери признак». Куртка (какая?) — красная, теплая... Шарф (какой?) — длинный, пушистый, шерстяной. И т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|