Занятие 7. Лес. Грибы, ягоды, деревья
Цели занятия: Коррекционно-образовательные: — учить различать съедобные и несъедобные грибы; — учить образовывать и употреблять имена существительные в родительном падеже множественного числа. Коррекционно-развивающие: — закреплять употребление предлога в; — упражнять детей в подборе обобщающих слов; — развивать и активизировать словарный запас по теме. Коррекционно-воспитательная: — воспитывать у детей интерес к окружающей природе и бережное отношение к ней. Оборудование: картинки с изображением: грибов, ягод, деревьев, веток лиственного и хвойного деревьев; корзинка. Ход занятия /. Организационный момент. Игра «Назови одним словом». Логопед: Рассмотрите картинки. Послушайте ряд слов. Как можно назвать их одним словом? Подосиновик, подберезовик, маслята, мухомор. (Грибы.) Малина, клюква, земляника, черника. (Ягоды.) Сосна, ель, береза, осина. (Деревья.) Деревья, грибы и ягоды расположены в трех выделенных зонах групповой комнаты. 2. Объявление темы. Логопед: Сегодня я предлагаю вам превратиться в туристов и отправиться на прогулку в лес, чтобы лучше рассмотреть грибы, ягоды и деревья, которые там растут. Вы согласны? (Ответы детей.) А как должны вести себя туристы в лесу? (Отве ты детей.) 3. Основная часть. Логопед: Наше путешествие началось. Первыми в лесу нас встречают деревья. Сейчас я вам о них расскажу. Деревья Мы встречаем деревья повсюду. Нет их только в пустынях и на вершинах гор. Одни деревья сбрасывают листья осенью, а покрываются новыми весной. Это лиственные деревья. У других, вечнозеленых, листья растут круглый год. К ним относятся хвойные деревья. У хвойных деревьев узкие листья, называемые иголками, которым не страшны холода. В кронах деревьев живут птицы и белки. Барсуки и лисы роют воры под корнями деревьев. Олени и кабаны прячутся в зарослях из деревьев.
Игра «Лиственное или хвойное?». На доске появляются ветки лиственных и хвойных деревьев. Дети по одному выходят к доске и подбирают к каждой веточке картинку с изображением юз дерева (береза, ель, осина, сосна) и объясняют свой ответ: «У березы на ветках листья — это лиственное дерево*, «У ели на ветках иголки — это хвойное дерево* и т.д. Логопед: Посмотрите внимательно и расскажите, какие части дерева вы знаете. Игра «Части дерева». На рассмотрение детей предлагаются лиственное и хвойное деревья: рябина, сосна. Если дети затрудняются, логопед приходит им на помощь, называет части дерева, а дети за ним повторяют: «У сосны: ствол, ветки, корни, шишки, иголки*, «У рябины: ствол, ветки, корни, листья, ягоды*. Можно задать вопрос, чем эти деревья похожи, а чем отличаются. Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.
Логопед: Ребята! С собой в лес мы взяли корзинку, а собирать в нее мы будем что? (Ответы детей.) Да, конечно же, грибы. А настоящие грибники знают о грибах очень много. Вот послушайте, какой рассказ о грибах я приготовила. Грибы Грибы — это растения, у которых нет цветков. Вместо семян у них споры. У грибов есть шляпка и ножка, но нет ни листьев, ни стебля, ни корней. Чтобы питаться, грибы выпускают в гниющие растения или навоз тоненькие волосики — нити грибницы. Нужно быть очень осторожным при сборе грибов: ведь они бывают съедобными и ядовитыми. Сейчас мы будем «собирать» грибы, которые вы видите, но будьте осторожны, среди них есть один ядовитый — его класть в корзинку нельзя ни в коем случае.
Игра «Собери грибы в корзинку». Совместно с логопедом дети называют грибы: маслята, белые грибы, опята, рыжики, мухоморы. Затем поочередно подходят к картинкам с изображением грибов и кладут по одной картинке в корзинку, сопровождая речью свои действия: Я собрал много маслят. Я собрал много белых грибов. Я собрал много опят. Я собрал много рыжиков. Логопед: Ребята! Почему мухомор никто из вас не положил в корзинку? (Потому что это несъедобный гриб.) С полной корзинкой грибов мы отправляемся за ягодами. А почему люди так любят ягоды? Ответ на этот вопрос в моем рассказе. Ягоды Ягоды имеют самую разнообразную окраску. Это — богатый источник необходимых витаминов. Ягоды многих растений (клюква, брусника, черника и др.) используются в пищу, а некоторые из них (например, ягоды черники) — в медицине. Растут они в лесах, на болотах и в садах. Ягодные растения имеют различную форму: это кустарники (крыжовник), лианы (ежевика), травы (земляника, клубника). Посмотрите внимательно, какие ягоды растут в лесу. Назовите их. (При затруднениях логопед приходит на помощь детям: земляника, черника, брусника, ежевика, клюква, малина.) Игра «Слушай, не зевай». Дети закрывают глаза, логопед убирает одну из картинок. Затем дети открывают глаза и называют ягоду, которой не стало: «Не стало ежевики» и т.д. В конце игры логопед выкладывает на доску картинку с изображением клубники — дети должны сказать, какая ягода прибавилась. Логопед: А почему эту ягоду мы не нашли в лесу? (Потому что клубника не растет в лесу. Ее выращивают люди.) А теперь туристам пора возвращаться в детский сад. 5. Итог занятия. Логопед: Кем вы были на занятии? Какие деревья можно встретить в лесу? (Лиственные и хвойные.) Что собирали в корзинку? Какие ягоды растут в лесу? Почему нельзя найти в лесу клубнику? Задания для закрепления вне занятий (тетрадь 1, с. 16-17) • Игра «Назови ласково». Малина — малинка, черника, голубика, брусника, клюква и т.д. • Игра «Сосчитай*. Одна лисичка, три лисички, пять лисичек; сыроежка, груздь, подберезовик. • Игра «Почему так называется?». Объяснить значение слов: подберезовик, подосиновик. • Игра «Иголочка — листик». Дифференциация: хвойные — лиственные деревья. Разложить картинки с изображением деревьев на две группы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|