Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Список основной и дополнительной литературы основной




1 Назарбаев Н. Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента страны народу Казахстана.- Алматы: «Credo», 1999, с.23-24

2 Послание президента народу Казахстана. К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономики, конкурентоспособной нации! Казахстанская правда, 2004, 20 марта.

3 Назарбаев Н.А. Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии. Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана.- Астана: Елорда,2006.-48 с.

4 Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы. Указ Президента Республики Казахстан №1096 от 17 мая 2003 г.

5 Национальная экономика: учебник/ под ред. П.В.Савченко. – М.: Экономист, 2005.-813 с.

6 Национальная экономика. Учебник./ Под общей ред. В.А.Шульги.М,2002

7 Савруков Н.Т., Егоров А.И., Егорова Е.А. Национальная экономика. СПб,1999

8 Градов А.П. Национальная экономика: Курс лекций., сПб,1997

9 Ойкен В. Основы национальной экономики.-М,Экономик4а,1996

10 Федоренко Н.П. Россия на рубеже веков/ Н.П. Федоренко. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003. – 727 с. – (Системные проблемы России).

11 Андрианов В.Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. – М.: ОАО «Издательство»Экономика», 1999. – 662с.

12 Градов А.П. Национальная экономика. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 240 с.

13 Баймуратов У.Б. Национальная экономика как система. Алматы: Гылым, 2004.

14 Сабден О. Конкурентоспособность национальной экономики: критерии оценки и пути повышения. Алматы: Экономика, 2007.

15 Баймуратов У.Б. Национальная экономическая система. Алматы: Гылым, 2000

16 Кабдиев Д.К. Национальная экономика как экономическая категория. Пути ее совершенствования. Вестник КазНУ им. Аль-Фараби, 2005, №6.

17 Гайнуллин Ф.Р. Экономическая политика. Курс лекций. Алматы, 1998.

Список дополнительной литературы:

1. Периодические издания казахстанской и периодической прессы, в

т.ч. журналы «Вопросы экономики», «Экономист», «Вопросы

статистики».

2. Материалы сети «Интернет»

3. Материалы научно-практических конференций.

1 Вопросы по контролю

1.Каковы основные структурные части современной экономической теории.

2.Экономика и национальная экономика – это одно и то же?

3.Что является предметом курса «Национальная экономика».

4.Каковы методы теории национальной экономики?

5.Что такое экономические системы?

6.Дайте определение понятия «экономический строй» и «экономический порядок.

7. В чем особенности институциональной структуры рыночной экономики?

8. Каков координационный механизм рыночной экономики в Казахстане?

9. В чем сущность государственного планирования в РК?

10.В чем заключается необходимость государственного вмешательство в развитие экономики?

11. Какие теории происхождения государства вам известны?

12. Какие прямые методы государственного регулирования вам известны?

13. В чем сущность косвенных методов государственного регулирования экономики?

14.Усиливается ли роль государства на современном этапе развития экономики?

15.Какова сущность денежно-кредитной политики?

16. Каковы цели денежно-кредитной политики?

17.Расскажите об инструментах денежно-кредитной политики

18.Какие виды денежно-кредитной политики вы знаете?

19.В чем сущность международного разделения труда?

20.Каково место Казахстана в международном разделении труда?

21.Как связаны платежный баланс и внешнеэкономическая деятельность РК?

22.Как оценивается конкурентоспособность национальной экономики?

23.В чем заключаются детерминанты национальных конкурентных преимуществ?

24.Каковы пути повышения конкурентоспособности экономики РК?

25. В чём сущность предпринимательства?

Система оценки знаний студента

Оценки по текущей успеваемости складываются из оценок текущего контроля и рубежного (промежуточного) контроля.

Текущий контроль успеваемости – систематическая проверка учебных достижений студента по каждой теме учебной дисциплины, проводимая преподавателем, ведущим учебное занятие.

Рубежный контроль проводится по завершении изучения крупных разделов (модулей) учебной дисциплины.

Итоговая оценка по дисциплине включает оценки текущей успеваемости и итогового контроля. Оценка текущей успеваемости (рейтинг допуска) составляет 60% от итоговой оценки знаний по дисциплине. Оценка экзамена составляет 40% от итоговой оценки знаний по дисциплине.

Оценка знаний студента осуществляется по балльно-рейтинговой буквенной системе с соответствующим переводом в традиционную шкалу оценок.

15.1 Шкала выставления рейтинга студента*

Структура контроля Недели Итого  
              ВСК 1
  Лекционные занятия                
  Практические занятия                
  СРСП                
  СРС                
Итого                  
                                   
Структура контроля Недели Итого  
              ВСК 2
  Лекционные занятия                
  Практические занятия                
  СРСП                
  СРС                
Итого                  
                                   

Расчет итоговой оценки

Итоговая оценка по дисциплинев процентном содержании определяется по следующей формуле:

И% = Р1+Р2 х 0,6 + Э х 0,4

2

где:

Р1 – процентное содержание оценки 1-го рейтинга;

Р2 – процентное содержание оценки 2-го рейтинга;

Э – процентное содержание экзаменационной оценки (тест-экзамен).

Балльно-рейтинговая система оценки учебных достижений студента с переводом в традиционную шкалу оценок

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент баллов %-е содержание усвоения учебной дисциплины Оценка по традиционной системе
A 4,0 95-100 отлично
A- 3,67 90-94  
B+ 3,33 85-89 хорошо
B 3,0 80-84
B- 2,67 75-79
C+ 2,33 70-74 удовлетворительно
C 2,0 65-69
C- 1,67 60-64
D+ 1,33 55-59
D 1,0 50-54
F   0-49 неудовлетворительно

15.4 Политика академического поведения

Образец

Критерии оценки поведения Кол-во баллов*
1. Опоздание на занятие -1
2. Пользование сотовыми телефонами во время занятий -2
3. Активное участие на практических (семинарских) занятиях +3
4. Другие критерии  

 

Казахский экономический университет им. Т. Рыскулова

Факультет «Экономика и Управление»

Кафедра «Экономическая теория»

ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС

 

По дисциплине «Национальная экономика»

 

Для специальностей: 5В030400 – Таможенное дело, 5В050600 – Экономика,

5В050700 – Менеджмент, 5В051000- ГиМУ,

5В051100 – Маркетинг, 5В051300 – Мировая экономика,

5В051900 – ОиНТ, 5В070400 – ВТиПО, 5В090500 – Соц. работа

 

Алматы, 2012г.

 

Тема1.Предмет и объекты дисциплины «Национальная экономика»

Цель лекции: Раскрыть основные понятия предмета, объектов «Национальной экономики», показать сущность социально-экономической системы

 

Вопросы лекции

1.1. Предмет и логика курса национальной экономики.

1.2. Социально- экономическая система страны.

1.3. Этапы становления экономики суверенного Казахстана.

 

1.1.Изучив «Основы экономической теории» и другие дисциплины, Вы находитесь в преддверии изучения специальных предметов, а это тесно связано с экономикой нашей страны или с национальной экономикой.

Национальная экономика любой страны – сложная хозяйственная, социальная, организационная научно-технологическая система. Она обладает совокупным экономическим потенциалом. Среди них выделяют природно-ресурсный, производственный, трудовой, научно-технический и др.

Развитие национальной хозяйственной системы страны приводит к созданию и совершенствованию ее национального рынка, в пределах которого формируются и действуют его отдельные сегменты: рынок товаров и капиталов, рынок услуг, рынок труда, рынок недвижимости, фондовый рынок, рынок средств производства, рынок инноваций и др.

В составе национальной экономики любой страны происходят постоянные структурные, организационные и другие изменения, обусловленные особенностями ее хозяйственной системы, характеризующиеся определенными тенденциями и закономерностями развития. Все уровни функционирования экономики страны, сегменты национального рынка объединены комплексом организационно-правовых, экономических, социальных, технологических и других взаимосвязей, которые опосредованы:

1 Формами собственности

2 Движением материальных потоков различных видов ресурсов (затраты труда, сырья, энергии, капиталов)

3 Потоками денежной массы, а также движением ценных бумаг всех видов.

Национальная экономика как наука и область хозяйственной практики людей включает в себя следующие составные части:

1 объект национальной экономики – это хозяйственная система страны в целом

2 предмет национальной экономики – социально-экономические процессы воспроизводства, проявляющиеся в закономерностях объемов, темпов и пропорций развития.

3 инструментарий – это меры, приемы и средства подготовки и реализации макроэкономических хозяйственных решений, служащих интересам страны, ее населению.

4 субъект национальной экономики – это органы управления хозяйственной системой страны, ее отраслями и регионами.

1.2. Социально- экономическая система страны.

Социально-экономическая система той или иной страны включает в себя все общественные и хозяйственные отношения этой страны во осём их многообразии,а экономика представляет из себя подсистему по отношению к первой системе,ибо она составляет единство таких её элементов.как форм собственности на средства производства и произведенный продукт,институтов,которые регулируют экономические процессы,определяют характер экономических связей между экономическими субъектами. Экономическая жизнь общества осуществляется в конкретных странах. В каждый данный период она является продуктом предшествующей истории страны, составной частью которой является и история экономической жизни общества. Экономическая жизнь общества неизбежно несет в себе своеобразие не только этой истории — в ней отражаются более общие экономические процессы и закономерности, свойственные общественному развитию в целом, а также своеобразие эволюции данной страны. В силу этого экономика страны — исключительно сложный продукт взаимодействия обще экономических, общемировых, региональных и страновых экономических процессов. В то же время она — результат исторических изменений стран, взятых в единстве с эволюцией цивилизационных основ общества. Как показывает история экономики, вопрос о национальной экономике и принципах ее функционирования становится особенно острым в условиях становления национального хозяйства или коренных преобразований в стране, затрагивающих основы ее развития.

В Германии в начале XIX в. теория национальной экономики была выдвинута не случайно. В этот период страна представляла собой объединение экономически раздробленных государств, разделенных таможенными границами. Открытость внешних границ для иностранных товаров усугубляла тяжелое положение промышленности и сельского хозяйства. Все это стимулировало объединение Германии и поиск форм защиты национальных экономических границ и интересов. Теоретически это нашло воплощение в становлении первой целостной теории национальной экономики в знаменитом труде Фридриха Листа «Национальная система политической экономии» (1841).

Очередной этап развития теории был связан с поисками основ национальной экономики в условиях рыночного хозяйства, когда стало очевидно, что конкурентная среда, свободное предпринимательство, являясь активными факторами развития, в то же время требуют и определенной регламентации в масштабе всей страны с учетом ее специфики. В работе одного из основоположников ордолиберализма Вальтера Ойкена «Основы национальной экономики» обосновывалось, что институциональные условия экономической жизни должны впитать не только конституционные правовые нормы, но и присущие данной стране традиции, обычаи. Возникновение на этой основе в ФРГ экономической системы социального рыночного хозяйства явилось закономерным результатом не только экономической политики послевоенной Германии, но и нового уровня экономической теории XX в. Вопрос о национальной экономике особенно обостряется в современныx условиях. Во-первых, в переходных экономиках это диктуется выбором национальных моделей экономики в новых независимых государствах, необходимостью определения экономических границ стран, их национальной экономической безопасностью. Интерес к национальным экономическим системам и их изучению особенно усиливается и в случае интеграционных процессов при определении места стран в системе крупных интеграционных объединений. Во-вторых, тенденция к глобализации остро ставит вопрос перед всеми странами о сочетании общих тенденций и закономерностей глобализации с национальными интересами государств. Это требуёт уточнения представлений о роли национальных интересов, внесения коррективов в деятельность существующих национальных экономических систем.

Вопреки одномерному пониманию глобализации она осуществляется через многообразие мира, своеобразие национальных моделей общественного развития, через регионализацию отношений. Всё это не только не снижает интереса к исследованию национальных экономик, но и, наоборот, требует их изучения, так как появляются новые формы защиты национальных интересов, обостряется проблема экономического суверенитета, страны вынуждены противостоять диктату носителей односторонних идеи глобализации.

1.3. Особенности экономического развития РК.

Как известно, в экономике Казахстана преобладают добывающие отрасли и отрасли первичной переработки сырья. Для развертывания НТП этого недостаточно. Универсальной структурной базой экономики являются не отрасли первичного сектора, а вторичный сектор – обрабатывающая промышленность, перерабатывающие отрасли, особенно новейшие подотрасли этой сферы. Эти тенденции сформировали в индустриально развитых странах представление о прогрессивной отраслевой структуре экономики, определяемое не столько долей непосредственного машиностроения, химии, электроэнергетики2, сколько внутренней структурой этих отраслей, а именно: уровнем развития станкостроения, электротехнической промышленности, микробиологии, которые становятся универсальной структурной основой современной экономики.

В этой ситуации высокая доля отраслей первичного сектора экономики РК может ограничивающе воздействовать на процессы приспособления структуры производства к изменениям условий экономического развития. Поэтому снижение совокупного удельного веса отраслей первичного сектора экономики сельского хозяйства и добывающей промышленности являются необходимым условием в связи с ориентацией на увеличение выхода конечного продукта и создание предпосылок для НТП. Одновременно должен повышаться удельный вес вторичного сектора – обрабатывающей промышленности. В первую очередь, развитие металлургии, химии, расширение выпуска металлоемкого оборудования с элементами высоких технологий, развития фармацевтической, легкой и пищевой промышленности. Особого внимания требует развитие наукоемкого сектора, а также сферой услуг.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы основные структурные части современной экономической теории.

2. Экономика и национальная экономика – это одно и то же?

3. Что является предметом курса «Национальная экономика».

4. Каковы методы теории национальной экономики?

5. Что такое экономические системы?

 

Рекомендуемая литература:

1 Назарбаев Н. Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента страны народу Казахстана.- Алматы: «Credo», 1999, с.23-24

2 Назарбаев Н.А. Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии. Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана.- Астана: Елорда,2006.-48 с.

3 Национальная экономика: учебник/ под ред. П.В.Савченко. – М.: Экономист, 2005.-813 с.

4 Национальная экономика: учебник/ под общей ред. А.В. Сидоровича, А.А.Абишева. – Алматы.: Экономика, 2009.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...