Экономическая природа и признаки предпринимательства
Переход на рыночные принципы хозяйствования — это переход к экономике предпринимательского типа. Соответственно создание условий для развития предпринимательства является важнейшей составляющей трансформационных изменений переходной экономики. Экономическая природа предпринимательства неразрывно связана с рыночным хозяйством, которое исторически и генетически является исходным пунктом предпринимательской деятельности. Специфика предпринимательства как явления хозяйственной жизни выражается в непрерывно осуществляемой цепи обменных операций. Именно в этом предпринимательство идентифицирует себя как особый тип хозяйственного поведения, выражающийся в стремлении извлечь выгоду посредством осуществления рыночных операций, т.е. в процессе обмена. Экономическая природа предпринимательства раскрывается через анализ его признаков: инициативу, коммерческий риск, хозяйственную ответственность, комбинирование факторов производства, новаторство. Предпринимательская инициатива. Предпринимательство — инициативная деятельность. Постоянное стремление к поиску новых возможностей извлечения выгоды — будь то производство новых продуктов или освоение новых рынков, внедрение новых способов организации производства или применение новых методов продаж — является отличительной чертой предпринимателя. Коммерческий риск и хозяйственная ответственность. Окружающая предпринимателя действительность представляется в виде неподвластной ему рыночной неопределенности. Что примечательно, неразрывно связанная со свойствами рынка (изменение конъюнктуры, цен, предпочтений потребителей и т.д.) эта неопределенность усугубляется деятельностью самого предпринимателя, выражаясь в непредсказуемой реакции рынка на предпринимаемые им инициативы. Для предпринимателя суть проблемы рыночной неопределенности заключается в неизвестности исхода (результата) предпринимаемых им инициатив. Поэтому любое решение, принимаемое в условиях неопределенности, связано для него с риском, который выражается в возможности возникновения потерь.
Рыночная неопределенность и коммерческий риск — явления, тесно связанные между собой, но одновременно и различающиеся по своему влиянию на предпринимательство. Коммерческий риск — это измеренная неопределенность. Измеренная в том смысле, что предпринимателю известно распределение вероятных исходов на основании опыта прошлого или априорных расчетов. Неопределенность — неизмерима и представляется в виде полной неизвестности о вероятностном наступлении того или иного исхода. Когда предпринимательская инициатива не выходит за рамки уже известных практике направлений, приемов и методов ведения бизнеса, предприниматель сталкивается с риском. Когда же такая инициатива несет в себе уникальные, т.е. неизвестные практике, начинания, предприниматель будет иметь дело с неопределенностью. Другой важный аспект проблемы — это вопрос о мотивации осуществления деятельности, связанной с риском. Любая предпринимательская деятельность связана с риском. Но было бы ошибкой думать, что само предпринимательство обусловлено особенностями человеческой психологии, т.е. склонностью индивидов к риску. В этом отношении важно учитывать, что принятие предпринимателем на себя риска связано не со склонностью к риску, а с его стремлением обратить рыночную неопределенность в свою пользу. Именно получение вознаграждения выступает решающим фактором, побуждающим предпринимателя идти на риск, a величина принимаемого им на себя риска напрямую зависит от размера вероятного вознаграждения. Кроме того, коммерческий риск — это измеренный риск еще и потому, что всегда основывается на трезвом расчете и учете возможных отрицательных последствий. Иначе говоря, стремление к выгоде всегда уравновешивается хозяйственной ответственностью, степень которой в значительной мере определяет приемлемую для предпринимателя степень риска. Одно дело — риск, связанный с недополучением дохода, другое — риск возникновения убытков и уж совершенно иное — риск, который грозит потерей собственности. Комбинирование. Поиск лучших вариантов связан с комбинированием факторов производства, цель которого состоит в повышении отдачи (доходности) от каждого ресурса. Наиболее очевидной формой повышения эффективности располагаемых ресурсов является их перемещение на рынки, где их альтернативная ценность больше и они принесут больший доход. Такая деятельность называется арбитражированием. Арбитра-жирование легко обнаружить в сфере торговли и биржевой деятельности. При всем различии форм проявления для него характерны: использование неравновесных рыночных ситуаций как источника новых возможностей, стремление к рационированию распределения ресурсов как источнику дополнительного дохода, содействие установлению рыночного равновесия через перераспределение благ. Перемещение ресурсов — лишь один из способов повышения эффективности применения ресурсов.
Другой, более сложный по содержанию способ повышения эффективности применения ресурсов — комбинирование на основе принципа замещения факторов производства. Суть его состоит в поиске наиболее рационального варианта сочетания факторов путем замещения одного фактора другим. Варьируя факторами производства, предприниматель не просто обеспечивает переход к более эффективному применению ресурса, но и, создавая новые технологии, обеспечивает прогресс производства. Поскольку в рамках индустриальной стадии применение «принципа замещения» является определяющим фактором предпринимательского успеха, то само предпринимательство ассоциируется с «духом рационализма» и отождествляется с ним.
Между тем содержание функции комбинирования шире «принципа замещения» ресурсов. Предприниматель может изменять сам принцип координации ресурсов, заменяя ценовой механизм (покупка необходимых означает, что экономическое содержание новаторской функции предпринимательства заключается в изменении всей среды хозяйствования. компонентов на рынке) административным (обеспечение необходимыми компонентами на основе вертикальной интеграции). Таким образом, комбинирование может стать инструментом изменения способа предпринимательской деятельности, когда рыночной неопределенности противопоставляется планомерно работающая организация. Связанная с изменением принципа координации ресурсов, данная форма комбинирования выступает уже фактором преобразования рыночной среды. Новаторство, ставшее в настоящее время символом предпринимательства, как элемент присутствует в нём всегда, поскольку деятельность в условиях неопределенности требуёт от предпринимателя постоянной изобретательности и творческого подхода. Предпринимательство — это инициативная, связанная с риском и направленная на завоевание и удержание конкурентных преимуществ деятельность, ведущаяся с целью извлечения дохода и приумножения собственности. Такая трактовка сущности предпринимательства, раскрывая его природу именно как экономической категории, позволяет сделать ряд принципиальных заключений. Первое из них состоит в том, что как состязательная деятельность предпринимательство реализует себя только при наличии конкурентных условий. Деятельность вне конкурентных условий лишена как содержания, так и признаков (инициатива, риск, новаторство) предпринимательства. Второе заключение состоит в том, что достижение цели предпринимательства (обретение выгоды) — результат реализованных конкурентных преимуществ. Следовательно, деятельность, пусть даже и осуществляемая в рыночных условиях, но опирающаяся не на конкурентные преимущества, а на властные или административные полномочия, не может быть отнесена к предпринимательской. Третье заключение состоит в том, что предпринимательство — экспансионистская по своей природе деятельность.
5.2. Организационно- правовые формы предпринимательства Форма предпринимательства — это способ организации предпринимательской деятельности, посредством которого осуществляется реализация присущих предпринимательству функции и цели. Учитывая специфичность организационных и содержательных признаков, можно выделить следующие формы предпринимательства: частную, коллективную и государственную. Частное предпринимательство — форма предпринимательства основанная на частной собственности и осуществляемая частными лицами с целью извлечения дохода и приумножения собственности. Оно является наиболее распространенной формой предпринимательской деятельности и имеет многовековую историю. Характерный признак частного предпринимательства — его социально-экономическая неоднородность. Частное предпринимательство может реализоваться на базе личного труда предпринимателя и членов его семьи, а может — посредством применения наемного труда. И если в первом случае уместно говорить о трудовой природе предпринимательской деятельности, то во втором следует определять ее как капиталистическую. Различие и их экономическая мотивация: для мелкотоварного предпринимательства — получение дохода, а для капиталистического — получение прибыли. По способу организации частное предпринимательство может иметь индивидуальную, групповую и корпоративную формы. Коллективное предпринимательство — форма предпринимательства, при которой источником предпринимательских правомочий является трудовое участие, а работники оказывают решающее влияние на принятие решений. Именно этот признак отличает коллективное предпринимательство от частного, реализуемого в групповой форме.. Государственное предпринимательство — форма предпринимательства, при которой принятие решений в отношении целей и способа предпринимательской деятельности принадлежит государству, а использование ее результатов имеет не частный характер. Чаще всего госпредпринимательство обнаруживает себя в производствах, которые характеризуются либо высокой капиталоемкостью (атомная энергетика, транспортные коммуникации), либо значительной неопределенностью коммерческого результата (космонавтика, научные исследования), либо большой общественной значимостью (оборонная промышленность, образование, здравоохранение и т.п.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|