Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Экономическая роль и экономическая политика государства. Методы государственного регулирования экономики




Формирование национальной модели экономики происходит при активном участии государства, которое вырабатывает экономическую социальную политику, осуществляет институциональные меры по регулированию экономики в соответствии с функциями государства экономике.

Усиление роли государства неизбежно в условиях переходных преобразований. Значение данного фактора особенно возрастает в силу специфики национальной модели казахстанской экономики.

Функции государства в экономике

Классификация функций государства в экономике опирается на общие концептуальные представления о государстве как особой общественной подсистеме.

Государство возникло и существует, прежде всего, для поддержки целостности сообщества людей, живущих на определенной территории, значит, должно отражать волю и интересы всех своих граждан. В то; время общество как сложная система характеризуется иерархическим принципом построения. На вершине этой иерархии (по крайней мере, во время появления капитализма) находится экономика. Государство, как и другие общественные подсистемы (мораль, право, культура и др.), испытывает на себе влияние господствующей подсистемы — экономики. Это усложняет выполняемые им функции. С одной стороны, для поддержания целостности общественной системы государство должно обеспечь сбалансированное развитие всех подсистем общества, не допуская гипертрофии или угасания какой-либо из них. С другой стороны, оно так иначе отражает главенство экономики, например, поддерживая ту форму связи между экономическими агентами, которая превалирует на данном этапе экономического развития и распространяется на все сферы общественной жизни. В современных условиях такой формой связи в большинстве государств мира является рынок. Исходя из этого, можно выделить основные направления действий государства в экономики.

Первое направление связано с тем, что в качестве представителя всех своих граждан государство с помощью законодательной, исполнительно и судебной ветвей власти (создавая соответствующие институты) структурирует и согласовывает взаимодействия всех членов общества и социальных групп, в том числе и в экономической сфере, поддерживает порядок внутри государства и осуществляя или регламентирует взаимоотношения с другими государствами от имени и в интересах своих граждан. Государство формирует правовые рамки функционирования экономики и гарантирует исполнение принятых законов и других правовых актов (обеспечение прав собственности, условий выполнения контрактов и т. д.). Иными словами, государство обеспечивает правовые рамки различных видов трансакций в экономике (сделок, управления, рационирования).



Государство создает и поддерживает средства коммуникации и обеспечивает доступ к информации, касающейся функционирования экономики, по возможности всем экономическим агентам, что снижает неопределенность, непредсказуемость многих экономических процессов. В современных условиях особое значение для функционирования экономической системы приобретает деятельность государства по обеспечению мобильности факторов производства (организация служб занятости, бирж труда, фондовых бирж, информационных центров, лизинга и т. д.). Причем государство либо само осуществляет работы по созданию средств коммуникации, обеспечению информацией и др., либо организует, координирует, стимулирует и контролирует работу частного сектора по выполнению этих функций.

Второе направление функционирования государства в экономике отражает господствующее положение последней в общественной системе, государство поддерживает сложившиеся экономические отношения и рынок как основную форму связи между экономическими агентами в современном мире, а также главный механизм рынка — конкуренцию. На практике защита конкуренции означает обеспечение формально свободного доступа на рынки и правовое ограничение крайних проявлений монопольной власти, снижающих эффективность использования ресурсов, наносящих вред как потребителям, так и производителям. Совершенная конкуренция, как и чистая монополия, в действительности встречается крайне редко. Более реалистичны промежуточные рыночные структуры, различающиеся по степени соответствия их конкурентному рынку: работающая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, доминирующая фирма, естественная монополия и др. Конкретные типы рыночных структур, их доля в экономике складываются в ходе конкретно-исторической эволюции национальной экономики. Государство определяет правила, по которым совершаются деловые операции экономических агентов, регулирует отдельные стороны их функционирования, оказывая поддержку либо устраняя те или иные сферы деятельности отдельных индивидов или институтов (воздействие на процесс ценообразования, внедрение конкуренции на неконкурентные рынки через разделение монопольного производства, организация конкуренции за права по обслуживанию рынков естественных монополий, регулирование стандартов качества и т. д.).

В целом государство стремится поддержать конкурентные процессы — свободу входа-выхода с рынка, определенную степень соперничества между фирмами, ограничить недобросовестную конкуренцию и крайние проявления монопольной власти. Это объясняется тем, что на данном этапе эволюции экономических систем (при наличии частной информации, которой располагают только фирмы, внешних шоков, труднопрогнозируемых инновационных процессов и т. д.) во многих случаях именно конкурентная среда позволяет фирмам самостоятельно выбрать оптимальное поведение и способствует эффективному использованию ресурсов. Это не означает, однако, что экономическая политика государства по поддержке конкуренции направлена на разрушение или подавление рыночных структур, далеких от совершенной конкуренции. Государство главным образом корректирует воздействие этиx структур на поведение фирм.

Поддерживая рыночную форму связей, государство должно учиты­вать и компенсировать внешние эффекты деятельности фирм на рынке например, такие, как загрязнение окружающей среды. Устанавливая пределы вредных выбросов, взимая плату с фирм за загрязнение окружа­ющей среды, ограничивая объемы вредного производства, государство в определенной степени смягчает негативные воздействия экономики на другие сферы жизнедеятельности общества.

Внешние эффекты рынка (как последствия функционирования ры­ночных отношений для третьих сторон, не участвующих в рыночных трансакциях) могут охватывать и более широкий спектр явлений. Так, рыночная экономика включает все элементы производства, в том числе труд, землю, деньги. Сами по себе (в отличие от обычных товаров) они не производятся для продажи, но приобретают форму товаров в рыночной экономике, что приводит к существованию рынков труда, земли, денег. Однако если рыночный механизм будет единственной силой, определяю­щей существование этих элементов производства (за которыми стоят жи­вые люди, их среда обитания, организация их бизнеса), то это может при­вести к разрушительным последствиям для общества в целом: гибели людей, выброшенных конкуренцией за пределы рынка; истощению при­родных ресурсов, резким колебаниям денежной массы, губительным для нормального функционирования бизнеса, и т. д. Поэтому государство со­здает специальные институты для ограничения деятельности рынка при­менительно к труду, земле, деньгам, сознательно регулируя их включе­ние в рыночную систему (организация и контроль за денежным обраще­нием, регулирование трудовых отношений и социальной устойчивости, охрана окружающей среды и т. д.).

На макроэкономическом уровне в качестве своеобразных внешних эффектов рынка можно рассматривать негативные последствия цикли­ческих колебаний экономики, приводящих к потерям значительной доли общественного богатства, социальным конфликтам, политической неста­бильности и т.д. Периоды глубоких спадов в экономике всегда сопровож­даются упадком в развитии культуры, науки, образования и других сфер жизни общества. Все это требует активного вмешательства государства в экономические процессы проведения стабилизационной политики, направ­ленной на сглаживание этих циклических колебаний. Пороговым этапом в этом направлении стал кризис 30-х годов. Он обозначил переход от стра­тегии «точечного воздействия — отдельных направлений государствен­ного регулирования, имевших место в конце XIX— начале XX в., — к проведению всесторонней экономической политики с целью корректировки рыночного механизма, выявившего неспособность к саморегулированию. Великая депрессия ускорила формирование современной смешанной эко­номики, устойчивость которой, способность к развитию обеспечиваются разнообразием составляющих ее элементов, широкой дифференциацией отношений собственности, в том числе и с участием государства, а также подключением государства к выполнению тех экономических функций, в эффективной реализации которых оказался несостоятелен рынок.

Третье направление деятельности государства, связанное с экономи­кой, во многом пересекается с двумя первыми — с функциями государ­ства как представителя всех членов общества и интересов общества как представителя всех членов общества и интересов общества как единого целого и с его функциями по поддержке экономической системы ее рыночной формыДля нормальной жизнедеятельности общества в целом необходимо устойчивое и, по возможности, бесконфликтное, согласованное развитие всех его подсистем, каждая из которых выполняет свои функции. Экономика как господствующая подсистема предлагает рыночную форму связей в качестве основной для других сфер общественной жизни. Но на практике оказывается, что рыночная организация деятельности таких отраслей, как здравоохранение, образование, наука, культура и др., не всегда обеспечивает их прибыльное функционирование, а значит, и интерес к ним частного сектора. Тогда государство, заинтересованное в нормальном развитии всех сторон жизнедеятельности общества, либо берет организацию работы этих отраслей на себя, либо стимулирует частный сектор организации бизнеса в этих отраслях таким образом, чтобы их услуги были доступны для потребителей в необходимом объеме

В каждой стране исторически складываются определенные представления о социальной справедливости, нравственные принципы и т.д. которые могут противоречить принципам поведения людей в рыночной экономике, что чревато социальными конфликтами и нестабильностью, особенно наглядно проявляется в настоящее время, в условиях формирования новой экономической системы.

Функционирование рыночного механизма предполагает, что доход экономического агента зависит от количества и качества имеющихся у него ресурсов, которые могут быть использованы в производстве товаров и услуг. Но значительная часть населения не в состоянии обеспечить достойное существование ни через организацию собственного производства, ни путем продажи имеющихся ресурсов. К этой группе населения относятся пенсионеры, инвалиды, несовершенно летние, студенты, вынужденно безработные и т.д. Поэтому государство в целях поддержки устойчивого социального климата в обществе обязано с помощью бюджетно-налоговой политики заниматься перераспределением созданного дохода, с тем, чтобы обеспечить нормальное существование названных категорий населения. Государство призвано решать и более сложную задачу определения и поддержания конкретной степени дифференциации доходов в обществе, поскольку она оказывает существенное влияние как на мотивацию труда, так и на социальный климат в обществе, что обратно воздействует на сферу экономики.





©2015- 2017 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов.