Бюджетная система Республики Казахстан
Государственный бюджет как система экономических отношений имеет специфическую особенность, которая состоит в том, что эти отношения возникают в распределительном процессе, где непременным участником выступает государство и связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств. Аккумулирование денежных средств в руках государства обусловлено необходимостью бесперебойного финансирования национальной экономики, удовлетворения общественных потребностей его субъектов. Являясь финансовым планом страны, госбюджет отражает источники формирования и направления использования его доходов и расходов, показатели которых обязательны для неукоснительного исполнения в соответствии с утверждаемым законом о республиканском бюджете. В рамках реализации задач фискальной политики финансовые ресурсы государства необходимо распределить таким образом, чтобы обеспечить максимально эффективное и полное выполнение функций государственного управления. Для этого необходимо создать целостную систему экономического и бюджетного планирования, адаптированную к условиям рыночной экономики. Новизной в бюджетном планировании является составление прогноза бюджета на предстоящий трехлетний период, который ориентирован на результат, обеспечивающий рациональное использование бюджетных средств. Эффективное управление бюджетными средствами напрямую связано с бюджетным процессом, который включает планирование, рассмотрение, утверждение, исполнение, а также контроль за исполнением бюджета. Бюджетная система - это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов. В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Казахстан: бюджетная система – это совокупность бюджетов и Национального фонда РК, а также бюджетных процесса и отношений. Организация бюджетной системы определяется государственным устройством страны. По типу национально–государственного устройства. Казахстан относится к унитарным и бюджетная система, повторяя его, включает два звена: центральный бюджет и местные бюджеты.
В состав бюджетной системы Республики Казахстан входят бюджеты следующих уровней: республиканский бюджет; местные бюджеты: областной, бюджет города республиканского значения, столицы, бюджет района (города областного значения).¹ В Казахстане в соответствии с административно – территориальным делением насчитывается 14 областей (Акмолинская, Атырауская, Восточно-Казахстанская, Джамбульская, Кызылординская, Карагандинская, Мангыстауская, Талды - Курганская, Северо – казахстанская и др), каждая из которых имеет свой бюджет и соответствующие структурные бюджетные звенья. Бюджетная система претерпела существенные изменения на каждом этапе своего реформирования. Важным этапом в процессе формирования бюджетной системы является принятие ряда законодательных актов, предусматривающих расширение демократических принципов построении бюджетной системы и усиление территориальных подходов в управлении. Приняв Декларацию о государственном суверенитете, Казахстан приступил к выработке собственной бюджетной политики. Одним из первых законов, принятых суверенной республикой, стал Закон «О бюджетной системе». Законодательное регулирование межбюджетных отношений в Республике Казахстан начинает свою историю с этого законодательного акта. Этот закон зафиксировал независимость местных бюджетов от республиканского бюджета. Кроме того, закон запрещал вышестоящим органам вмешиваться в процесс формирования бюджетов нижних уровней, объявлял незаконным изъятие излишков средств, остающихся в местных бюджетах, в республиканский бюджет. Местным органам власти предоставлялось право самостоятельно решать вопрос о том, как они будут использовать свои средства, независимо оттого, из какого источника эти средства получены.
В 1996 г. был принят новый Закон РК «О бюджетной системе». Принятие этого закона стало еще одним шагом развития бюджетной системы. В нем были четко обозначены принципы бюджетной системы, регламентирован порядок составления, рассмотрения, утверждения, исполнения и контроля за исполнением бюджета. В бюджетную практику вводилась новые понятия и термины: субвенции, государственные гарантии, займы, заимствование, долг и т.д. Введено деление доходов государственного бюджета на общегосударственные налоги, сборы, платежи и местные налоги и сборы. В этот период создан Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета как орган, осуществляющий контроль за эффективностью использования бюджетных средств. В 1999г. принят третий закон «О бюджетной системе». В этом законе сбалансированность местных бюджетов обеспечивалась единым для всех регионов распределением доходов и установленным механизмом бюджетных изъятий и субвенций. В соответствии с этой редакцией закона осуществлено разделение доходной части между республиканским и местным бюджетами по видам поступлений, финансируемые, соответственно, из республиканского и местных бюджетов, установлены долговременные размеры официальных трансфертов между бюджетными уровнями. В организационном плане бюджетная система основывается на следующих принципах: 1) принцип единства - обеспечение применения единого бюджетного законодательства, использование единой бюджетной классификации, единых процедур осуществления бюджетного процесса на территории Республики Казахстан; 2) принцип полноты - отражение в бюджетах и Национальном фонде всех поступлений и расходов, предусмотренных законодательством страны; 3) принцип реалистичности - соответствие параметров бюджета показателям текущего состояния экономики, а также параметрам и направлениям социально-экономического развития Республики Казахстан и регионов;
4) принцип транспарентности - обязательное опубликование нормативных правовых актов в области бюджетного законодательства, открытость бюджетного процесса, проведение государственного финансового контроля; 5) принцип последовательности - соблюдение органами государственного управления принятых ранее решений в сфере бюджетных отношений; 6) принцип эффективности и результативности - разработка и исполнение бюджетов, исходя из необходимости достижения определенных результатов, предусмотренных паспортами бюджетных программ; 7) принцип приоритетности - осуществление бюджетного процесса в соответствии с приоритетными направлениями социально-экономического развития республики или региона; 8) принцип ответственности - привлечение участников бюджетного процесса к ответственности за нарушение бюджетного законодательства; 9) принцип самостоятельности бюджетов - установление стабильного распределения поступлений между бюджетами разных уровней Государственный бюджет - это сводный бюджет, который объединяет республиканский и местные бюджеты. В бюджетной практике применяется понятие консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет используется в качестве аналитической информации и не подлежит утверждению. Особенность консолидированного бюджета в Казахстане заключается в том, что его структура состоит из следующих разделов: республиканский бюджет, местные бюджеты и поступления в бюджет, направляемые в Национальный фонд республики. В целях формирования реального бюджета, отражающего приоритеты социально-экономического развития страны, начиная с 2002 года бюджет был разделен на текущий бюджет, за счет которого осуществлялись программы, направленные на выполнение текущих нужд государства, и бюджет развития, включающий инвестиционные расходы в экономику, т.е. расходы на развитие инфраструктуры, градостроительство, создание и развитие информационных систем, науку, инвестиций в человеческий капитал и.т.п. Такое разделение бюджета позволило реально оценить стоимость выполнения государством своих функций, определенных законодательством и направленных на содержание имеющейся сети государственных учреждений, и объем инвестиционного вклада государства на его социально-экономическое развитие, а также систематизировать бюджетные программы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|