Закономерности, принципы, методы и формы обучения
Известно, что обучение является закономерным и противоречивым процессом. Все закономерности, действующие в учебном процессе, подразделяются на общие и частные (конкретные). Закономерности, охватывающие своим действием всю систему, называется общими; закономерности, которые распространяются на отдельные компоненты процесса, – частными (конкретными). Общие закономерности процесса обучения: 1. Закономерность цели обучения, которая зависит от: – уровня и темпов развития общества; – потребностей и возможностей общества; – уровня развития и возможностей педагогической науки и практики. 2. Закономерность содержания обучения, которая зависит от: – общественных потребностей и целей обучения; – темпов прогресса; – возрастных возможностей учащихся; – уровня развития теории и практики обучения; – материально-технических и экономических возможностей учебных заведений. 3. Закономерность качества обучения, которая зависит от: – продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов; – характера и объема изученного материала; – организационно-педагогического воздействия на учащихся; – их обучаемости; – времени обучения. 4. Закономерность методов обучением, которая зависит от: – знаний и навыков в применении методов; – цели обучения; – содержания обучения; – возраста учащихся; – учебных возможностей (обучаемости) учащихся; – материально-технического обеспечения; – организации учебного процесса. 5. Закономерность управления обучением, которая зависит от: – интенсивности обратных связей в системе обучения; – обоснованности корректирующих воздействий. 6. Закономерность стимулирования обучения, которая зависит от:
– внутренних стимулов обучения; – внешних стимулов. Сфера действия частных (конкретных) закономерностей обучения распространяется на отдельные компоненты учебного процесса. В современной педагогической науке они носят характер тенденций. Конкретные закономерности обучения: - дидактические – результаты прямо пропорциональны продолжительности обучения и находятся в прямой зависимости от осознания целей обучения; продуктивность усвоения обратно пропорциональна количеству материала и сложности; - гносеологические – продуктивность прямо пропорциональна объему учебной деятельности, практическому применению, умению учиться; умственное развитие прямо пропорционально усвоению объема взаимосвязанных знаний, опыта; результаты обучения зависят от умения включать изучаемый предмет в связи с ранее осознанным и от регулярности и систематического выполнения домашних заданий; - психологические – продуктивность обучения прямо пропорциональна интересу, учебным возможностям, количеству тренировок, упражнений, интенсивности тренировки; результативность деятельности зависит от уровня сформированности навыков и умений; количество повторений оказывает сильное влияние на продуктивность обучения, процент сохранения заученного материала обратно пропорционален объему; - кибернетические – эффективность обратно пропорциональна частоте; качество знаний зависит от эффективности контроля; качество обучения прямо пропорционально качеству управления процессом обучения; эффективность управления прямо пропорциональна количеству и качеству управляющей информации; - социологические – развитие индивида обусловлено развитием других индивидов, с которыми он находится в общении; продуктивность обучения зависит от интенсивности познавательных контактов; эффективность образования зависит от уровня интеллектуальной среды, интенсивности взаимообучения, она повышается в условиях познавательной направленности, вызванной соревнованиями;
- организационные – эффективность зависит от организации учебного процесса, потребности учиться, формирования познавательных интересов; результаты обратно пропорциональны отношению учащегося к учебной трудоспособности учащегося и учителя. Движущей силой обучения являются противоречия,центральным из которых выступает противоречие между возникающими у обучающихся под влиянием педагога потребностями в усвоении недостающих, необходимых знаний и опыта познавательной деятельности для решения новых учебных задач и реальными возможностями удовлетворения этих потребностей. На основе разрешения этого противоречия путем умелого подбора педагогом средств обучения осуществляется развитие учащихся, их учебных возможностей. Это центральное противоречие проявляется в частных противоречиях между ранее усвоенным и изучаемым, обыденно-житейскими и научными знаниями, учебно-познавательными, исследовательскими действиями и научными знаниями между знанием и формированием навыков Принципы дидактики В современной дидактике под принципами обучения понимают исходные, руководящие идеи, нормативные требования к организации и осуществлению образовательного процесса. Принципы обучения определяют деятельность обучающего и характер познавательной деятельности обучаемого. Формулировки и количество принципов постоянно изменяются В классической дидактике наиболее общепризнанными считаются следующие дидактические принципы: – научности, – наглядности, – доступности, – сознательности и активности, – систематичности и последовательности, – прочности, – связи теории с практикой, – принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых. Рассмотрим их и отметим некоторые правила, обеспечивающие реализацию этих принципов. Принцип научности обучения предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией.
Данный принцип требует, чтобы для усвоения обучаемым предлагались подлинные, прочно установленные наукой знания (объективные научные факты, концепции, теории, учения, законы, закономерности, новейшие открытия в разных областях человекознания) и при этом использовались методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам изучаемой науки. Принцип доступности требует, чтобы содержание, объем изучаемого и методы его изучения соответствовали уровню интеллектуального, нравственного, эстетического развития учащихся, их возможностям усвоить предлагаемый материал. При слишком усложненном содержании изучаемого материала у учащихся понижается мотивационный настрой на учение, быстро ослабевают волевые усилия, резко падает работоспособность, появляется чрезмерное утомление. Вместе с тем принцип доступности не означает, что содержание обучения должно быть упрощенным, предельно элементарным. Исследования и практика показывают, что при упрощенном содержании снижается интерес к учению, не формируются необходимые волевые усилия, не происходит желаемого развития учебной работоспособности. В процессе обучения слабо реализуется его развивающая функция. Чтобы реализовать на практике принцип доступности, надо соблюдать ряд правил: • в обучении идти от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому; • объяснять простым, доступным языком; • управлять познавательной деятельностью учащихся: плохой учитель сообщает истину, оставляя ее недоступной для понимания, хороший – учит ее находить, делая доступным процесс нахождения; • учитывать различия в скорости восприятия, темпе работы, доминирующих видах деятельности, интересах, жизненном опыте, особенностях развития разных учеников; • использовать аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление и другие приемы; • введение каждого нового понятия должно не только логически вытекать из поставленной познавательной задачи, но быть подготовлено всем предшествующим ходом обучения;
• доступность связана с работоспособностью: развивая и тренируя работоспособность, необходимо приучать учащихся осуществлять все более длительную и интенсивную мыслительную деятельность. Принцип сознательности и активности в обучении требует осознанного усвоения знаний в процессе активной познавательной и практической деятельности. Сознательность в обучении – это позитивное отношение обучаемых к обучению, понимание ими сущности изучаемых проблем, убежденность в значимости получаемых знаний. Сознательное усвоение знаний обучаемыми зависит от ряда условий и факторов: мотивов обучения, уровня и характера познавательной активности, организации учебного процесса, применяемых методов и средств обучения и т. д. Активность обучаемых – это их интенсивная умственная и практическая деятельность в процессе обучения. Активность выступает как предпосылка, условие и результат сознательного усвоения знаний, умений и навыков. В основе данного принципа лежат закономерности: ценность человеческого образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной умственной деятельности; собственная познавательная активность обучаемых оказывает определяющее влияние на прочность, глубину и темп овладения учебным материалом, является важным фактором обучаемости. Для реализации на практике принципа сознательности и активности надо соблюдать ряд правил: • добиваться четкого понимания обучаемыми целей и задач предстоящей работы; • использовать увлекательные факты, сведения, примеры; • применять наглядные пособия, использовать технические средства; • вовлекать учащихся в практическую деятельность по применению теоретических знаний; • использовать активные и интенсивные методы обучения; • логически увязывать неизвестное с известным; • учить учащихся находить причинно-следственные связи; • поддерживать оптимизм учащихся и уверенность в успехе. Принцип наглядности. Установлено, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Эта закономерность давно нашла свое выражение в дидактическом принципе наглядности. Наглядность в дидактике понимается более широко, чем непосредственное зрительное восприятие. Она включает в себя и восприятие через моторные, тактильные, слуховые, вкусовые ощущения.
Пути реализации этого принципа сформулированы Я.А. Коменским в «Золотом правиле дидактики»: «Все, что возможно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением; слышимое – слухом; запахи – обонянием; подлежащее вкусу – вкусом; доступное осязанию – путем осязания. Если же какие-либо предметы и явления можно сразу воспринимать несколькими чувствами – предоставить нескольким чувствам». И.Г. Песталоцци показал, что необходимо сочетать применение наглядности со специальным мысленным формированием понятий. Принцип наглядности в обучении реализуется путем демонстрации изучаемых объектов, иллюстрации процессов и явлений, наблюдений за происходящими явлениями и процессами в кабинетах и лабораториях, в естественных условиях, в трудовой и производственной деятельности. Средствами наглядности служат: • натуральные объекты: растения, животные, природные и производственные объекты, труд людей и самих учащихся; • объемные наглядные пособия: модели, макеты, муляжи, гербарии и др.; • изобразительные средства обучения: картины, фотографии, диафильмы, рисунки; • символические наглядные пособия: карты, схемы, таблицы, чертежи и др.; • аудиовизуальные средства: кинофильмы, магнитофонные записи, телевизионные передачи, компьютерная техника; • самостоятельно изготовленные «опорные сигналы» в виде конспектов, схем, чертежей, таблиц, зарисовок и др. Благодаря использованию средств наглядности у обучаемых появляется интерес к учебе, развивается наблюдательность, внимание, мышление, знания приобретают личностный смысл. Практика обучения выработала большое количество правил, раскрывающих применение принципа наглядности: • наглядность должна отражать сущность изучаемых предметов и явлений, ярко и образно показывать то, что необходимо усвоить; • лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать; • то, что дети видят, будит мысль и лучше запоминается; • наглядность использовать не как цель, а как средство обучения; • не перегружать учащихся конкретно-образным восприятием изучаемых закономерностей, чтобы не задерживать абстрактно-логическое мышление; • наглядность использовать не только для подтверждения достоверности изучаемых предметов и явлений, но и как источник знаний; • по мере взросления детей необходимо больше использовать символической наглядности взамен предметной; • использовать различные виды наглядности в меру, так как чрезмерное их количество рассеивает внимание и мешает восприятию главного; • наглядность должна эстетически воспитывать; • учитывать возраст учащихся в процессе использования разнообразных средств наглядности. Принцип систематичности и последовательности в обучении предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения. В основе принципа систематичности и последовательности лежит ряд закономерностей: человек только тогда обладает действенным знанием, когда в его сознании отражается четкая картина существующего мира; процесс развития обучаемых замедляется, если нет системы и последовательности в обучении; только определенным образом организованное обучение является универсальным средством формирования системы научных знаний. Принцип систематичности и последовательности в обучении требует соблюдения ряда дидактических правил: • формирование системы знаний на основе понимания их взаимосвязи; • деление изучаемого материала на логически связанные разделы • использование схем, планов, таблиц, опорных конспектов, модулей и иных форм логического представления учебного материала; • осуществление межпредметных связей; • проведение уроков обобщения и систематизации; • координация деятельности всех субъектов педагогического процесса на основе единства требований, обеспечения преемственности в их деятельности. Принцип прочности усвоения знаний предполагает их стойкое закрепление в памяти учащихся. В основе данного принципа лежат установленные наукой закономерные положения: прочность усвоения учебного материала зависит от объективных факторов (содержания материала, его структуры, методов преподавания и др.) и субъективного отношения обучаемых к данным знаниям, обучению, преподавателю; память носит избирательный характер, поэтому прочнее закрепляется и дольше сохраняется важный и интересный для обучаемых учебный материал. Прочность усвоения знаний достигается при соблюдении следующих правил: • обучающийся проявляет интеллектуальную познавательную активность; • подлежащий усвоению учебный материал структурируется с учетом индивидуальных различий обучающихся; • новый учебный материал связывается с прежними знаниями, опирается на сложившиеся представления (в структуре старых знаний новые воспринимаются яснее, становятся более понятными, а прежние знания за счет новых обогащаются и углубляются); .• используются разнообразные подходы, методы, формы, средства обучения. Однообразие гасит интерес обучающихся к учению, снижает эффективность усвоения; • активизируется мысль учащихся, ставятся вопросы на сравнение, сопоставление, обобщение, анализ материала, установление причинно-следственных и ассоциативных связей, выделение главного, существенного и т. п.; • процесс усвоения сопровождается систематическим контролем за его качеством. Принцип воспитывающего обучения отражает объективную закономерность процесса обучения. Не может быть обучения вне воспитания. Даже если учитель и не ставит специальной цели оказать воспитательное воздействие на учащихся, он их воспитывает через содержание учебного материала, своим отношением к сообщаемым знаниям, применяемыми методами организации познавательной деятельности учащихся, своими личностными качествами. Это воспитательное воздействие значительно усиливается, если учитель ставит соответствующую задачу, стремится эффективно использовать в этих целях все имеющиеся в его распоряжении средства, соблюдает следующие правила: • целенаправленно, сознательно и систематически осуществляет воспитание при изучении любой дисциплины; • добивается, чтобы за понятиями, определениями, законами, формулировками, символами учащиеся понимали явления природы и общественного прогресса, реальное существование объективного мира; за формой – содержание, за явлениями – сущность, за внешними признаками – внутреннее состояние материального мира и его закономерностей; • использует воспитательные возможности каждой темы, каждого урока; • учебный процесс строит таким образом, чтобы он позитивно влиял на культуру поведения ученика, гуманизм и демократизм во взаимоотношениях; • уважительно относится к личности обучаемого и одновременно проявляет разумную требовательность к нему. Требовательность, не основанная на уважении, вызывает недовольство и агрессивность; доброжелательность без требовательности приводит к нарушению дисциплины, к неорганизованности, непослушанию обучаемых; • всем своим обликом, поведением, общественной активностью, гражданственностью привносит в учебный процесс жизнеутверждающие идеалы общечеловеческих ценностей; • не унижает, а возвышает личность ученика, проявляя чуткость и внимательность к слабым сторонам знаний или умений, тактично поправляет ошибки, стимулирует учеников на преодоление трудностей. Принцип связи теории с практикой предполагает, что изучение научных проблем осуществляется в тесной связи с раскрытием важнейших путей их использования в жизни. В этом случае у обучаемых вырабатывается подлинно научный взгляд на жизненные явления, формируется научное мировоззрение. В основе этого принципа лежат закономерности: практика – критерий истины, источник познания и область приложения теоретических результатов; практикой проверяется, подтверждается и направляется качество обучения; чем больше приобретаемые учащимися знания взаимодействуют с жизнью, применяются в практике, используются для преобразования окружающих процессов и явлений, тем выше сознательность обучения и интерес к нему. Реализации данного принципа способствуют правила: • опора в обучении на имеющийся практический опыт учащихся; • показ области применения теоретических знаний; • изучение современных технологий, прогрессивных методов труда, новых производственных отношений; • использование проблемно-поисковых и исследовательских заданий; • применение знаний на практике; • показ значимости ведущих научных идей, концепций, теорий, положений; • решение задач и упражнений на основе производственных достижений. Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям (принцип личностного подхода в обучении) требует, чтобы содержание, формы и методы обучения соответствовали возрастным этапам и индивидуальному развитию обучаемых. Уровень познавательных возможностей и личностного развития определяет организацию учебной деятельности. Важно учитывать особенности мышления, памяти, устойчивость внимания, темперамент, характер, интересы учащихся. Существуют два основных пути учета индивидуальных особенностей: • индивидуальный подход (учебная работа проводится по единой программе со всеми при индивидуализации форм и методов работы с каждым); • дифференциация (разделение учащихся на однородные группы по способностям, возможностям, интересам и др. и работа с ними по разным программам).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|