Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вспомогательные технические средства.




К ним относятся приборы, инструменты, приспособления, которые применяются для совершенствования учебного труда преподавателя и учащегося, но не могут быть отнесены ни к одному из перечисленных классов, например готовальни, калькуляторы и т. п.

Последние годы характеризуются широким внедрением компьютеров в учебный процесс вузов. Компьютеры также могут рассматриваться как ТСО, но в силу принципиальных отличий обработки информации компьютерами от обычных технических средств, а также вследствие новых возможностей организации управления учебной деятельностью с помощью компьютеров некоторые вопросы их применения целесообразно выделять отдельно.

 

Использование Интернет-ресурса преподавателями

И студентами

 

Рамки использования компьютеров в обучении постоянно расширяются. Большие перспективы резкого повышения интереса к совершенствованию обучения в вузах, по мнению многих специалистов, имеет Интернет. Хотя большого опыта использования Интернета в обучении в отечественной практике не накоплено, уже сейчас очевидны некоторые из этих важных для совершенствования обучения перспектив.

 

Для преподавателя

Совершенствование научной деятельности. Получение новых данных из электронных версий научных журналов. Участие в телеконференциях по избранной научной проблематике. Доступность и быстрота публикации новых результатов в электронных журналах. Доступ в научные библиотеки разных стран.

Совершенствование учебной деятельности. Получение данных о постановке учебных курсов и лабораторных практикумов в вузах мира. Получение сведений о проведении других мероприятий, направленных на совершенствование учебного плана. Использование разнообразных учебных и демонстрационных моделей и готовых материалов для применения в ходе лекций, а также при проведении лабораторных и практических занятий. Получение данных (в том числе программных) об используемых в учебном процессе моделях, а также учебниках и учебных пособиях. Получение сведений о применяемых технических (в том числе компьютерных) средствах совершенствования учебной деятельности.

Публикация собственного опыта совершенствования учебной деятельности в рамках телеконференций.

Обмен данными о тематике НИР, предлагаемых студентам, и тематике дипломного проектирования (дипломных работ).

Обмен сведениями о методах повышения мотивации учебной и научной деятельности студентов.

Установление личных контактов.

Создание личных Web-документов и сайтов для ознакомления с взглядами и интересами преподавателя, его научной деятельностью, публикациями и другими материалами тех пользователей Интернета, кто заинтересуется личностью преподавателя.

 

Для студента

Использование конкретных учебных материалов по изучаемым курсам: учебников, моделей лабораторного практикума, которыми пользуются студенты аналогичных вузов разных стран.

Заимствование компьютерных обучающих средств, предназначенных для студентов, в том числе моделей, применяемых в изучении курсов.

Знакомство с тематикой НИР студентов разных вузов и университетов. Публикация результатов оригинальных студенческих исследований, проведенных под руководством преподавателя. Обмен данными, тематикой и другими материалами в области научной работы студентов. Знакомство с новейшими исследованиями в области выполнения курсового и дипломного проектирования. Установление личных контактов по интересам, в том числе учебного плана.

Доступ в библиотеки вузов и журнальные публикации. Имеется свободный доступ к ознакомлению с журнальными публикациями, которые за последнее время получают все большее распространение в Интернете, а также с электронными материалами библиотек.

Хотя Интернет не может заменить сложившийся традиционный учебный вузовский процесс, возможности Интернета резко увеличивают и разнообразят приемы и методы учебной деятельности и открывают для преподавателя новое поле проведения масштабных экспериментов с нововведениями, касающимися как структуры учебных курсов, так и организации учебной работы. Все это прекрасно сочетается с исследовательской работой преподавателей и студентов.

В такой большой стране, как Россия, особое значение имеет Интернет для организация дистанционного обучения, где средствами Интернета можно организовать диалоговое общение преподавателя и студента. Хотя такой опыт еще невелик, представляется, что с увеличением быстродействия и пропускной способности каналов связи компьютер-провайдер, совершенствованием низовых сетей значимость дистанционного обучения будет непрерывно расти, и к этому виду деятельности следует отнестись как к весьма перспективному.

 

Глава 5

Педагогическая теория воспитания

Вопросы:

5.1. Воспитание как организованный педагогический процесс: закономерности, структура и функции. Движущие силы процесса воспитания.

5.2. Взаимосвязь законов, закономерностей и принципов воспитания. Сущность и система методов воспитания.

5.1. Воспитание как организованный педагогический процесс:

Закономерности, структура и функции. Движущие силы процесса

Воспитания

 

Воспитание – категория вечная. С тех пор как человек осознал себя личностью, существует и необходимость раз­вития и формирования его как личности. Воспитание необ­ходимо потому, что является одним из важнейших средств обеспечения существования и преемственности общества.

В педагогике воспитание – это целенаправленный про­цесс формирования у людей высоких гражданско-политических, морально-нравствен-ных, психологических и фи­зических качеств, привычек поведения и действий в соот­ветствии с предъявляемыми обществом социальными и педагогическими требованиями, который может быть интер­претирован в нескольких смыслах.

Можно употреблять понятие «воспитание» также в ситу­ативном, узком и широком значении. Воспитание в локаль­ном значении – это решение какой-либо конкретной вос­питательной задачи. Воспитание в узком смысле – это це­ленаправленная воспитательная деятельность, призванная формировать у людей систему определенных социально-зна­чимых качеств личности, развитых взглядов и убеждений. Воспитание в широком смысле понимается как целенаправ­ленное создание условий (материальных, духовных, органи­зационных) для всестороннего развития человека в обществе.

Воспитание всегда преследует определенные цели, кото­рые в настоящее время сводятся к:

• формированию отношений личности к миру и к са­мой себе, предполагающему такое воспитание челове­ка, при котором он четко представляет себе характер своих отношений с окружающим миром, обществом и другими людьми, правильно осознает свои индивиду­альные, интеллектуально-познавательные, эмоцио­нально-волевые и коммуникативно-поведен-ческие осо­бенности, занимает положенное ему место в обществе;

• формированию всесторонне и гармонично развитой личности, т. е. воспитанию человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физиче­ское совершенство, рационально проявляющего свои нравственные и психологические качества, способно­го решать любые проблемы и преодолевать разнообраз­ные трудности, встречающиеся на его пути;

• воспитанию социально-компетентной личности, пред­ставляющей собой человека, не только правильно по­нимающего и адекватно оценивающего свои связи и характер взаимодействия с другими людьми, но и уме­ющего строить с ними добрососедские и бесконфликт­ные взаимоотношения, предотвращать проявления на­пряженности и непонимания в обществе;

• приобщению человека к культуре, т. е. формированию его эстетически и духовно совершенным, развитию у него творческой индивидуальности;

• воспитанию гражданской личности, имеющей высокопатриотические чувства и социально значимые качества, пре­вращающие ее в настоящего патриота своего народа и сво­ей страны, в борца с социальной несправедливостью и не­равенством;

• воспитанию автономно развитой личности, предполага­ющему формирование у человека способностей к пози­тивному самоизменению
и самосовершенствованию в окружающей действительности;

• развитию самосознания личности, помощи ей в само­определении, самореализации, самоутверждении, кото­рое предполагает, во-первых, осознание ею настоятель­ной необходимости в непрерывном совершенствовании своих индивидуально- и социально-психологических ка­честв; во-вторых, стремление не останавливаться на до­стигнутом, находить формы и способы дальнейшего са­моразвития. Воспитание неразрывно связано с обучением и вместе с тем имеет относительную самостоятельность и специфичес­кие особенности, определяемые его конкретными задачами, своеобразными функциями, содержанием, формами и мето­дами воздействия.

Функции воспитания обеспечивают направленность само­го содержания процесса воспитания. К ним относятся фун­кции:

• побуждения к самовоспитанию;

• профилактическая;

• формирующе-развивающая;

• мобилизации на выполнение конкретных задач;

• перевоспитания.

Содержание воспитания отражает всю совокупность дей­ствий
и взаимовлияний воспитателя и воспитанника (учи­теля и ученика) в процессе воспитания, опосредуемых его целями, задачами и мотивами.

Воздействие воспитателя представляет собой совокуп­ность приложенных им усилий, необходимых для достиже­ния целей и задач воспитания.

Воспитание, как и обучение, – двусторонний процесс, ко­торый осуществляется в активном взаимодействии и взаи­мовлиянии воспитателей и воспитанников. При этом вос­питатель выступает организатором и руководителем процес­са воспитания, а сам этот процесс может быть представлен в виде модели деятельности, составляющими частями кото­рой являются:

• воздействие воспитателя;

• личность воспитанника, представляющая собой объект воспитательного воздействия, который претерпевает оп­ределенные изменения в результате воспитательных воз­действий воспитателя;

• отношение воспитанника к воздействию воспитателя, т. е. его реакции на воспитательные воздействия;

• качества, формируемые у личности, определяемые усва­иваемыми в процессе воспитания знаниями, убеждения­ми, умениями и психологическими особенностями самой личности;

• мотив, т. е. побудительные силы личности, сформиро­ванные в результате воспитания;

• поведение, т. е. особенности действий и поступков, со­вершаемых личностью в ходе и в результате воспита­ния.

Воспитание детерминируется социально-экономическими и политическими условиями развития общества, потребнос­тями жизни и деятельности людей, достижениями современ­ного научно-технического прогресса, все более возрастающи­ми требованиями к качествам личности воспитанников. Все это непрерывно выдвигает перед процессом воспитания все новые и новые проблемы, разрешение которых позволяет со­вершенствовать и саму модель воспитания, и составляющие ее компоненты, и содержательные характеристики последних.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...