Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные этапы педагогического процесса




Целостный педагогический процесс имеет циклический характер
и может подразделяться на несколько этапов. Этапы – это не составные звенья, а последовательность развития процесса.

Главными этапами можно назвать:

– этап подготовки педагогического процесса;

– этап осуществления педагогического процесса;

– этап анализа результатов педагогического процесса.

На этапе подготовки педагогического процесса (подготовительном) создаются необходимые условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной способностью. На этом этапе решаются следующие важные задачи:

1) целеполагание;

2) диагностика возможностей педагогического процесса;

3) прогнозирование результатов процесса;

4) проектирование и планирование педагогического процесса.

Сущность целеполагания (обоснование и постановка целей) состоит в том, чтобы трансформировать общую педагогическую цель системы народного образования в конкретные задачи, достижимые на заданном отрезке педагогического процесса и в имеющихся конкретных условиях. Другими словами, педагогические цели на данном этапе должны осознаваться как педагогические задачи. В творческом педагогическом процессе одновременно или последовательно должны осмысливаться разные педагогические задачи:

– общая педагогическая задача всей деятельности педагога (как общая концепция процесса);

– этапная педагогическая задача (связанная с конкретным этапом процесса);

– постоянно возникающие ситуативные (частные) педагогические задачи.

Осознание педагогической задачи – это непременное условие продуктивного ее решения. Осознание педагогической задачи предопределяет анализ ее исходных данных и постановку диагноза.

Анализ исходных данных конкретной педагогической ситуации тесным образом связан с учетом множества фактов педагогического процесса. Все это составляет основу для постановки педагогического диагноза. Педагогическая диагностика (от греч. «диа» – прозрачный и «гнозис» – знания) – это оценка общего состояния педагогического процесса или его отдельных компонентов, а также условий и обстоятельств, в которых протекает педагогический процесс. Основными задачами педагогической диагностики являются:

– получение ясного представления о тех причинах, которые будут помогать или препятствовать достижению намеченных результатов;

– сбор всей необходимой информации о реальных возможностях педагогов и учащихся, уровне их предшествующей подготовки условиях протекания процесса;

– выдвижение педагогического диагноза и прогноза.

За диагностикой следует прогнозирование хода и результатов педагогического процесса. Сущность прогнозирования (приставка «про» указывает на опережение) заключается в том, чтобы предварительно еще до начала процесса оценить его возможную результативность в имеющихся конкретных условиях. Прогнозирование по существу сводится к педагогическому целеполаганию.

Педагогическое прогнозирование обычно определяется как процесс получения опережающей информации об объекте процесса: класса, группы, учащегося, коллектива, знаниях, отношениях, поведении и др. Методы прогнозирования достаточно разнообразны:

– моделирование;

– выдвижение гипотезы;

– мысленный эксперимент и др.

Квалифицированно проведенное педагогом прогнозирование и целеполагание составляет базу для педагогического проектирования образовательного процесса.

Завершается подготовительный этап скорректированным на основе результатов диагностики и прогнозирования проектом организации процесса, который после окончательной доработки воплощается в плане. План всегда «привязан» к конкретным составным частям процесса. В педагогической практике применяются различные планы:

– план руководства образовательным процессом;

– план воспитательной, учебной, научной работы;

– план проведения отдельного занятия и др.

Все эти планы имеют определенный срок действия. Следовательно, план – это итоговый документ, в котором точно определено, кому, когда
и что нужно делать.

Этап осуществления педагогического процесса (основной) можно рассматривать как относительно самостоятельный процесс, включающий в себя важные взаимосвязанные элементы:

– постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;

– взаимодействие педагога и учащихся;

– использование намеченных методов, форм и средств педагогического процесса;

– создание благоприятных условий;

– осуществление разнообразных мер стимулирования педагогической деятельности;

– обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.

Эффективность процесса зависит от того, насколько целесообразно эти элементы связаны между собой, не противоречит ли их направленность и практическая реализация общей цели и друг другу. Так, например, в ходе педагогического взаимодействия осуществляется оперативный контроль, выявление слабых сторон процесса, призванный играть стимулирующую роль. Важную роль на данном этапе играют обратные связи – основа качественного управления процессом.

Завершается цикл педагогического процесса этапом анализа достигнутых результатов. Педагог с помощью доступных ему методов наблюдения, анализа выполненных работ, бесед, опросов и других изучает степень решения поставленных задач. Особенно важно при этом выявлять причины неполного соответствия результатов и целей, которые порой могут возникнуть из-за некоторых непредвиденных обстоятельств.

Можно изобразить итоговую таблицу этапов педагогического процесса, осуществления и анализа его итогов.

 

Таблица 3.1

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...