Основные этапы педагогического процесса
Целостный педагогический процесс имеет циклический характер Главными этапами можно назвать: – этап подготовки педагогического процесса; – этап осуществления педагогического процесса; – этап анализа результатов педагогического процесса. На этапе подготовки педагогического процесса (подготовительном) создаются необходимые условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной способностью. На этом этапе решаются следующие важные задачи: 1) целеполагание; 2) диагностика возможностей педагогического процесса; 3) прогнозирование результатов процесса; 4) проектирование и планирование педагогического процесса. Сущность целеполагания (обоснование и постановка целей) состоит в том, чтобы трансформировать общую педагогическую цель системы народного образования в конкретные задачи, достижимые на заданном отрезке педагогического процесса и в имеющихся конкретных условиях. Другими словами, педагогические цели на данном этапе должны осознаваться как педагогические задачи. В творческом педагогическом процессе одновременно или последовательно должны осмысливаться разные педагогические задачи: – общая педагогическая задача всей деятельности педагога (как общая концепция процесса); – этапная педагогическая задача (связанная с конкретным этапом процесса); – постоянно возникающие ситуативные (частные) педагогические задачи. Осознание педагогической задачи – это непременное условие продуктивного ее решения. Осознание педагогической задачи предопределяет анализ ее исходных данных и постановку диагноза.
Анализ исходных данных конкретной педагогической ситуации тесным образом связан с учетом множества фактов педагогического процесса. Все это составляет основу для постановки педагогического диагноза. Педагогическая диагностика (от греч. «диа» – прозрачный и «гнозис» – знания) – это оценка общего состояния педагогического процесса или его отдельных компонентов, а также условий и обстоятельств, в которых протекает педагогический процесс. Основными задачами педагогической диагностики являются: – получение ясного представления о тех причинах, которые будут помогать или препятствовать достижению намеченных результатов; – сбор всей необходимой информации о реальных возможностях педагогов и учащихся, уровне их предшествующей подготовки условиях протекания процесса; – выдвижение педагогического диагноза и прогноза. За диагностикой следует прогнозирование хода и результатов педагогического процесса. Сущность прогнозирования (приставка «про» указывает на опережение) заключается в том, чтобы предварительно еще до начала процесса оценить его возможную результативность в имеющихся конкретных условиях. Прогнозирование по существу сводится к педагогическому целеполаганию. Педагогическое прогнозирование обычно определяется как процесс получения опережающей информации об объекте процесса: класса, группы, учащегося, коллектива, знаниях, отношениях, поведении и др. Методы прогнозирования достаточно разнообразны: – моделирование; – выдвижение гипотезы; – мысленный эксперимент и др. Квалифицированно проведенное педагогом прогнозирование и целеполагание составляет базу для педагогического проектирования образовательного процесса. Завершается подготовительный этап скорректированным на основе результатов диагностики и прогнозирования проектом организации процесса, который после окончательной доработки воплощается в плане. План всегда «привязан» к конкретным составным частям процесса. В педагогической практике применяются различные планы:
– план руководства образовательным процессом; – план воспитательной, учебной, научной работы; – план проведения отдельного занятия и др. Все эти планы имеют определенный срок действия. Следовательно, план – это итоговый документ, в котором точно определено, кому, когда Этап осуществления педагогического процесса (основной) можно рассматривать как относительно самостоятельный процесс, включающий в себя важные взаимосвязанные элементы: – постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности; – взаимодействие педагога и учащихся; – использование намеченных методов, форм и средств педагогического процесса; – создание благоприятных условий; – осуществление разнообразных мер стимулирования педагогической деятельности; – обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами. Эффективность процесса зависит от того, насколько целесообразно эти элементы связаны между собой, не противоречит ли их направленность и практическая реализация общей цели и друг другу. Так, например, в ходе педагогического взаимодействия осуществляется оперативный контроль, выявление слабых сторон процесса, призванный играть стимулирующую роль. Важную роль на данном этапе играют обратные связи – основа качественного управления процессом. Завершается цикл педагогического процесса этапом анализа достигнутых результатов. Педагог с помощью доступных ему методов наблюдения, анализа выполненных работ, бесед, опросов и других изучает степень решения поставленных задач. Особенно важно при этом выявлять причины неполного соответствия результатов и целей, которые порой могут возникнуть из-за некоторых непредвиденных обстоятельств. Можно изобразить итоговую таблицу этапов педагогического процесса, осуществления и анализа его итогов.
Таблица 3.1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|