Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогическое взаимодействие




Понятие «педагогическое взаимодействие» предполагает взаим­ную активность обучающего и обучаемого. Педагогическое взаимо­действие полно и цельно отражается в педагогическом процессе и состоит из педагогического влияния и собственного активного восприятия обучаемого.

Поэтому понятие «педагогическое взаимодействие» шире по зна­чению, чем «педагогическое воздействие», «педагогическое влияние», «педагогическое отношение», так как оно предполагает актив­ность двух сторон: педагогов и воспитуемых.

Можно определить следующие связи между субъектами и объ­ектами воспитания в результате педагогического взаимодействия.

1. Информационные связи.

2. Организационно-деятельностные связи.

3. Коммуникативные связи.

4. Управления и самоуправления.

Все данные виды связей находятся в постоянной взаимосвязи и взаимодействии, только так может получиться целостный про­цесс педагогического взаимодействия.

При анализе педагогического взаимодействия необходимо об­ращать внимание на причинно-следственные связи и определять особо важные, существенные. Это выявление дает возможность затем более удачно планировать новые уровни совершенствова­ния личности.

Так, знание причин недостатков в учебной работе группового коллектива позволяет правильно определить задачи по устранению этих недостатков.

Чтобы разработать стратегическую линию управления педагогическим процессом, необходимо определить главное звено в пе­дагогической деятельности.

Там, где это возможно, необходимо определять и значимые свя­зи между педагогическими явлениями, не забывая о ведущей ро­ли эффективного анализа педагогических явлений.

Таким образом, система педагогического процесса состоит из объектов и субъектов воспитания, где объектом воспитания яв­ляются обучаемые, а субъектом воспитания – обучающие. В то же самое время, система педагогического процесса состоит из разно­образных связей, которые могут возникать между ними, а также состоит из условий, где происходит взаимодействие субъектов и объектов воспитания.

 

3.2. Функции и технологии пе­дагогического процесса.
Педагогический процесс как целостная педагогическая система,
его особенности и принципы организации. Законы, закономерности
и противоречия педагогиче­ского процесса

Как известно, педагогический процесс – одна из основополагающих категорий педагогической науки. Латинское слово «процессус» означает «движение вперед», «изменение». Можно так определить: педагогическим процессом называется целостный процесс осуществления воспитания в его широком смысле путем обеспечения обучения, воспитания и развития
в его узком специальном смысле. Иными словами, педагогический процесс – это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качестве личности. В педагогической литературе прежних лет употреблялось понятие «учебно-воспитательный процесс». Современные исследования показывают, что это понятие – суженное и неполное, не отражающее всей сложности процесса и прежде всего его главных отличительных черт – целостности и общности. Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет главную сущность педагогического процесса. В остальном же термины «учебно-воспитательный процесс» и «педагогический процесс» тождественны.

Одновременно в настоящий момент возникли более благоприятные возможности для целостного рассмотрения педагогического процесса на основе использования методологии и методики системно-структурного анализа. Он требует выделять основные структурные элементы процесса, рассматривать основные закономерные связи между ними, выявлять неточности (противоречия) развития и определить условия эффективности управления этим процессом.

Структура – это расположение элементов в процессе. Её составляют выделенные по принятому критерию элементы (компоненты), а также связи между ними.

Чтобы анализировать педагогический процесс как структурно-системное явление, необходимо установить критерии анализа. В качестве такого критерия можно воспользоваться известным в науке критерием рядоположенности, позволяющим выделить в исследуемом процессе основные составные компоненты.

Основными компонентами педагогического процесса выступают:

– педагог и учащийся – объект и субъект;

– цель и задачи;

– содержание;

– организация;

– методика;

– результат.

Системообразующим звеном педагогического процесса являются целенаправленная педагогическая деятельность и ее носитель – специально подготовленный взрослый-педагог. Педагог в процессе выступает одновременно как его субъект и объект. Как субъект педагогического процесса он получает специальное педагогическое образование, осознает свою ответственность за подготовку учащихся. Педагог как объект педагогического процесса в результате самообразования, самовоспитания, общения
с учащимися сам подвергается воспитательным влияниям и стремится
к самосовершенствованию.

Главным и основным компонентом педагогического процесса, его объектом и субъектом, является учащийся. Вместе с педагогом он образует неразрывную связку «педагог – учащийся» при ведущей роли педагога. Учащийся как объект педагогического процесса представляет собой индивидуальность, развиваемую и преобразуемую в соответствии с педагогическими целями и задачами. Учащийся как субъект педагогического процесса есть развивающаяся личность, наделенная естественными потребностями и задатками, стремящаяся к самовоспитанию и саморазвитию, способная к активному усвоению педагогических влияний или сопротивлению им.

Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели – всестороннего
и гармонического развития личности – до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов.

Следующим компонентом педагогического процесса является его содержание. Оно тщательно отбирается и подвергается педагогическому анализу: обобщается, оценивается и приводится в соответствие с возрастными возможностями учащихся. В содержание педагогического процесса входят основы человеческого опыта в области социальных отношений, труда, науки и культуры. Понятие основ человеческого опыта является для педагогики одним из основных и определяющих и рассматривается через следующие понятия:

– основы наук;

– социальные отношения;

– культура;

– технология производства;

– труд;

– физическая культура.

Таков основной объем содержания педагогического процесса. Благодаря ему у учащихся формируется мировоззрение, происходит социализация, определяется поведение, вырабатывается направленность личности.

Важным структурным компонентом педагогического процесса является организационный или организационно-управленческий комплекс, т.е. своего рода каркас, в рамках которого совершаются все педагогические события и факты. Ядром организационного комплекса являются формы
и средства обучения, воспитания и развития.

Методический компонент педагогического процесса включает в себя методы и приемы педагогической деятельности.

Наконец, результативный компонент педагогического процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые результаты в соответствии с поставленной целью. Результативность процесса определяется с помощью критериев, устанавливаемых педагогикой и психологией. В их состав входят оценки ЗНУ, экспериментальная оценка и характеристики качеств и черт личности. Наиболее четким и определенным критерием является поведение учащихся, их практические дела, поступки, отношение к учебе, труду, обществу, людям, друг к другу и к себе.

Эффективность и результативность педагогического процесса зависит:

1) от степени соотношения его содержания, организации и методики основным требованиям объективных законов воспитания, обучения и развития, потребностям образования;

2) от своевременного обнаружения и разрешения противоречий педагогического процесса, его систематического совершенствования;

3) от широкого привлечения к педагогическому процессу родителей
и общественности;

4) от обязательного учета возрастных и индивидуальных возможностей учащихся в педагогическом процессе;

5) от степени мастерства и искусства взаимодействия педагога с учащимися, полноты педагогического контроля над воспитательными и учебными ситуациями.

 

Основные закономерности и противоречия педагогического
процесса

Ведущим методологическим основанием для описания закономерностей в педагогике является диалектический, системно-структурный подход, позволяющий последовательно выявлять существенные, необходимые, устойчивые, повторяющиеся, т.е. закономерные связи педагогического процесса. Для выявления закономерностей целостного педагогического процесса необходимо проанализировать следующие связи:

1) связи педагогического процесса с более широкими социальными процессами и условиями;

2) связи внутри педагогического процесса:

- связи между образованием, воспитанием, обучением и развитием;

- связи между воспитанием, самовоспитанием и перевоспитанием;

- связи между обучением и самообразованием;

- связи между процессами педагогического руководства и самосовершенствования;

- связи между влиянием всех субъектов и объектов педагогического процесса;

3) связи между целями, задачами, содержанием, организацией и методикой педагогического процесса.

Из анализа всех этих видов связей вытекает ряд закономерностей.

1. Педагогический процесс в целом закономерно обусловлен потребностями и возможностями общества в формировании свободной и демократичной личности.

2. Эффективность педагогического процесса закономерно зависит от условий, в которых он протекает.

3. В педагогическом процессе закономерно взаимосвязаны процессы образования, воспитания (в узком смысле), обучения и развития.

4. Эффективное функционирование педагогического процесса закономерно зависит от единства воздействия и взаимодействия всех его субъектов и объектов.

5. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависит от: а) наследственности, б) воспитательной и учебной среды, в) включения в педагогическую деятельность, г) применяемых средств и способов педагогических воздействий и взаимодействий.

6. Содержание целостного педагогического процесса закономерно обусловлено его целями и задачами.

7. Методы, формы и средства педагогического процесса закономерно обусловлены его задачами и содержанием.

8. Только целостный учет всех внешних и внутренних взаимосвязей педагогического процесса закономерно обеспечивает достижение максимально возможных в данных условиях результатов за отведенное время, т.е. его оптимизацию.

9. Только взаимосвязь всех компонентов педагогического процесса обеспечивает достижение результатов, соответствующих поставленным целям и задачам.

Следует предостеречь от ошибочного представления, будто изложенными закономерностями исчерпываются связи, действующие в педагогическом процессе. Их значительно больше. Из закономерностей вытекают основные причины педагогического процесса, определяющие его организацию, содержанию и методику. В современной науке принципы – это основные, исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи, основные правила поведения и действий.

В контексте целостного педагогического процесса целесообразно выделение двух групп принципов:

– организации педагогического процесса,

– руководства деятельностью учащихся.

К принципам организации педагогического процесса можно отнести:

– принцип социально-ценной целевой направленности процесса;

– принцип гуманистической направленности процесса;

– принцип комплексного подхода к организации различных видов педагогической деятельности;

– принцип обеспечения связи процесса с жизнью и производственной практикой;

– принцип научности;

– принцип единства формирования ЗНУ, сознания и поведения;

– принцип обучения и воспитания учащихся в коллективе;

– принцип единства требовательности и уважения к учащимся;

– принцип преемственности, последовательности и систематичности;

– принцип наглядности;

– принцип эстетизации обучения и воспитания учащихся и др.

К принципам управления деятельностью учащихся относятся:

– принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности учащихся;

– принцип сознательности и активности учащихся в педагогическом процессе;

– принцип уважения к личности учащегося в сочетании с разумной требовательностью к нему;

– принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности;

– принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе;

– принцип согласованности требований школы, семьи и общественности;

– принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий;

– принцип доступности и посильности в обучении и воспитании учащихся;

– принцип прочности и действенности результатов обучения, воспитания и развития и др.

Педагогические принципы не являются раз и навсегда данными и неизменными. Развитие педагогической действительности влечет за собой появление новых принципов и изменения существа традиционных принципов педагогического процесса.

Поступательное движение педагогического процесса от решения одних задач к другим осуществляется в результате научно обоснованного разрешения объективных и субъективных педагогических противоречий, являющихся следствием ошибочных педагогических решений.

Внутренними противоречиями объективного характера являются:

– несоответствие реальных возможностей учащихся тем требованиям, которые к ним предъявляются со стороны общества, школы и родителей;

– несоответствие между активно-деятельной природой учащегося и социально-педагогическими условиями его жизни;

– противоречия между социальными интересами и интересами личности;

– противоречия между коллективом и личностью;

– противоречия между сложными явлениями и недостатком опыта для их понимания;

– противоречия между стремительно нарастающим потоком информации и возможностями педагогического процесса и др.

К субъективным относятся следующие противоречия:

– между целостностью личности и функциональным подходом к ее формированию, односторонностью педагогического процесса;

– между отставанием процесса генерализации знаний и умений и нарастающей необходимостью применять преимущественно обобщенные знания и умения;

– между индивидуальным творческим процессом становления личности и массовым характером организации педагогического процесса;

– между возрастающей ролью гуманитарных предметов в гражданском становлении и тенденцией к технократизации педагогического процесса и др.

Основными условиями разрешения данных противоречий педагогического процесса могут быть:

1) организация педагогического взаимодействия между педагогами и учащимися;

2) активное участие всего общества и отдельных его институтов в педагогическом процессе;

3) организация и методика обучения и воспитания в комплексе форм, средств, методов и приемов;

4) научная организация труда в педагогическом процессе;

5) своевременное осознание и устранение субъективно порожденных несоответствий в образовательном процессе;

6) создание оптимальных мер педагогических воздействий на учащихся;

7) изучение действительного и мнимого в педагогических явлениях и выбор верных способов педагогических действий и др.

Такова диалектика и движущие силы целостного педагогического процесса.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...