Педагогическое взаимодействие
Понятие «педагогическое взаимодействие» предполагает взаимную активность обучающего и обучаемого. Педагогическое взаимодействие полно и цельно отражается в педагогическом процессе и состоит из педагогического влияния и собственного активного восприятия обучаемого. Поэтому понятие «педагогическое взаимодействие» шире по значению, чем «педагогическое воздействие», «педагогическое влияние», «педагогическое отношение», так как оно предполагает активность двух сторон: педагогов и воспитуемых. Можно определить следующие связи между субъектами и объектами воспитания в результате педагогического взаимодействия. 1. Информационные связи. 2. Организационно-деятельностные связи. 3. Коммуникативные связи. 4. Управления и самоуправления. Все данные виды связей находятся в постоянной взаимосвязи и взаимодействии, только так может получиться целостный процесс педагогического взаимодействия. При анализе педагогического взаимодействия необходимо обращать внимание на причинно-следственные связи и определять особо важные, существенные. Это выявление дает возможность затем более удачно планировать новые уровни совершенствования личности. Так, знание причин недостатков в учебной работе группового коллектива позволяет правильно определить задачи по устранению этих недостатков. Чтобы разработать стратегическую линию управления педагогическим процессом, необходимо определить главное звено в педагогической деятельности. Там, где это возможно, необходимо определять и значимые связи между педагогическими явлениями, не забывая о ведущей роли эффективного анализа педагогических явлений. Таким образом, система педагогического процесса состоит из объектов и субъектов воспитания, где объектом воспитания являются обучаемые, а субъектом воспитания – обучающие. В то же самое время, система педагогического процесса состоит из разнообразных связей, которые могут возникать между ними, а также состоит из условий, где происходит взаимодействие субъектов и объектов воспитания.
3.2. Функции и технологии педагогического процесса. Как известно, педагогический процесс – одна из основополагающих категорий педагогической науки. Латинское слово «процессус» означает «движение вперед», «изменение». Можно так определить: педагогическим процессом называется целостный процесс осуществления воспитания в его широком смысле путем обеспечения обучения, воспитания и развития Одновременно в настоящий момент возникли более благоприятные возможности для целостного рассмотрения педагогического процесса на основе использования методологии и методики системно-структурного анализа. Он требует выделять основные структурные элементы процесса, рассматривать основные закономерные связи между ними, выявлять неточности (противоречия) развития и определить условия эффективности управления этим процессом.
Структура – это расположение элементов в процессе. Её составляют выделенные по принятому критерию элементы (компоненты), а также связи между ними. Чтобы анализировать педагогический процесс как структурно-системное явление, необходимо установить критерии анализа. В качестве такого критерия можно воспользоваться известным в науке критерием рядоположенности, позволяющим выделить в исследуемом процессе основные составные компоненты. Основными компонентами педагогического процесса выступают: – педагог и учащийся – объект и субъект; – цель и задачи; – содержание; – организация; – методика; – результат. Системообразующим звеном педагогического процесса являются целенаправленная педагогическая деятельность и ее носитель – специально подготовленный взрослый-педагог. Педагог в процессе выступает одновременно как его субъект и объект. Как субъект педагогического процесса он получает специальное педагогическое образование, осознает свою ответственность за подготовку учащихся. Педагог как объект педагогического процесса в результате самообразования, самовоспитания, общения Главным и основным компонентом педагогического процесса, его объектом и субъектом, является учащийся. Вместе с педагогом он образует неразрывную связку «педагог – учащийся» при ведущей роли педагога. Учащийся как объект педагогического процесса представляет собой индивидуальность, развиваемую и преобразуемую в соответствии с педагогическими целями и задачами. Учащийся как субъект педагогического процесса есть развивающаяся личность, наделенная естественными потребностями и задатками, стремящаяся к самовоспитанию и саморазвитию, способная к активному усвоению педагогических влияний или сопротивлению им. Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели – всестороннего
Следующим компонентом педагогического процесса является его содержание. Оно тщательно отбирается и подвергается педагогическому анализу: обобщается, оценивается и приводится в соответствие с возрастными возможностями учащихся. В содержание педагогического процесса входят основы человеческого опыта в области социальных отношений, труда, науки и культуры. Понятие основ человеческого опыта является для педагогики одним из основных и определяющих и рассматривается через следующие понятия: – основы наук; – социальные отношения; – культура; – технология производства; – труд; – физическая культура. Таков основной объем содержания педагогического процесса. Благодаря ему у учащихся формируется мировоззрение, происходит социализация, определяется поведение, вырабатывается направленность личности. Важным структурным компонентом педагогического процесса является организационный или организационно-управленческий комплекс, т.е. своего рода каркас, в рамках которого совершаются все педагогические события и факты. Ядром организационного комплекса являются формы Методический компонент педагогического процесса включает в себя методы и приемы педагогической деятельности. Наконец, результативный компонент педагогического процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые результаты в соответствии с поставленной целью. Результативность процесса определяется с помощью критериев, устанавливаемых педагогикой и психологией. В их состав входят оценки ЗНУ, экспериментальная оценка и характеристики качеств и черт личности. Наиболее четким и определенным критерием является поведение учащихся, их практические дела, поступки, отношение к учебе, труду, обществу, людям, друг к другу и к себе. Эффективность и результативность педагогического процесса зависит:
1) от степени соотношения его содержания, организации и методики основным требованиям объективных законов воспитания, обучения и развития, потребностям образования; 2) от своевременного обнаружения и разрешения противоречий педагогического процесса, его систематического совершенствования; 3) от широкого привлечения к педагогическому процессу родителей 4) от обязательного учета возрастных и индивидуальных возможностей учащихся в педагогическом процессе; 5) от степени мастерства и искусства взаимодействия педагога с учащимися, полноты педагогического контроля над воспитательными и учебными ситуациями.
Основные закономерности и противоречия педагогического Ведущим методологическим основанием для описания закономерностей в педагогике является диалектический, системно-структурный подход, позволяющий последовательно выявлять существенные, необходимые, устойчивые, повторяющиеся, т.е. закономерные связи педагогического процесса. Для выявления закономерностей целостного педагогического процесса необходимо проанализировать следующие связи: 1) связи педагогического процесса с более широкими социальными процессами и условиями; 2) связи внутри педагогического процесса: - связи между образованием, воспитанием, обучением и развитием; - связи между воспитанием, самовоспитанием и перевоспитанием; - связи между обучением и самообразованием; - связи между процессами педагогического руководства и самосовершенствования; - связи между влиянием всех субъектов и объектов педагогического процесса; 3) связи между целями, задачами, содержанием, организацией и методикой педагогического процесса. Из анализа всех этих видов связей вытекает ряд закономерностей. 1. Педагогический процесс в целом закономерно обусловлен потребностями и возможностями общества в формировании свободной и демократичной личности. 2. Эффективность педагогического процесса закономерно зависит от условий, в которых он протекает. 3. В педагогическом процессе закономерно взаимосвязаны процессы образования, воспитания (в узком смысле), обучения и развития. 4. Эффективное функционирование педагогического процесса закономерно зависит от единства воздействия и взаимодействия всех его субъектов и объектов. 5. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависит от: а) наследственности, б) воспитательной и учебной среды, в) включения в педагогическую деятельность, г) применяемых средств и способов педагогических воздействий и взаимодействий. 6. Содержание целостного педагогического процесса закономерно обусловлено его целями и задачами.
7. Методы, формы и средства педагогического процесса закономерно обусловлены его задачами и содержанием. 8. Только целостный учет всех внешних и внутренних взаимосвязей педагогического процесса закономерно обеспечивает достижение максимально возможных в данных условиях результатов за отведенное время, т.е. его оптимизацию. 9. Только взаимосвязь всех компонентов педагогического процесса обеспечивает достижение результатов, соответствующих поставленным целям и задачам. Следует предостеречь от ошибочного представления, будто изложенными закономерностями исчерпываются связи, действующие в педагогическом процессе. Их значительно больше. Из закономерностей вытекают основные причины педагогического процесса, определяющие его организацию, содержанию и методику. В современной науке принципы – это основные, исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи, основные правила поведения и действий. В контексте целостного педагогического процесса целесообразно выделение двух групп принципов: – организации педагогического процесса, – руководства деятельностью учащихся. К принципам организации педагогического процесса можно отнести: – принцип социально-ценной целевой направленности процесса; – принцип гуманистической направленности процесса; – принцип комплексного подхода к организации различных видов педагогической деятельности; – принцип обеспечения связи процесса с жизнью и производственной практикой; – принцип научности; – принцип единства формирования ЗНУ, сознания и поведения; – принцип обучения и воспитания учащихся в коллективе; – принцип единства требовательности и уважения к учащимся; – принцип преемственности, последовательности и систематичности; – принцип наглядности; – принцип эстетизации обучения и воспитания учащихся и др. К принципам управления деятельностью учащихся относятся: – принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности учащихся; – принцип сознательности и активности учащихся в педагогическом процессе; – принцип уважения к личности учащегося в сочетании с разумной требовательностью к нему; – принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности; – принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе; – принцип согласованности требований школы, семьи и общественности; – принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий; – принцип доступности и посильности в обучении и воспитании учащихся; – принцип прочности и действенности результатов обучения, воспитания и развития и др. Педагогические принципы не являются раз и навсегда данными и неизменными. Развитие педагогической действительности влечет за собой появление новых принципов и изменения существа традиционных принципов педагогического процесса. Поступательное движение педагогического процесса от решения одних задач к другим осуществляется в результате научно обоснованного разрешения объективных и субъективных педагогических противоречий, являющихся следствием ошибочных педагогических решений. Внутренними противоречиями объективного характера являются: – несоответствие реальных возможностей учащихся тем требованиям, которые к ним предъявляются со стороны общества, школы и родителей; – несоответствие между активно-деятельной природой учащегося и социально-педагогическими условиями его жизни; – противоречия между социальными интересами и интересами личности; – противоречия между коллективом и личностью; – противоречия между сложными явлениями и недостатком опыта для их понимания; – противоречия между стремительно нарастающим потоком информации и возможностями педагогического процесса и др. К субъективным относятся следующие противоречия: – между целостностью личности и функциональным подходом к ее формированию, односторонностью педагогического процесса; – между отставанием процесса генерализации знаний и умений и нарастающей необходимостью применять преимущественно обобщенные знания и умения; – между индивидуальным творческим процессом становления личности и массовым характером организации педагогического процесса; – между возрастающей ролью гуманитарных предметов в гражданском становлении и тенденцией к технократизации педагогического процесса и др. Основными условиями разрешения данных противоречий педагогического процесса могут быть: 1) организация педагогического взаимодействия между педагогами и учащимися; 2) активное участие всего общества и отдельных его институтов в педагогическом процессе; 3) организация и методика обучения и воспитания в комплексе форм, средств, методов и приемов; 4) научная организация труда в педагогическом процессе; 5) своевременное осознание и устранение субъективно порожденных несоответствий в образовательном процессе; 6) создание оптимальных мер педагогических воздействий на учащихся; 7) изучение действительного и мнимого в педагогических явлениях и выбор верных способов педагогических действий и др. Такова диалектика и движущие силы целостного педагогического процесса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|