Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взаимосвязь законов, закономерностей и принципов воспитания. Сущность и система методов воспитания




Воспитание опирается на определенные, наиболее общие положения, выражающие главные требования к нему и реа­лизующиеся через систему принципов: индивидуального и дифференцированного подхода, воспитания в группе и че­рез коллектив, воспитания в деятельности, сочетания высо­кой требовательности к воспитанникам с уважением их лич­ного достоинства и заботой о них, опоры на положительное в личности и группе, единства, согласованности и преем­ственности в воспитании.

Индивидуальный и дифференцированный подход в воспита­нии предполагает:

• глубокое и всестороннее знание и учет индивидуально-психологи-ческих особенностей воспитанников;

• определение конкретным воспитанникам задач в соот­ветствии
с их личностными характеристиками;

• постоянный анализ итогов воспитательной работы;

• своевременное внесение корректив в методику воспи­тания с учетом особенностей каждого конкретного уче­ника.

Принцип воспитания в группе и через коллектив требует:

• определять перспективы развития группы, объединяющие мысли и действия всех воспитанников; формировать у них гордость за свой коллектив, подчинение личных интере­сов общим;

• обеспечивать единство и сплоченность актива класса; поддерживать все перспективное, распространять его на всю группу и закреплять
в виде традиций;

• умело поддерживать силу группового мнения в борьбе с негативными явлениями.

Воспитание в процессе деятельности ориентирует на:

• поощрение разумной инициативы и активности уче­ников; чередование их деятельности с культурным, со­держательным отдыхом;

• требовательное отношение к недостаткам деятельно­сти воспитанников.

Принцип сочетания высокой требовательности к вос­питанникам
с уважением их личного достоинства и забо­той о них предполагает:

• принципиальное и последовательное предъявление к школьникам требований, отражающих интересы обще­ства и деятельности;

• достижение осознания ими необходимости выполнения требований общества; не допускать в работе с детьми элементов формализма, попустительства и мелочной опеки;

• проявление уважения к каждому из них, заботу об удов­летворении их запросов.

Опора на положительное в личности и группе ориентирует на:

• изучение и знание лучших положительных индивиду­ально- и социально-психологических качеств воспитан­ников;

• подход к ним с оптимизмом и глубокой верой в силу вос­питания; умелое использование силы положительного примера;

• побуждение детей к настойчивому и целенаправленно­му самоизучению и самовоспитанию;

• терпеливое их вовлечение в такие виды деятельности, которые позволяют им проявить себя с лучшей сторо­ны и вызовут уверенность в своих силах и возможно­стях.

Принцип единства, согласованности, преемственности в воспитании требует:

• наличия единства взглядов всех воспитателей на зада­чи воспитания;

• достижения единства стиля в работе и одинаковой требовательности всех воспитателей ко всем школьникам;

• совместных усилий общественности в воспитании; ис­пользования учителями достижений науки;

• согласованной линии воспитателей по отношению к от­дельным ученикам;

• обобщения опыта по достижению согласованности и преемственности в воспитании.

Воспитание многообразно по своим видам, отражающим его конкретную направленность и содержание. Обычно раз­личают: конфессиональное (религиозное), авторитарное, де­мократическое, идейно-политичес-кое, нравственное, эсте­тическое, экономическое, гражданское, интернациональное, патриотическое, правовое и экологическое воспитание.

Конфессиональное (религиозное) воспитание – это воспи­тание детей в духе веры в сверхъестественный мир и Бога, приобщение их к религиозным традициям и практике, вы­ражающимся в богослужениях и проповедях, богопослушном поведении, соблюдении религиозной морали и запове­дей, церковных праздников.

Авторитарное воспитание – это воспитание людей в духе преданности одному лицу, осуществляющему управление го­сударством, беспрекословного исполнения его воли и настав­лений.

Демократическое воспитание – это воспитание в духе де­мократии, равенства людей перед законами государства.

Идейно - политическое воспитание – это формирование идейных убеждений и мировоззренческих позиций челове­ка, позволяющих ему эффективно преодолевать трудности жизни и деятельности в обществе.

Нравственное воспитание – это формирование нрав­ственно цельной личности, в единстве ее сознания, нрав­ственных чувств, совести, нравственной воли, навыков и привычек общественно ценного поведения.

Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагиче­ское, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты».

Экономическое воспитание – это организованная педаго­гическая деятельность, специально продуманная система ра­боты, направленная на формирование экономического со­знания учащихся.

Гражданское воспитание – это формирование молодого человека как гражданина своей Родины, как человека, спо­собного бороться за обеспечение морально-политического единства и дружбы народов нашей страны, осознающего перспективы сильной политики своего государства.

Интернациональное воспитание – целенаправленная де­ятельность по формированию у детей всех народов России чувства свободы, равенства и братства, культуры межнацио­нального общения, нетерпимости к проявлению националь­ной ограниченности и чванства.

Патриотическое воспитание – это процесс формирова­ния политически сознательного молодого человека, любя­щего свою Родину, землю, где он родился и вырос, гордяще­гося историческими свершениями своего народа.

Правовое воспитание – это деятельность по формирова­нию у подрастающего поколения уважения к закону, куль­туре, демократизму, активного и сознательного соблюдения им норм нравственности и морали, высокой гражданской от­ветственности и активности, развития у него правовой гра­мотности и культуры, нравственно-правовых чувств.

Экологическое воспитание – это формирование у детей экологического сознания как совокупности знаний, мыш­ления, чувств, воли и готовности к активной природоохра­нительной деятельности, помогающего понимать окружа­ющую действительность как среду обитания и как эстети­ческое совершенство и ориентирующего на бережное к ней отношение, позволяющего заранее предусматривать и пре­дотвращать отрицательные последствия промышленного ос­воения природных богатств.

Формой реализации целей и содержания воспитания яв­ляются его методы. Методы воспитания – научно обоснованные способы педагогически целесообразного взаимодей­ствия воспитателя и воспитанников, психолого-педагогиче­ского воздействия на сознание и поведение последних, сти­мулирования их деятельности и самовоспитания.

Основной характеристикой и главным проявлением ме­тодов воспитания является его результат, т. е. оказанное вли­яние. Влияние в воспитании – форма осуществления функ­ций педагога, деятельность воспитателя в едином процессе социального взаимодействия, приводящая к изменению ка­ких-либо особенностей индивидуальности воспитанника, его поведения и сознания, осуществляемая как:

• индивидуально-специфическое воздействие воспитате­ля (учителя), заключающееся в передаче детям еще не освоенных ими образцов личностной активности, в которых выражаются его индивидуально-психологи-че­ские характеристики (доброта, общительность и т. д.);

• функционально-ролевое влияние воспитателя (учите­ля), т. е. осуществление его функций и взаимодействия с учениками, связанных с задаваемыми его ролью спо­собами возможного поведения, в результате чего дети учатся у учителя социальным ценностям и поступкам.

Методы воспитания в своем разнообразии могут охваты­вать целесообразным влиянием всю жизнь детей и педаго­гов. Наряду с педагогическим воздействием и взаимодей­ствием в жизни существует и содействие детей педагогам, и противодействие, и сопротивление им, и непротивление ав­торитетам, и отчуждение от них.

Сознание ребенка (человека) формируется постепенно в процессе жизни, и прежде всего средствами самой жиз­ни. Поэтому педагогу, чтобы добиться позитивного резуль­тата в воспитании, нужны не только методы прямого воз­действия, но и косвенного, опосредованного, долгосроч­ного влияния на сознание и привычное поведение детей путем целенаправленного и духовного насыщения всех об­ластей их жизни.

Методы воспитания эффективны, когда педагогом учи­тывается содействие самих детей его усилиям, когда воспи­танники преодолевают в себе сопротивление и сознательное противодействие воспитательным мерам, стремятся к актив­ному освоению и усвоению духовных ценностей.

Действенность методов и приемов воспитания обуслов­лена постоянной практической опорой на психологию ре­бенка. Школьник реагирует на воспитательные воздействия как цельная личность, в единстве проявления его сознания, воли, ценностных ориентаций, потребностей, интересов, чувств.

Метод воспитания как педагогическая категория характе­ризуется рядом признаков. Во-первых, каждый отдельный ме­тод есть особым образом организованная педагогическая де­ятельность, направленная на решение специфических задач.

Во-вторых, метод обусловлен объективными социальны­ми и природными свойствами человека, его психики (мозга, интеллекта, чувств, воли, привычек, потребностей, интере­сов и т. д.).

В-третьих, методу присуща специфическая педагогиче­ская функция, связанная с его объективными возможностя­ми, позволяющими решать лишь определенную часть воспи­тательных задач. В соответствии с функцией метода и теми свойствами человека, которые обусловили данный метод, под­бираются средства и приемы воспитательного воздействия.

В-четвертых, каждый из методов воспитания, оказывая влияние на формирование личности в целом, играет доми­нирующую роль в преимущественном развитии, изменении, устранении лишь определенных качеств. Иначе говоря, ни один из методов воспитания не является универсальным и не решает всех задач.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...