Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика методов воспитания




Воспитание обеспечивается совокупностью применения всех методов: убеждения, упражнения, примера, соревнова­ния, поощрения, принуждения.

Метод убеждения – основной метод воспитания, пред­ставляющий собой воздействие учителя на рациональную сферу сознания учеников. Он обеспечивает решение глав­ной задачи воспитания школьников – формирования их мировоззрения, высоких гражданских и политических ка­честв, сознательной убежденности. Особое значение убеж­дение приобретает в условиях преобразований всех сфер жизни нашего общества. Целью убеждения является созда­ние, усиление или изменение взглядов, мнений, оценок, ус­тановок у объекта воздействия с тем, чтобы последний при­нял точку зрения убеждающего и следовал ей в своей дея­тельности и поведении.

Метод убеждения апеллирует к уму, логике, опыту и чув­ствам молодого человека, обеспечивая добровольное приня­тие им идей, их самостоятельное осмысление и превраще­ние в мотивы поведения. Поэтому он наиболее предпочти­телен в психолого-педагогическом плане. Важно, чтобы в результате убеждения у детей формировались твердая уве­ренность в истинности усвоенных идей, способность защи­щать свои убеждения, активно проводить их в жизнь, бороть­ся с ошибочными, сомнительными взглядами.

Важной особенностью убеждения является то, что степень убеждающего воздействия в значительной мере зависит от степени заинтересованности в этом ученика, на которого на­правлено данное воздействие. Иными словами, убедить лю­дей в чем-либо можно лишь в том случае, если они стремят­ся понять и осознать адресуемую им информацию, взвесить и оценить соответствие аргументов выводам, а выводов – своему жизненному опыту, и при достаточном или очевид­ном их соответствии согласиться с ними.

Метод убеждения предполагает оперативную системати­ческую объективную информацию, разъяснение и гласность по важнейшим вопросам из всех сфер общественной жизни, показ места человеческого фактора в совершенствовании нашего общества. Одним из условий такой работы является правдивость, искренность воспитателя.

Убеждение не ограничивается информацией и разъясне­нием, требует доказательства их правильности, логического обоснования, чтобы в сознании школьников не оставалось никаких неясностей, сомнений. Это лучше всего достигает­ся в условиях дискуссии, свободного обсуждения проблемы, когда дети обмениваются мнениями, полемизируют, совме­стными усилиями устанавливают истину. Большой силой убедительности, доказательности обла­дают факты, цифры. Факт как часть живой действительнос­ти, объективно поданной учителем, обладает рядом свойств действенного педагогического средства: конкретностью, на­глядностью, смысловым и эмоциональным содержанием. Для убеждения важно правильно подобрать и подать факты. Их можно приводить и произвольно, но на основе этого обычно делаются совершенно неправильные, необъектив­ные выводы.

Существенное значение в убеждении и переубеждении имеет практика, опыт, показательный пример. Убеждение де­лом, работой, «проповедь действием» особенно нужны тог­да, когда требуется доказать необходимость воплощения идей в практику, побудить школьников к овладению новыми при­емами и формами деятельности. В этих условиях больше, чем словесное разъяснение и убеждение, действует живой, прак­тический пример.

Убеждение на практическом опыте, делом, работой мо­жет осуществляться или путем личного показа, или посред­ством организации совместной деятельности, или показом опыта других. В процессе убеждения опытом, практической деятельностью происходит слияние личного опыта с опы­том других, воспринятые идеи проверяются практикой, яв­ляющейся критерием истины.

Под методом упражнения в воспитании обычно понима­ют такую систему организации повседневной жизни, про­цесса обучения, деятельности, которая позволяет школьни­кам накапливать опыт правильного поведения, самостоя­тельности в решении задач, развивать их индивидуальные качества, чувства и волю, формировать положительные при­вычки, обеспечивать единство между знаниями, убеждени­ями и поведением, словом и делом.

Упражнение в воспитании – это не механическая трени­ровка. Оно осуществляется в процессе сознательного пре­одоления трудностей при решении жизненно необходимых и дидактических задач, предусмотренных учебными предме­тами и программами, изучаемыми в школе. А.С. Макаренко подчеркивал, что в процессе воспитания нужно «создать такую цепь упражнений, цепь трудностей, которые надо пре­одолевать и благодаря которым выходит хороший человек».

Упражнение как метод воспитания обеспечивает вовлече­ние детей в систематическую, специально организованную об­щественно полезную деятельность, способствующую выработ­ке навыков, привычек, культурного поведения, общения в кол­лективе, качеств прилежания, усидчивости в учебе и труде.

Упражнения организуются как активные, ритмично повто­ряющиеся действия, приемы, способы или как система отре­гулированного поведения детей в типичных ситуациях, соот­ветствующего их привычному нравственному сознанию, дей­ствиям и поступкам. Упражнения упорядочивают систему деловых отношений, формируют психологию устойчивого, размеренного образа жизни и трудовой деятельности, укреп­ляют положительные черты характера и волю. Формальная от­работка умений и навыков, особенно в области спортивной борьбы, без соединения с духовными ценностями ведет к воз­никновению двойной морали, безнравственному использо­ванию приобретенного опыта. Вовлечение детей в поведен­ческие упражнения раскрывает степень их воспитанности, умения включаться в процесс самовоспитания.

Учителя должны обращать особое внимание на развитие у школьников способности ориентироваться в сложившей­ся учебной обстановке, проявлять самостоятельность, быс­тро принимать обоснованные решения, брать на себя ответ­ственность, добиваться поставленных целей. Большинство детей любят занятия, насыщенные ситуациями, требующи­ми самостоятельности, напряженной мыслительной и фи­зической работы. И не следует опекать обучаемых, спешить с подсказкой, навязывая им свои решения.

Выполнению упражнений всегда предшествует прочное усвоение теоретического материала учащимися и тщатель­ный инструктаж учителя. Это позволяет учащимся осуще­ствлять систематическое поэтапное воспроизведение дей­ствий, необходимых для формирования определенных ка­честв, с постепенным их усложнением, повышением уровня трудности, добавлением элемента индивидуально личност­ного творчества.

Метод примера представляет собой целеустремленное и планомерное воздействие на сознание и поведение школь­ников системой положительных примеров, призванных слу­жить им образцом для подражания, основой для формиро­вания идеала коммуникативного поведения, стимулом и средством самовоспитания.

Воспитательное значение примера определяется его об­щественной ценностью. В примере закреплен социальный опыт, результаты деятельности и поведения других людей. Каждый пример имеет определенное содержание, социаль­ную значимость. Это значит, что положительный пример – понятие конкретно историческое. Позитивный пример в нашем понимании – это такие образцовые действия, поступ­ки (вся жизнь человека), качества людей, приемы и способы достижения целей деятельности, которые соответствуют на­шему идеалу. В воспитательном отношении особенно цен­ны те положительные примеры, которые богаты идейным содержанием, высокой степенью развития качеств личнос­ти (коллектива) и могут служить достойным образцом для подражания.

Пример перерастает в самовоздействие в результате ус­воения ребенком нравственно и эстетически привлекатель­ного идеала, образца. Детям свойственно отождествлять себя с популярной личностью, героем произведения искусства, подражать их поступкам, поведению и образу жизни.

Среди детей можно встретить и отрицательное отноше­ние к подражанию. Основано оно на обыденном понима­нии подражания как механического, слепого копирования внешних сторон в поведении других людей. Поэтому при­зыв к подражанию они нередко рассматривают как прини­жение их самостоятельности.

Пример оказывает как стабильное длительное действие, так и вызывает сиюминутное, координирующее поведение детей в конкретной жизненной ситуации. С его помощью внимание детей сосредоточивается на нравственно и эсте­тически привлекательных образах, их моральное сознание обеспечивается внутренней уверенностью и устойчивостью. Отношение школьников к примеру выявляет степень развития у них стремления к осознанному идеалу или свиде­тельствует об увлечении сомнительными образцами в без­думном подражании.

По типу воздействия на сознание воспитанников приме­ры можно разделить на две большие группы:

• примеры непосредственного влияния (личный пример воспитателей, пример товарищей, положительный при­мер людей, с которыми дети находятся в постоянном контакте);

• примеры опосредованного влияния (примеры жизни и деятельности выдающихся людей; примеры из истории своего государства, трудового героизма, примеры из ли­тературы и искусства).

Поощрение в воспитании – это метод внешнего активно­го стимулирования, побуждения воспитуемого к положи­тельной, инициативной, творческой деятельности. Оно осу­ществляется с помощью общественного признания успехов, награждения, поочередного удовлетворения их духовных и материальных потребностей.

Используя поощрения в учебной, трудовой, игровой, об­щественной, бытовой деятельности школьников, педагог до­бивается повышения эффективности и качества их труда, способствует их самоутверждению.

Поощрение возбуждает положительные эмоции, тем са­мым вселяет уверенность, повышает ответственность, по­рождает оптимистические настроения и здоровый социаль­но-психологический климат, развивает внутренние творчес­кие силы воспитуемых, их позитивную жизненную позицию. Поощрение, особенно незаслуженное, особо подпитывает чрезмерное честолюбие некоторых людей, их стремление до­биться успеха только ради награды и любыми средствами.

Система поощрения, по мере нравственного созревания учащихся, развивается от преимущественно материальных стимулов к преимущественно моральным. Реакция на по­ощрение дает педагогу информацию относительно состоя­ния самолюбия и честолюбия детей, их отношения к делу, к наградам, а также о подлинных мотивах деятельности и на­правленности личности. От воспитателя во многом зависит действенность поощрения школьников. Он оценивает ре­зультаты их учебы и поведения, одобряет или осуждает те или иные поступки, действия.

Выражение удовлетворения работой отдельных детей или всего класса, одобрение, похвала, призыв следовать приме­ру лучших – все это различные приемы поощрения, которы­ми пользуется учитель. Все они требуют от воспитателя на­личия умений владеть методикой поощрения, активно при­менять ее в своей деятельности.

Одобрение – простейший вид поощрения. Воспитатель выражает его жестом, мимикой, положительной оценкой по­ведения или работы воспитанников, коллектива, доверием в виде поручения, ободрением перед классом, учителями или родителями. Поощрение вниманием возможно при внима­тельном отношении к успехам и неудачам воспитанников, переживании вместе с ними горя и радости. Уважение, до­верие вселяют уверенность в своих силах, чувство собствен­ного достоинства.

Поощрения более высокого уровня – благодарность, на­граждение
и т. д. – вызывают и поддерживают сильные и ус­тойчивые положительные эмоции, дающие воспитанникам или коллективу длительные стимулы, так как они не только венчают длительный и упорный труд, но и свидетельствуют о достижении нового, более высокого уровня. Награждать надо торжественно, при всех воспитанниках, педагогах, родите­лях – это значительно усиливает эмоциональную сторону сти­мулирования и связанные с ним переживания.

Поощрение воспитывает, если оно педагогически обосно­ванно, т. е. объявляется за реально достигнутый значитель­ный результат прежде всего в учебе, если оно направлено на повышение качества последней. Очень важно обеспечить гласность в поощрении, чтобы привлечь внимание осталь­ных детей к деятельности отличившегося, вызвать у них же­лание следовать хорошему примеру.

Однако нельзя захваливать людей, так как это снижает воспитательную эффективность поощрения. Оно должно со­провождаться повышением требований к школьникам, по­становкой перед ними более сложных задач. Принуждение в педагогике – это применение таких мер к воспитанникам, которые побуждают их выполнять свои обя­занности вопреки нежеланию осознавать вину и исправлять свое поведение.

Принуждение применяется педагогически правильно тог­да, когда оно опирается на убеждение и другие методы вос­питания. Надо разумно пользоваться принуждением, не ув­лекаться и не злоупотреблять им.

Прежде всего, надо убедить, а потом принудить. Кате­горические требования, которые воспитатель предъявляет к воспитуемым, в случае их непонимания последними, дол­жны быть обязательно разъяснены и аргументированы. Он обязан проследить за их выполнением и принять меры к тем обучаемым, которые уклоняются от этого. Безнаказан­ность, неисполнительность рождают безответственность, Однако во всяком факте послаблений преподаватель обя­зан разобраться.

Отрицательно воспринимают ученики необоснованные угрозы применить репрессивные меры, а также частые жа­лобы руководству школы по поводу их недостаточного рве­ния в учебе. Учитель прежде всего сам должен найти сред­ства личного воздействия на тех, кто проявляет недобросо­вестность: усилить контроль за обучением, установить срок исполнения конкретных заданий, провести беседу в присут­ствии других школьников, организовать осуждение прови­нившегося в коллективе.

Разумеется, это не исключает возможности принятия к нерадивым строгих принудительных мер. В таких случаях не­обходимо создавать перспективу исправления, вовремя от­мечать успехи, старание учеников, стремление реабилити­ровать себя.

Наказание представляет собой способ конфликтного тор­можения, приостановления сознательно совершаемой деть­ми вредной, безнравственной, противоречащей интересам коллектива и отдельной личности деятельности. Оно не пре­следует цели причинения провинившемуся физического или нравственного страдания, но сосредоточивает сознание на переживании вины. Наказание используется в форме осуждения нарушителя норм поведения общественным мнением, выражением ему недоверия, недовольства, возмущения, отказа в уважении. Наказание не только восстанавливает порядок, авторитет нравственных норм и правил поведения, но и развивает у детей самоторможение, внутренний самоконтроль, осозна­ние недозволенности попрания интересов личности и обще­ства. Злоупотребление наказаниями, использование антипе­дагогических средств морально подавляет ребенка, лишает его уверенности в себе, рождает переживание чувства непол­ноценности, комплекс озлобления и активного сопротивле­ния воспитанию.

Реакция на наказание обнаруживает черты характера воспитуемого, особенности его поведения, что помогает педа­гогу в выборе средств взаимодействия с людьми.

Воспитание, как уже говорилось, должно осуществляться и в ходе обучения, и в непосредственной взаимосвязи с ним. Поэтому последнее должно носить воспитывающий характер. В связи с этим всегда нужно говорить о реализации воспита­тельных задач в процессе обучения, т. е.
о воспитывающем обу­чении, когда в его ходе достигается органическая связь между приобретенными учащимися знаниями, навыками, умения­ми, усвоением опыта творческой деятельности и формирова­нием эмоционально-ценностного отношения к миру, друг к другу, к усваиваемому учебному материалу.

И.Ф. Гербарт, основатель теории «воспитывающего обу­чения», подчеркивал, что обучение является главным и ос­новным средством воспитания. «На начальном этапе образования необходимо созда­вать у детей такие представления, которые помогут им усво­ить последний учебный материал. Перед объяснением нового следует вызвать в умах учеников те пред­ставления, которые важны для усвоения этого материала. В преподавании следует широко пользоваться наглядностью. Обучение не должно быть слишком трудным, но и излиш­няя легкость только вредит делу», – писал он.

Дидактический аспект воспитывающего обучения дости­гается общностью целей развития ребенка и реализацией взаимосвязи обучающей, развивающей и воспитательной фун­кций педагогического процесса. Развивающий аспект вос­питывающего обучения предполагает расширение объема усваиваемого воспитанниками содержания учебного мате­риала. Организационный аспект обучения обеспечивает уве­личение числа и усложнение характера связей, устанавлива­емых в сознании учащегося между элементами содержания учебного материала. А воспитывающий аспект обучения ори­ентирует целенаправленное формирование личностного от­ношения ученика к содержанию преподносимого ему мате­риала и к действительности в целом.

Содержание образования при этом должно выступать в качестве педагогической модели социального заказа школе и основой воспитания ее учеников. Методы обучения в свою очередь должны являться нормативной моделью деятельно­сти обучения и способствовать воспитанию. Реализация же воспитательной функции обучения состоит в:

• том, что каждый учебный предмет выполняет свою специфическую функцию в формировании мировоз­зрения учащегося;

• соединении учебной и других видов деятельности уча­щихся;

• активизации познавательной и практической деятельно­сти учащихся, усилении роли практических работ, спо­собствующих сознательному усвоению знаний и созда­ющих условия для их творческого применения.

 

 

Глава 6

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...