Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 9. Структурная политика в Казахстане




Цель лекции: раскрыть содержание и особенности структурной политики в РК.

Вопросы лекции:

9.1. Сущность и цели структурной политики.

9.2. Инструменты структурной политики.

9.3. Промышленная и аграрная политика РК.

9.1. Сущность и цели структурной политики.

Структурная политика, или политика трансформации состава и внутренних взаимосвязей экономической системы или ее крупных блоков путем сти­мулирования совокупного предложения, при­влекла внимание ученых и практиков в кон­це экономически развитых стран в 1970 — начале 1980-х годов прошлого столетия. Это было вызвано стремлением переломить тенденцию замедления темпов экономического роста, преодолеть возрастающую безработицу, высокую инфляцию, боль­шие бюджетные дефициты. Стало очевидным, что краткосрочные ста­билизационные меры воздействия на совокупный спрос бессильны в борь­бе со стагфляцией (дилемма «безработица/инфляция» в рамках традици­онной кривой Филлипса — увеличение государственных расходов => сни­жение безработицы => рост инфляции, и наоборот - уже не срабатывала), а тем более в обеспечении условий долгосрочного безинфляционного роста.

Фактически речь шла о корректировке структуры отдельных рынков и институтов, которая позволила бы повысить качество работы рыночного механизма и обеспечить наиболее эффективное распределение ресурсов в экономике. Государство превращалось, по сути, в ту «видимую руку», которая по ходу действия убирала бы препятствия на пути прохождения рыночных стимулов и дополняла бы рыночный механизм искусственно встроенными фискальными и денежными инструментами (налоги, процен­тные ставки, в отдельных случаях льготы и субсидии и т. д.). Все это долж­но было создать условия для устойчивого роста потенциала экономики.

В условиях трансформации в постсоциалистических странах структурная политика государства реша­ет гораздо более широкий круг проблем. Речь идет о стимулировании ро­ста совокупного предложения на качественно иной основе. Структурная политика включает как формирование институциональных основ деятель­ности экономических агентов, создание условий для долгосрочного эко­номического роста, так и меры, направленные на увеличение текущего объема производства через повышение эффективности использования факторов производства и эффективного их распределения между конку­рирующими областями применения.

Среди основных направлений такой структурной политики следует выделитъ: преобразование структуры народного хозяйства; создание системы рынков факторов производства, товарных рынков, рынков ценных бумаг и др.; создание условий для формирования новых стоимостных пропор­ций в экономике, в том числе системы относительных цен, соответствую­щих современному состоянию НТП, стимулирующих прогрессивные на­правления развития факторов производства.

Либерализация цен, осуществляемая под непосредственным контро­лем государства, также может рассматриваться в качестве составной час­ти и первого шага структурной политики, поскольку призвана решать проблему форми­рования новых стоимостных пропорций в экономике. Приватизацию и формирование целого спектра различных отношений собственности так­же можно рассматривать как форму структурной политики в связи с из­менением распределения ресурсов.

Особым элементом структурной политики в широком смысле слова в является преобразование структуры народного хозяйства. В связи с затяжным спадом производства, сопровождающим процессы трансформации экономических систем, в народном хозяйстве появляется значительная доля убыточных предприятий. Поэтому перед государством всегда встает вопрос об экономической целесообразности сохранения таких предприятий или отраслей с точки зрения эффектив­ности их функционирования в новых условиях и о возможности замены их продукции импортом. Однако критерии рыночной эффективности не всегда совпадают с критериями общественных интересов — поддержани­ем экономической безопасности, сохранением занятости и социальной стабильности, особенно если речь идет о градообразующих предприятиях в малых городах и т. д. В этом состоит особая сложность структурной по­литики в переходных экономиках.

Следовательно, в переходной экономике должна возрасти роль соб­ственно промышленной политики. В условиях необходимости преобра­зования прежней структуры народного хозяйства и еще не сформировав­шихся рыночных механизмов и институтов отсутствие такой политики может привести к разрушению накопленного богатства страны и целых отраслей экономики. Активная промышленная политика в собственном смысле слова (через реализацию государственных программ, стимулиро­вание прогрессивного изменения структуры народного хозяйства) позво­ляет сгладить остроту противоречий переходной экономики и ускорить создание конкурентных преимуществ национальной экономики.

Спад производства, характерный для переходной экономики, усили­вает ее отставание от передовых стран как по уровню дохода на душу на­селения, так и по производительности труда, по освоению новых направ­лений научно-технического прогресса. Во всех развитых странах госу­дарство берет на себя функции организации и финансирования фунда­ментальных и прикладных исследований, научно-производственной инфраструктуры, помогает формированию предприятий новейших тех­нологических укладов, которые становятся центрами притяжения капи­тала, уходящего из угасающих отраслей. Это дает возможность сохранять лидирующие позиции на мировом рынке. Тем более подобная деятель­ность государства актуальна для переходных экономик. Отсутствие у го­сударства достаточного объема средств для поддержки всех отраслей на­родного хозяйства требует их концентрации в передовых высокотехноло­гических, наукоемких производствах, несмотря на обусловленное теку­щими выгодами стремление оказать поддержку сохранившимся экспортным (часто сырьевым) отраслям. В этом плане структурная поли­тика, в отличие от стабилизационной, должна следовать долгосрочным приоритетам модернизации экономики.

Очевидно, что все перечисленные направления структурной рефор­мы, даже если исключить их юридический аспект, не могут быть осуще­ствлены неким гипотетическим «свободным рынком», а требуют актив­ной деятельности государства.

В условиях открытой экономики и высокой степени либерализации внешней торговли на начальных этапах переходного процесса актуаль­ной становится государственная поддержка формирования конкурен­тоспособных отраслей и предприятий, выходящих на внешний рынок, а также поддержка отечественного производства, конкурирующего с помошью субсидий, льготных кредитов, мер внешнеторговой политики (тарифов, квот) и т.д. Необходимость этого связана с тем, что сама по себе смена формы собственности не означает мгновенного при­роста производительности и способности успешно конкурировать с высо­коэффективными зарубежными фирмами, уже завоевавшими себе место на мировом рынке. «Входные барьеры» современной конкурентной ин­дустрии в форме высоких затрат на исследования и разработки оказыва­ются практически непреодолимыми для молодых приватизированных предприятий. Поэтому на первых порах без наличия конкурентных пре­имуществ в виде принципиально новых продуктов и процессов необходи­мость в государственном руководстве и поддержке в условиях либерали­зации внешней торговли становится еще большей, чем прежде.

Для первого этапа преобразований была характерна односторонность структурных преобразований. Экономика Казахстана характеризовалась ис­пользованием главным образом структурных преобразований, связанных с формированием рыночной системы (преобразования собственности, ли­берализация цен как средство ликвидации стоимостных пропорций и т.д.) и одновременно явной недооценкой необходимости преобразований струк­туры народного хозяйства. Это выразилось в отсутствии на первом этапе реформ взвешенной промышленной политики, недооценке поддержки обрабатывающей про­мышленности и даже высокотехнологичных отраслей и производств, не­дооценке мер по защите отечественных производителей и ряда других аспектов.

Лишь на втором этапе преобразований по мере формирования рыноч­ных основ экономики и укрепления национальной экономики создаются предпосылки для более эффективного и целенаправленного преобразова­ния структуры народного хозяйства и проведения эффективной промышленной поли­тики.

Важнейшей задачей структурной политики государства в переходной экономике, как в плане текущего регулирования совокупного предложе­ния, так и в плане долгосрочного экономического роста, является созда­ние финансовой системы, которая соединяла бы потоки сбережений и инвестиций в экономике. Это предполагает реформирование банковской сферы и фондового рынка для мобилизации сбережений и направления их в эффективные инвестиционные проекты. Как показывает опыт, роль государства при переходе от планового распределения кредитных ресур­сов к косвенному регулированию ставки процента, денежной массы и в целом денежных потоков в экономике значительно усложняется. На прак­тике соединение потоков сбережений домашних хозяйств и инвестиций реального сектора требует сложного сочетания фискальных и денежных инструментов: регулирования процентных ставок по вкладам и ссудам, доходности государственных ценных бумаг и объемов государственного заимствования на финансовых рынках, регулирования налоговых ставок на сбережения и инвестиции и т.п.

В переходной экономике разделение стабилизационной и структур­ной политики оказывается в значительной степени условным.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...