Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Инструменты структурной политики




Структурная политика в отличие от стабилизационной в большей степени влияет на долгосрочную динамику экономики и связана с воздей­ствием на совокупное предложение. Она включает меры государства, сти­мулирующие рост эффективности распределения ресурсов между конку­рирующими областями их применения, эффективности использования факторов производства. Сюда относятся: поддержка государством конку­ренции (в том числе антимонопольная политика, приватизация); налого­вые реформы (с целью сокращения «налогового клина» между ценами и предельными издержками и стимулирования роста инвестиций и др.); ре­форма финансовой системы, играющей главную роль в мобилизации свобод­ных денежных ресурсов (сбережений) и направлении их для осуществления наиболее эффективных инвестиций (реформа банковской системы, создание фондовых бирж, политика в области процентных ставок и т.д.); совершен­ствование рынков труда (в том числе политика доходов, профессиональная подготовка работников, особенно в случаях несоответствия между спросом и предложением труда данной квалификации и др.); пересмотр в целом сис­темы льгот и дотаций и другие меры. Очевидно, что указанные меры, с одной стороны, направлены на «очищение» рынков и формирование такой струк­туры относительных цен, которая могла бы выполнять свойственную ей в рыночной системе сигнальную функцию в деле эффективного распределе­ния ресурсов. С другой стороны, государство дополняет или корректирует работу рынка, например, там, где необходимо стимулирование долгосроч­ных программ экономического роста, не дающих быстрого эффекта и мало­привлекательных для частного сектора (инвестиции в образование, создание (новых технологий, инфраструктуру и т. д.), а также осуществляет целый ряд институциональных реформ в целях создания наиболее благоприятных условий для долгосрочного роста экономики.

В более узком смысле под структурной политикой понимают промышленную политику — совокупность мер, воздействующих на экономичес­кую жизнь и положение отраслей и предприятий или групп предприятий путем специальных государственных решений и мер, а не только созданием общих условий хозяйствования. Промышленная политика с помощью прямых и косвенных инструментов изменяет структуру экономики промышленности), решает региональные проблемы, поддерживает тот или иной тип бизнеса (малый, средний, иностранный и т. д.). Промышленная политика широко используется в различных странах мира (как индустриальных, так и развивающихся) для защиты национальных рын­ков, создания новых отраслей экономики. Однако сам термин «промыш­ленная политика» не принято использовать в западной теории, посколь­ку он ассоциируется со всевозможными льготами, субсидиями, поддерж­кой неэффективных отраслей и предприятий, т.е. мерами, слабо совмес­тимыми с принципами рыночной экономики. Но на практике все страны используют те или иные способы стимулирования производства и защи­ты рабочих мест от импорта или поддержки экспорта, хотя во многих слу­чаях официально декларируется отсутствие промышленной политики.

Традиционной для развитых стран формой проведения промышлен­ной политики в современных условиях является выбор приоритетных направлений развития экономики исходя из глобальных закономернос­тей научно-технического прогресса и национальных конкурентных пре­имуществ и их реализация с помощью государственных целевых про­грамм, институтов развития, госзакупок, льготных кредитов, поддерж­ки конкурентоспособных производственно-технологических структур. Важнейшими инструментами промышленной (структурной) политики являются индикативное планирование и долгосрочное прогнозирование научно-технического развития.

В нашей экономической мысли структурная политика обыч­но рассматривалась как деятельность государства по совершенствованию производственно-технологической структуры экономики на основе вне­дрения новых высокоэффективных технологий, освоения передовых на­правлений научно-технического прогресса, стимулирования инноваци­онной и инвестиционной активности в перспективных направлениях эко­номического роста. Однако в последние годы трактовка структурной по­литики стала более широкой и расплывчатой, а приоритеты, способные привести экономику к освоению новых технологий и на этой основе вы­вести ее из кризисного состояния (не переводя на путь «догоняющего раз­вития»), исчезли; каких-либо специальных программ с конкретными инструментами и этапами реализации создано не было.

В области политики стимулирования совокупного предложения также можно выделить меры прямого и косвенного воздействия на экономику. Прямое воздействие связано прежде всего с целевыми государственными программами, предполагающими адресное расходование средств на поддер­жку или создание отдельных предприятий, отраслей, на фундаментальные научные исследования, подготовку кадров для отдельных секторов эконо­мики и т. д. Косвенное воздействие может быть обеспечено, например, нало­говой реформой, рассчитанной на то, что снижение налогов в долгосрочном периоде будет стимулировать инвестиции, предложение труда, а значит, увеличивать объем производства, расширяя тем самым и налоговую базу.

Стимулирование роста объема производства в рыночной экономике затрагивает более широкую проблему — реформирование институцио­нальной среды развития бизнеса. Поэтому структурная политика госу­дарства в ее широком понимании включает не только непосредственное воздействие государства на совокупное предложение через налоги, субсидии, льготы процентные ставки и т. д., т.е. через известные инструменты фискальной и денежной политики, но и создание институци­ональных условий, благоприятных для эффективного функционирования бизнеса и стимулирующих экономический рост. Институциональные из­менения включают реформу отношений собственности, налоговой систе­мы, развитие финансовых институтов, служб занятости и т.д. Кроме того, государство в современных условиях курирует и те отрасли, которые вли­яют на качество факторов производства, а значит, на возможности долго­срочного устойчивого развития экономики: фундаментальную науку и прикладные исследования, сферу образования, здравоохранение, защи­ту окружающей среды и другие.

В целом выделение двух типов экономической политики — стабили­зационной и структурной — в значительной мере условно, поскольку они тесно связаны между собой и пересекаются по многим направлениям. Без макроэкономической стабильности невозможен долгосрочный устойчи­вый экономический рост. А без надежной системы рыночных институ­тов, включая определенный тип поведения и реакции экономических аген­тов, невозможно успешное использование инструментов стабилизацион­ной политики. Например, снижение процентных ставок в результате по­литики Национального банка может способствовать росту производства, если экономические агенты реагируют на это снижение увеличением инвестиций. Но такая реакция предполагает развитую банковскую сис­тему и отлаженный механизм связи между ней и реальным сектором эко­номики. Если же такой связи нет, а объем инвестиций реагирует не столько на динамику ставки процента, сколько на общий спад в экономи­ке, то стабилизирующего эффекта с помощью данного инструмента де­нежной политики добиться невозможно.

Особое значение в национальной экономической системе имеет регио­нальная политика, которая должна обеспечивать не только выполнение общеэкономических задач микроуровневой и макроуровневой политики, но и целостность национальной экономической системы. Без учета реги­ональной политики другие формы экономической политики при своей реализации не могут достичь успеха в странах с развитой региональной структурой.

 

Вопросы для самоконтроля:

1 В чем сущность структурной политики?

2 Каковы цели структурной политики?

3 Расскажите об инструментах структурной политики?

4 В чем особенности промышленной политики в РК?

5 Особенности аграрной политики в РК.

 

Рекомендуемая литература:

1 Назарбаев Н. Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента страны народу Казахстана.- Алматы: «Credo», 1999, с.23-24

2 Назарбаев Н.А. Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии. Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана.- Астана: Елорда,2006.-48 с.

3 Национальная экономика: учебник/ под ред. П.В.Савченко. – М.: Экономист, 2005.-813 с.

4 Национальная экономика: учебник/ под общей ред. А.В. Сидоровича, А.А.Абишева. – Алматы.: Экономика, 2009.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...