Пути совершенствования инвестиционной деятельности
Улучшению инвестиционной деятельности должно способствовать изменение в организации и управлении инвестициями и инвестиционной сферой в целом. В Казахстане принята Стратегия индустриально инновационного развития до 2015 года. Суть стратегии заключается в поддержке инициатив частного сектора, создании необходимых законодательных и институциональных условий для развития несырьевых отраслей национальной экономики. Целью государственной поддержки инвестиций является создание благоприятного инвестиционного климата для развития экономики и стимулирования инвестиций в создание новых, расширение и обновление действующих производств с применением современных технологий, повышение квалификации казахстанских кадров, а также охрана окружающей среды. Государственная поддержка инвестиций заключается в представлении инвестиционных преференций. Представление инвестиционных преференций регулируется законом Республики Казахстан «Об инвестициях». Данный закон определяет правовые и экономические основы стимулирования инвестиций, гарантирует защиту прав инвесторов при осуществлении инвестиций в Республике Казахстан, определяет меры государственной поддержки инвестиций, порядок разрешения споров с участием инвесторов. В законе «Об инвестициях» были сохранены все оправдавшие себя и положительно зарекомендовавшие положения предыдущего инвестиционного законодательства, учтен международный опыт стимулирования и поддержки инвестиций. Новый механизм предоставления мер государственной поддержки инвестиций, заложенный в законе обладает рядом серьезных преимуществ и принципиальных отличий: Во-первых, предусмотрены поддержка и стимулирование в равной степени равенство прав отечественных и иностранных инвесторов. Равенство иностранных и отечественных инвесторов справедливо при представлении гарантий от реквизиции и национализации, при осуществлении проверок государственными органами, при разрешении инвестиционных споров, при использовании доходов, а также при возмещении вреда, причиненного действиями государственных органов и должностных лиц.
Во-вторых, предлагается усовершенствованный механизм разрешения инвестиционных споров, которые заключаются в законодательном закреплении понятия инвестиционного спора, а также возможности разрешения данных споров не только в судах Республики Казахстан, но и в международных арбитражных инстанциях по соглашению сторон. В-третьих, в законе подтвержден принцип стабильности ранее заключенных контрактов с иностранными инвесторами. В-четвертых, сохранен принцип поддержки приоритетных для государства видов деятельности путем предоставления инвестиционных преференций. Это объекты обрабатывающей промышленности. В-пятых, действующий закон не устанавливает минимальный предел инвестиций, что расширяет сферу его применения, включая предприятия малого и среднего бизнеса, осуществляющие инвестиции в приоритетных видах деятельности. В целях активизации инвестиций в несырьевые отрасли экономики и государственной поддержки этих процессов сформирована система финансовых институтов и механизмов концентрации и перераспределения инвестиционных ресурсов в приоритетные и конкурентоспособные сектора экономики. В марте 2006 года было образовано АО «Фонд устойчивого развития «Казына», с целью повышения эффективности деятельности существующих институтов развития: Банка развития Казахстана, Национального инновационного фонда, Инвестиционного фонда Казахстана, Фонда развития малого предпринимательства, Государственной страховой корпорации по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, Центра маркетингово-аналитических исследований, Казахстанского центра содействия инвестициям «Казинвест».
Каждый институт имеет свою специализацию, свою нишу. Они не кредитуют и не финансируют проекты добывающего сектора экономики. Деятельность их направлена на создание новых и развитие действующих высокотехнологичных и экспортоориентированных производств, поддержку научных и научно-технических исследований, привлечения инвестиций для развития наукоемких производств. Законодательно им запрещено финансировать проекты без софинансирования с частным бизнесом. Такая стратегия государства разделения рисков с частным сектором с расширением возможностей последнего при финансировании проектов инновационного характера разумна и оправдана. Фонд «Казына» и институты развития участвуют в проектах, имеющих высокую социально-экономическую значимость, их деятельность направлена на создание условий для развития бизнеса и поддержки бизнес- инициатив. Банк развития Казахстана создан в 2001 году. Целями деятельности Банка являются: - совершенствование и повышение эффективности государственной инвестиционной деятельности; - развитие производственной инфраструктуры и обрабатывающей промышленности; - содействие в привлечении внешних и внутренних инвестиций в экономику страны. Основными отраслевыми инвестиционными приоритетами Банка развития являются: 1 Переработка сельскохозяйственных продуктов, исключая производство алкогольной продукции и табачных изделий. 2 Текстильная и швейная промышленность. 3 Производство кожи, изделий из кожи и производство из обуви. 4 Обработка древесины и производство изделий из дерева. 5 Целлюлозно-бумажная промышленность, исключая издательское дело. 6 Производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов. 7 Химическая промышленность, за исключением взрывчатых веществ. 8 Производство резиновых и пластмассовых изделий. 9 Производство прочих неметаллических минеральных продуктов. 10 Металлургическая промышленность и производство готовых металлических изделий.
11 Производство машин и оборудования, кроме производства оружия и боеприпасов. 12 Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования. 13 Производство транспортных средств и оборудования. 14 Производство и распределение электроэнергии, газа и воды. 15 Строительство, кроме жилищного строительства, учебных, гостиничных, спортивно-оздоровительных и общественно-развлекательных комплексов и разведочного бурения. 16 Транспорт и связь. Национальный инновационный фонд создан в 2003 году Целью деятельности Национального инновационного фонда определено содействие росту инновационной активности высокотехнологичных и наукоемких производств в Республике Казахстан. Основными направлениями инвестиционной деятельности Фонда являются: 1 Инвестирование и привлечение инвестиций в создание венчурных фондов на территории Республики Казахстан, инвестирование в зарубежные венчурные фонды. 2 Инвестирование в компании, реализующие инновационные проекты 3 Инвестирование в создание элементов национальной инновационной инфраструктуры (технопарков, технологических бизнес-инкубаторов). 4 Финансирование прикладных НИОКР. 5 Развитие международного сотрудничества в области «переноса, заимствования и наращивания инновационных технологий» их коммерциализация и внедрения. Функциями Инновационного фонда являются: 1 создание и участие в уставном капитале венчурных фондов; 2 финансирование инновационных проектов путем долевого неконтрольного участия в уставном капитале инвестируемых компаний; 3 управление акциями или долями участия в уставном каптале инвестируемых предприятий; 4 оказание помощи в выводе акций инвестируемых предприятий на фондовый рынок; 5 проведение конъюнктурных и маркетинговых исследований перспективных рынков сбыта высокотехнологичной и наукоемкой продукции; 6 представление на грантовой основе финансирования прикладных научных исследований и опытно-конструкторских работ; 7 продвижение отечественных инновационных продуктов на внешние рынки;
8 привлечение внешних и внутренних инвестиций в финансирование инновационных проектов; 9 организационное, оперативное и иное сопровождение финансируемых инновационных проектов; 10 создание информационного банка данных по инновационным проектам, информирование частных инвесторов о наличии перспективных проектов; 11 участие в создании технопарков, бизнес инкубаторов и иных элементов инновационной инфраструктуры. Инвестиционный Фонд Казахстана был создан в 2003 году. Целью фонда является содействие в реализации индустриально-инновационной политики Казахстана путем осуществления и привлечения инвестиций в проекты перспективных организаций, оказания финансовой поддержки инициативам частного сектора в несырьевых отраслях экономики. Фонд осуществляет инвестирование проектов при соблюдении следующих условий: 1 Инвестиционный проект соответствует основным направлениям индустриально-инновационной политики Республики Казахстан. 2 Инвестиционный проект является привлекательным по экономическим и финансовым параметрам. 3 Инвестиционный проект направлен на наращивание технологического потенциала организаций, повышение качества и рост объема производства продукции и услуг, углубление переработки сырья и материалов, выпуск высокотехнологичной продукции. Отрасли инвестирования, имеющие целью создание конкурентоспособных отраслей и кластеров, именно: 1 Переработка сельскохозяйственной продукции (агропромышленный комплекс, включая консервную, хлопкоперерабатывающую и др. отрасли). 2 Промышленность строительных материалов (начиная от базовых и вплоть до производства отделочных и строительных материалов). 3 Стекольная промышленность. 4 Химическая и нефтехимическая промышленность. 5 Металлургия. 6 Машиностроение. 7 Лесная и деревообрабатывающая промышленность. 8 Рыбная промышленность. 9 Инфраструктура (энергетическая и транспортная). Фонд развития малого предпринимательства был образован в 1997 году. Основной целью деятельности фонда является эффективное использование собственных финансовых средств и средств выделяемых государством на развитие малого предпринимательства Республики Казахстан в рамках реализации государственных и региональных программ, проектов поддержки и развития малого предпринимательства. В рамках своей деятельности Фонд предлагает следующие программы финансирования: · Кредитная линия ЕБРР · Программный АБР · Программа поддержки отечественных товаропроизводителей · Кредитование из бюджетных средств · Кредитование за счет собственных средств ФРМП
· Финансовый лизинг · Микрокредиты · Гарантирование Государственная страховая корпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций создана в 2003 году. Основные задачи: 1 Страхование экспорта казахстанских несырьевых товаров, работ и услуг 2 Страхование прямых инвестиций за рубеж 3 Оказание консультационных услуг по вопросам страхования внешнеэкономической деятельности Услуги Корпорации доступны всем отечественным предприятиям. Примерно 60 % заключенных договоров приходится на долю малого и среднего бизнеса. Центр маркетингово-аналитических исследований создан в 2003 году с целью аналитического обеспечения процессов диверсификации и повышения конкурентоспособности национальной экономики. Основные задачи: 1 Проведение анализа состояния внутренних и внешних рынков сбыта, тенденций их развития 2 Определение потенциально важных рыночных ниш и конкурентных преимуществ отраслей и отдельных предприятий 3 Выработка оптимальных рекомендаций для развития отечественного бизнеса и освоения новых рынков 4 Распространение информации о состоянии рынков и отраслей. Казахстанский центр содействия инвестициям «Казинвест». Основная задача - создание эффективного механизма информирования потенциальных инвесторов об инвестиционных возможностях в Казахстане и оказание практической помощи компаниям в реализации инвестиционных проектов. Задачей институтов развития и созданной соответствующей инфраструктуры является проведение активной инвестиционной, финансово-кредитной поддержки предпринимательства путем инвестирования в создание новых и развитие действующих производств с высокой добавленной стоимостью. Лизинг. Эффективным механизмом развития инвестиционной деятельности должен стать лизинг – долгосрочная специфическая аренда машин, оборудования, транспортных средств и другого движимого и недвижимого имущества производственного назначения. В отличие от обычной аренды в нем участвуют, как правило, не два, а три и более субъектов: производитель (поставщик) оборудования, лизинговая компания, лизингополучатель (пользователь). Среди участников могут быть банки, страховые компании, посредники, гаранты и другие физические лица. Законодательство определяет лизинг как финансовую аренду. Содержание лизинга состоит в том, что между сторонами отношении заключается договор финансовой аренды (договор лизинга), в соответствии с которым одна из сторон - арендодатель - обязуется приобрести в собственность указанное другой стороной - арендатором - имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и использование для предпринимательских целей. При этом арендодатель не несет ответственности за выбор предмета аренды и продавца. Договором финансовой аренды может быть также предусмотрено, что выбор продавца и приобретенного им имущества осуществляется арендодателем. Имущество, переданное в лизинг, в течение всего срока действия договора лизинга является собственностью лизингодателя, за исключением имущества, приобретаемого за счет бюджетных средств. Условия постановки лизингового имущества на баланс лизингодателя или лизингополучателя определяются по согласованию между сторонами договора лизинга. Доходом лизингодателя является разница между общей суммой лизинговые платежей, получаемых лизингодателем от лизингополучателя, и суммой, возмещающей стоимость лизингового имущества. Различают прямой лизинг, при котором собственник имущества самостоятельно, без посредников, сдает объект в лизинг; косвенный лизинг, когда передача имущества в лизинг осуществляется через одного или нескольких посредников; и возвратный лизинг, когда собственник имущества (производитель) продает его своему будущему лизингодателю, а затем получает его в долгосрочную аренду. Дополнительным условием привлечения инвестиций в реальный сектор экономики является использование государственных активов в процессе приватизации. Формирование благоприятного инвестиционного климата во многом опирается на проведение активной государственной микроэкономической политики. В этой связи важное значение имеют реструктуризация неэффективно работающих производств, ускоренный вывод и замена устаревших технологий и обесцененного кризисом капитала. В части освобождения предприятий от избыточного капитала с целью создания благоприятного инвестиционного климата следует ввести упрошенный порядок вывода из оборота неиспользуемых активов с освобождением их от налогообложения и амортизационных начислений. С этой целью необходимо разработать нормативные акты, регулирующие определение объемов излишнего и неиспользуемого оборудования; определение структуры такого оборудования в разрезе отраслей и регионов; порядка реализации такого оборудования, сдачи его в аренду иди предоставления по лизингу; повышение заинтересованности субъектов малого и среднего бизнеса в использовании высвобождаемого оборудования; сдачу в аренду свободных площадей предприятий. Развитию инвестиционной деятельности будет содействовать становление системы жилищного ипотечного кредитования, формирование вторичного рынка ипотечных кредитов для привлечения в сферу банковского кредитования долгосрочных внебюджетных финансовых ресурсов. Несмотря на принятые нормативно-правовые акты, обеспечивающие развитие ипотечного кредитования, масштабного становления этого направления жилищного строительства еще не достигнуто. Сдерживающими факторами продолжают оставаться низкий платежеспособный спрос населения, а также отсутствие первоначальных средств для «включения» системы ипотечного кредитования. Большое значение для развития инвестиционного процесса имеет создание системы страхования имущества, залога и государственных гарантий. В настоящее время в стране не получило должного развития страхование имущества, особенно крупными предприятиями. Развитию имущественного страхования препятствуют финансовая слабость страховых компаний, а также ограничения по отнесению названных затрат на себестоимость продукции, так как согласно существующему порядку эти платежи могут составлять не более 1% стоимости объема реализуемой продукции. Реальное предоставление гарантий достигается посредством развития гарантийно-залоговых фондов частными инвесторами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|