Дискурс как способ достижения согласия.
Юрген Хабермас на основе анализа работ по аналитической философии, выделяет область, которая отличается от традиционных структур действия, т.е. так называемые коммуникативные действия, в рамках которых осуществляется достижение понимания между участниками ситуации. Хабермасу важно показать, что понимание, которое должно сложиться в ситуации – не предзадано и не запрограммировано, не осуществляется автоматически, поэтому ему нужно как бы затянуть сам процесс его строения и формирования.
Мир системы. Хабермас признает, что процессы общественного воспроизводства нельзя достаточно полно объяснить с помощью коммуникативной рациональности, но можно объяснить «символическое воспроизводство жизненного мира социальных групп, увиденного из внутренней перспективы». Поэтому общество понимается на двух уровнях: с одной стороны, как жизненный мир, т.е. символическое самовоспроизводство или самоинтерпретация, а с другой — как «система» действий, каковой общество кажется постороннему наблюдателю. Общества должны рассматриваться одновременно и как система, и как жизненный мир. Система и жизненный мир — это два различных способа понимания мира, разделенного на три части: объективный мир фактов, социальный мир норм и субъективный мир внутренних переживаний. Жизненный мир — это совокупный процесс интерпретаций, относящийся ко всем трем мирам. Интерпретация происходит в какой-то конкретной ситуации. Ситуация — это «отрывок» из жизненного мира, который выделяет из него определенные темы и цели действий. Основной проблемой и спецификой современности, согласно Хабермасу, является разъединение системы и жизненного мира, выражающееся в процессе овеществления современных жизненных миров и все большей их провинциализации. Жизненный мир становится достоянием частной жизни и выпадает из социальной системы, включающей в себя деньги и власть.
Общественная эволюция в наше время характеризуется изменением зависимостей между жизненным миром и системами. Если первоначально системы определялись жизненным миром, то впоследствии они развили растущую самостоятельность, утратили свою первоначальную зависимость от связей жизненного мира и выработали собственную динамику. Подобное овеществление общества представляет собой перемещение центра тяжести на не зависящие от языка и коммуникации среды — как деньги и власть, что означает поглощение жизненных миров системами. На стыке системы и жизненного мира возникают новые конфликты (проблематика окружающей среды, сверхсложность, перегруженность коммуникативных структур и т.п.). Поэтому проблемы современного общества нельзя понять только с помощью анализа системных процессов: необходима их критика на основе противоположной системному рассмотрению концепции, и это может быть анализ коммуникативного действия с позиций жизненного мира. Критическая теория не должна заниматься идеологиями, поскольку характерной чертой современности, по Хабермасу, является фрагментация обыденного сознания и колонизация его системами. Следствием распада общего понимания жизненных миров выступает конец идеологий; место «ложного сознания» занимает фрагментарное сознание. Точно так же устаревшим является понятие классового сознания, поэтому критическая теория общества должна обратиться к критике культурного обнищания и исследованию условий для воссоединения рационализированной культуры с повседневной коммуникацией, основанной на витальной передаче от поколения к поколению. Разработанное Хабермасом понятие жизненного мира помогает объяснить процесс сохранения и воспроизводства культурных ценностей в жизненном пространстве при смене поколений. Оценки трудов Хабермаса. (не смогла найти,надо искать) 24. Генетический структурный анализ П.Бурдьё. Недостатки современной социологии. Обоснование генетического структурализма. Понятия габитуса, социального поля и капиталов. Роль социологов в жизни общества. «Нищета мира» П. Бурдьё. Основные темы и выводы Что же такое габитус? Понятие габитуса встречается в работах Бурдье великое множество раз, и много раз Бурдье разъяснял его смысл. В работе «Практический смысл» Бурдье неоднократно обращался к характеристике различных смыслов этого сложного понятия. Ниже мы приводим некоторые важные характеристики.
1. «…характерные структуры одного определенного класса условий существования, которые через экономическую и социальную необходимость…, а точнее говоря – через собственно семейные проявления этой внешней необходимости (форму разделения труда между полами, мир предметов, способы потребления, отношение к родителям) формируют структуры габитуса, которые, в свою очередь, лежат в основе восприятия и оценивания всякого последующего опыта». 2. «Являясь продуктом истории, габитус производит практики как индивидуализированные, так и коллективные, а следовательно – саму историю в соответствии со схемами, порожденными историей. Он обеспечивает активное присутствие прошлого опыта, который, существуя в каждом организме (индивидуальном, коллективном, классовом) в форме схем восприятия, мышления и действия, более верным способом, чем все формальные правила и нормы, дает гарантию тождества и постоянства практик во времени». 3. «В социальных формациях, где воспроизводство отношений господства (а также экономического и культурного капитала) не обеспечивается объективными механизмами…, социальный порядок в этом случае базируется на порядке, который царит в головах и в габитусе, то есть организм в качестве группы усваивает данный порядок и в дальнейшем требует его от группы, функционирует как материализация групповой памяти, воспроизводящей в преемниках достижение предшественников». 4. «Поскольку габитус есть бесконечная способность свободно (но под контролем) порождать мысли, восприятия, выражения чувств, действия, а продукты габитуса всегда лимитированы историческими и социальными условиями его собственного формирования, то даваемая им свобода обусловлена и условна». Чтобы лучше уяснить смысл этого понятия, обратимся к примеру. Бурдье отметил в интервью с Р.Шартье следующее. «Статистический анализ социальных характеристик студентов различных высших школ показывает, что если я являюсь сыном промышленника или крупного коммерсанта, то у меня есть все шансы направиться в Высшую школу коммерции. (Эта школа считается одной из лучших в мире школ в сфере экономики и бизнеса). Если же я сын профессора, то я отправляюсь учиться в Высшую нормальную школу (которая готовит к исследовательской и преподавательской деятельности). «Вот пример, когда объективная структура, структура пространства высших школ, становится структурой субъективной, категорией восприятия и суждения, системой предпочтений. Остается установить, посредством чего и согласно каким процедурам образуется этот габитус, который функционирует подобно чувству пространственно-временной ориентации». Этот пример позволяет понять, что Бурдье рассматривал габитус как механизм генезиса социализированного индивида, как форму инкорпорации человеческой социальности. Понятие габитуса, будучи инкорпорированной и одновременно индивидуализированной социальностью, помогает преодолеть оппозицию между индивидом и обществом. ….Действующими свойствами, конституирующими социальное пространство, Бурдье называет различные виды власти или капиталы. Экономический капитал связывается с уровнем доходов и богатством человека. Символический капитал – это форма, которую принимают различные виды капиталов, воспринимаемые и признаваемые как легитимные. Культурный капитал – это образование. А социальный капитал - навыки общения, полезные связи и т.д. Теорию капиталов с образом социального пространства можно соединить следующим образом. Социальное пространство можно описывать как многомерное пространство позиций, в котором агенты распределяются в первом измерении по общему объему капиталов, а во втором – по сочетаниям капиталов и по относительному весу различных видов капиталов. Вообразим себе двух мужчин. Бизнесмена и лидера криминальной группировки. Каждый может обладать всеми четырьмя капиталами – экономическим, культурным, символическим и социальным. Капиталы экономические, которыми может владеть каждый из этих мужчин, могут быть условно равными – личное богатство, акции и т.д. Но культурный капитал бизнесмена может намного превосходить капитал авторитетного бандита. Бизнесмен окончил Лондонскую школу экономики и школу делового администрирования Гарвардского университета, читает и говорит на трех языках и т.д. «Авторитет» не имеет даже среднего образования, невежественен в вопросах общей культуры, искусства, литературы и т.д. Аналогичным образом можно рассмотреть и два другие капитала. Если мы допустим, что у бизнесмена все четыре вида капитала имеют равно высокие показатели, а у «авторитета» - только три, то можно утверждать, что бизнесмен занимает в иерархическом социальном пространстве более высокое место, чем криминальный авторитет. Теория поля показывает, что способность господствовать в присвоенном пространстве, определяемая как возможность материального и (или) символического присвоения дефицитных благ, зависит от наличного капитала, общего объема капиталов и удельного веса каждого вида капитала в их общем объеме. Отсутствие капитала приковывает человека к месту в физическом и социальном пространстве, загоняет его в физическое (плохие жилищные условия) и социальное гетто (малооплачиваемая работа). С недостатком капитала экономического можно связать также плохое здоровье, невозможность создать семью и родить детей. С культурным – невежественность в самых разных сферах – думайте сами. С социальным – одиночество и социальную изоляцию личности. С символическим – статус изгоя, человека, морально опущенного. Стремление агентов, обладающих сходными объемами капиталов, к конструированию гомогенных (однородных) групп на основе социального и физического пространства, общего для них, позволяет Бурдье назвать этих агентов членами какого-то социального класса, а вышеуказанное стремление – генезисом классов. Следует добавить, что объективное и субъективное отнесение агентов к какому-то общему классу оказывалось возможным для тех, кто обладал схожими габитусами. Как и многие социологи, Бурдье высказывается по вопросу о состоянии социального порядка общественной жизни. Согласно Бурдье, любое состояние социального мира представляет собой лишь временное равновесие, момент динамического процесса, в котором постоянно нарушается и восстанавливается соответствие между распределениями и инкорпорированными или институционализированными классификациями и образами мира. Социальное поле по определению есть арена борьбы, или конкуренции. Социальные агенты ведут борьбу с целью занять наиболее выгодные и престижные для них позиции в социальном поле с помощью различных видов капитала. Так, например, борьба, лежащая в основе всех распределений материальной собственности и символического капитала, неразрывно соединяет в себе борьбу за присвоение дефицитных благ и борьбу за утверждение легитимного способа воспринимать утверждение легитимного способа воспринимать то силовое отношение, что проявляется в распределениях. В процессе борьбы господствующие классы имеют возможность установить наиболее благоприятный масштаб предпочтений для своих продуктов, например, для принуждения членов общества, не входящих в господствующие группы, следовать в своей жизни правилам этикета, принятым в господствующих группах. Это господство обеспечивается самыми разными способами, например, посредством системы образования, поскольку эти группы обладают почти монопольной властью над социальными институтами образовательной системы, которыми устанавливаются и официально гарантируются общественные ранги. Объектом социальной науки Бурдье считал реальность, включающую в себя все виды борьбы – индивидуальной и коллективной, - стремящейся к сохранению или изменению реальности, и в частности, такие ее виды, целью которых является навязывание легитимного определения реальности, чья чисто символическая действенность может способствовать сохранению или подрыву сложившегося порядка, то есть самой реальности. Особое и важное место в этой борьбе занимает социология.
4. Бурдье о роли социолога и социологии в обществе
Бурдье был уверен, что занятие социологией придает человеку сверхъестественную автономию, особенно, когда ее используют не как оружие против других или как средство защиты, но как оружие против самого себя, объективное и критическое отношение к самому себе. Всякое настоящее социологическое предприятие является в то же время социоанализом. Социологический анализ делает возможным поистине новое овладение своим «Я» с помощью объективации. Одновременно с этим, социолог обладает привилегией наблюдателя по сравнению с обычными людьми, обреченными на неосознанное восприятие, показывает необходимость в случайности, разоблачает систему социальных условий, высказывается за социальные детерминанты практики. В объективистском аспекте социология является социальной топологией, анализом относительных позиций и объективных связей между позициями. Эти объективные связи суть связи между позициями, занимаемыми в распределении ресурсов, которые являются или могут стать действующими, эффективными, как козыри в игре, в ходе конкурентной борьбы за присвоение дефицитных благ, чье место – социальный универсум, или пространство объективных связей, трансцендентное по отношению к агентам и несводимое к взаимодействиям индивидов. Однако социальная реальность не является объективной в том смысле, в каком ее называл объективной Э.Дюркгейм. То, что мы рассматриваем как социальную реальность, есть по большей части представление или продукт представления. То же самое верно и по отношению к политике. Политика, в основном, дело слов, но политика с помощью этих слов организует поведение людей и регулирует в своих интересах их отношение к государственным и политическим институтам. В самой действительности социальные агенты борются за символическую власть, обладающую узаконенным правом за конституирующую номинацию. Одним из победителей в этой борьбе является государство, добившееся признания своего легитимного права на отдельные формы насилия по отношению к людям, проживающим на территории, находящейся под юрисдикцией государства. Как и многие социологи, Бурдье считал, что социология, как и всякая наука, по природе своей есть форма критического отношения к действительности. Это значит, что социология должна быть способом разоблачения догм и предрассудков, идеологических проектов, разрабатываемых интеллектуалами, работающими на господствующие в государстве социальные группы и элиты. К сожалению, указывал Бурдье, в умах большей части обществоведов, существует искусственное противопоставление между научной работой, продукция которой адресована другим ученым, и участием в общественно-политической жизни. На самом деле нужно быть независимым ученым, который работает по правилам эрудиции для того, чтобы производить легитимно ангажированное знание, и вводить его в бой. Примером такой ангажированности знания Бурдье может служить речь, произнесенная им 22 ноября 1997 года при получении престижной премии имени Эрнста Блоха. Сам Блох был известен как выдающийся исследователь утопизма, прежде всего марксистского. Позиция Бурдье заключается в том, что сторонники глобализации рыночных институтов, рассматривающие антиглобалистов как наивных защитников утопической модели мира всеобщего счастья и справедливости, сами находятся под воздействием утопической картины процветания мира, создаваемого свободным рынком и его идеологами. Текст этой речи с сокращениями приводится в Приложении 2.
Приложение 1. Бурдье П. Поле науки (изложено с существенными сокращениями) Научное поле как система объективных отношений между достигнутыми (в предшествующей борьбе) позициями является местом конкурентной борьбы, ставкой в которой является монополия на научный авторитет и — одновременно — монополия на научную компетенцию, понимаемая как социально закрепленная за определенным индивидом способность легитимно (т.е. полномочно и авторитетно) говорить и действовать от имени науки. Структура научного поля определяется в каждый данный момент состоянием соотношения сил между участниками борьбы, агентами или институциями, т.е. структурой распределения специфического капитала как результата предшествующей борьбы, который объективирован в институциях и диспозициях и который регулирует стратегии и объективные шансы различных агентов или институций в борьбе нынешней. Доминирующие обречены на стратегии сохранения установленного научного порядка, частью которого они являются. Этот порядок включает в себя совокупность научных ресурсов, унаследованных от прошлого. Имеются в виду научный инструментарий, книги, системы, порождающие схемы восприятия, оценки и действия, которые являются продуктом специфической формы педагогического действия и которые делают возможными выбор объектов, решение проблем и оценку решений. Кроме этого, установленный порядок включает в себя совокупность институций, обязанных обеспечить производство и обращение научных благ и в то же время воспроизводство и обращение производителей (или воспроизводителей) и потребителей этих благ. В первую очередь это система образования, которая единственно и может обеспечить незыблемость и признание официальной науки, систематически внушая ее (научные габитусы) всей совокупности легитимных получателей педагогического воздействия и, в частности, всем входящим непосредственно в пространство производства. Это инстанции, специально предназначенные для обеспечения признания (академии, премии и т.д.). Это инструменты распространения, и в частности, научные журналы, которые, путем селекции, осуществляемой в соответствии с господствующими критериями, обеспечивают признание продукции, отвечающей принципам официальной науки, постоянно давая пример того, что достойно быть названным наукой, и осуществляют фактическую цензуру еретической продукции либо путем ее открытого исключения, либо определяя то, что может быть опубликовано, отбивая охоту быть опубликованным. Именно поле предписывает каждому агенту его стратегии, включая и такую стратегию, которая заключается в ниспровержении установленного научного порядка. В зависимости от позиции, которую «входящие в поле» занимают в его структуре, они могут быть ориентированы либо на надежные стратегии преемственности, способные обеспечить им доходы в будущей обозримой карьере, ожидающие тех, кто соответствует официальному научному идеалу, не выходя за рамки установленных границ. Либо они могут быть ориентированы на стратегии подрыва, которые могут принести доходы лишь ценой полного переопределения принципов научной легитимности. Приложение 2. Бурдье П. Разумная утопия и экономический фатализм
Давайте признаем тот факт, что мы сейчас переживаем период перестройки на неоконсервативных началах. Но эта консервативная революция приняла форму, не имеющую прецедентов. Это консервативная революция нового типа: она провозглашает свою связь с прогрессом, разумом и наукой (точнее, с экономикой) — для того, чтобы укрепить свои позиции и с помощью тех же самых лозунгов навесить на прогрессивную мысль и прогрессивное действие ярлык чего-то архаичного. В качестве определяющих стандартов для всех практик и, тем самым, для идеальных правил неоконсервативная революция устанавливает экономические принципы, следующие своей собственной логике, и логика эта проста: закон рынка, закон, согласно которому побеждает сильнейший. Все это утверждает и прославляет так называемое «правило финансовых рынков», то есть возвращение к радикальному капитализму, который не желает соответствовать ни одному закону, кроме закона максимальной прибыли. Возвращение к неприкрашенному, неограниченному капитализму — но при этом капитализму рационализированному, настроенному на предельную экономическую эффективность посредством современных форм управления («менеджмента») и манипулятивных техник, таких как исследование рынков, маркетинг и коммерческая реклама. О неолиберальной политике мы можем судить по ее результатам, которые сейчас ясно видны всем, несмотря на систематические усилия доказать с помощью жульнических статистических фокусов, что Соединенные Штаты или Британия достигли полной занятости. Реальностью же является массовая безработица; существующие рабочие места ненадежны; в результате все большая и большая часть населения ощущает растущую неуверенность, и это происходит даже в средних классах общества. Реальностью стали и глубокая деморализация, связанная с разрушением элементарных механизмов солидарности, особенно в семье, и все последствия подобной аномии — преступность, в первую очередь молодежная, наркомания, алкоголизм, возникновение во Франции, да и повсюду, фашизоидных политических движений. Налицо постепенное разрушение социальных достижений, любая защита которых третируется как старомодный консерватизм. К этому мы сейчас можем добавить разрушение экономики и социальных основ культуры, особенно ее редких и ценных достижений. Увеличивается угроза для автономии различных сфер культурного производства по отношению к рынку, который все в большей мере обнаруживает себя в конкуренции писателей, художников, ученых. Господство «коммерции» и «коммерческого» над литературой ежедневно возрастает, в особенности посредством концентрации в сфере издательского бизнеса, все больше подчиняется задаче извлечения немедленной прибыли. Подобное господство усиливается и над кинематографом; посмотрим, что через десяток лет останется от европейского экспериментального кино, если авангардным продюсерам не будут предоставлены средства производства и, что, возможно, более важно, распространения картин. Все это, уже не говоря о социальных службах, обречено либо на прямое подчинение интересам государственной бюрократии или бизнеса, либо на экономическое удушение. Как в подобных, не очень-то вдохновляющих, обстоятельствах избежать деморализации? Как нам возродить и сделать общественно значимым «расчетливый утопизм», о котором говорил Блох, ссылаясь на Фрэнсиса Бэкона? Рациональный утопизм характеризуется неприятием, с одной стороны, «чистого стремления выдать желаемое за действительное, которое всегда дискредитирует утопию» и, с другой стороны, «обывательской уплощенности, сосредоточенной на фактах». Итак, интеллектуалы и все остальные, кто действительно заботится о благе человечества, должны восстановить утопическую мысль — в противовес «банкирскому фатализму», который желает нас уверить в том, что мир не может быть иным, кроме как таким, каков он есть, полностью отвечающим интересам и желаниям банкиров. Разумный утопизм, как я его здесь определил, — это именно то, чего так не хватает сегодня в Европе. Путь противостояния нынешней Европе, той Европе, которую банкиры хотят заставить нас принять, — это не отрицание самой Европы с националистических позиций, к чему приходят некоторые. Нет, это прогрессивное отвержение неолиберальной Европы в версии банков и. банкиров. Конечно, в их интересах представить дело таким образом, что отказ от Европы, которая нравится им, равносилен отказу от единой Европы в любой форме. Но, отказываясь от Европы, которой правят только банки, мы будем отказываться от банкирского мышления, то есть от процесса, который — под прикрытием неолиберализма — делает деньги мерой всех вещей и даже людей на рынке труда, и так далее, от одной, вещи к другой по всем измерениям существования. Мы будем отказываться от процесса, который, устанавливая прибыль в качестве единственного критерия оценки образования, культуры, искусства и литературы, приговаривает нас к пошлой обывательской цивилизации фаст-фуда, романов для дорожного чтения и телевизионных мыльных опер. Сопротивление банкирской Европе — и консервативной реставрации, которую она обещает, — может быть только общеевропейским. И только тогда это сопротивление может стать истинно общеевропейским, свободным от интересов, предрассудков, привычек, традиционных способов мышления, которые являются национальными и все еще смутно националистическими, когда оно станет делом всех европейцев, другими словами, делом сплоченной общности интеллектуалов всей Европы, профсоюзов всей Европы, самых разнообразных общественных ассоциаций всей Европы. Вот почему самой главной задачей в настоящий момент является не составление общеевропейских программ, а создание институтов — парламентов, международных федераций, европейских ассоциаций всех сортов и разновидностей: водителей грузовиков, издателей, учителей и так далее, а также защитников деревьев, рыб, грибов, чистого воздуха, детей и всего остального. Внутри таких ассоциаций могут разрабатываться и обсуждаться общеевропейские программы. Мне могут возразить, что все это уже существует, но я совершенно убежден в обратном...Я убежден, что самые зияющие дыры европейской конструкции находятся в четырех главных областях: социальное государство и его функции; объединение профсоюзов; гармонизация и модернизация системы образования; связь между экономической и социальной политикой. Поэтому в настоящее время я работаю, вместе с исследователями из разных европейских стран, над концепцией и созданием организационных структур, необходимых для того, чтобы придать утопизму в этих сферах разумный характер. В особенности, например, чтобы разобраться в социальных препятствиях на пути к реальной европеизации таких институтов, как государство, система образования и профсоюзы. Четвертый проект, который особенно дорог моему сердцу, сосредоточен на связях между экономической политикой и тем, что мы называем социальной политикой, точнее, на социальных последствиях и издержках экономической политики. Его цель — дойти до первопричин различных форм социальной нищеты, которая причиняет страдания людям в европейских обществах; решения здесь почти всегда предлагаются экономические. Но вот появилась возможность для социолога напомнить всем, что социология может и должна играть важную роль в производстве политических решений, которые все чаще и чаще передаются экономистам или находятся под диктатом самых узких экономических соображений. Детально описывая в книге «Нищета мира» страдания, вызванные неолиберальной политикой, — и с помощью систематического коррелирования экономических показателей, связанных с социальной политикой бизнеса (увольнения, зарплаты, методы менеджмента и т.п.), и показателей скорее собственно социального типа (производственные травмы, профзаболевания, алкоголизм, наркомания, самоубийства, девиантное поведение, преступность, изнасилования и т.п.), — я бы хотел поднять вопрос о социальных издержках экономического насилия и таким образом установить основания для экономики благосостояния, каковая должна включать в себя все те вещи, которые экономисты и люди, руководящие экономикой, не принимают во внимание. Исключают из тех фантастических расчетов, на основании которых они претендуют управлять нами. Следовательно, в заключение мне нужно только сформулировать вопрос, который должен находиться в центре любой разумной утопии, касающейся Европы: как нам создать подлинно европейскую Европу? Европу, которая была бы свободна от всякой зависимости и от всех империализмов, начиная с империализма, влияющего на производство культуры и в особенности на распространение посредством коммерческих ограничений. Европу, которая, вместе с тем, была бы свободна от патриархальных националистических пережитков, до сих пор мешающих ей накапливать, усиливать и распространять то, что является наиболее универсальным в традиции каждой из образующих ее наций.
Приложение 3. Автор реферата - З.А.Сокулер Название объемистого труда под руководством Пьера Бурдье «Нищета мира» можно было бы также перевести как "Новые отверженные". Ибо исследование посвящено необеспеченным и социально незащищенным слоям современного французского общества. Речь идет о том, что общество, в котором преодолена нищета в буквальном смысле слова, множит социальные пространства, способные в небывалых масштабах порождать различные формы страданий и терзаний. В книге делается попытка их описания и анализа их причин. Авторы собрали свидетельства самых разных людей о трудностях и проблемах их существования. Они применяли метод пространных интервью, давая людям выговориться. В книге нет статистики, авторы не доказывают полноту или репрезентативность выборки и пр. Каждое отдельное интервью - "исследование случая" - это подлинная задевающая чувства повесть, высвечивающая новую грань непростого существования людей в социальных пространствах современного общества. Первый раздел книги посвящен существованию и проблемам людей в районах, кварталах и пригородах, заселяемых нуждающимися в социальном жилье. В начале 90-х такие районы и пригороды привлекли всеобщее внимание молодежными беспорядками (поджоги и разгромы универмагов, поджоги машин), а также ростом числа голосов, отданных за крайне правых националистов, в прежних "красных пригородах", где традиционно были сильны позиции коммунистов, и мэры нередко бывали коммунистами
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|