Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 9. личностные РАЗЛИЧИЯ




Что такое личность, каждый знает;

но никто не может сказать.

Bumham

О взаимосвязи проблем психологии личности и диф-
ференциальной психологии следует написать отдельную
книгу. Большинство современных исследователей склоня-
ются сегодня к тому, чтобы рассматривать эти два цент-
ральных аспекта человекознания скорее в их взаимосвязи,
чем через противопоставление. Так, наиболее известный
журнал ISSID (Международное Общество по Изучению
Индивидуальных Различий), основанный Г.Айзенком,
носит название "Личность и индивидуальные различия".
Условная граница между этими пересекающимися облас-
тями психологического знания может быть обозначена,
исходя из сложившейся традиции. Акцент в большинстве
личностных теорий делается на изучении интраиндиви-
дуальных закономерностей (идеографический аспект), в
то время как для дифференциально-психологических кон-
цепций более характерным является акцент на изучении
феноменологии и механизмов общих закономерностей ин-
териндивидуальных различий (номотетический аспект). Од'
нако и в том, и в другом случае прогрессивно-ориентиро-
ванные исследователи исходят из представлений о целост-
ности личностной структуры и необходимости изучения
динамики и механизмов рассматриваемых психологичес-
ких образований.

9.1. Личность: дифференциально-
психологический АСПЕКТ

Современная психология личности выкристаллизовы-,
валась в лоне дифференциальной психологии и, что есте-|
ственно для начальной стадии развития, сразу же заявила!
о своем критическом отношении к дифференциально-пси-
хологическим методам изучения личности. Однако уже из
наиболее известного определения личности, сформулиро-


личностные различия

ванного основоположником персонологии Г.Оллпортом
видно, что отмежеваться от "источника" было совсем не
просто:

"личность есть такая динамическая организация психо-
физических систем индивидуума, которая определяет его
уникальный способ адаптации к среде" (Allport, 1937).

Критика Г.Оллпортом дифференциальной психологии
(вполне справедливая, отметим, для своего времени) ба-
зировалась на противопоставлении элементарное vs цело-
стное (организмическое) и отдельная часть vs паттерн, из
которого вытекали насущные задачи персонологии, на-
правленные на поиск объединяющих оснований изучае-
мых явлений. С этого момента начинается неоправданное
противопоставление двух подходов, изучающих с разных
сторон и на основе различных принципов одно и то же
явление. Достаточно привести несколько не совпадающих
между собой определений личности (см. Pervin, 1990):

"Концепция личности есть результат наблюдения инди-
видуальных различий в человеческом поведении... которые (с
другой стороны. — А.Л.) могут рассматриваться как непос-
редственный предмет исследований личности" (Jensen, 1958,
р.295, 302).

"В индивидуальных различиях мы находим логический
ключ к личности. Личность человека есть уникальный набор
его черт" (Guilford, 1959, р.5).

"Наука о личности формируется вокруг изучения относя-
щихся к индивидуальным различиям переменных и поведен-
ческих предиспозиций, которые лежат в основе кросс-ситуа-
тивной устойчивости поведения" (Sarason & Smith, 1971, р.433),
или же:

"Как подчеркивал Вергеймер, сущность личности не в
ценности отдельного тона или одной мелодической линии,
но в целостности музыкальной концепции" (Murphy, 1949,
р.646).

"Личность как особый предмет изучения связана с при-
родой и целями интраиндивидуальной интеграции" (Klein et
al.,
1967, p.469).

Как всегда, наиболее перспективной оказывается "тре-
тья точка зрения", основанная на взаимовыгодной ком-
бинации основных отличительных признаков обоих под-
ходов. С этой позиции определение личности должно учи-
тывать как акцентирование индивидуальных различий, так

 


 

Координаты ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА


 


и организацию отдельных частей в единое интегрирован-
ное целое.

Корни ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

Вряд ли кто-либо из современных исследователей всерь-
ез будет говорить о том, что "личностью рождаются". Нет
и такого раздела в дифференциальной психологии разви-
тия: "Личность младенца". Однако весьма заманчиво об-
наружить некую природную канву, на которой впослед-
ствии — под влиянием многообразных средовых воздей-
ствий — произрастают те или иные личностные черты. Хотя
в работах такого плана существует отчетливая тенденция
называть выявленные различия темпераментальными, сами
авторы склонны давать определения и интерпретировать
обозначенные явления с довольно явно выраженным "лич-
ностным уклоном". Известный американский психолог,
профессор Гарвардского университета (Harvard University,
USA) Джером Каган со своими сотрудниками (Kagan,
Arcus, Snidman, Feng, Hendler & Green,
1994b; Reyilk et
a/., 1986) выявили, что некоторые новорожденные обла-
дают тенденцией, которую можно назвать уязвимостью или
"робостью", проявляющейся при встрече с незнакомыми
предметами, людьми или ситуациями. Эта тенденция со-
храняется в поведении субъекта и впоследствии. Во время
своего первого школьного дня "уязвимые", стоя в сторо-
не, сосредоточенно наблюдают за играми своих более рас-
крепощенных сверстников. Эти психологические особен-
ности постепенно трансформируются в устойчивую черту
у взрослых людей, которые зачастую остаются застенчи-
выми на протяжении всей своей жизни (Zimbardo, 1990).

Несмотря на очевидность жизненных фактов, практи-
чески неразработанной остается проблема взаимосвязи
психических процессов и личностных черт, или общей
психологии и психологии личности, если говорить о бо-
лее широком контексте. Однако уже в работах первых со-
временных персонологов имплицитно существовала тен-
денция рассматривать формирование личностных свойств
в контексте функционирования более общих по своей при-
роде ментальных явлений.


личностные различия

Концепции ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ

Различные личностные теории оперируют разными кон-
структами, имеющими неодинаковый уровень как теоре-
тических обобщений, так и степени абстракции. Но наи-
более распространенным является понятие черты, описы-
ваемой, как правило, каким-либо существительным или
прилагательным, а также рассматриваемой в качестве пре-
диктора поведения личности.

Понятие личностной черты, впервые предложенное
Г.Оллпортом, было достаточно всеобъемлющим;

"Генерализованная и сфокусированная нейропсихическая
система (характерная для индивидуума), обладающая спо-
собностью воспроизводить функциональный эквивалент, ре-
левантный множеству стимулов, а также инициировать и ре-
гулировать устойчивые (эквивалентные) формы адаптивного
и экспрессивного поведения" (Allporf, 1937).
Исходя из этого определения можно предположить, что
множество признаков, характеризующих форму взаимо-
действия субъекта с миром, упорядочивается за счет вве-
дения двух начальных координат, относящихся к адаптив-
ному и экспрессивному типам поведения.

В современных теориях (Phares & Chaplin, 1997) выде-
ляется несколько базовых признаков черты как психоло-
гического конструкта:

* черта не есть состояние и поэтому обозначает некую
общую тенденцию поведения и ожиданий (McAdams, 1995).
"Я впечатлительный" означает устойчивую характеристи-
ку, тогда как "меня впечатляют твои успехи" описывает
лишь временное состояние эмоционального реагирования;

* черта является количественным измерением, позво-
ляющим сравнивать степень выраженности конкретной
характеристики у разных людей;

* черта может иметь иерархическую организацию, то
есть более широкая черта включает в себя несколько спе-
цифических черт. Дескриптивные системы, базирующиеся
на анализе черт, позволяют описывать личность через мно-
жество уровней;

* черта как конструкт создает основу для общего языка
не только между различными формальными теориями лич-
ности, но между формальными теориями и неформаль-


212 координаты ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

ными описаниями человеческой личности в повседневной
жизни.

Устойчивость многих личностных черт во времени под-
тверждена экспериментально. Различия между детьми в
агрессивности, доминировании, зависимости, социабель-
ности и застенчивости сохраняются на протяжении всего
периода, начиная со среднего и позднего детства через
подростковые годы вплоть до взрослости (Huesman et al.,
1984). В дополнение к этому, клинические наблюдения
показывают, что детям, имеющим в возрасте десяти лет
поведенческие проблемы, довольно сложно избавиться от
них во взрослой жизни {Patterson, 1982).

Психологическая черта кроме описательного аспекта
поведения включает в себя и каузальный. Поэтому теории
черт ставят своей целью анализ индивидуальной психоди-
намики с точки зрения поиска причинных механизмов:

"В своей наиболее простой форме диспозиции и их пове-
денческие проявления связаны, по определению, непосред-
ственно — чем более выражена у личности черта добросове-
стности, тем более добросовестно его (субъекта. — А.Л.) по-
ведение" (Mishel & Shoda, 1995).

Эти два аспекта, дескриптивный и каузальный, при-
сутствуют во всех наиболее развитых концепциях личнос-
тных черт. Мы рассмотрим в качестве примера только не-
многие из десятков развиваемых на сегодняшний лень кон-
цепций.

экстраверсия/нейротицизм/психотицизм

Понятие экстраверсии—интроверсии было сформули-
ровано для описания наиболее фундаментальных разли-
чий в человеческом поведении швейцарским психоло-
гом Карлом Юнгом, недолгим последователем Зигмун-
да Фрейда. Как димензиональная черта эта характерис-
тика личности, впервые представленная так Г.Айзенком
(Eysenk, 1947), в последнее время изучается в самых раз-
личных контекстах (см. Zuckerman & Сото, 1983). Наибо-
лее общие характеристики этой черты выглядят следую-
щим образом;


личностные различия 213

Интроверсия Экстраверсия

Ориентация на внутренние Стремление к стимуляции

стимулы; извне;

заторможенность поведения; расторможенность поведения;

низкий уровень вовлеченности интенсивное вовлечение в

в различные формы активности, разные формы активности.

активность/социабельность/эмоциональность

Концептуально эти личностные свойства связаны с
соответствующими темпераментальными параметрами.
Называя эти черты "личностными", авторы трехкомпо-
нентной концепции личности (Buss, Plomin, 1984) фак-
тически отождествили уровни темперамента и личности.
Неудивительно, что все три параметра, как показывают
многочисленные исследования, удовлетворяют критери-
ям выделения психобиологических черт — наследствен-
ности, стабильности и эволюционной значимости. Про-
являясь уже у младенцев, эти черты сохраняются и в
личности взрослых.

Тревожность

Тревожность (выступающая также под названиями "ней-
ротицизм" и "эмоциональная нестабильность") считает-
ся одним из важнейших измерений личности, связанным
со спецификой индивидуальных реакций на стресс. С од-
ной стороны, тревожность сопряжена с возбуждением не-
рвной системы, проявляющимся в сердечно-сосудистых и
дыхательных ритмах, гастроэнтерологических симптомах,
Уровне кровяного давления. С другой стороны, показана
тесная связь тревожности с оценочными процессами, с
тем, воспринимает ли человек для себя данную ситуацию
как угрожающую (Spielberger, 1966). В этой связи извест-
ный американский психолог (Калифорнийский универси-
тет, Беркли) Рихард Лазарус (Lazarus, 1993) обращает вни-
мание на различие между тревожностью как димензио-
нальной переменной и стрессом как ситуативной пере-
менной. В зависимости от общей концепции личности,


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...