Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Координаты индивидуальности человека





 


ных факторов. Жизненный опыт индивида может существен-
но модернизировать этот процесс и является, поэтому, пер-
воочередным объектом эмпирического исследования. 1

Довольно сложным оказывается вопрос о механизмах
генотип-средовой детерминации процесса дифференциа-
ции. С одной стороны, развитие опосредования у детей ве-
дет к снижению вклада генетически детерминированных
программ в индивидуальные различия по познавательным
процессам. В период "от дошкольного к подростковому воз-
расту наблюдается смена детерминации (переход от гено-
типической к средовой обусловленности) у опосредован-
ных форм памяти, у более сложных форм внимания" (см.
Егорова, Марютина, 1990), несмотря на сохранение гено-
типической обусловленности более элементарных форм
познавательных процессов — зрительной памяти и устой-
чивости внимания. С другой стороны, как отмечают авто-
ры, не всегда оправдывается ожидание, что "дифферен-
циация, происходящая в процессе онтогенеза так же, как
и развитие опосредования, приведет к уменьшению роли
генотипа" в индивидуально-психологических различиях.

Ряд экспериментальных исследований показывает связь
степени дифференцированности с развитием высших уров-
ней ментальной иерархии. Уровень умственного развития
влияет, как показали исследования взаимосвязи темпера-
мента и интеллекта (Русалов, Дудин, 1995), на степень
дифференциации темпераментального и интеллектуального
уровней регуляции поведения, которые наиболее тесно
связаны у подростков, менее успешных в выполнении
интеллектуальных тестов. Средневзвешенный коэффици-
ент корреляции для десяти значимых случаев равен 0.49
(р<0,01). В то же время у подростков с более высоким уров-
нем диагносцируемого интеллекта обнаружена только одна
корреляция между темпераментальными шкалами и пока-
зателями общих способностей. Схожие закономерности
обнаружены и на взрослой выборке. Авторы интерпрети-
руют полученные данные следующим образом. Отсутствие
статистически значимых связей между темпераментом и
интеллектом в структуре индивидуальности у субъектов с


 

иерархическая МОДЕЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА


 


высоким уровнем умственного развития связано с форми-
рованием таких динамических характеристик интеллекта,
которые в большей мере обусловлены наличными знания-
ми и умственными навыками, чем биологически детерми-
нированными стратегиями переработки информации.

10.6.2. законы ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ, КООРДИНАЦИИ И
ИНТЕГРАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ
ЦЕЛОСТНОСТИ индивидуальности

Б.Г.Ананьев (1968) полагал необходимым в изучении
целостной индивидуальности учитывать одновременно два
принципа:

* субординационный, или иерархический, при кото-
ром более сложные и более общие социальные свойства
личности подчиняют себе более элементарные и частные
психологические и психофизиологические свойства;

* координационный, при котором взаимодействие осу-
ществляется на паритетных началах, допускающих род сте-
пеней свободы для коррелируемых свойств, то есть отно-
сительную автономию каждого из них.

В.С.Мерлин (1986) для выражения идеи целостности
предложил концепцию интегральной индивидуальности,
основное содержание которой связано с поиском интег-
рирующих механизмов, устанавливающих внутриуровне-
вое и межуровневое опосредование в иерархической са-
морегулирующейся системе индивидуальных свойств. На-
конец, рассмотренный выше принцип дифференцирован-
ности обозначает ведущую закономерность формирования
Индивидуальности в процессе онтогенеза.

Операционализация понятия "индивидуальность" в тер-
минах конкретных измерений, безусловно, важная задача.
Настолько же существенным представляется создание тео-
ретических установок, которые могли бы составить основу
Целостного подхода к изучению индивидуальности человека.
Для разрабатываемой Иерархической Теории Индивидуаль-
ности исходными являются следующие положения:

1. Природные, психофизиологические компоненты инди-
видуальных свойств, как показывает анализ эксперименталь-


 

координаты ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА


 


ных данных, скорее всего обусловлены эволюционно, что
также подтверждается существованием "компенсирующего",
"сопрягающего" и "интегрирующего" эффектов, сопровож-
дающих процесс жизнедеятельности человека.

2. Продуктивным является представление о находящих-
ся в структуре индивидуальности различных симптомоком-
плексах, паттернах характеристик, относящихся к различ-
ным подструктурам индивидуальности. Симптомокомплек-
сы формируются под влиянием разных типов сопряжения
индивидуума со средой, при этом одни из них в большей,
другие — в меньшей степени подвержены влиянию конк-
ретных целей или смыслов (в том числе производных от
системы ценностных ориентации), включенных в процесс
жизнедеятельности.

3. Существенными для описания специфики функциони-
рования индивидуальности являются функциональные ха-
рактеристики компенсаторности, оптимальности, адаптив-
ности и результативности, определяющие меру конструк-
тивных и деструктивных тенденций в развитии индиви-
дуальности. Оптимальное взаимодействие со средой предпо-
лагает сохранение устойчивого функционального компенса-
торного состояния. В свою очередь компенсация или деком-
пенсация отражается в сохранении баланса или, соответствен-
но, в возникновении дисбаланса индивидуальных свойств,
что связано с результативностью поведения и деятельности.
Адаптивность проявляется как эффект регулятивных меха-
низмов, позволяющих человеку синхронно перестраиваться
в соответствии с требованиями изменяющейся среды, и вы-
ступает как мера соответствия поведения индивидуума тре-
бованиям ситуации.

4. Весьма перспективным представляется сопоставление
теоретических конструктов, лежащих в основе дифференци-
ального и общепсихологического подходов, а также данных
формального и содержательного анализа поведения с целью
выявления механизмов, функционирующих в "зоне пересе-
чения" различных индивидуальных свойств и подсистем.

5. Практически все современные авторы, занимающие-
ся проблемой анализа индивидуальных структур, отмеча-


 

^ЕРАРХЧЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА


 


ют иерархизованность составляющих их признаков. Так,
У.Мишель (Mischel, 1986) обращает внимание на вторич-
ность когнитивно-стилевых переменных по сравнению с
интеллектуальными способностями в отношении прояв-
ления временной и кросс-ситуативной устойчивости.
Дж.Ройс и Э.Пауэл (Royce & Powel, 1983) исследуют иерар-
хическую организацию аффективных стилей. Психологи,
исследующие личность (Eysenck, 1947; 1997; Cattell, 1961;

1990; Guilford, 1974), интеллект (Spearmen, 1927; Burt, 1949;

Vernon, 1979) и индивидуальность (Ананьев, 1968; Мерлин,
1986; Broudy, 1989) обращают внимание на основополага-
ющую роль иерархической организации индивидуальных
структур, обеспечивающую возможность следующих про-
цессов координации и интеграции поведения. В связи с
этим, фундаментальным является положение о понима-
нии целостности индивидуальности как эффекте действия
взаимосвязанных принципов иерархичности (механизмом
которой выступает процесс дифференциации), координа-
ции (основанной на работе регулятивных механизмов) и
интеграции (где в качестве механизма выступает процесс
сопряжения свойств).

6. Внутреннюю структуру индивидуальности человека
необходимо соотносить со структурой внешней среды,
представленной, например, в виде моделей, включающих,
наряду с психологическими параметрами, различные по
содержанию фрагменты среды или ситуации (Buss, 991).
Особенно важно сближение психологии ситуаций (Forgas
& Van Heck,
1992) с исследованиями индивидуального
поведения на начальных этапах формирования целостного
взгляда на проблему природы человека.

10.7. системный АНАЛИЗ ИЕРАРХИИ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ

Принципы, заложенные основоположником систем-
"ого подхода Л.Берталанфи (Von Bertalanffy, 1968) и ис-
пользуемые первоначально лишь для анализа биологи-
^ских феноменов, вскоре стали эффективным средством

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...