Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Никейское царство Ласкарей. Трапезунтское царство в XIII В. Сельджукские султаны и нашествие монголов 11 глава




Эти послания застали уже нового папу Николая III (1277— 1280), итальянца родом, которому удалось сломить господство Карла Анжуйского в Италии и поддержать дело Григория X. Этот выдающийся, холодный политик превос­ходно знал отношения на Востоке по своей прежней дея­тельности.

Дела на Востоке были запутаннее, чем когда-либо. Против Палеолога объединились совершенно разнород­ные силы. Душой враждебной ему коалиции был давниш­ний его соперник на греческом Западе — фессалийский де­спот Иоанн, унаследовавший и способности, и притязания Комнинов Ангелов эпирских. Он подчинил своему влия­нию своего брата, эпирского деспота Никифора. К Иоанну тяготели греческие властели Фракии и Македонии, как Тарханиот, измена заразила и войска Палеолога; посланные на Запад, некоторые начальники их были закованы в цепи и отосланы в Константинополь. Палеологу пришлось вспом­нить дни его молодости, когда он стоял во главе македон­ской служилой знати и замышлял против никейского царя. Новые Патры фессалийские, столица Иоанна Ангела, стали не только центром политических врагов Михаила, но и убежищем крайних защитников православия, готовых да­же на союз с врагами Византии, на измену империи Миха­ила. Когда Михаил и Векк во имя унии и империи, прикры­ваясь принципиальным разрешением папы, отлучили от Церкви деспота Иоанна Ангела с его подданными, энергич­ный деспот не задумался созвать церковный Собор с учас­тием монахов олимпийских монастырей и Афона, на кото­ром, во имя православия, были преданы анафеме как Миха­ил с Векком, так и Римский Папа (1278).

Вокруг Палеолога сплеталась политическая интрига, лига всех ему враждебных элементов, между собою вполне разнородных. Западные греческие сепаратисты, македон­ские властели, православные ревнители поднимали ору­жие в союзе с латинскими баронами Греции. Родная сест­ра императора Евлогия, постоянно стремившаяся играть политическую роль, ставшая столпом православной пар­тии, эмигрировала к своей дочери, болгарской царице. Обе возбуждали царя Константина Тиха против их брата и дяди. Мало того, они послали (1276) некоего Иоанна Кафа-ра в Иерусалим к патриарху Григорию, чтобы с его помо­щью склонить египетского султана Бибарса, повелителя Сирии и Палестины, выступить против греческого импе­ратора совместно с болгарами. Бибарс, однако, отклонил предложения, не считая малоизвестных болгар надежны­ми союзниками. На патриархов Александрийского и Анти-охийского не было надежды, так как они проживали в Кон­стантинополе, пользуясь царскими милостями.

В то же время «православные и латиняне», т. е. Иоанн Ангел с союзными баронами Греции, обратились к трапезунтскому царю Иоанну II, убеждая его выступить против «еретика» Михаила, так как он, трапезунтский царь, являет­ся истинным и законным православным императором, преемником Комнинов константинопольских. Ангелы и Комнины ополчались против основателя новой династии. В Трапезунт православные эмигрировали массами, спаса­ясь от преследований константинопольского правитель­ства. О переговорах с трапезунтским царем доносил по­слам Михаила на Западе протонотарий Огерий. Он вместе с армянским историком Гайтоном передает, что Иоанн II с того времени принял титул императора. По-видимому, трапезунтский государь, носивший до того титул царя и самодержца Востока, провозгласил себя царем ромэев. Во­евать с Палеологом и он поостерегся, как султан Бибарс.

Враги окружали Михаила со всех сторон; он мог наде­яться лишь на армию и деятелей возрожденной Византии да на папу. Страшным противником оставался Карл Анжуй­ский. Греки и латиняне разделились в получившейся стран­ной комбинации политических сил. Тем большее значение получил папа Николай. Ему не было выгодным чрезмерное усиление ни Палеолога, ни Анжу. Церковным запрещением он мог расстроить союз баронов Греции с фессалийским деспотом, но он этого не сделал, как ни просил Палеолог. В то же время папа Николай удерживал Карла от похода, охра­няя империю Палеолога как покорного сына Церкви. С про­чими врагами греческий император мог сам справиться. Видя это, венецианцы заключили с ним перемирие (1277), оговорив, что они будут защищать своих вассалов на Евбее.

Михаил мог продолжать борьбу за обладание Запад­ной Грецией — за осуществление главной, постоянной це­ли его политики. Он снарядил большой флот с десантом для войны на Евбее, вверив его евбейскому барону Ликарию, давно перешедшему на службу Византии. Михаил по­слал и сухопутную армию (преимущественно из наемни­ков турок) под начальством Синадина и Каваллария. Флот имел большую удачу, разбил и захватил в плен афинского «мегаскира» сира Иоанна со многими евбейскими барона­ми. Сухопутное войско опять было разбито фессалийским деспотом, имевшим с собою итальянский отряд. Один из военачальников Палеолога был убит, другой ранен и умер в Салониках (1278). За смертью Гильома II Вилльгардуэна в том же году Карл Анжуйский принял присягу от вассалов Ахейского княжества и еще прочнее утвердился в Греции. Внешние опасности и внутренние раздоры, несочув­ствие и противодействие большинства народа и даже близких родных ожесточили Михаила Палеолога. Он дал волю подозрительности, от которой не был свободен и прежде. Начались допросы и пытки. Двое братьев Раулей из знатнейшего малоазиатского рода были ослеплены за веру отцов и за осуждение унии. Пытали Иоанна, сына эпирского деспота; оставленный в качестве заложника при константинопольском дворе, он прославился в вой­нах с сельджуками и стал подозрительным Михаилу. Его с монахом Котисом, некогда при Феодоре Ласкаре посове­товавшим Михаилу спастись к сельджукам, обвинили в из­мене, и оба погибли. Пытали и служилых людей, и книж­ных, и монахов, ослепляли и увечили. Напрасны были хо­датайства царицы и патриарха. Неугодное мнение каралось немедленно и жестоко. Царь говорил друзьям, что он лишь защищается, что государство не монастырь, что грех покрывается покаянием; ему же тяжело карать особенно монахов, будучи их другом с юности. Михаил продолжал поощрять доносы, и озлобление росло. Одни, далекие от умыслов против царя, гадали, когда они изба­вятся от зол; другие шли дальше и подбрасывали листки, обвинявшие Палеолога в преступном захвате престола, в ослеплении законного наследника. Читавшие эти памфле­ты и не донесшие подлежали смерти по царскому указу за «цареписание». Векк стал всем ненавистен, царь же защи­щал ею как борца за унию и не меньше, чем себя. За осуж­дение унии пострадал сын верного Акрополита и министр Музалон, на спине которого родной брат на глазах царя сломал палку. Подозрительность и жестокость Михаила объясняются тяжелым для него оборотом дел на Западе.

Пока был жив папа Николай, Карлу Анжуйскому при­ходилось подчиняться его воле, опиравшейся на силу всех врагов Карла в Европе. Нельзя было думать о немедленном осуществлении горделивых планов о латино-греческой «империи Цезаря и Августа», по выражению византийского историка Григоры. Папа Николай вполне сознавал себя главою христиан Запада и Востока, властным и блестящим государем в Риме. Но уже в 1280 г. Николай умер, и Карл, от­странив родичей покойного папы, возвел на папский пре­стол преданного ему французского кардинала, принявше­го имя Мартина IV. Не дорожа трудами своих выдающихся предшественников, Мартин немедленно порвал с греками, обошелся грубо с послами Михаила и отлучил его от Церк­ви. Карл получил свободу действий и отправил в Албанию сильные подкрепления своему полководцу Руссо де Сюлли, который осадил Берат. Перевес сил Карла на суше казался бесспорным, но неожиданно для него великий доместик Михаил Тарханиот разбил Сюлли и взял его в плен (1281), Такой успех рассматривался в К-поле как спасение. Тем вре­менем Карл сблизился с венецианцами, которые убеди­лись, что им не заменить генуэзцев во владениях Палеолога. Оживились традиции империи Балдуина, где венециан­цы были полными хозяевами, и был решен поход сицилийского и венецианского флота на Евбею. Михаил дал отпор врагам при помощи Генуи; греческие корсары навели страх на сицилийских купцов даже в водах Италии. Михаил все же оставался под постоянной угрозой. В 1281 г. Карл с Филиппом, наследником Балдуина, заключили при посредстве курии договор с Венецией о восстановлении в К-поле Латинской империи. В следующем году предполага­лось послать флот, а далее — грандиозную морскую экспе­дицию против столицы Михаила. С соединенными силами Италии, Франции, Венеции и баронов Греции Михаил не мог бороться долго, его могло выручить лишь чудо. Пока Карл собирал людей, корабли и военные припасы, возлагая на своих подданных тяжкие жертвы, Михаил через своего генуэзского вассала Цаккарию Фокейского искал помощи у врагов Карла в Европе. Главный из них, Петр Арагонский, направился со своим флотом к берегам Африки, еще не ре­шаясь напасть на Карла. Внезапно в самой Сицилии разра­зилось народное восстание, французов резали, и в два ме­сяца на острове не осталось слуг Карла (1282). Тогда Петр Арагонский явился в Сицилию и был коронован в Палермо. С тех пор Карла преследовали неудачи. Сицилийская «ве­черня» похоронила планы Карла о походе на греческий Восток Вместе с тем была похоронена и уния; в ней для греческой империи до поры до времени уж не было нужды.

Тем не менее все усилия Михаила были направлены на Запад. Восточная, малоазиатская граница оставалась в небрежении. Одни гарнизоны были уведены, другим не пла­тили жалованья. Поборы разоряли население, крестьяне обнищали, и «уравнительная раскладка» тяжело легла на служилое сословие М. Азии. Епарх Ходин отбирал у служи­лых людей их поместья, приносившие по 40 золотых в год. Фискальные мероприятия Ходина вызвали такое возмуще­ние, что их пришлось отменить. Для войн на западе нужны были деньги и люди, и восток нес все тяготы, не получая взамен даже защиты границ. Перенесение столицы в Кон­стантинополь погубило благополучие населения Никей-ского царства. Последствия не замедлили сказаться. Во время постоянных междоусобий среди сельджуков, под­павших под монгольское ярмо, отдельные шайки сельджу­ков и монголов тревожили византийские пограничные об­ласти. Михаил послал своего сына Андроника вновь засе­лить и укрепить еще недавно цветущую долину Меандра, но Андроник не сделал ничего прочного, и сельджуки со­жгли Траллы, главный город в той местности. Михаил от­правился и лично на восточный рубеж по реке Сангарию, но побыл там недолго, и набеги врагов не прекратились. Управление краем представляло грустную картину; власти скрывали правду от царя, и он лично убедился, что населе­ние разбежалось. Михаил укрепил границу до Прусы (Бруссы), насколько ему позволили западные дела.

Миновала опасность со стороны Карла Анжуйского — с тем большим жаром старый царь устремился на запад для изгнания остатков латинян из Греции. Во время этого похода Михаил VIII скончался (возле Лизимахии фракий­ской, в конце 1282 г.).

В лице Михаила Палеолога сошел в могилу основатель последней византийской династии, последний из круп­ных императоров, личность сильная, даровитая и глубоко интересная. Блестящим аристократом он начал, мрачным самодержцем закончил; в юности смело держал ответ грозному Ласкарю, в старости лгал и синоду и народу от­носительно святыни, завещанной предками, разномыслия не выносил и чужую совесть попирал ради политической выгоды. Обладая громадным честолюбием и энергией, он до конца не утратил ни того, ни другого. Среди тяжких ис­пытаний он неослабно нес обязанности монарха, в самые трудные минуты одинокий, не понятый близкими людьми, с которыми, впрочем, он не стеснялся, напр. с супругою Феодорою. Перед чужим правом он жесток, даже престу­пен (напр., с несчастным сыном Феодора II), перед боль­шей силой — хитер, способен обмануть даже курию. Его несравненная выдержка не раз спасала государство. Как дипломат, он превосходил более могущественного Карла Анжу и большинство современных ему пап; с хитрыми итальянскими выходцами и с римскими монахами он вел себя как мастер дела. Курия служила целям своего «блудно­го сына», распинавшегося в покорности св. престолу. Блес­тящий воин в молодые годы, любимец военной знати, Ми­хаил стал на престоле неутомимым организатором воин­ских сил, снаряжая новые армии и эскадры после каждого поражения. Средств народа он при этом не щадил.

Постоянной и основной целью его политики было восстановление Византийской империи в прежнем объе­ме, изгнание латинян и подчинение южных славян. Сред­ством, часто единственным, была уния. Михаил умел смот­реть опасности в глаза, видел ее яснее других и находил исход при всяком положении. Убедившись в необходимо­сти унии, он навязал ее своему народу без колебания.

Его политическая программа вряд ли была понятна массе подданных, и, во всяком случае, после возвращения Константинополя и не видя конца войнам к ней охладели, а средство — уния — было ненавистно народу, низшим и верхним слоям. Ревностно служа интересам империи, Ми­хаил стал во враждебные отношения к большинству под­данных, вплоть до членов собственной семьи и близких, которых в кандалах показывал нунциям, не говоря о мона­хах, которых он любил по традициям своего рода, но кото­рых из-за унии он увечил публично.

Воин и дипломат, Михаил не был хозяином. Ему были нужны народные деньги — на наемных латинян и турок, на флот, на посольства, на придворный блеск. У него не было времени думать о народе, так тревожно было его царствование. Вряд ли он и интересовался нуждами крестьян­ства и развитием производительных сил страны, как все Ласкари. Аристократ, вознесенный на престол знатными врагами Ласкарей, Михаил по происхождению своей влас­ти был врагом того отеческого, хозяйственного строя, ко­торый был присущ Ласкарям. При нем крестьянам жилось хуже. Не говоря о крестьянских мятежах в Никейской об­ласти, принявших династическую окраску и залитых пото­ками крови, ставленник властелей не мог препятствовать глухому социальному процессу, который привел в XIII и XIV вв. крестьянские массы в бесправное состояние крепо­стных проскафименов. Пострадали и мелкие прониары, военный класс. Сведения о социальных отношениях при Михаиле скудны и не разработаны, но ясно, что не только казна Ласкарей, но и экономические силы населения были использованы Михаилом без пощады и благоразумия.

В изданном проф. Троицким уставе обители св. Дими­трия в Константинополе, знаменитому «монастырю Палеологов», отстроенному Михаилом, он пишет о себе: «Что бо, Владыко, из содеянных на мне Твоим благоутробием не превосходит и самый разум дивных?...Что касается меня, то все, чем только кто-либо мог бы величаться, Бог собрал для меня как бы нарочно все вместе». И Михаил распрост­раняется о знатности своего рода, о своих знаменитых предках. «А сколько я сам преуспел... об этом вопиют сами дела...» В таком тоне написана вся краткая автобиография, панегирик самому себе, перечень сплошных успехов и по­бед. Ни одного намека на тяжелые факты и невзгоды, кото­рыми полна жизнь Михаила; ничто не напоминает хрис­тианский смиренный дух, которым полно, например, «По­учение Владимира Мономаха». «Я не искал трона, но был вынужден принять его как достойнейший», — пишет Ми­хаил. Сквозь похвальбу царственного ктитора звучит са­мозащита непопулярного монарха. Казалось бы, что вос­становителя византийского Константинополя должна бы­ла окружить любовь, хотя столицы. На самом деле его наследник не посмел даже перевезти тело отца в Констан­тинополь.

 

Глава VI

АНДРОНИК II СТАРШИЙ

 

Несмотря на энергию, опыт и способности Михаила VIII, Византийская империя за все его долговременное царствование лишь старалась вернуть себе прежние пре­делы, лишь защищала свое существование против сильных врагов, не раз находясь на краю гибели. Возвращение древней столицы, воскрешение традиций Комнинов с за­дачами и тяготами их мировой политики ухудшили народ­ное благосостояние, особенно в Малой Азии, где, казалось, суждено было развиться цветущему центру эллинизма, бо­гатому и сильному национальному государству, основан­ному на новых началах не бюрократического, но царского хозяйства. Если даровитому и энергичному Михаилу, унас­ледовавшему от Ласкарей национальное войско, богатую казну и неразоренную страну, пришлось растратить на­копленное золото, разорить и крестьян и служилый класс, расстроить оборону восточного рубежа, опираться на по­луитальянский флот и на турецкую конницу, то что ожида­ло империю впереди?

Правда, пало могущество Карла Анжу и рушились планы латинского нашествия. С этой стороны опасность более не угрожала. Греческие патриоты и константино­польское правительство могли вздохнуть свободно и об­ратиться к устройству внутренних дел. Но не греки сло­мили Карла; южноитальянская держава была разрушена борьбою сил внутри Италии. Если Византии XIV в. не по плечу было наследие империи Комнинов, то каждое мо­лодое национальное государство, возникшее по соседст­ву с Византией, могло рассчитывать на ее богатые земли. Такие новые силы появились: на Балканах — южное сла­вянство под скипетром наследников Уроша Сербского, за Бруссой и Никеей — тюркские племена, объединенные родом Османа.

Продлить существование Византии при этих условиях могли выдающиеся, гениальные монархи, но их не было, хотя Палеологам нельзя отказать в дарованиях. Спасти Ви­зантию могли лишь коренные реформы социального, госу­дарственного и церковного строя, но таковых не было и прежде, когда государство было сильнее. Тяжелое наследие бурного времени Михаила было кое-как ликвидировано, церковные раздоры сглажены, но Византия беднела, хире­ла, блеск империи полинял в возвращенной столице весь­ма быстро. Несмотря на относительную безопасность Кон­стантинополя в XIV в., несмотря на несомненную духовную работу, о чем речь впереди, процесс упадка Византии раз­вивался неудержимо. Важнее всего было обеднение госу­дарства и страны, немедленно отразившееся на состоянии вооруженных сил. С переездом двора в Константинополь, с разорением долины Меандра турками погибло громадное хозяйство никейских царей, покрывавшее чисто государ­ственные расходы. Политические договоры с генуэзцами и венецианцами отдали вывоз и ввоз, отчасти и розничную торговлю, в итальянские руки. Покровительство туземной торговле и местной промышленности было забыто.

Непосредственные торговые сношения итальянцев с Трапезунтом, генуэзскою Кафою в Крыму, с Сирией, Кипром и Египтом погубили былое значение Константинополя как складочного и распределительного центра, регулятора цен на Леванте. Потомки богатого, именитого греческого купе­чества обратились в мелочных торговцев-бакалов и не мог­ли подняться: перед личной инициативой вставала стена итальянского засилья и оскудения местных рынков. Тузем­ные ремесла и художества в XIV в. оживились в сравнении с XIII в., но многие производства замерли совсем (перегород­чатая эмаль, отдельные категории мануфактур), и веками созданные навыки были утрачены.

Разорение малоазиатского крестьянства и служилого сословия началось после Ласкарей при Михаиле Палеологе и развивалось неуклонно благодаря турецким набегам и царским сборщикам податей. Об облегчении крестьянско­го и мелкого землевладения, о реформах социального строя не помышляли при новой династии, вышедшей из рядов служилых властелей. Несмотря на казни и ссылки за последние годы Михаила, при его преемниках и двор, и па­триарший престол были едва ли не игрушкою в руках сто­личных аристократических партий. Столица заслонила собою провинцию, как было при Ангелах; вопросы Церкви и отвлеченной духовной жизни отодвинули на второй план интересы обороны и реальной жизни страны.

24-летний Андроник, еще при жизни отца носивший корону царя-соправителя, был приучен к делам правления, но, чувствуя над собою тяжелую руку отца, умел скрывать свои мысли. Первые его шаги — открытый разрыв с поли­тикой Михаила, продолжать которую Андронику было не по плечу. Воином он не был, с походом против сельджуков у него связаны были горькие воспоминания. Реакция про­тив унии и облегчение военных расходов обещали ему по­пулярность. Как истый византиец, Андроник действовал весьма осторожно внутри столицы, которой он боялся, и весьма опрометчиво и резко — на рубежах страны, кото­рыми он недостаточно дорожил. Он распустил победо­носный флот, созданный тяжкими усилиями Михаила, на­емников-турок он послал грабить в Сербию, чтобы не тра­титься на их содержание.

Столичного населения Андроник опасался настолько, что даже не повез в Константинополь тело отца; смерть его скрывал от матери до своего приезда. Патриарх Векк рассчитывал даже на благоволение нового монарха, не раз писавшего папе, при жизни отца, о своей преданности Римскому престолу. Он горько ошибался. Уния перестала быть политически нужной с крушением могущества Карла Анжуйского. Против нее было громадное большинство на­селения: и многочисленные среди масс сторонники еще при Михаиле скончавшегося патриарха Арсения, враждеб­ные не только латинству, но отчасти и Палеологам; и силь­ная среди духовенства, более умеренная партия патриарха Иосифа, вытесненного Векком с патриаршего престола.

Близко знакомый с делами историк Пахимер рисует неискренность, даже фальшь первых шагов Андроника, но в них видна слабость сына сильного отца, игрушка в руках общей реакции против ненавистной народу политики Михаила VIII. Руководителями Андроника оказались тетка Евлогия — та самая властолюбивая сестра Михаила, кото­рая хотела быть на первых порах нимфою Эгерией своего брата, но стала во главе его внутренних врагов, эмигрант­ка, призывавшая египетского султана против брата и на помощь православию; и рядом с Евлогией — логофет Феодор Музалон из той знаменитой семьи, которая была воз­несена на высоту могущества Феодором Ласкарем и жесто­ко пострадала от М [ихаила] Палеолога, и лично этот пред­ставитель аристократической оппозиции подвергся истязанию при Михаиле за отказ ехать к папе[22].

При таких советниках резкая реакция не замедлила сказаться и при дворе, несмотря на всю осторожность Ан­дроника. О Михаиле говорили как об еретике. Евлогия за­претила молиться о нем его вдове, царице Феодоре, и та обратилась за разрешением к патриарху, притом не к Век-ку, но к прежнему, Иосифу, жившему пока на покое. Двор игнорировал Векка. На Рождество отменили богослужения во дворце и в [св. ] Софии, чтобы не поминать Векка. Духо­венство открыто требовало заменить Векка Иосифом, проклясть унию, наложить запрещение на униатский клир св. Софии, освятить вновь храмы, оскверненные униатами. Выдвинулись изувеченные Михаилом защитники право­славия, монахи Галактион и Лазарь, назвавший Михаила в лицо вторым Юлианом. Андроник не решился насильст­венно удалить Векка и под рукой советовал ему уйти. Пря­модушный Векк не стал дожидаться и удалился в столич­ный монастырь Панахранты. Полумертвого от болезни Иосифа с торжеством возвратили на патриарший престол. Слепой Галактион окропил св. водою все углы и самые ико­ны в Софии среди ликования народа. Начались преследо­вания униатов, но в мягких формах. Так, архидиаконам Мелитиниоту и Метохиту, ездившим к папе, запретили служе­ние навсегда, а клиру св. Софии — на несколько недель.

Созвали Собор для суда над Векком. Он подписал отре­чение от патриаршества и был сослан в Бруссу. За смертью Иосифа был поставлен в патриархи ученый Григорий Кипрский (1283), посвященный заведомо православными архиереями, прибывшими из Западной Греции. В нем надея­лись найти противовес Векку и ученым униатам, но Григо­рий не оправдал надежд. Церковные раздоры при нем не улеглись. Арсениты продолжали волноваться, несмотря на смерть Арсения (1273), и лишь отчасти были удовлетворены торжественным перенесением останков Арсения в столицу, после того как церковный Собор в Адрамиттии под предсе­дательством царя постановил сжечь полемические сочине­ния арсенитов и иосифлян, чтобы примирить эти право­славные партии. Еще труднее была борьба с униатами. Пат­риарх Григорий сам не был свободен от унии в прошлом, уступал Векку в полемическом таланте и в обличительном «томе» против последнего, написанном по поручению царя и синода, допустил и личные выпады против Векка, и изло­жение учения Дамаскина по Векку. Тот не остался в долгу и изобличил «прожорливого кита, восставшего от Кипра», в том, что он лишь перефразировал Векково изложение Дамаскина. Кто кого отлучает от Церкви? — писал Векк в своей «энциклике». «Кровных ее детей отлучает незаконнорожден­ный пришлец, едва ли не латинского происхождения». Хотя «том» был прочтен в церкви и подписан царем, оказалось нужным его переделать. Авторитет Григория упал. Положе­ние стало невозможным, и он удалился в монастырь (1289). Неудачи ученых вызвали реакцию против ученого ду­ховенства, возвращение к аскетическим заветам Арсения. На патриарший престол был вызван провинциальный мо­нах Афанасий, встреченный ученым духовенством враж­дебно и со страхом. Афанасий и в столице вел жизнь аскета, спал на голой земле. Ученым клирикам пришлось плохо. Многих Афанасий изгнал из столицы за распущенную жизнь. Провинциальных архиереев, проживавших в столи­це, патриарх отправил в их епархии, оставшиеся без призора. Афанасий отзывался о них как об умеющих лишь доить свою паству. Монахов, особенно ходивших по богатым до­мам, Афанасий заставил вести строгую жизнь. Законопрес­тупников всякого ранга он обличал резко; даже царские сы­новья боялись патриарха более, чем отца. Храмы он очис­тил от «приходящих на хоры и помышлявших не о молитве, но о распутстве». Афанасий для всех стал слишком тяжел, поднялся общий ропот. Тогда Афанасий написал отлучение от Церкви царской семьи, духовенства и всей своей паствы, спрятал эту грамоту в св. Софии и, таким образом отведя свою душу, удалился в монастырь. Его место занял простой священник из г. Созополя, принявший имя Иоанна, отличав­шийся ревностью о вере и кротостью; но и он должен был идти по тому же пути, как Афанасий, на него жаловались и белое духовенство, и архиереи за пристрастие к монахам и за самовластие, наконец он раздражил и царя, не благосло­вив политического брака его малолетней дочери с преста­релым сербским королем. После девяти лет патриаршества Иоанн уступил престол призванному вторично Афанасию (1303). Последний нисколько не смягчился и поступал еще круче. У клира св. Софии он отнял доходы, замучил их служ­бами, повсюду назначал монахов. По его настоянию царь издал указ о соблюдении праздничных дней в отдыхе и мо­литве, без пиршеств и пьянства; кабаки и бани должны за­крываться с субботы и вообще с заходом солнца; монахов, не соблюдавших устава, сажать на хлеб и на воду. Веселые константинопольцы не мирились с этим, а из монахов мно­гие убежали даже к латинским «фрерам» в Галате, где жилось лучше. Требовал Афанасий и «уничтожить» в христианских городах всех евреев, магометан и армян. Пришлось Афана­сию и вторично уйти на покой. Для Константинопольской Церкви настали безотрадные времена. Два года не было па­триарха; первый преемник Афанасия, почти неграмотный «негодный» Нифонт, был занят умножением доходов, пред­почитал блеск, пышный стол, лошадей, женщин и даже жен­ские рукоделья, был злым сплетником и сдирал с икон окла­ды из корыстолюбия; он был свергнут с позором. Иоанн Глика (1316—1320), сановник и писатель, мудро и усердно решал канонические вопросы, но был неизлечимо болен. Герасим и особенно Исайя (1323—1334) замечательны лишь тем, что изменили дряхлеющему Андронику, приняв участие в политических интригах.

Внешняя политика Андроника в отношении к Западу была бледна и лишена того размаха, который отличал поли­тику его отца Михаила. Притом восстановление латинской, католической империи Константинополю не угрожало, и сам Карл, теперь бессильный, умер (1285). Это позволило Андронику осуществлять крутую реакцию против унии, не считаться с папской курией и в то же время поддерживать с латинскими государствами скорее миролюбивые отноше­ния, достигнув Адриатического моря со взятием Дураццо (1291). На первых порах продолжались столкновения в За­падной Греции, так сказать по инерции, и с греческими и с латинскими правителями; но, даже имея перевес в силах, Андроник скорее защищал наследие отца, не продолжал его неустанной воинственной политики, имевшей постоянною целью изгнание латинян и славян из империи в ее прежних былых пределах. Не стало планомерности в действиях ви­зантийского правительства, постоянным было лишь стрем­ление затратить на внешнюю политику минимум сил и средств. Дело Михаила могло быть завершено при самых благоприятных условиях, однако оно было заброшено, и тяжкие жертвы предшествующего поколения, восстановив­шего греческую империю в Константинополе, не принесли плодов. Напрасно было бы винить в этом одного Андрони­ка лично. Он не располагал авторитетом отца, основателя династии. Правил, по-видимому, не он, а его двор. Вернее сказать, политические цели Михаила VIII оказались не по плечу империи XIV в., снова, как при Ангелах, попавшей в руки аристократических партий, бюрократии и столичного населения. Благоприятный момент был упущен, уступаю­щий всегда теряет, и последствием отказа от агрессивной политики явилось наступление молодых национальных го­сударств — сербов на Балканах и османов в Малой Азии.

Смена императоров и политики сказалась прежде все­го в Западной Греции. Старый деспот Иоанн Фессалийский, главный враг Палеологов, поднял голову и послал сына Михаила добывать Салоники. Стоявшая в Македонии византийская армия под начальством Тарханиота должна была отразить нападение, но Тарханиот умер, и турки раз­бежались. Пришло на помощь Андронику старое соперни­чество эпирского деспота Никифора, зазвавшего Михаила к себе на свадьбу и предательски выдавшего его Андрони­ку. Деспот Иоанн отомстил за сына, прогнав Никифора в Италию. Чтобы закрепить Салоники за собою, Андроник женился на дочери монферратского маркиза Иоланте, по смерти первой жены Анны Венгерской, оставившей Анд­ронику двух сыновей, Михаила и Константина. Иоланта принесла в приданое фамильные права на Салоники и по­лучила взамен огромные земли в Македонии. Борьба из-за Западной Греции затихла на время. Брат и преемник Кар­ла Анжуйского Карл II Салернский лишь в 1288 г. вырвался из арагонского плена — и то Сицилии не получил. Ненави­девшее французов население острова призвало сына Пет­ра Арагонского, Фредерика, с грозной дружиной арагон­ских или каталанских наемников. При таких обстоя­тельствах Карл думал лишь о том, как закрепить за собою свои владения в Греции. Он выдал Изабеллу, дочь послед­него Вилльгардуэна, за Флорентия Авен (вторым браком) и назначил его правителем Ахейского княжества. Флорентий немедленно заключил мир со стратигом Мистры, и Андроник поспешил утвердить этот мир (1289). Для мно­гострадального Пелопонниса настало время мирногр пре­успеяния, хотя временами случались столкновения, на­пример, уцелевшие в ущельях Тайгета славяне передались Андронику, тяготясь феодальным гнетом баронов (1293).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...