Проблема приемлемости риска
Концепция приемлемого риска2 применительно к хозяйственной деятельности исходит из того, что причины, способные вызвать рискованное течение событий, невозможно полностью ' См.: Чернова Г. Сущность и содержание андеррайтинга личного страхования // Страховое дело. 1998. № 1. 2 См.: Бабаев Н.С., Кузьмин И.И. «Абсолютная» безопасность или приемлемый риск?// Коммунист. 1989. № 7; Порфирьев Б.Н. Концепция риска, который никогда не равен нулю // Энергия. 1989. № 8. Глава 18. Теория социальных технологий: возможности и границы устранить или предвидеть. Даже максимальная рационализация процесса планирования, проектирования и принятия решения не приводит к гарантированному достижению хозяйственных целей. Скорее всего, вместо того чтобы искать методы рационального прогнозирования и организации деятельности для совпадения цели и результата, следует вообще сместить угол анализа. Именно в этом может состоять значение философско-методологического анализа проблемы. Идея демаркации рациональной и нерациональной деятельности должна уступить место более широкой трактовке рациональности. Если признать неизбежным фактор риска, то вопрос может быть поставлен следующим образом. Как определяется баланс между ожидаемыми выгодами и возможными потерями? Какой уровень риска может рассматриваться как компромиссный, приемлемый, соответствующий данному балансу? Именно в принятии решения на основе понятия приемлемого риска и обнаруживается рациональность, адекватная реальной социальной ситуации. Одновременно с этим анализ и оценка риска обнаруживают растущие концептуальные компоненты, представляющие особый интерес для философско-методологического исследования.
Р. Качалов1 предпринял попытку сформулировать «парадокс риска», указав на противоположность консервативной стратегии отказа от всякого риска и авантюристической стратегии неоправданного риска. Однако в точном логическом смысле этих рассуждений мы не нашли никакого парадокса. Вместе с тем парадокс риска действительно имеет место. С одной стороны, избегая всякого риска при работе в стабильных условиях, предприниматель сознательно идет на снижение прибыли, а следовательно, не имеет возможности пополнять резервы и укреплять стабильность предприятия. При внезапном изменении условий он в таком случае рискует банкротством. С другой стороны, риск, обращение к новации в стабильных условиях есть едва ли не единственный способ победы в конкурентной борьбе, т.е. преодоления рискованной ситуации. Итак, минимизация риска ведет к повышению риска, а повышение риска минимизирует его, - так следует, на наш взгляд, формулировать парадокс риска. 1 См.: Качалов Р. Парадокс риска // Управление риском. 1998. № 2. Раздел 111. Прикладные исследования Предлагаемые Качаловым понятия «стартового» и «финального» риска призваны преодолеть данный парадокс. Здесь в проблематику анализа риска вторгается проблема времени. Понятие риска несет отчетливую темпоральную нагрузку именно в силу своей перспективной ориентации — риск всегда есть оценка будущих событий или в связи с будущими событиями. В этом смысле ситуация неопределенности, коль скоро она должна быть разрешена, неизбежно обращена в будущее. В силу того что цель деятельности (план, проект, замысел, идея) и ее результат (прибыль, ущерб) разнесены во времени, риск приобретает протяженность, становится процессуальным феноменом и потому доступен управлению. «Стартовый уровень риска характеризует риск, заключенный в идее, замысле, предложении, в то время как "финальный" уровень риска уже учитывает вклад тех "антирисковых" мер, которые могут быть продуманы, разработаны и предусмотрены заранее, до того, как те или иные факторы риска проявят себя. Разнесенными во времени оказываются два других события: момент принятия решения и момент наступления ущерба»1.
Представляется, что с методологической точки зрения хозяйственный процесс и всякая ситуация риска вообще характеризуются преобразованием ситуации одного типа в ситуацию другого типа в соответствии с типологией социальных ситуаций, разработанной нами2. Так, в процессе деятельности «уровень универсальности» ситуации убывает и происходит, напротив, нарастание «уровня локальности». Концепт реализуется в наборе практических действий по минимизации риска, и обобщенные ожидания и прогнозы обретают вид конкретных экономических показателей. Одновременно стандартная ситуация, если она выглядела таковой в первоначальном проекте, обрастая эмпирическими реалиями, превращается едва ли не в экстремальную, поскольку приближение результата сокращает время принятия решений и делает их все более ответственными. Мы наблюдаем движение из концептуальной сферы в практическую, аналогичное выведению эмпирически 1 См.: Качалов Р. Указ. соч. С. 52. 2 См.: Касавин И. Т. Миграция. Креативность. Текст. Глава 18. Теория социальных технологий: возможности и границы проверяемых следствий из теоретических гипотез. На этом этапе проходят проверку и нередко рушатся стройные теоретические модели и концепции — практика опровергает и корректирует теорию. Параллельно этому практическому преодолению временного разрыва между проектом и результатом развертывается рефлексивный анализ данного процесса. Здесь смена типов ситуаций происходит, так сказать, с обратным знаком. Если ситуация изначально в проекте рассматривалась как экстремальная, то в процессе работы она утрачивает черты непредсказуемости, события постепенно становятся все более прогнозируемыми, а деятельность приобретает алгоритмический характер. Она все больше начинает осознаваться как элемент некоторого множества, подкласс известного класса ситуаций. Экстремальная ситуация превращается в стандартную. Конкретные пространственно-временные измерения ситуации, становясь предметом практических решений и действий, постепенно выводятся из концептуального поля, локальные черты утрачиваются, и ситуация выступает не столько как уникальная, сколько как подтверждение некоторых глобальных тенденций, пример проявления универсальных закономерностей. Благодаря этому аналитическому процессу происходит накопление знания, выстраивается история проблемы, накапливаются статистические данные, образуется база последующего анализа с применением вероятностных методов.
Важно подчеркнуть, что риск не является независимым параметром деятельности, он включен в ее систему, и на него можно воздействовать определенными решениями. Однако, будучи элементом системы, он вместе с тем с трудом поддается прямому воздействию. Здесь как бы действует принцип Дюгема—Куайна, согласно которому эмпирическую проверку проходит не каждое утверждение научной теории в отдельности, а вся система высказываний одновременно. С этим связана необходимость анализа и идентификации всех факторов риска, коль скоро только познанный риск может быть предметом регулирования. Концепция приемлемого риска несет в себе черты рационалистического реализма, поскольку именно объективная социальная ситуация, а не какие-то стандарты рационального решения принимаются за основу. Одновременно с этим она обеспечивает более рациональный результат, чем демаркация рисковых и нерис- Раздел III. Прикладные исследования ковых ситуаций. Однако она представляет собой по существу не элиминацию риска вообще, а лишь отодвигание его, так сказать, на метауровень. Весь реальный риск ложится в данном случае не на решение по поводу конкретных хозяйственных действий, а на решение по поводу «приемлемого уровня» риска. В случае демаркации рисковых и нерисковых ситуаций теоретик фактически ' снимал с себя ответственность, сильно сужая поле рациональной деятельности, и перекладывал ее на практика, который должен был в этих условиях обеспечить нормальное функционирование предприятия. Концепция приемлемого риска, напротив, перекладывает ббльшую часть ответственности на теоретика, рассчитавшего допустимый баланс риска и выгоды.
Здесь, впрочем, снова остается возможность занижения или завышения «уровня приемлемости» риска, что воспроизводит ситуацию противостояния консерватизма и авантюризма на новом уровне. Дело в том, что теоретическое обоснование приемлемости того или иного уровня риска есть в сущности просто рефлексивное промысливание практической деятельности, обобщение и экстраполяция практического опыта, даже оно выступает в форме достаточно сложных актуарных расчетов. Уровень риска, т.е. баланс между удачей и неудачей, является столь же зависимым фактором, как и любой фактор успеха или неуспеха в отдельности. В этом смысле не только расчет уровня риска определяет практическую деятельность, но и последняя оказывает воздействие на расчеты теоретика. Поэтому в методологическом плане нет принципиального различия между демаркацией рисковых и нерисковых ситуаций, с одной стороны, и концепцией «приемлемого риска»—с другой. Вместе с тем именно благодаря концепции деятельность теоретика обретает важный и относительно независимый статус. Акцент на познании риска, на его анализе позволяет увидеть в рисковых ситуациях не просто голый авантюризм, но определенную оценку уровня риска, которая может быть некоторым образом обоснована. Познание риска приучает хозяйственного руководителя к рефлексивной работе, к выводу расчетов на более высокий методологический уровень, убеждает в необходимости организации специальных аналитических служб. В этом и состоит решение проблемы, которое вместе с тем обнаруживает в себе специфические черты. Известно, что решение глубокой теоретической про- Глава 18. Теория социальных технологий: возможности и границы блемы нередко есть просто продвижение ее на новый, более высокий уровень понимания. Сама проблема при этом не элиминируется, а порождает новые проблемы, расширяющие проблемное поле теоретического исследования. Аналогичным образом реальный успех в оптимизации риска достигается только тогда, когда диалог теоретика и практика не заканчивается с принятием хозяйственной стратегии в качестве СТ, а только начинается. Лишь в этом случае влияние того или иного фактора риска не становится неожиданностью для практика, нему не нужно срочно принимать необоснованные решения. Постоянный обмен мнениями, проверка теоретических выкладок в процессе развертывания практической ситуации и теоретическое моделирование целого спектра новых практических шагов с опережением их необходимости, проигрывание возможныхситуаций —вотчтообеспечиваетуспех. В целом во всякой предпринимательской деятельности, в которой интеллектуальная деятельность в большой степени представляет собой форму практического познания, разграничение теоретического и эмпирического, концептуального и практического носит условный характер. Только в последние десятилетия это деление обретает не только методологический, но и практический смысл, поскольку сопровождается определенными институциональными сдвигами - созданием аналитических подразделений в промышленных и коммерческих организациях, специально разрабатывающих СТ-решения. Однако бизнес-аналитики не являются чистыми теоретиками хотя бы потому, что до сих пор не существует сколько-нибудь удовлетворительной «теории бизнеса» и неизвестно, нужна и возможна ли она вообще. То, что сегодня преподается в высших учебных заведениях в качестве теории менеджмента, в лучшем случае представляет собой синкретическую смесь ряда экономических, социологических и психологических теорий с элементами теории управления и математики, что позволяет расширить кругозор будущих управленцев, которые еще недавно поголовно имели чисто инженерное образование. Если характеризировать современные изменения в подходах к менеджменту в целом, можно говорить о тенденции его гуманитаризации, которая не столько дает конкретные знания, сколько учит тому, как следует вдальнейшем пополнять свое образование. Сказанное во многом применимо и к методологии анализа и оценки рисков.
Раздел III. Прикладные исследования В своей указанной выше работе B.C. Швырев предложил понимать теоретическое и эмпирическое как выработку и использование концептуальных ресурсов. Согласно этому определению, методология анализа рисков предстает в следующем виде. Как эм-пирико-прикладная наука она использует концептуальные средства, выработанные в различных фундаментальных науках, а как теоретическая деятельность — определяет контуры междисциплинарного синтеза, приводящего к выработке новых концептуальных средств. Из этого вытекают две взаимосвязанные задачи фи-лософско-методологического подхода к анализу риска. Первая из них состоит в описании того, как происходит адаптация к практике (например, страхового дела) тех понятий, которые формировались в науках (экономике, психологии и проч.), как они наполняются конкретным содержанием. Второй задачей является анализ неявных условий и предпосылок, из которых вытекает новая теоретическая реальность: реконструкция онтологии, лежащей в основе формирования новых концептуальных средств. В нее входит широкий набор социальных и психологических факторов, нуждающихся в теоретическом осмыслении, с одной стороны, и представляющих собой объяснение того или иного теоретического развития — с другой. Взаимосвязь теоретического и эмпирического особенно проявляется в различных конкретных методах анализа и оценки рисков, а также принятия решения в ситуациях риска. *** В построении СТ исходным пунктом является выбор теоретических концептуализации и эмпирических данных, что позволяет построить гипотезу по поводу природы некоторого социального феномена. Данная гипотеза может быть проверена с помощью социального эксперимента, который также позволяет ее скорректировать, если вообще имеется возможность ее сохранить. Однако уже на этой стадии собственно научного исследования выясняется, что систематическое описание социального эксперимента выступает как социальное проектирование, социальное конструирование. На этом этапе при посредстве проектно-программного анализа определяются первые, пока еще случайные и побочные результаты эксперимента, релевантные для решения социальных проблем, и тем самым выясняется возможность формулировки цели будущей СТ. Последующее обобщение схемы эксперимента Глава 18. Теория социальных технологий: возможности и границы по типу семейных сходств, экспертиза и коррекция позволяют ее тиражировать в более широком масштабе, для социально-технологического применения. Постоянно сопровождающая СТ экспертиза и теоретический анализ результатов уточняют ее пространственно-временные координаты и содержательные параметры. Таким образом, СТ органически вырастает из научной деятельности, если на определенном этапе ставится вопрос о ее прикладных перспективах. Известны условия, при которых такой вопрос возникает закономерно. Так происходит, если процесс социального познания осуществляется в междисциплинарной коммуникации самих ученых, а также социальных практиков-управленцев, предпринимателей и политиков в рамках согласованной картины мира. Глава 19. Субъекты инновационного процесса: коммуникационный разрыв в условиях общества знания1 Проблематика СТ естественным образом приводит к тем злободневным ситуациям российской действительности, которые постоянно обсуждаются, но не находят адекватного разрешения. К ним относится и проблема организации и развития инновационной деятельности в стране. На наш взгляд, это не только и не столько собственно экономическая, а комплексная социальная проблема, для анализа которой можно применить разрабатываемые на основе социально-эпистемологического подхода понятия м-взаимодей-ствия и СТ. Коммуникационные риски Выше мы рассмотрели общие и особенные аспекты понятия «риск». Здесь предметом рассмотрения будут риски, связанные с реализацией в обществе коммуникационных механизмов, обеспечивающих инновационную деятельность. Вызовы, с которыми сталкивается современное российское общество, лишь в небольшой степени зависят от собственно экономической конъюнктуры, хотя именно она является главным предметом заботы правительства. Благосостояние общества требует не только наличия богатых природных ресурсов, высокой производительности труда, эффективной организации производства и финансовой инфраструктуры. В значительно большей степени общественное благосостояние зависит от духовной ситуации, в частности от способности основных социальных групп коммуницировать, находить общий язык, приходить к консенсусу, преодолевать рискованные ситуации, нарушающие общее согласие или вообще не позволяющие его достичь. Духовный климат в условиях успешной коммуникации и интенсивной циркуляции общих социальных смыслов радикально отличается от атмосферы общественного непонимания и несогласия. И хотя пе- Глава 19. Субъекты инновационного процесса 1 При подготовке данной главы была использована совместная публикация с В.А. Колпаковым и М.В. Рацем: Субъекты инновационного процесса. Коммуникационный разрыв в обществе знания //Тетради Международного университета в Москве. 2011. Вып. 13. С. 277-291. риоды согласия в современном нетрадиционном обществе краткосрочны, а несогласие носит постоянный характер, искусство политики состоит в том, чтобы сокращать время несогласия, успешно переходя от диссенсуса к консенсусу. Примером достижения консенсуса можно назвать практику общественных слушаний по поводу строительства АЭС в Калининградской области, организованных Росатомом совместно с областной администрацией в 2009 г. Промышленники, государственные чиновники, ученые, общественные деятели, местные жители оказываются субъектами разворачивающегося диалога по поводу возможных преимуществ и рисков, которые сопровождают строительство атомных энергетических объектов. Широкий охват заинтересованных социальных групп и общественных движений, открытая полемика, не избегающая общих вопросов, высокая квалификация и информированность специалистов, отвечающих на вопросы и критику общественных оппонентов, эти и многие другие признаки позволяют рассматривать такого рода слушания как реализацию принципов тех самых «коммуникативной рациональности» и «рационального дискурса», о которых говорил Ю. Хабермас. Вызывает сожаление, что приводимый пример — скорее исключение, чем правило. Огромное большинство актуальных социальных проблем не находит такого публичного обсуждения, следствием чего является произвол чиновников, социальная напряженность, ущемление законных интересов социальных субъектов. Пострадавшими не всегда оказываются «простые люди» — рабочие физического труда. Нередко без должного общественного обсуждения принимаются и исполняются решения, затрагивающие интересы предпринимателей, ученых, деятелей искусства. Так, в Москве и других крупных городах, где сохраняются высокие цены на землю и недвижимость, получает широкое распространение практика произвольного выселения научных, общественных и прочих организаций из помещений, которые они на законных основаниях занимают многие годы. Такая судьба постигла Институт истории естествознания и техники РАН, выселенного из здания в Старопанском переулке, она же непосредственного угрожает Институту философии РАН, который уже 80 лет занимает особняк на Волхонке, давно ставший центром гуманитарной мысли. Очевидная необоснованность и возможная коррумпированность подобных решений на уровне правительствен- Раздел III. Прикладные исследования ных постановлений, осуществляющихся под воздействием мощного лоббирования, есть результат отсутствия публичности и прозрачности в деятельности государственных структур. Еще один характерный пример нарушенной и искаженной коммуникации социальных субъектов в решении актуальной общественной проблемы относится к процессу практической реализации инновационной идеи, т.е., как говорили раньше, к внедрению в производство технологических новаций. Стоит напомнить, что Россия все еще находится в сильной зависимости от газо-во-нефтяного экспорта, а государственная промышленная политика включает хаотическую деятельность по поддержке тех или иных неэффективных и заслуживающих банкротства предприятий. Многие государственные корпорации, для руководства которыми не находится никого лучше, чем непотопляемые и универсальные менеджеры, занимаются не столько поддержкой инноваций, сколько отмыванием бюджетных денег. И хотя вопреки всему Россия все еще никак не обеднеет умами, технологические идеи, порождаемые ими, не находят реализации, из-за чего Россия все безнадежнее отстает в своем промышленно-техническом развитии. Причины этого многообразны, но мы обратим внимание только на одну — порочность идеи «внедрения» научной идеи в технику и далее в промышленность. Пока мы не начнем строить инновационную деятельность на иных основаниях, мы все время будем сталкиваться с разрывом в коммуникации, поскольку ее субъектами останутся независимые социальные субъекты с присущими им системами деятельности и картинами мира, а их совпадения (и даже минимальные состыковки) останутся делом случая.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|