Подходы к понятию «риск» в теории управления и системных исследованиях
В области специальной методологии управления существует множество системных разработок, концептуальные модели которых понятны неспециалистам и применимы в контексте общей методологии управления социальными ситуациями. Один из таких подходов представлен «интеллектуальной многометодной системой» (ИМС), авторы которой рассматривают ее как модель процесса принятия решения сложных проблем. Цель ИМС — создать комплекс достаточно универсальных средств решения задач управления динамическими системами, содержащий, накапливающий и использующий как формальные, так и неформальные (экспертные) знания в этой области. Поэтому такой комплекс, с одной стороны, должен иметь богатый набор базовых вычислительных схем, обеспечивающих решение поставленной задачи, а с другой — базы знаний, содержащие качественные зависимости предметной области, эмпирический опыт решения задач и механизмы работы с такими знаниями, а также набор формальных, строгих знаний (правил, определений, теорем, следствий, примеров, фактов)1. Схема (рис. 4), описывающая взаимодействие эксперта и инженера-пользователя с ЭВМ, с одной стороны, и с набором технических устройств — с другой, может быть адаптирована к не собственно техническим областям деятельности. Так, если заменить пользователя руководителем или аналитиком МЧС, инструментальную среду - чрезвычайной ситуацией, а базу знаний — набором должностных инструкций, то мы получим модель анализа и управления чрезвычайной ситуацией. Если же заменить пользователя руководителем страховой компании, инструментальную среду — процессом взаимодействия страховщиков со страхователями (клиентами), а базы знаний — набором практических знаний по страхованию, то применимость настоящей схемы уже к страховому делу становится достаточно очевидной. Однако в схеме не отражено, чем отличаются процессы управления в стандартных и экстремальных ситуациях. Поэтому следует обратиться к некоторой конкретизации данного подхода.
1 См.: Гурман В. И., Дмитриев М.Г., Осипов Г. С. Интеллектуальная многометод-ная технология для решения и анализа задач управления // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник. 1992—1994. М., 1996. С. 245—246. Раздел III. Прикладные исследования Рис.4 По мнению В.А. Геловани и В.Б. Бриткова, авторов работы «Системы поддержки принятия решений в нештатных ситуациях с использованием современной информационной технологии»1, системный подход означает анализ всех аспектов рассматриваемой задачи, продумывание и моделирование полного технологического цикла обработки информации начиная от ввода и получения информации до принятия решения. Основная идея разрабатываемой методологии заключается в накапливании знаний в компьютерной форме баз знаний с их последующим использованием для принятия решений. Допустим, что существует предметная область, в которой знания (в виде рекомендуемых решений и 1 См.: Системные исследования. Методологические проблемы: ежегодник. 1995-1996. М., 1996. Глава 18. Теория социальных технологий: возможности и границы последовательности действий) накапливаются по мере рассмотрения нештатных ситуаций, повторяющихся с некоторой частотой. К таким ситуациям относятся промышленные аварии, стихийные бедствия (паводки, цунами, землетрясения). В этом случае частота событий не настолько велика, чтобы была реальная возможность обучать и тренировать персонал и лиц, ответственных за принятие решений, а последствия неоптимальных решений могут быть значительными. В то же время решения должны приниматься оперативно, что исключает традиционные способы принятия решений на основе консультации со специалистами. Поэтому весьма важно создать системы искусственного интеллекта такого рода для накапливания практического знания (инструкций), которые могут быть использованы в нештатных ситуациях (ситуациях повышенного риска).
В специальной литературе существует известное смешение понятий «чрезвычайная» и «нештатная ситуация». Авторы упомянутой статьи полагают, что в данном контексте правильнее говорить именно о нештатных ситуациях, которые могут и не быть чрезвычайными по своим последствиям. Именно на то, чтобы нештатная ситуация не переросла в чрезвычайную, и направлен данный методологический подход. На грани, отделяющей нештатную ситуацию от чрезвычайной, можно расположить ситуацию «запланированного риска», которая является типичной для страхования. Представляет особый интерес описание процесса формирования баз знаний, которые они подразделяют, согласно теории экспертных систем1, на ряд категорий. Среди них: универсальные, относящиеся ко всем рассматриваемым областям, объектам и ситуациям; проблемные, которые относятся к данному классу объектов и ситуаций; специфические, связанные с конкретным объектом и особенностями его функционирования. Знания в обсуждаемых базах структурируются по форме используемых моделей, которые могут быть соответственно универсальными, проблемными и специфическими. В структуру каждой 1 См.: Cauvet С., Proix С., Rolland С. Information Systems Design: an Expert System Approach // The Role of Artificial Intelligence in Databases and Information Systems. Gungzhou (China), 1988. P. 1-28. Раздел III. Прикладные исследования модели включаются также имитационные модели в виде вычислительных процедур. В общем виде знания, включающие модели, можно представить как четверку вида: M=(S,RJ,K), где S - база имитационных моделей; R — база продукционных правил, которая пополняется в результате анализа принятия решений в нештатных ситуациях; /—информационная база; А"-база общих знаний. На рис. 5 показан простейший вариант процесса приобретения и передачи знаний о действиях в чрезвычайных или нештатных ситуациях. Рис.5 Принятая российская государственная классификация чрезвычайных ситуаций (ЧС) (Постановление Правительства РФ от 13.09.1996 № 1094 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера») далеко не полна, поскольку ограничивается только двумя указанными типами - ситуациями природного и техногенного характера. Однако уже в рамках такого подхода обнаруживаются три важные особенности ЧС. Во-первых, они подразделяются на более и менее глобальные по силе детерминационного воздействия. Первые могут выступать источником вторых, например, землетрясения вызывают наводнения, штормы, оползни, камнепады, лавины, сели и т.п., а снежные лавины могут быть источником только наводнений и селей.
Глава 18. Теория социальных технологий: возможности и границы Во-вторых, закономерные связи существуют не только между разными видами одного типа ЧС. Таковые прослеживаются между природными и техногенными ЧС. В-третьих, наложение ЧС одного типа на ЧС другого типа создает качественно иную ситуацию. «К примеру, совмещение потенциально опасных сейсмических районов, участков возможных затоплений, зон воздействия поражающих факторов от ХОО (химически опасного объекта) представляет собой многоступенчатую задачу со многими неизвестными. При этом вероятность возникновения событий (явлений) имеет бесконечную неопределенность»1. Таким образом, все ЧС объединены в систему, которая характеризуется «цепочной связью», «эффектом домино» (или «кумулятивным эффектом»)2. Автор не включает в данную систему ЧС экономического и политического типа, хотя это вытекает из его анализа: «Масштабы прямого ущерба от ЧС, затрат на их ликвидацию и реабилитацию пострадавшего населения и территорий ставят под вопрос возможности экономики по восполнению этих потерь»3, что фактически является констатацией масштабной социально-экономической ЧС. Применительно к страхованию это означает необходимость комплексного подхода к ЧС, в частности приведение тарифов страхования и величины страховой компенсации в соответствие с классификацией ЧС по типам и зонам. На рис. 5 параметры «Глобальная база знаний» и «Локальная база знаний» могут быть поставлены в соответствие типам ЧС, с одной стороны, и конкретным примерам ЧС - с другой. В общем виде системный страховой риск в той же степени поддается расчету и прогнозированию, что и риск ЧС, однако именно страхование ЧС является для страхователя наиболее надежной защитой его безопасности. Для страховщика же наибольшую опасность представляет «эффект домино» страхового портфеля, неизбежно приводящий к банкротству страховой компании. Структура страхового портфеля должна стремиться к оптимальному многообразию, в частности избегать иерархических моделей, которым свойственны детерминистические, каузальные связи.
1 Акимов В. Чрезвычайные ситуации: оценка опасности // Страховое дело. 1998. № 1.С. 42. 2 См.: Смирнов В.В. Процесс управления риском. 1997. № 2. С. 9-12. 3 Там же. Раздел III. Прикладные исследования
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|