Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы интеграции в зависимости от степени дифференциации функций и задач




Формы интеграции Степень дифференциации
    высокая средняя низкая
1. Отдел интеграции +    
2. Постоянные команды с общими функциями на трех уровнях управления +    
3. Прямые контракты менеджеров + + +
4. Иерархия управления + + +
5. Система документации + + +
6. Индивидуальные координаторы   +  
7. Временные команды с общими функциями   +  

 

Д. Пуг и возглавляемая им Астонская группа предложили два критерия для определения формы организационных структур: 1) структуризацию деятельности (специализация функций, стандартизация процедур, формализация документации); 2) концентрацию власти (централизация руководства, жесткая иерархическая структура) — и по их значимости в формиро­вании организационных структур выделили их типы (рис. 25).

 

Концентрация Структуризация деятельности

власти

 

Персональная Полная бюрократия Бюрократия   Не-бюрократия Производственная бюрократия


Высокая

 


Низкая


Рис. 25. Типы организационных структур (соотношение факторов концентрации власти и структуризации деятельности)

 

Г. Мицберг в качестве основы построения организационных структур принимает параметр «ключевое доминирующее ядро» в принятии решений (табл. 9).

Таблица 9

Типы организационных структур (по Г. Мицбергу)

Вид структуры Доминирующее ядро и характеристика структуры
   
Простая структура «Стратегическая вершина» (совет директоров, президент, исполнительный директор со своим штабом). Высокая степень концентрации и децентрализация власти
Технократическая бюрократия «Технологическая структура» (органы, выполня­ющие строго определенные функции). Структура типа веберовской бюрократии, характерна для крупных ПХС
Профессиональная бюрократия «Специалисты, выполняющие достаточно сложные функции, чтобы их специализировать и стандар­тизировать». Низкая концентрация власти — так называемая профессиональная автономия
Дивизиональная форма «Средняя линия» — менеджеры отделений, филиалов, ориентированных на (или/или) продукт, функцию, регион. «Средняя линия» использует тех­нократическую, или профессиональную, бюрократию
Адхократия «Специалисты, обеспечивающие новации и ново­введения», объединенные в команды, бригады на временной и добровольной основе. Реализует и принцип организованной неорганизованности, когда «нужные люди встречаются в нужном месте в нужное время по нужной проблеме»

 

Дж. Вудворд, сравнивая различные по размерам компании и фирмы и используемые ими технологии, обнаружила, что цели фирм определяют вид используемых технологий и, как следствие, структур производства и управления.

Теория Гласиер

Универсальная теория формирования структуры управле­ния ПХС, называемая «теория Гласиер», появилась в резуль­тате осуществления долгосрочной исследовательской програм­мы, начавшейся в 1948 г. Принципиальные результаты и выводы программы отражены в различных книгах и моногра­фиях, написанных главным образом Б. Д. Уилфредом, В. Брау­ном и Э. Жакэ.

Теория Гласиер выделяет в организационной структуре че­тыре подсистемы: исполнительную, апелляционную, предста­вительскую и законодательную. Каждая из этих подсистем выполняет функции, соответствующие своему назначению, и в то же время их функции частично перемежаются и взаимо­действуют друг с другом.

Исполнительная подсистема — это совокупность органов., осуществляющих непосредственное линейное и функциональ­ное управление. Эта подсистема образует иерархию, или цепь, команд, оптимальное количество уровней в которой опреде­ляется нагрузкой времени для выполнения каждой функции, закрепленной за структурным подразделением исполнитель­ной подсистемы.

Концепция нагрузки времени — ключевая в теории Гла­сиер, близкая к концепции М. Вебера. Она базируется на определении нагрузки времени, необходимого для выполнения работы. Очевидно, что если двигаться вверх по иерархической лестнице, то объем, содержание и характер работы меняются. Это различие состоит преимущественно в уровне абстракции, требуемой для выполнения поставленных задач перед данным уровнем управления. Степень абстракции изменяется в перио­ды времени, в которые исполнитель функции работает без проверки руководителя. Работа на нижнем уровне выполняет­ся на уровне абстракции, который вызывает необходимость отчета за короткий период. Чем выше уровень управленческой иерархии, тем больше времени требуется для очередного от­чета. Соответственно, по мере продвижения по иерархической лестнице объект управления как бы отдаляется от руководи­теля. Например, на уровне генерального директора, который управляет деятельностью ПХС в целом, работа по организации выполнения значительно отдалена от объекта, поэтому уро­вень абстракции для него особенно высок.

Оптимальная структура исполнительной подсистемы — это та, в которой объем работы на каждом уровне установлен с позиции нагрузки времени. Иерархия исполнительной под­системы должна быть разработана таким образом, чтобы по­казать, что каждая пара «руководитель — подчиненный» — это отличительный признак именно одного уровня. После того как она разработана, службы отбора и укомплектования штата подбирают людей с требуемым уровнем абстракции (нагруз­кой времени) для выполнения функции.

Представительская подсистема формируйся путем избрания представителей, входящих в совет вместе с руководителями. Представители доводят до сведения руководителей жалобы своих избирателей. Эти жалобы могут относиться к любому аспекту работы и управления. Представители обсуждают и приходят к согласию или договариваются не достигать согла­шения. Представительская подсистема функционирует на основе принятых нормативно-законодательных актов.

Функция законодательной подсистемы — выработка поли­тики для всей организации с участием избранных представи­телей. Представители на встречах с руководителями выраба­тывают «установленный порядок», позволяющий руководителям действовать в определенных рамках. Законодательная под­система принимает решения о найме, распределении работ во времени, правилах работы и др.

Теоретики Гласиер отмечали существование двух систем — производственной и социальной. Они полагали, что руково­дитель должен в равной мере обеспечивать функционирование исполнительной, представительной и законодательной подси­стем.

Апелляционная подсистема — это некоторая совокупность органов, реализующих функцию контроля за правомерностью отношений между исполнительной, законодательной и пред­ставительской подсистемами, с одной стороны, и непосредст­венными исполнителями — с другой. Апелляционная подси­стема формируется исходя из следующих положений:

ü каждый член организации имеет право обжаловать любое решение своего руководителя на следующем уров­не управления и последовательно на более высоких уров­нях вплоть до высшего;

ü в отдельных случаях у него есть окончательное право жа­ловаться в апелляционный суд;

ü задача работника, рассматривающего жалобу, состоит в принятии решения в свете существующей политики, установившегося порядка и прецедента;

ü любая сторона, участвующая в рассмотрении жалобы, может обратиться к персональному адвокату за консуль­тацией;

ü не существует реального различия между ролями руково­дителя в исполнительной и апелляционной подсистемах.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...