Классификация факторов внешней среды прямого воздействия, действующих на предприятиях, и их модификация в российских условиях.
Охарактеризуем факторы внешней среды ПХС. Как указывалось выше, с позиций системного подхода любая система — это механизм преобразования входов в выходы. 5 Основные разновидности входов — это материалы, оборудование, энергия, капитал и рабочая сила. Зависимость между организацией и сетью поставщиков, обеспечивающих ввод указанных ресурсов, — один из наиболее ярких примеров прямого воздействия внешней среды на успешность деятельности ПХС. В некоторых случаях все ПХС определенного региона ведут дела с одним поставщиком, поэтому все они попадают в равную зависимость от действий поставщика. Примером может служить обеспечение тепло- и электроэнергией: все организации» получают тепло и энергию по ценам и тарифам, установленным: региональным монополистом, и редко могут найти альтернативного поставщика. Изменение поставщиком цен на энергию подействует на организацию в той мере, в какой она расходует энергию. Некоторые организации зависят от непрерывного притока материалов (машиностроительные фирмы, фирмы, распределяющие товары (дистрибьюторы), и магазины розничной торговли). Невозможность обеспечить поставки в нужных объемах, может создать большие трудности. Для предотвращения таких неприятностей крупные производители заключают долгосрочные контракты с производителями необходимого сырья и обеспечивают тем самым бесперебойный приток материала, расходуемого в большом количестве.
Для роста и процветания фирм нужен основной и оборотный капитал. Потенциальных инвесторов, готовых предоставить капитал, несколько: банки, программы федеральных учреждений по предоставлению займов, акционеры и частные; лица. Как правило, чем лучше идут дела у компании, тем легчеей договориться с инвесторами на благоприятных условиях и получить нужный объем средств. Чем больше объем заимствований, тем больше зависимость ПХС от заимодателя. Использовать сложную технику, капиталы и материалы невозможно без обеспечения рабочей силой нужной квалификации и специальностей, поэтому основной заботой современной ПХС стали воспроизводство человеческого ресурса, отбор и поддержка талантливых менеджеров. В любой экономической системе взаимодействие между покупателями и продавцами попадает под действие многочисленных административных и правовых ограничений. Каждая ПХС имеет определенный правовой статус: единоличное владение компанией, акционерное общество (разные типы), государственная организация и т. п. Именно это определяет, как организация должна вести свои дела и какие налоги платить, какие взаимоотношения с внешним миром будут складываться. Само выживание и оправдание существования организации зависит от ее способности находить потребителей своей продукции (товаров, услуг) и удовлетворять их запросы. Значение потребителей для бизнеса очевидно. Потребители, решая, какие товары и услуги для них желательны и по какой цене, определяют для организации почти все. Важный внешний фактор — это конкуренты. Руководство каждого предприятия понимает: если не удовлетворять нужды потребителей так же четко и эффективно, как это делают конкуренты, предприятию долго не продержаться. Во многих случаях не потребители, а конкуренты определяют, какого рода продукцию и услуги можно продать, и какую цену запросить. От реакции на конкуренцию зависят факторы внутренней среды ПХС, условия работы, оплата труда и характер отношений руководителя и подчиненных.
Любая организация функционирует в определенной социокультурной среде, т. е. имеет свои целевые установки, жизненные ценности, традиции и т. д. Например, сложившееся мнение, что женщины не склонны рисковать и некомпетентны как руководители, несмотря на то, что такая установка не правомерна, устоялось в практике служебного продвижения женщин и найма на работу, и избавиться от него непросто. Социокультурные факторы влияют также на разнообразие, форму, цвет и т. п. товаров или услуг, являющихся результатом деятельности ПХС. Тесно связаны с социокультурными традициями и некоторые аспекты политической обстановки, что имеет особое значение для руководителей. Например, настроения и политические пристрастия местной администрации, законодательный: органов и судов, их отношение к бизнесу. Эти настроения влияют на систему налогообложения (установление налоговых льгот и пошлин), требования к найму и продвижению представителей национальных меньшинств, защиту потребителей, контроль цен и заработной платы и т. п. Большое значение для ПХС, ведущих операции или имеющих рынки сбыта в Других странах, имеет фактор политической стабильности. Особенно он влияет на приток капитала из-за рубежа. Возможности получения организацией заемного капитала для своих нужд в значительной степени зависят от состояния экономики. Федеральное правительство часто пытается сгладить последствия ухудшения экономической обстановки, регулируя налоги, денежную массу и ставку процента, устанавливаемую Центральным банком РФ. В результате становится трудно получить займы, и обходятся они организации дороже. Организации, ведущие дела во многих странах, считают особо важным для себя состояние экономики этих стран. Колебания курса доллара относительно валют других стран становились причиной Мгновенного обретения или потери крупными фирмами миллионов долларов. Если, например, прогнозируется инфляция, руководство может счесть желательным увеличение запасов поставляемых организации ресурсов и провести с рабочими переговоры о фиксированной. оплате труда, с тем чтобы сдержать рост издержек в скором будущем. Оно также может решить сделать займы, поскольку при наступлении сроков платежей деньги будут стоить дешевле итем самым будут частично скомпенсированы потери от выплаты процентов.
Внешняя среда не может быть постоянной. Выделяются среда, параметры которой изменяются медленно, и среда, которая меняется резко и непредсказуемо. Ч.Ф. Сэйбл и Дж.Е. Прокоп в работе «Стабилизация через реорганизацию», а также М. Хаммер и Дж. Чампи в книге «Реорганизация корпорации» пишут, что примерно до 1975 внешняя среда организаций была устойчивой, редко происходили какие-либо глобальные катаклизмы, изменения в среде были незначительны, т. е. можно было говорить о существовании спокойной внешней среды. Менеджеры того времени должны были организовывать свои предприятия таким образом, чтобы использовать все имеющиеся благоприятные возможности. Результатами такого положения были: • длительные циклы жизни товаров; • наличие большого времени на разработку новых продуктов (технологий, услуг); • главное условие в кооперации — цены; • увеличение размеров компаний с пирамидальной структурой: содержание в составе компании собственных экспертных подразделений; • массовое производство; • содержание больших складских помещений для сырья и готовой продукции. Те же авторы отмечают, что примерно с конца 1970-х — начала 1980-х гг. ситуация начала усложняться, в том числе вследствие стремительного научно-технического прогресса. Так сформировалась изменчивая (турбулентная) внешняя среда, характеризуемая повышенной неустойчивостью, непредсказуемостью. Поведение менеджеров в этих условиях усложнилось по сравнению с их действиями в спокойной среде. Правила, согласно которым организации должны действовать быстро и непредсказуемо, меняются. В таких турбулентных окружениях на первое место выходит способность организаций к повышенной приспособляемости и выживанию, следствием чего являются: • резкое укорочение жизненных циклов товаров; • уменьшение сроков разработки товаров; • невыгодность содержания больших складов; • изменение требований к технической подсистеме организации; • усложнение продукции; • изменение отношений «заказчик — изготовитель» (уверенность в компетентности); • нереальность содержания собственных экспертных наукоемких служб;
• диктат потребителя; • ужесточение конкурентной борьбы; • снижение роли цены в кооперации. Усложнение продукции, естественно, привело к усложнению разработки ее новых видов. Вместо разработки продукта как единого целого фирмы делят его на дискретные части, формулируют требования к каждой из них, а «затем поручают дальнейшее тщательно продуманное описание и проектирование другим фирмам, специализирующимся в соответствующей' области. За счет параллельного исполнения сокращаются затраты и время проектирования, а заказчик получает выгоду от специальных знаний и компетенции, которые специалист приобрел, решая проблемы других клиентов и в ходе выполнения заказа, оплачивает затраты на производство таких знаний вместо того, чтобы брать эти затраты на себя целиком (это не единственное преимущество описанного подхода). Сейчас даже крупнейшие фирмы не могут позволить себе иметь собственных экспертов и инвестиционный капитал, достаточные для того, чтобы идти в ногу со всеми нововведениями, соответствующими текущему и будущему спросу на продукцию. Турбулентная среда предъявляет требования, которым вынуждены подчиняться существующие в этой среде предприятия. Если менеджеры компании, какой бы сильной она ни была, не уловят изменения во внешней среде и вовремя не изменят свою компанию, через некоторое, довольно небольшое время уже будет поздно что-либо предпринимать, и прежние позиции будут проиграны конкурентам. Коротко эти требования таковы: • уменьшение размеров организации; • реорганизация; • постоянное отслеживание ситуации во внешней среде; • немедленная реакция на изменения внешней среды; • введение системы производства «in time». (При производстве «in time» продукция изготавливается в точно назначенный момент времени так, что дефекты и их причины обнаруживаются и устраняются немедленно по ходу перемещения заготовки от позиции к позиции, в идеале вообще без попадания на склад.) Если существует отдельная организация, то существует и граница, отделяющая организацию от внешней среды. Менеджеры должны уметь влиять на границу соприкосновения ПХС с внешней средой, чтобы создать условия воздействия на процессы внутри организации и ее взаимодействия со средой. Это очень важно для нормального функционирования организации как динамически развивающейся системы. Граница может быть как физическая (стены здания), так и организационная (различия в уровнях заработной платы, социальных условиях), и также в сознании людей (имидж организации, гордость принадлежностью к организации). Однако невозможно учесть все факторы влияния, поэтому следует ограничиваться только теми факторами внешней среды, от которых реально зависит результативность ПХС, — сформировать границу соприкосновения с внешней средой. Менеджмент управляет процессом трансформации, манипулирует входами и подстраивает выходы в соответствии с существующими запросами рынка (внешней среды). К важнейшим характеристикам внешней среды относятся: • взаимосвязанность факторов внешней среды — сила, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Иногда изменение одного фактора может повлечь за собой непредсказуемые последствия вплоть до изменения общего состояния, экономики страны в целом. Таким образом, внешние факторы не могут рассматриваться изолированно — все они взаимосвязаны; • сложность внешней среды — число факторов, на которые ПХС обязана реагировать, а также уровень вариантности каждого фактора. Если на ПХС «давят» государственные решения, частое перезаключение договоров с профсоюзами, многочисленные конкуренты и ускоренные технологические изменения, то можно утверждать, что эта ПХС находится в более сложном окружении, чем та, которая имеет небольшое число поставщиков, нескольких конкурентов, но в которой отсутствует профсоюз, медленно идет изменение технологии. Организации, работающие в несложной среде, обладают одним преимуществом — им приходится иметь дело с небольшим объемом информации, необходимой для принятия решений; • подвижность среды — скорость, с которой происходят изменения в окружении ПХС. Очевидно, что окружение современных" организаций изменяется с нарастающей скоростью. Хотя эта тенденция является общей, есть такие ПХС, вокруг которых внешняя среда особенно подвижна. Сложность функционирования в условиях высокоподвижной среды заставляет ПХС или ее подразделения использовать и учитывать разнообразную ин формацию, чтобы принимать эффективные решение относительно своих переменных. Это делает принятие решений весьма сложным процессом; • неопределенность внешней среды — функция количества информации о конкретном факторе, которой располагает ПХС, а также функция уверенности в этой информации. Чем неопределеннее сведения о внешнем окружении, тем труднее принимать решения. Внутренняя среда ПХС состоит из элементов структурного и процессного характера. Элементы структурного характера; закрепляются в структуре ПХС, а процессные — это элементы каждодневной деятельности. Процессные элементы. Процессы в деятельности ПХС можно классифицировать по объекту — на подсферы (субсистемы) маркетингового, финансового, кадрового, производственного, материального и транспортного хозяйства. В каждой из этих подсфер различают процессы применения (занятости), производства, транспортировки, хранения и выхода (сбыта, выдачи, высвобождения и погашения). Осуществляемая ПХС деятельность регулируется действиями ведущего процесса — менеджмента (инновация, постановка целей, планирование, принятие решения, распоряжение, мотивация, организация, координирование, разрешение конфликтов, контроль, представительство и ответственность, информирование, коммуникации), реализуемого в организационной структуре. Структурные элементы. К структурным элементам, которые обусловливают строение предприятия, в первую очередь относятся высшие цели, а именно цели, обещающие успех, к которому стремится ПХС (производственно-хозяйственные, корпоративные или общехозяйственные), а также социальные цели. Поле деятельности ПХС — это работы, которые необходимо выполнить (в области первичной продукции, промышленной или ремесленной продукции, в секторе платных услуг). К структурной характеристике предприятия относятся его местоположение (расположение) и правовая форма. В последнем случае речь идет об унифицированной предписанной правопорядком системе правовых норм, которая регулирует правовые отношения между предприятием и его окружением, в пределах предприятия — между долевыми собственниками (например, в акционерном обществе, товариществе). Кроме того, к структурным элементам относятся собственники предприятия (семьи, не связанные или связанные с общественным правом, долевые собственники, анонимные вкладчики капитала, государство в качестве собственника), связи с другими предприятиями (система производственных длительных соглашений по распределению заданий, ограничению компетенций, коммуникаций). И, наконец, к структурным элементам предприятия на определенном отрезке времени относятся принципиальное качественное оснащение производственными факторами (профессиональный уровень персонала, оборудование, капитал, информация) и их количественное разграничение (размер предприятия: малое, среднее, большое). Факторы изменения структуры ПХС. Хотя структурные элементы в некоторой степени стабильны и характеризуют предприятие в течение длительного времени, однако они не остаются неизменными. При рассмотрении структурных элементов в генетическом аспекте можно выделить однократные события, которые определяют структуру ПХС. Создание предприятия — первое соединение производственных факторов в единый работоспособный организм. В ходе развития производства (расширения) могут произойти различные изменения структуры: может возникнуть другая цель (например, переориентация с общехозяйственных на производственно-хозяйственные цели) или объект предпринимательской деятельности (переход с производства одного вида продукции на несколько). При последующем устройстве, разделении или объединении речь может идти о смене месторасположения ПХС в целом или ее частей. За период существования ПХС может измениться и ее правовая форма (преобразование); могут создаваться и исчезать связи с другими предприятиями, проводиться разделение или слияние предприятий; меняться собственники предприятия (например, вследствие наследования, продажи предприятия) или организационная форма (реорганизация). ПХС могут изменяться качественно с точки зрения организации факторов (например, замещение личного фактора машинами) или менять свою величину (рост предприятия и сокращение, возможно, стагнация предприятия), существовать с получением больших доходов (процветание предприятия) или попасть в критическое положение, выйти из кризиса (санация предприятия) или кончить свое существование (ликвидация предприятия, банкротство). Факторы изменения структуры ПХС представлены рис. 22. Часть их относится к внутренним, а часть — к факторам внешнего окружения. Из внутренних факторов рассмотрим в первую очередь размеры предприятия. Крупные предприятия, как правил более специализированы, с высокой степенью разделения труда. Их производственная структура разветвлена и включает многочисленные подразделения и связи между ними. Высокая степень специализации обусловливает более сильную формализацию организации и сложный механизм деятельности как Производственных, так и управленческих подразделений.
Рис. 22. Факторы изменения структуры На мелких предприятиях один человек может выполнять разнообразные функции. Широкий спектр задач и направлений деятельности крупных предприятий и организаций обусловливает создание в их структуре целых подразделений качественно (в смысле содержания выполняемых функций) иных, чем в мелких организациях, например по технике безопасности, маркетинговым исследованиям, экологии, социальной поддержке трудового коллектива и т. п., что требует более высоких затрат на управление. Из-за большого разнообразия и сложности задач, решаемых крупными ПХС, верхний уровень управления стремится делегировать принятие некоторых решений более низким уровням управления. В результате удлиняется иерархическая лестница,, усиливается специализация управленческих и производственных функций и усложняется координация. Чем крупнее ПХС, тем вероятнее, что ее сотрудники будут. исполнять стандартизированные функции, следовать стандартизированным процедурам и формализованным документам. Такая организация будет обладать высокой структуризацией деятельности и многими признаками бюрократии. Особенно сильно влияет на организацию деятельности ПХС применяемая технология, Дж. Вудворд, анализируя разнообразие предприятий, пришла к выводу, что их структура определяется производственной структурой и концентрацией производства: штучное (индивидуальное), мелкосерийное (групповое), поточное (массовое). Действительно, различия в технологии ведут к различиям в организационных структурах, что проявляется в изменении структуры при переходе от поточного производства к штучному и мелкосерийному. Графически это представляется в виде пирамиды, в первом случае — с узким основанием, во втором — с широким. Производство одиночных изделий и малых серий чаще всего организовано по принципу цехов. Это приводит к тому, что решения мастера цеха являются важным инструментом управления. Производство больших серий, или массовое изготовление, Продукции (предоставление массовых услуг) чаще всего организовано по предметному принципу. Он обусловливает большую формализацию производства. Решающими факторами для применения централистских или «свободных организационных» структур являются уровень квалификации, дисциплина сотрудников и осознание ими ответственности, характеризующие зрелость коллектива. Дело том, что рассмотренные выше факторы (размер организации технология) и соответствующие им организационные и производственные структуры определяют как бы формальную систему, в рамках которой в явной форме осуществляют выработка и реализация решений. Естественно, решения, принимаемые с позиции формальной системы, неизбежно влияют на интересы людей, их карьеру, вызывая соответствующую реакцию (табл. 6). Карьерные устремления людей достигаются путем соревнования и кооперирования, т. е. существует не которая неформальная система, в рамках которой решения, принятые в формальной системе, оцениваются с позиции влияния на интересы Неформальной системы. Таким образом, любые структурные изменения должны учитывать интересы устремления людей и соответствовать им. Спектр устремлений тем шире, чем выше уровень профессионализма, образования культуры, и тем сильнее влияние системы ценностей и убеждений, социально-психологического климата на распределение функций, передачу прав и ответственности на формирование структуры ПХС. Весьма многообразно влияние факторов внешнего окружения. В соответствии с законом необходимого разнообразие организация ПХС должна соответствовать разнообразию ее окружения. Чем оно многообразнее, тем более разнообразя: деятельность ПХС и сложнее ее структура. К числу основных факторов внешнего окружения относится уровень стабильности внешних условий. Относительно стабильные уровни определяют тип ПХ (близкий по содержанию бюрократии М. Вебера. Структурные подразделения строятся по функциональному принципу. В рамках подразделений каждый сотрудник выполняет четко определенные, предписанные ему функции. Существует строгая иерархия контроля, а ответственность за всю идентификацию информации и координацию сосредоточена на вершине иерархической лестницы. Основной тип связи — вертикальный («руководитель — подчиненный»). Таблица 6
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|