Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы формирования организационных структур управления




Авторы Принципы формирования ОСУ
   
1. А. Файоль 1. Разделение или специализация труда. 2. Принцип единства цели и руководства. 3. Принцип соотношения централизации и децентрализации. 4. Принцип власти и ответственности. 5. Принцип цепи
j 2. Совре­менные учебники по менедж­менту 1. Первичность функций управления и вторичность самой структуры. 2. Единство распорядительства предполагает концентра­цию ресурсов для достижения главных целей и исключе­ния подчинения работников нескольким руководителям. 3. Централизация принятия стратегических решений при одновременной передаче на максимально низкий уровень полномочий и ответственности по принятии и реализации тактических решений. 4. Разделение организации на производственно-хозяйст­венные блоки, ориентированные на достижение относи­тельно самостоятельных конечных результатов путем не­зависимого распорядительства выделенными ресурсами. 5. Возрастание объема координационной работы по мере специализации управленческих подразделений на функциях и видах работ, а производственных звеньев — на продуктах и видах услуг. 6. Обеспечение контроля (принцип управляемости) для линейных руководителей и связанного с этим удлинени­ем иерархической лестницы по мере увеличения разме­ров организации. 7. Соответствие задач, прав, обязанностей и ответствен­ности для каждого эвена и работника. 8. Гибкость (адаптивность) системы: структура должна иметь способность своевременно реагировать на изменение внутренней и внешней среды. 9. Экономичность: структура управления должна иметь столько уровней управления и функциональных подраз­делений, сколько может обеспечить эффективное функционирование организации    

№4

Пример структурных проблем — проблемы взаимодействия между отделом сбыта и отделом маркетинга. Естественные противоречия в работе этих отделов заключаются в том, что отдел маркетинга должен ориентироваться на исследовательскую, перспективную работу по изучению рынка, формированию собственного рыночного сегмента, продвижению продукции, в то время как отдел сбыта, отвечает за фактический объем реализуемой продукции, обеспечение текущих показателей деятельности и достижение краткосрочных целей. Производственная структура предприятия включает такие подразделения, как основные цеха, производственную лабораторию, службу технической эксплуатации оборудования, отдел материального снабжения, строительный участок. Одним из направлений совершенствования организационной структуры является передача части функций отдела сбыта отделу маркетинга, усиление роли последнего в процессе функционирования предприятия.

Тема 8

№1

Характеристика организационной структуры предприятия

(сравнение существующего и предлагаемого вариантов структур)

Наименование должностей руководителей (директор и его заместители) и непосредственно подчиненных им подразделений и работников
Существующий вариант структуры Предлагаемый вариант структуры
1. Генеральный директор – главныйинженер, зам. гендиректора по произ­водству и сбыту, зам. гендиректора по МТС, зам, гендиректора по эконо­мическим вопросам, зам. гендиректо­ра по кадрам и социальным вопросам, зам. гендиректора по общественному питанию и торговле, зам. гендиректо­ра по маркетингу, зам. гендиректора то строительству 2. Главный инженер — заместитель главного инженера по подготовке про­изводства, заместитель главного ин­женера по вспомогательному произ­водству, главный конструктор, заве­дующий Ц3Л, главный метролог и др. Генеральный директор – директор по производству и продажам, директор по финансам, директор по управлению качеством, технический директор, директор по персоналу, директор по управлению информацией   Технический директор - заместитель по подготовке производства, замести­тель по инженерному обеспечению

Распределение предприятия между руководителями высшего уровня управления

(сравнение существующего и предлагаемого вариантов структур)

Наименование должностей руководителей (директор и его заместители) Количество непосредственно подчиненных им подразделений и работников Наименование должностей руководителей (директор и его заместители) Количество непосредственно подчиненных им подразделений и работников
Существующий вариант структуры Предлагаемый вариант структуры
1. Генеральный директор 2. Главный инженер   Генеральный директор Технический директор  

Функциональное распределение подразделений предприятия

(сравнение существующего и предлагаемого вариантов структур)

Наименование функций Количество должностей руководителей (директор и его заместители), подразделений и работников  
Существующий вариант структуры Предлагаемый вариант структуры
1. Управление предприятием    
2. маркетинг и продажи (сбыт)    

Тема 9

№ 1

Для отдела маркетинга предприятия 1 целесообразной является организационная структура функционального типа, в которой выделяются бюро исследования рынка и рекламы, бюро цен, бюро реализации. Оргструктуру отдела маркетинга предприятия 2 целесообразно дополнить введением должностей менеджеров направлений: хлебобулочного, кондитерского, а также нового (по реализации кексов). В оргструктуре отдела маркетинга предприятия 3 должна быть усилена исследовательская функция путем выделения бюро изучения рынка, бюро изучения товара с сохранением бюро цен и бюро реализации.

№ 2

Для строительного банка — традиционная линейно-функциональная; для промышленного комплекса по добычу и обогащению руд цветных металлов — дивизиональная.

 

 

Тема 10

№1

Лидерство – это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации. Лидерство как специфический тип отноше­ний управления основывается, прежде всего, на процессе социального воздействия и взаимодействия в организации. Авторитарный стиль управления — форма управления, основан на уверенности в том, что информационные потоки и процесс принятия решений должны быть сконцентрированы на верх­нем уровне управления организацией. Такой подход может объясняться неверием высшего руководства в компетентность или добросовестность персонала либо являться следствием сложного положения фирмы, требующего быстрых и реши­тельных действий. Демократичный стиль управления — руко­водство организацией или ее подразделением на основе реше­ний, одобренных большинством сотрудников. Одобрение мо­жет быть высказано в результате процедуры голосования и выражается косвенным образом через делегирование значи­тельных полномочий, обсуждение проблем, следование сове­там, разъяснение причин необходимости принятия тех или иных решений. Основное различие между демократичным и патерналистским стилями управления заключается в масшта­бах делегирования и степени готовности следовать мнению большинства. Либеральный стиль управления — минимальное вмешательство руководителя в управление бизнесом с предо­ставлением персоналу возможности самостоятельно решать текущие дела. Делегирование носит расплывчатый характер при недостаточной координации действий, что не способству­ет формированию у работников ощущения общности целей. В основе этого стиля может лежать неспособность руководи­теля организовать эффективную схему демократичного управ­ления. Но такой стиль может быть и выражением продуман­ной и смелой политики, призванной дать персоналу макси­мум возможностей для самореализации.

ОТВЕТЫ К ТЕСТАМ

Тема 1

№ 1 - 1; № 2 - 3; № 3 - 3; № 4 - 1; № 5 - 1.

Тема 2

№ 1 - 2; № 2 - 1, 3, 4; № 3 - 3; № 4 - 3; № 5 - 1; № 6 -.1; № 7 - 2.

Тема 3

№ 1 - 2; № 2 - 2; № 3 - 1, 3; № 4 - 2; № 5 - 2; № 6 - 3; № 7 - 1, 2, 5; № 8 - 3.

Тема 4

№ 1 - 2; № 2 - 2; № 3 - 2, 3; № 4 - 2, 3, 4; № 5 - 2; № 6 - 2; № 7 - 2, 3, 4.

Тема 5

№ 1 - 1; № 2 - 3; № 3 - 2, 3; № 4 - 2; № 5 - 2; № 6 - 3.

Тема 6

№ 1 - 4; № 2 - 1, 4; № 3 - 3; № 4 - 2; № 5 - 2.

Тема 7

№ 1 - 1; № 2 - 1; № 3 - 1; № 4 - 2, 4; № 5 - 2, 3; № 6 - 1, 2;

№ 7 - 1, 4; № 8 - 2, 3.

Тема 8

№ 1 - 3; № 2 - 1; № 3 - 2; № 4 - 1, 4, 5.

Тема 9

№ 1 - 3, 4; № 2 -2; № 3 - 2; № 4 - 2; № 5 - 3; № 6 - 2;

№ 7 - 2; № 8 - 1; № 9 - 1, 3; № 10 - 3.

Тема 10

№ 1 - 2, 3; № 2 - 1, 3, 4, 5; № 3 - 2, 3; № 4 - 1, 3; № 5 - 2.

Словарь терминов

 

Адаптивные (многомерные, органические) структуры — структу­ры, основанные на сочетании централистского и сво­бодных типов интеграции. Главным свойством управ­ленческих структур органического типа является их способность изменять свою форму, приспосабливаясь к изменяющимся условиям. Разновидностями структур этого типа являются проектные, матричные (про­граммно-целевые), бригадные формы структур.

Адхократия — различные организационные механизмы (струк­тура, коммуникации, методы, стимулирования) и не­формальные объединения людей, направленные на решение постоянно возникающих новых проблем и создаваемые на временной основе (на период решения проблемы). Организационной формой адхократии яв­ляется бригадная структура, основу которой составля­ет форма организации труда и производства.

Апелляционная подсистема в теории Гласиер — имеет следу­ющие основные черты: а) каждый член организации имеет право обжаловать любое решение своего руково­дителя на следующем уровне управления и последова­тельно на более высоких уровнях, пока он не достиг­нет главного управляющего; б) в отдельных случаях у него есть окончательное право жаловаться в апелляци­онный суд, состоящий из представителей рабочего со­вета, правления и председателя суда, приглашенного со стороны; в) задача работника, рассматривающего жа­лобу, состоит в принятии решений в свете существу­ющей политики, установившегося порядка и прецеден­та; г) любая сторона, участвующая в рассмотрении жа­лобы, может обратиться к персональному адвокату за консультацией. Адвокат может дать рекомендации обеим сторонам; д) не существует реального различия между ролями руководителя в исполнительной и апел­ляционной подсистемах.

 

Биорегулятор — такая комбинация комплексов системы, в которой два комплекса взаимно регулируют друг друга без вмешательства внешней среды.

Большая и сложная система — система, состоящая из большого числа компонентов и большого количества связей между ними.

Бюрократическая теория М. Вебера — «идеальный тип» органи­зации, обозначенный термином «бюрократия».

 

Бюрократические (пирамидальные) структуры — структуры, основанные на централистском типе интеграции. К пирамидальным бюрократическим структурам относятся линейная, функциональная, линейно-функциональ­ная, линейно-штабная организационные структуры.

 

Вероятностная система — система, поведение которой нельзя точно, детально предсказать.

Взаимодействие — воздействие объектов друг на друга, их взаимная обусловленность и порождение одним объектом другого; универсальная форма движения, развития, определяющая существование и структуру любой материальной системы.

Взаимосвязанность факторов внешней среды — сила, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы.

Внешняя среда ПХС — элементы внешнего окружения, воздействующие на.деятельность производственно-хозяйственной системы.

Внутренняя среда ПХС — совокупность элементов ПХС, связей и отношений между ними. Элементы внутренней производственно-хозяйственной системы подразделяются на структурные и процессные.

Гетеробатмия — неравномерное преобразование компонентов системы, приводящее к внутрисистемной структурной «разноступенчатости» (разному уровню развития).

Гибридизация — соединение двух и более систем различной структуры и природы.

Граница системы — то, что отделяет организацию от не органи­зации; создается как физическая составляющая (ограничивает рамки здания), как организационная (отличия в уровнях заработной платы, социальных усло­вий), так и в сознании людей (имидж организации, гордость принадлежностью к организации).

Двойственность дифференциации — с одной стороны, увеличе­ние внутреннего разнообразия системы и, как следствие, усиление внутренней несбалансированности, дисгармо­нии (принцип антагонизма С. Люпаско); с другой сто­роны, увеличение разнообразия объектов отбора и тем самым основа прогрессивного отбора.

Деградация — постепенное ухудшение; снижение или утрата положительных качеств, упадок, вырождение.

Дегрессия — фиксация активности, усложнение организацион­ных форм путем легкого разрушения пластичных свя­зей, но при сохранении «скелета» организации.

Дезингрессия — разделение, «распадение» конъюгированной системы, образование новых отдельностей, новых «гра­ниц».

Дезорганизованные комплексы — системы, в которых результат взаимодействия компонентов меньше, чем простая сумма этих компонентов.

Детерминированная система — система, компоненты которой взаимодействуют точно определенным образом.

Диапазон управления — количество подчиненных у одного ру­ководителя (составляет от четырех — восьми человек на высшем уровне управления до 20—40 — на нижнем).

Дивизиональные структуры — специфические виды структур бюрократического типа, в которых варьируются прин­ципы межфирменного и межфункционального взаимо­действия на основе линейно-функциональных связей. С ростом размеров фирм, внедрением новых техноло­гий, повышением изменчивости внешней среды струк­туризация органов управления происходит путем вы­деления управленческих звеньев, специализирующихся по видам товаров (продуктовая структура), группам потребителей (структура, ориентированная на потреби­теля), географическим районам (территориальному принципу).

Динамическая сеть — сеть, в которой участники соединяются контрактным соглашением в интересах реализации проекта или производства продукции, а затем разъеди­няются, чтобы стать новой ценностной цепью для следующего предпринимательского проекта.

Дифференциация — возрастание различий, несоответствия между частями целого.

Закон возрастающего производства — при увеличении объема переработки ресурсов затраты труда на единицу продукции уменьшаются, но увеличиваются после дости­жения определенной пропорции (закон концентрации).

Закон относительных сопротивлений — общая устойчивость системы как целого определяется наименьшей относи­тельной устойчивостью составляющих его компонентов по отношению к данному внешнему воздействию.

Закон пропорциональности — общие затраты труда меньше все­го тогда, когда производительность каждой из входящих в единый орган единицы соответствует производительности мощности других кооперированных единиц (закон гармонии труда).

Закон равновесия (принцип ле Шателье) — всякая система подвижного равновесия, подвергающаяся внешнему воздействию, стремится измениться таким образом, чтобы свести к минимуму эффект внешнего воздействия, сохраняя при этом свою качественную определенность.

Закон развития — каждая ПХС стремится достичь наибольшего суммарного потенциала на каждом этапе жизненного цикла.

Закон самосохранения — любая система стихийно или сознательно стремится к сохранению своей качественной! определенности.

 

Закон самосохранения (равновесия) — каждая ПХС стремится сохранить себя (выжить) и использует для этого весь свой потенциал (ресурс).

Закон синергии — эффект, полученный в результате соедине­ния двух и более систем больше или меньше простого сложения; существует такой набор элементов, при ко­тором потенциал системы будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов, либо существенно меньше.

Закон специализации — разделение сложного труда повышает его производительность.

Закон структурного преобразования — любая система осущест­вляет структурное преобразование в соответствии с за­конами и принципами организации.

Законодательная подсистема в теории Гласиер — подсистема, функция которой — выработка политики для всей организации с участием избранных представителей. Представители на встречах с руководителями выраба­тывают «установленный порядок», позволяющий руко­водителям действовать в широких рамках. Законода­тельная подсистема принимает решения о найме, рас­пределении работ во времени, правилах работы и др.

Закрытая система — система, изолированная от внешней среды.

Иерархические уровни — уровни управления, на каждом из которых преследуются свои цели. При двухуровневой структуре создаются верхние звенья управления (руко­водство организацией в целом) и низовые звенья (менеджеры, непосредственно руководящие работой исполнителей). При трех и более уровнях в ОСУ фор­мируется так называемый средний слой, который в свою очередь может состоять из нескольких уровней.

Изменчивая (турбулентная) внешняя среда — среда, характе­ризуемая повышенной неустойчивостью, непредска­зуемостью, поведение менеджеров в ней сильно услож­няется по сравнению с их действиями в «спокойной» среде. Правила, согласно которым организации должны

 

 

действовать, в этой среде быстро и непредсказуемо меняются.

Ингрессия-связка — объединяющий компонент соединения комплексов, при котором происходит их организаци­онный кризис, т. е. разрыв текстологической границы между ними, и возникновение качественно новой си­стемы.

Интеграция — процесс, направленный на сохранение целост­ности системы, упрочение ее связей и соподчинение частей.

Исполнительная подсистема в теории Гласиер — структура, со­стоящая из функций, исполнители которых должны выполнять определенные требования. Процесс разде­ления труда, департаментализации и передача власть приводят к созданию различных функций, которые должны взаимодействовать для выполнения работы организации.

Количественная устойчивость — характеризуется числом и раз­нообразием компонентов, входящих в систему. Боль­шая система более устойчива, чем меньшая.

Коллизия — вновь образованная совокупность сохраняет в основном качественную определенность составляющих ее частей, но эффект соединения больше, чем при про­стом соединении.

Конвергенция — формирование тождественных сходных форм у разнородных систем в силу воздействия однородной среды.

Концепция внутренних рынков — концепция перенесения зако­номерностей и принципов рыночного хозяйства во внутреннюю деятельность корпораций.

Концепция жизненного цикла ПХС — концепция предсказуемости изменений организации с определенной последо­вательностью состояний в течение времени.

Концепция нагрузки времени — ключевая в теории Гласиер. Она относится к уровню нагрузки для выполнения работы, природа работы начинает отличаться, если двигаться вверх по иерархии. Функции образуют иерархию, или цепь команд, а оптимальное количество уровней опре­деляется с помощью требуемой нагрузки времени для каждой функции.

Концепция популяционной экологии — утверждает, что сущест­вует совокупность (популяция) одновидовых производ­ственно-хозяйственных систем (по направленности и содержанию деятельности); существует предел емко­сти ниши (сегмента рынка); производственно-хозяй­ственные системы создаются и «умирают» по законам популяции.

Конъюгация — соединение комплексов (первичный момент), составляющее основу формирующего механизма технологии.

Культура — совокупность знаний, ценностей и норм, которы­ми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения.

Линейная структура — организационная структура, реализу­ющая принцип единоначалия и централизма, преду­сматривающая выполнение одним руководителем всех функций управления, с полным подчинением ему на правах единоначалия всех нижестоящих подразделе­ний.

Линейно-функциональная структура — структура, реализующая принципы единоначалия, линейного построения структурных подразделений и распределения функ­ций управления между ними; демократического цент­рализма — рациональное сочетание централизации и децентрализации.

Линейные связи — отношения по поводу принятия и реализа­ции управленческих решений и движения информации между так называемыми линейными руководителями, т. е. лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений.

Матричный отбор — отбор, направленный на копирование существующих элементов.

Матричная структура — современный тип организационной структуры управления, который создается путем совме­щения двух структур: линейной и программно-целевой. В соответствии с линейной структурой (по вертикали) осуществляется управление отдельными сферами деятельности организации: производством, сбытом, снаб­жением, а в соответствии с программно-целевой струк­турой (по горизонтали) — управление программами (проектами).

Мегакультура — общечеловеческая культура, субъектом ко­торой является человечество в целом по отношению к этническим, конфессиональным и национальным культурам.

Методологические установки А. Файоля — четыре методологи­ческих установки административной деятельности:

1) процесс организации — это определение и создание общей структуры ПХС в соответствии с конкретны­ми целями, придание определенной формы всей структуре и строгое обоснование места функций каждого элемента ПХС;

2) формирование (конструирование) структуры произ­водственно-хозяйственной системы может осущест­вляться по разным моделям;

3) принципы организации административной деятель­ности универсальны для любых «социальных» систем;

4) административная деятельность — часть управленческой деятельности.

Механизм отбора — дифференциальное сохранение или дифференциальное уничтожение связей между компонентами системы.

Механистическая концепция ПХС — основана на представлении о ПХС как о производственной машине, где все элементы трудового процесса: станок, инструмент, ра­ботник, материал — механически (на основе точных инженерных расчетов) функционально подгоняются друг к другу. И, прежде всего это относится к человеку как наиболее адаптивному элементу системы. К пред­ставителям этого направления можно отнести Ф. Тей­лора, Ф. Гилбрета, Г. Ганта, Г. Форда, А. Гастева, П. Кер­женцева, целую плеяду исследователей Центрального института труда (ЦИТа) и Института техники управле­ния (ИТУ).

Негэнтропия — количественное выражение упорядоченности; величина, обратная энтропии системы.

Нейтральные комплексы — системы, в которых результат взаи­модействия компонентов равен простой сумме этих компонентов.

Неопределенность внешней среды — функция количества ин­формации, которой располагает ПХС (или лицо) по поводу конкретного фактора внешней среды, а также функция уверенности в этой информации.

Нормативно-функциональный подход к проектированию органи­зационной структуры — подход, основанный на обоб­щении опыта управления передовыми ПХС, примене­нии организационных форм и механизмов управления, которые оправдали себя в сходных условиях, т. е. этот подход основан на методе аналогии и прототипов.

Ограничения разнообразия структуры — бывают двух типов:

1) фиксированные — специфические связи между эле­ментами системы, определяющие возможность из­менения одних и невозможность других;

2) вероятностные — формы, типы и теснота связей между элементами системы, определяемые средни­ми значениями.

Олигомеризация — уменьшение числа однородных элементов в системе путем их объединения.

Организационная структура — культура обеспечения упорядо­ченности и согласованности функционирования соци­альной организации.

Организационная структура ПХС — совокупность взаимосвязей и отношений между структурными подразделениями, выделяемых по признаку выполнения управленческих процессов (функций).

 

Организационные ценности — представление о полезности и предпочтительности для реализации миссии организа­ции тех или иных средств, форм и методов, а также культурных свойств членов этой организации.

Организация — сознательный разумный процесс искусствен­ного упорядочения и преобразования объективного ми­ра человеком.

Организованность — стихийная бессознательная упорядочен­ность эволюционных процессов динамики объектив­ного мира, в частности живой природы.

Ослабленная иерархия — иерархические структуры сохраняют­ся между первым и вторым уровнями практикуется консультативный стиль управления или создаются воз­можности для расширения горизонтальных связей и координации.

Отбор — универсальный механизм самоорганизации, дейст­вующий и на внутрисистемном, и на межсистемном уровне.

Открытая система — система, взаимодействующая с внешней средой.

Отношения и связи между элементами производственно-хозяй­ственной системы — однозначно установленные — определяемые объективными законами изготовления и реализации продукции, экономическими и правовыми нормами и отношениями; однозначно не устанавливаемые — специализация, кооперация, сотрудничество, согласованность, упорядоченность, складывающиеся под воздействием объективных законов и принципов организации и субъективной деятельности людей.

Отрицательный отбор — уничтожение компонентов системы.

Параллельное преобразование систем — развитие сходных форм на основе структурного родства исходного материала и внешней среды.

Подвижное равновесие — характеризуется тем, что каждое из возникающих изменений в системе уравновешивается тут же другим, ему противоположным.

Подвижность внешней среды — скорость, с которой происходят изменения во внешней среде.

Подчиненность — зависимое положение управляемого звена (объекта управления) от управляющего (субъекта управления).

Показатель «умирания» ПХС — показывает, как быстро орга­низации «вымирают» (через закрытие или уход из ниши).

Показатель создания ПХС — показывает, как быстро создают­ся новые ПХС одинаковой организационной формы в определенной нише (сегменте рынка).

Полимеризация — соединение двух и более систем одинаковой структуры и превращение их в новую, более сложную систему (полимер).

Полная деиерархизация — практически отсутствуют иерархические структуры, и функции управления реализуют­ся временными группами.

Полномочия — совокупность прав руководителя (органа) по принятию и реализации управленческих решений в соответствии с их компетенцией.

Положительный отбор — сохранение новых изменений, новых комбинаций компонентов системы.

Представительская система в теории Гласиер — формируется путем избрания представителей, входящих в совет вмес­те с руководителями. Представители доводят до сведе­ния руководителей жалобы своих избирателей.

Принцип концентрического действия — внешние воздействия всегда направлены на более слабые (неустойчивые) компоненты («где тонко, там и рвется»).

Принцип эмерджентности — соединение двух систем приводит к глубоким преобразованиям каждой из входящих в соединение систем, и вновь образованная система при­обретает новое свойство (в смысле эффективности).

Принципы бюрократической организации М. Вебера:

1) все задания разделяются на высокоспециализиро­ванные виды работ;

2) каждое задание выполняется в соответствии с посто­янной строго регламентированной системой общих правил;

3) каждый сотрудник отвечает перед руководителем за свои действия и действия своих подчиненных;

4) каждое официальное лицо (руководитель) ведет дела
своего офиса безлично и формально и поддержи­вает социальную дистанцию со своими коллегами и
подчиненными;

5) найм на работу основывается на технической квали­фикации;

6) продвижение по службе основано на старшинстве и
профессионализме (достижениях).

Принцип построения организационной структуры:

1) организационная структура управления должна, преж­де всего, отражать цели и задачи организации, а сле­довательно, быть подчиненной производству и его потребностям;

2) следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными ра­ботниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию;

3) формирование структуры управления надлежит свя­зывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления с уста­новлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними;

4) между функциями и обязанностями, с одной сторо­ны, и полномочиями и ответственностью — с дру­гой, необходимо поддерживать соответствие, нару­шение которого приводит к дисфункции системы управления в целом;

5) организационная структура управления должна быть адекватной социально-культурной среде организа­ции, оказывающей существенное влияние на реше­ния относительно уровня централизации и детализа­ции, распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководителей и менеджеров. Практически это означает, что попытки слепо копировать структуры управления, успешно функционирующие в других социально-культурных условиях, не гарантируют же­лаемого результата.

Производственная структура ПХС — совокупность технологи­ческих связей и отношений между структурными под­разделениями, выделяемых по признаку выполнения производственных процессов.

Производственно-хозяйственная система (ПХС) — образование (система), в котором целенаправленно и планомерно комбинируются элементы материально-технической и социальной природы, чтобы посредством изготовления (производства) и реализации продуктов, изделий, услуг и т. п. обеспечить достижение поставленных целей.

Производственные структурные подразделения — самостоятель­ные звенья производственной структуры ПХС, обеспе­чивающие выпуск продукции и услуг и осуществляющие оперативное управление производством. Производст­венные структурные подразделения — это производство, корпуса цехов, цех, участок, бригада, звено.

Производство «in time» — характеризуется тем, что продукция изготавливается в точно назначенный момент времени так, что дефекты и их причины обнаруживаются и устраняются немедленно по ходу перемещения заготов­ки от позиции к позиции, в идеале, вообще без попа­дания на склад.

Простое соединение — несущественное преобразование каждой из входящей в соединение частей без появления новых свойств образованной из частей системы, отличных от свойств ее частей.

Процессные элементы внутренней среды ПХС — элементы си­стемы, которые влияют на ее функционирование, т. е. на процесс преобразования входа в выход (кадры, оборудование, материалы, продукция, финансы, ин­формация, приобретение, складирование, производ­ство, транспортирование, сбыт, планирование, приня­тие решений, выполнение, контроль).

 

 

Пунктуальная деиерархизация — иерархические структуры час­тично распускаются, а вместо них создаются на вре­менной основе команды, бригады, проектные группы, которым делегируется компетенция принятия реше­ний.

ПХС как функциональный бюрократический механизм — разно­видность механистического подхода. ПХС представля­ет собой безличный механизм, построенный в фор­ме многоуровневой иерархии должностных позиций с четко заданными целями, задачами, правами (полно­мочиями), с жестко установленными статусными функ­циональными обязанностями и соответствующей ответственностью. Основной элемент производствен­но-хозяйственной системы — человек-функционер, а все связи в организации — функциональные, строго формализованные, нормативно регламентированные. Основные представители данного подхода: А. Файоль, М. Вебер, Л. Урвик, Л. Гьюлик, А. Рейли.

Развитие — накопление изменений, началом любого развития служат случайные изменения, которые постепенно приводят к неустойчивости системы.

Разъединение — дизъюнкция (распадение) системы на отдель­ные компоненты в результате ослабления или уничтожения цепной связи.

Регресс — тип развития, для которого характерен процесс пе­рехода от высшего к низшему, процессы деградации, понижения уровня организации, утраты способности к: выполнению тех или иных функций; включает также моменты застоя, возврата к изжившим себя формам и структурам. Противоположен прогрессу.

Самоорганизация — процесс развития мира, функционирующе­го на принципах случайности и отбора, главное свой­ство которого — поддерживать состояние условного равновесия и определенного порядка систем.

Свободный тип интеграции — характеризуется отсутствием об­щего центра, взаимосвязь элементов системы происхо­дит непосредственно между собой.

 

Сетевые организации — средоточие фирм или специализирован­ных единиц, координируемых рыночными механизма­ми вместо командных методов.

Синергические связи и отношения — концентрация, специали­зация, взаимозаменяемость, взаимодополнение, комп­лексность, оптимальность.

Синергия (применительно к ПХС) — такое приращение ресурс­ного потенциала организации в процессе совместной деятельности ее членов для достижения поставленной цели, при котором полученный результат больше или меньше, чем простое сложение используемых ресурсов (эффект «2 + 2 = 4»).

Система — совокупность элементов, находящихся в определен­ных отношениях и связях друг с другом, образующая единое целое для выполнения определенных функций.

Система «ресурсы — продукция» — организационная система по преобразованию ресурсов с целью получения на выходе продукции (услуги) для конечного потребления.

Система неподвижного равновесия — система, для которой ха­рактерна статическая устойчивость, достигаемая путем «прочности» связей между компонентами и величиной границы соприкосновения с внешней средой.

Система подвижного равновесия — система, для которой харак­терна динамическая устойчивость, достигаемая путем уравновешивания каждого возникающего изменения в системе другим, ему противоположным.

Системно-целевой подход к формированию организационной структуры — построение структуры целей ПХС, опре­деление на ее основе состава целереализующего ком­плекса и функций подразделений, входящих в целереализующий комплекс.

Системные признаки ПХС

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...