Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 1. Понятие система, управление, система управления, схема процесса управления.




Понятие «система» широко используется в науке, технике и повседневной жизни, когда говорят о некоторой упорядоченной совокупности любого содержания.

Система – это объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов, явлений, понятий и т.д.

Система обладает основными свойствами или признаками:

· целостность (система рассматривается как единое целое, состоящее из взаимодействующих частей);

· наличие устойчивых связей (отношений) между элементами;

· эмерджентность – предполагает наличие таких качеств (свойств), которые присущи системе в целом, но не свойственны ни одному из ее элементов в отдельности.

Система управления представляет собой совокупность объекта (например, предприятия0 и объекта управления (управленческого аппарата).

Управление – процесс целенаправленного воздействия на объект, обеспечивающего удовлетворение потребностей субъекта, т.е. управление – изменение состояния объекта, ведущее к достижению поставленных целей.

В общем виде процесс управления включает этапы:

  • получение информации о задачах управления, формируемых на основании целей субъекта;
  • получение информации о результатах управления, представляющих характеристику поведения объекта управления;
  • получение информации о состоянии среды;
  • анализ полученной информации и выработка решения;
  • осуществление управляющих воздействий (исполнение решения).

Т.е. управление – целенаправленный процесс переработки информации.

Для нашего примера субъект (управленческий аппарат) объединяет сотрудников, формулирующих цели, разрабатывающих планы, устанавливающих требования к принимаемым решениям, а также контролирующих их выполнение.

Информационный характер управления можно представить этапами информационного процесса управления.

Этапы информационного процесса управления

Этапы управления Этапы информационного обеспечения
Сбор информации Анализ и синтез Выбор критериев, оценка альтернатив
Подготовка к принятию решения Поиск и отбор информации Формулировка задач, выделение путей решения Формирование резерва целей объекта и субъекта управления
Принятие решения Оценка информации и ее аналитическая обработка Формирование множества альтернатив Определение ограничений, выбор критериев, оценка альтернатив
Организация исполнения, контроль результатов Поиск дополнительной информации и ее оценка Создание моделей решения задач управления Оценка стратегий и условий реализации практических решений

В задачу объекта управления входит выполнение планов и решений, разработанных управленческим аппаратом, т.е. реализация той деятельности, для которой создавалась система управления. Оба компонента системы связаны прямой и обратной связью.

Прямая связь выражается потоком директивной информации, направляемой от управленческого аппарата к ОУ.

Обратная связь представляет собой поток отчетной информации о выполнении принятых решений.

Директивная информация формируется управленческим аппаратом в соответствии с целями управления и информацией о внешней среде, о сложившейся внешней ситуации. Отчетная информация формируется ОУ и отражает внутреннюю ситуацию ОУ, а также степень влияния на нее внешней среды (задержка платежей, нарушение подачи энергии, погодные условия, общественно-политическая ситуация в регионе и т.д.). Таким образом, внешняя среда влияет не только на ОУ, она поставляет информацию и управленческому аппарату, решения которого зависят от внешних факторов (состояние рынка, уровень инфляции, налоговая и таможенная политика и т.п.).

Цикл управления – процесс сбора данных о состоянии ОУ, принятие решения, выработки и реализации управляющих воздействий.

Оптимальное управление заключается в выборе наилучших управляющих воздействий из множества возможных с учетом ограничений и на основе информации о состоянии управляемого объекта и внешней среды.

Необходимость совершенствования системы управления диктуется следующими обстоятельствами:

  • возрастанием требований к управлению;
  • сложностью социально-политической обстановки, политическим противоборством стран;
  • конкурентной борьбой между странами и фирмами;
  • динамичностью изменения обстановки;
  • постоянным совершенствованием и разработкой перспективных комплексов и средств обработки информации;
  • возрастанием объема и сложности мероприятий по управлению;
  • значительным увеличением объема информации, обрабатываемого в органах управления;
  • возрастанием риска ошибочного принятия решений, способствующих возникновению непредвиденных, а зачастую и чрезвычайных ситуаций;
  • необходимостью детального прогнозирования деятельности, мероприятий, процессов и их результатов, а также количественного обоснования принимаемых решений.

 

Вопрос 2. Понятие новой информационной технологии (НИТ). Классификация информационных технологий.

В современных информационных технологиях этом широко используются методы и средства создания и ведения баз данных и баз знаний, языки высокого уровня, видеотерминальная техника, специализированные процессоры для редактирования текстов и работы с графической и речевой информацией. Развитие информационных технологий ведет к существенному увеличению объемов перерабатываемой информации и сокращению сроков ее обработки.

Информационная технология представляет собой процесс, состоящий из четко регламентированных правил выполнения операций над информацией, циркулирующей в ИС, и зависит от многих факторов, которые систематизируются по следующим классификационным признакам (рис 1):

  • степень централизации технологического процесса;
  • тип предметной области;
  • степень охвата задач управления;
  • класс реализуемых технологических операций;
  • тип пользовательского интерфейса;
  • способ построения сети.

► По степени централизации технологического процесса ИТ в системах управления делят на централизованные, децентрализованные и комбинированные технологии:

Рис. 1. Классификация информационных технологий

 

Централизованные технологии характеризуются тем, что обработка (информации и решение основных функциональных задач экономического объекта производятся в центре обработки ИТ - центральном сервере организованной на предприятии вычислительной сети либо в отраслевом или территориальном информационно-вычислительном центре.

Децентрализованные технологии основываются на локальном применении средств вычислительной техники, установленных на рабочих местах пользователей для решения конкретной задачи специалиста. Децентрализованные технологии не имеют централизованного автоматизированного хранилища данных, но обеспечивают пользователей средствами коммуникации для обмена данными между узлами сети.

Комбинированные технологии характеризуются интеграцией процессов решения функциональных задач на местах с использованием совместных баз данных и концентрацией всей информации системы автоматизированном банке данных.

Тип предметной области выделяет функциональные классы задач соответствующих предприятий и организаций, решение которых производится с использованием современной автоматизированной информационной технологии. К ним относятся задачи бухгалтерского учета и аудита банковской сферы, страховой и налоговой деятельности и др.

По степени охвата автоматизированной информационной технологией задач управления выделяют автоматизированную обработку информации на базе использования средств вычислительной техники, автоматизацию функций управления, информационную технологию поддержки принятия решений, которые предусматривают использование экономико-математических методов, моделей и специализированных пакетов прикладных программ для аналитической работы и формирования прогнозов, составления бизнес-планов, обоснованных оценок и выводов по изучаемым процессам. К данной классификационной группе относятся также организация электронного офиса как программно-аппаратного комплекса для автоматизации и решения офисных задач, а также экспертная поддержка, основанная на использовании экспертных систем и баз знаний конкретной предметной области.

По массам реализуемых технологических операций ИТ рассматриваются в соответствии с решением задач прикладного характера и имеющимся прикладным программным обеспечением, таким, как текстовые и графические редакторы, табличные процессоры, системы управления базами данных, мультимедийные системы, гипертекстовые системы и др.

По типу пользовательского интерфейса автоматизированные информационные технологии подразделяются в зависимости от возможностей доступа пользователя к информационным, вычислительным и программным ресурсам, соответствующей используемой на экономическом объекте автоматизированной информационной технологии. Пакетная информационная технология не предоставляет возможности пользователю влиять на обработку данных, в то время как диалоговая технология позволяет ему взаимодействовать с вычислительными средствами в интерактивном режиме, оперативно получая информацию для принятия управленческих решении.

Интерфейс сетевой автоматизированной информационной технологии предоставляет пользователю телекоммуникационные средства доступа к территориально удаленным информационным и вычислительным ресурсам.

Способ построения сети зависит от требований управленческого аппарата к оперативности информационного обмена и управления всеми структурными подразделениями фирмы. Повышение запросов к оперативности информации в управлении экономическим объектом привело к созданию сетевых технологий, которые развиваются в соответствии с требованиями современных условий функционирования организации. Это влечет за собой организацию не только локаль­ных вычислительных систем, но многоуровневых (иерархических) и распределенных информационных технологий в ИС организационного управления. Все они ориентированы на технологическое взаимодействие, которое организуется за счет средств передачи, обработки, накопления, хранения и зашиты информации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...