Лекция 3.1. Формы организации и функции различных типов автоматизированных информационных систем.
План
Вопрос 1. Понятие информационной системы (ИС). Функциональные и обеспечивающие подсистемы ИС.
Информационные технологии реализуются в среде информационных систем. Под информационной системой будем понимать человеко - компьютерную систему для поддержки принятия решений и производства информационных продуктов, использующую компьютерную информационную технологию. Отличительные черты ИС от других систем приведены в таблице.
Основное предназначение ИС:
Современная история создания ИС насчитывает несколько десятилетий и условно может быть разделена на 4 этапа:
Основными результатами внедрения ИС могут быть:
Структура ИС как совокупности подсистем обеспечения приведена на рисунке. ИО – совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации (УСД), схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также мероприятия построения БД. УСД создаются с целью обеспечения показателей различных сфер деятельности общественного производства на государственном, республиканском, отраслевом и региональном уровнях. Формирование и разработка УСД и ее составляющих (унифицированных форм документов различных уровней управления, состава и структуры реквизитов и показателей, порядка внедрения, ведения и регистрации) осуществляется в соответствии с государственными стандартами. Недостатки существующих УСД: большой объем документов для ручной обработки; дублирование показателей в разных документах; большое количество документов отвлекает специалистов от решения непосредственных задач; наличие неиспользуемых на практике показателей и др.
База данных – форма представления и организации совокупности данных, систематизированных таким образом, чтобы эти данные были найдены и обработаны с помощью ЭВМ. Схемы информационных потоков – маршруты движения информации и ее объемы, места возникновения первичной информации и использования результатов ее обработки. Построение схемы информационных потоков позволяет выработать меры по совершенствованию СУ; выявить объемы информации и провести ее детальный анализ; исключить дублирующую и неиспользуемую информацию; классифицировать и рационально представить информацию. Методологию построение БД можно представить в виде 2-х последовательно реализуемых на практике этапов: 1-й – исследование всех функциональных подразделений организации с целью уяснения специфики и структуры ее деятельности, построение схемы информационных потоков, анализа существующее системы документооборота, определение информационных объектов и соответствующего состава реквизитов (параметров, характеристик), описывающих их свойства и назначение. 2-й – построение концептуальной информационно-логической (инфологической) модели данных, в которых должны быть установлены и оптимизированы все связи между объектами и их реквизитами. Эта модель является фундаментальной, на которой будет создана БД, и отражает предметную область в виде совокупности информационных объектов и их связей. Таким образом, создание ИО предполагает:
ТО – комплекс технических средств, предназначенных для работы ИС, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.
КТС включает компьютеры любых моделей, устройства сбора, накопления, передачи и вывода информации, оргтехнику и др. МО и ПО – совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач ИС, а также нормального функционирования КТС. Основными средствами МО являются средства и методы моделирования процессов и систем, типовые задачи управления, методы математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и др. ПО включает системные и специальные перекладные программные продукты и техническую документацию на них. Системное ПО представляет собой совокупность программ общего назначения, предназначенных для организации вычислительного процесса и решения часто встречающихся задач обработки данных. Специальное прикладное ПО- совокупность программ, разработанных при создании конкретной ИС. В его состав входят ППП, реализующие разработанные модели, отражающие функционирование реального объекта. Организационное обеспечение – совокупность документов, устанавливающих организационную структуру, регламентирующих взаимодействия работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации ИС Правовое обеспечение – совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус, и функционирование ИС, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации. Правовую базу ИС составляют Конституция, федеральные и иные законы, указы, нормативные правовые акты государственных органов власти, а также нормативные правовые акты министерств, ведомств, организаций, органов местного самоуправления.
Вопрос 2. Классификация информационных систем.
1. По классу решаемых задач обработки информации: - (ИП ИС), обеспечивающие решение задач преобразования информации на семантическом уровне; - Логико-аналитические (ЛА ИС), обеспечивающие решение задач преобразования информации на семантическом уровне, т.е. решение вычислительных процедур; - поисково-оптимизационные (ПО СС), обеспечивающие решение задач преобразования информации на прагматическом уровне (прагма – греч. – дело, действие)
ИПИС в зависимости от вида информации можно условно разделить на документ и фактограф. Наиболее хорошо разработанным и изученным вариантом ЛАИС является АСОД (АСОИ) – комплекс программных и технических средств, предназначенных для решения широкого круга вычислительных задач. АСОИ обеспечивает ввод данных, обработку их по заданным алгоритмам (программам) и выводу результатов решения в требуемой форме. К ЛАИС относятся ИРС, ИЛС и др. ПОИС Построение ПОИС осуществляется с учётом влияния следующих факторов: 1.степени информированности о структуре управляемое системы, целях и правилах её функционирования, а также влияния внешней среды; 2.уровня (вида) представляемой информации (степени её определяемости) 3.размернсти задач (количества переменных и накладываемых ограничений); 3.числа показателей оптимизации решения. Первые три фактора определяют степень (уровень) структурированности задачи, последний – простоту (ординарность) процедуры оптимизации. С учётом этого классификацию ПОИС можно осуществить по степени структурированности задач на следующие классы: хорошо структурированные (ХС), (формализованные) ИС; слабо (частично) структурные (ЧС) ИС; неструктурированные (НС) ИС. От степени формализации во многом зависит эффективность ИС, а также уровень её автоматизации. Чем точнее математическое описание задачи, тем выше возможности компьютерной обработки данных и тем меньше степень участия человека в процессе её решения. Это и определяет степень автоматизации задачи. ХСИС – система, решающая формализованные задачи, в которой известны все элементы и взаимосвязи между ними, размерность задачи её выше средней, уровень представления информации – количественный. ЧСИС – характеризуется возможностью частичного выделения элементов и связей между ними большой размерностью задачи, количественно-качественным уравнением представления информации. НСИС- характеризуется невозможностью выделения элементов и установления связей между ними, большой размерностью задач; качественным уровнем предоставления информации. В структурированной задачи удаётся выразить её содержание в форме математической модели, имеющей точный алгоритм решения. Подобные задачи обычно приходится решать многократно, и они носят… характер. Целью использования ИС для решения структурированных задач является полная автоматизация их решения, т.е. сведение роли человека к нулю
Решение неструктурированных задач из-за невозможности создания математического описания и разработки алгоритма связано с большими трудностями. Возможности использования ИС здесь невелики. Решение в таких случаях принимается человеком из эвристических соображений на основе своего опта, интуиции и, и возможно, косвенной информации из разных источников. Заметим, что в практике работы любой организации существует сравнительно немного полностью структурированных или совершенно неструктурированных задач. О большинстве задач можно сказать, что известна лишь часть их элементов и связей между ними. Для решения таких задач можно создать ЧСИС. Такая система является автоматизированной, а обрабатываемая в ней информация анализируется человеком. Современные ЧСИС подразделяются на два вида: - создающие управленческие отчёты; - разрабатывающие возможные альтернативные решения: модельные, экспертные. Первый вид ориентирован главным образом на обработку данных (поиск, сортировку, фильтрацию и т.п.). полученные отчёты используются для принятия решения, которые сводятся к выбору одной из предложенных альтернатив. ИС, создающие управленческие отчёты, обеспечивают информационную поддержку ЛПР, которая заключается в предоставлении доступа к информации БД и её частичной обработке. Модельные ИС предоставляют пользователю математические, статистические, финансовые и др. модели, использование которых позволят получить необходимую информацию путём установления диалога с моделью в процессе её исследования, что облегчает выработку и оценку альтернативного решения. Основные функции модельной ИС: - возможность работы в среде типовых математических моделей, включая решения основных задач моделирования типа «как сделать, чтобы», «что будет, если»,» и др. - достаточно быстрая и адекватная интерпретация результатов моделирования; - оперативная подготовка и корректировка входных параметров и ограничений модели; - возможности графического отображения динамики модели. Экспертные ИС обеспечивают выработку и оценку возможных альтернатив пользователям за счёт создания ЭС, связанных с обработкой знаний.
2. По уровню государственного управления АИС делятся: - АИС федерального значения (решают задачи информационного обслуживания аппарата административного управления и функционируют во всех регионах страны); - Территориальные (региональные) ИС предназначены для решения информационных задач управления административно - территориальными объектами, расположенными на конкретной территории; - Муниципальные ИС функционируют в органах местного самоуправления для информационного обслуживания специалистов и обеспечение обработки экономических, социальных процессов, местных бюджетов, контроля и регулирования деятельности всех… социально экономических областей города, района… 3. По области функционирования экономического объекта: - АИС промышленности и сельского хозяйства; - Транспорта; - Связи; - Банковские ИС и др.; 4.По видам процессов управления: - ИС управления технологическими процессами, предназначены для автоматизации различных технологических процессов (гибкие технологические процессы, энергетика и др.); - ИС управления организационно – технологическими процессами представляют собой многоуровневые, иерархические системы, которые сочетают в себе ИС технологические процессы и ИС управления предприятием. 5.По степени автоматизации информационных процессов ИС подразделяется на: - Ручные ИС; - АИС; - Автоматические ИС, за человеком относятся только контрольные функции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|