Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 3.1. Формы организации и функции различных типов автоматизированных информационных систем.




План

  1. Понятие информационной системы (ИС). Функциональные и обеспечивающие подсистемы ИС.
  2. Классификация информационных систем.

 

Вопрос 1. Понятие информационной системы (ИС). Функциональные и обеспечивающие подсистемы ИС.

 

Информационные технологии реализуются в среде информационных систем.

Под информационной системой будем понимать человеко - компьютерную систему для поддержки принятия решений и производства информационных продуктов, использующую компьютерную информационную технологию.

Отличительные черты ИС от других систем приведены в таблице.

Система Элементы системы Цель системы
Предприятие (организация) Люди, оборудование, материалы, здания и др. Производство продукции (услуг)
Вычислительная система (ЭВТ) Электронные, электронно-механические элементы и др. Обработка данных
Телекоммуникационная система Коммутационные элементы и системы, вычислительные системы, модемы, программное обеспечение, линии связи и др. Передача данных
Система управления Управляемые и управляющие элементы, прямые и обратные связи и др. Поддержка желаемого состояния объекта (системы) в условиях возмущающих воздействий
ИС ЭВТ, информационные сети, люди, ИО, ПО, МО, ТО Формирование информационных ресурсов

 

Основное предназначение ИС:

  • решение задач обработки данных;
  • автоматизация расчетных задач;
  • автоматизация задач экспертных систем;
  • информационное обеспечение систем управления и др.

Современная история создания ИС насчитывает несколько десятилетий и условно может быть разделена на 4 этапа:

  • 1-й (1950-1960 гг.) характеризуется созданием ИС обработки расчетной документации на электронно-механических бухгалтерских машинах;
  • 2-й (1960-1970 гг.) – создаются управленческие ИС для производства информации, обеспечивающие ускорение процесса подготовки отчетности по различным видам и сферам деятельности;
  • 3-й (1970-1980 гг.) – разрабатываются системы поддержки принятия решений для различных звеньев управления;
  • 4-й (1980-2000 гг.) – создаются стратегические ИС, представляющие АСУ различными видами деятельности в интересах эффективного развития личности, общества и государства.

Основными результатами внедрения ИС могут быть:

  • получение рациональных и оптимальных вариантов решения управленческих задач за счет использования математических методов и интеллектуальных систем;
  • исключение непроизводительного труда за счет автоматизации наиболее рутинных операций;
  • обеспечение достоверности информации;
  • повышение эффективности переработки информации, снижение объемов бумажных носителей информации (документов);
  • совершенствование структуры потоков информации и систем документооборота;
  • снижение затрат на производство продуктов и услуг и др.

Структура ИС как совокупности подсистем обеспечения приведена на рисунке.

ИО – совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации (УСД), схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также мероприятия построения БД.

УСД создаются с целью обеспечения показателей различных сфер деятельности общественного производства на государственном, республиканском, отраслевом и региональном уровнях.

Формирование и разработка УСД и ее составляющих (унифицированных форм документов различных уровней управления, состава и структуры реквизитов и показателей, порядка внедрения, ведения и регистрации) осуществляется в соответствии с государственными стандартами.

Недостатки существующих УСД: большой объем документов для ручной обработки; дублирование показателей в разных документах; большое количество документов отвлекает специалистов от решения непосредственных задач; наличие неиспользуемых на практике показателей и др.

База данных – форма представления и организации совокупности данных, систематизированных таким образом, чтобы эти данные были найдены и обработаны с помощью ЭВМ.

Схемы информационных потоков – маршруты движения информации и ее объемы, места возникновения первичной информации и использования результатов ее обработки.

Построение схемы информационных потоков позволяет выработать меры по совершенствованию СУ; выявить объемы информации и провести ее детальный анализ; исключить дублирующую и неиспользуемую информацию; классифицировать и рационально представить информацию.

Методологию построение БД можно представить в виде 2-х последовательно реализуемых на практике этапов:

1-й – исследование всех функциональных подразделений организации с целью уяснения специфики и структуры ее деятельности, построение схемы информационных потоков, анализа существующее системы документооборота, определение информационных объектов и соответствующего состава реквизитов (параметров, характеристик), описывающих их свойства и назначение.

2-й – построение концептуальной информационно-логической (инфологической) модели данных, в которых должны быть установлены и оптимизированы все связи между объектами и их реквизитами. Эта модель является фундаментальной, на которой будет создана БД, и отражает предметную область в виде совокупности информационных объектов и их связей.

Таким образом, создание ИО предполагает:

  • формирование целей, задач, функций всей системы и ее подсистем;
  • выявление маршрутов информационных потоков на всех этапах их жизненных циклов и на различных уровнях управления;
  • совершенствование системы документооборота;
  • наличие и использование системы классификации и кодирования;
  • владение методологией создания концептуальных информационно-логических моделей, отражающих взаимосвязи информации;
  • создание массивов информации на машинных носителях, что требует наличия современного технического обеспечения.

ТО – комплекс технических средств, предназначенных для работы ИС, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.

КТС включает компьютеры любых моделей, устройства сбора, накопления, передачи и вывода информации, оргтехнику и др.

МО и ПО – совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач ИС, а также нормального функционирования КТС.

Основными средствами МО являются средства и методы моделирования процессов и систем, типовые задачи управления, методы математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и др.

ПО включает системные и специальные перекладные программные продукты и техническую документацию на них.

Системное ПО представляет собой совокупность программ общего назначения, предназначенных для организации вычислительного процесса и решения часто встречающихся задач обработки данных.

Специальное прикладное ПО- совокупность программ, разработанных при создании конкретной ИС.

В его состав входят ППП, реализующие разработанные модели, отражающие функционирование реального объекта.

Организационное обеспечение – совокупность документов, устанавливающих организационную структуру, регламентирующих взаимодействия работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации ИС

Правовое обеспечение – совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус, и функционирование ИС, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.

Правовую базу ИС составляют Конституция, федеральные и иные законы, указы, нормативные правовые акты государственных органов власти, а также нормативные правовые акты министерств, ведомств, организаций, органов местного самоуправления.

 

Вопрос 2. Классификация информационных систем.

 

1. По классу решаемых задач обработки информации: - (ИП ИС), обеспечивающие решение задач преобразования информации на семантическом уровне; - Логико-аналитические (ЛА ИС), обеспечивающие решение задач преобразования информации на семантическом уровне, т.е. решение вычислительных процедур; - поисково-оптимизационные (ПО СС), обеспечивающие решение задач преобразования информации на прагматическом уровне (прагма – греч. – дело, действие)

 

 

 

ИПИС в зависимости от вида информации можно условно разделить на документ и фактограф.

Наиболее хорошо разработанным и изученным вариантом ЛАИС является АСОД (АСОИ) – комплекс программных и технических средств, предназначенных для решения широкого круга вычислительных задач.

АСОИ обеспечивает ввод данных, обработку их по заданным алгоритмам (программам) и выводу результатов решения в требуемой форме.

К ЛАИС относятся ИРС, ИЛС и др.

ПОИС

Построение ПОИС осуществляется с учётом влияния следующих факторов:

1.степени информированности о структуре управляемое системы, целях и правилах её функционирования, а также влияния внешней среды;

2.уровня (вида) представляемой информации (степени её определяемости)

3.размернсти задач (количества переменных и накладываемых ограничений);

3.числа показателей оптимизации решения.

Первые три фактора определяют степень (уровень) структурированности задачи, последний – простоту (ординарность) процедуры оптимизации.

С учётом этого классификацию ПОИС можно осуществить по степени структурированности задач на следующие классы: хорошо структурированные (ХС), (формализованные) ИС; слабо (частично) структурные (ЧС) ИС; неструктурированные (НС) ИС.

От степени формализации во многом зависит эффективность ИС, а также уровень её автоматизации. Чем точнее математическое описание задачи, тем выше возможности компьютерной обработки данных и тем меньше степень участия человека в процессе её решения. Это и определяет степень автоматизации задачи.

ХСИС – система, решающая формализованные задачи, в которой известны все элементы и взаимосвязи между ними, размерность задачи её выше средней, уровень представления информации – количественный.

ЧСИС – характеризуется возможностью частичного выделения элементов и связей между ними большой размерностью задачи, количественно-качественным уравнением представления информации.

НСИС- характеризуется невозможностью выделения элементов и установления связей между ними, большой размерностью задач; качественным уровнем предоставления информации.

В структурированной задачи удаётся выразить её содержание в форме математической модели, имеющей точный алгоритм решения. Подобные задачи обычно приходится решать многократно, и они носят… характер. Целью использования ИС для решения структурированных задач является полная автоматизация их решения, т.е. сведение роли человека к нулю

Решение неструктурированных задач из-за невозможности создания математического описания и разработки алгоритма связано с большими трудностями. Возможности использования ИС здесь невелики. Решение в таких случаях принимается человеком из эвристических соображений на основе своего опта, интуиции и, и возможно, косвенной информации из разных источников.

Заметим, что в практике работы любой организации существует сравнительно немного полностью структурированных или совершенно неструктурированных задач. О большинстве задач можно сказать, что известна лишь часть их элементов и связей между ними. Для решения таких задач можно создать ЧСИС. Такая система является автоматизированной, а обрабатываемая в ней информация анализируется человеком.

Современные ЧСИС подразделяются на два вида: - создающие управленческие отчёты; - разрабатывающие возможные альтернативные решения: модельные, экспертные.

Первый вид ориентирован главным образом на обработку данных (поиск, сортировку, фильтрацию и т.п.). полученные отчёты используются для принятия решения, которые сводятся к выбору одной из предложенных альтернатив. ИС, создающие управленческие отчёты, обеспечивают информационную поддержку ЛПР, которая заключается в предоставлении доступа к информации БД и её частичной обработке.

Модельные ИС предоставляют пользователю математические, статистические, финансовые и др. модели, использование которых позволят получить необходимую информацию путём установления диалога с моделью в процессе её исследования, что облегчает выработку и оценку альтернативного решения.

Основные функции модельной ИС:

- возможность работы в среде типовых математических моделей, включая решения основных задач моделирования типа «как сделать, чтобы», «что будет, если»,» и др.

- достаточно быстрая и адекватная интерпретация результатов моделирования;

- оперативная подготовка и корректировка входных параметров и ограничений модели;

- возможности графического отображения динамики модели.

Экспертные ИС обеспечивают выработку и оценку возможных альтернатив пользователям за счёт создания ЭС, связанных с обработкой знаний.

 

2. По уровню государственного управления АИС делятся:

- АИС федерального значения (решают задачи информационного обслуживания аппарата административного управления и функционируют во всех регионах страны);

- Территориальные (региональные) ИС предназначены для решения информационных задач управления административно - территориальными объектами, расположенными на конкретной территории;

- Муниципальные ИС функционируют в органах местного самоуправления для информационного обслуживания специалистов и обеспечение обработки экономических, социальных процессов, местных бюджетов, контроля и регулирования деятельности всех… социально экономических областей города, района…

3. По области функционирования экономического объекта:

- АИС промышленности и сельского хозяйства;

- Транспорта;

- Связи;

- Банковские ИС и др.;

4.По видам процессов управления:

- ИС управления технологическими процессами, предназначены для автоматизации различных технологических процессов (гибкие технологические процессы, энергетика и др.);

- ИС управления организационно – технологическими процессами представляют собой многоуровневые, иерархические системы, которые сочетают в себе ИС технологические процессы и ИС управления предприятием.

5.По степени автоматизации информационных процессов ИС подразделяется на:

- Ручные ИС;

- АИС;

- Автоматические ИС, за человеком относятся только контрольные функции.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...