Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Использование геоинформационных систем в муниципальном управлении.




Вопрос 1. Системное представление управляемой территории. Понятие тер­риториальной информационной системы

 

Территориальная информационная система (ТИС) представляет собой комплексную интегрированную автоматизированную информа­ционную систему, предназначенную для информационно-аналитиче­ской поддержки органов государственного и муниципального управ­ления.

В зависимости от охватываемой территории выделяют следую­щие ТИС:

♦ местные (в пределах города, городского района);

♦ региональные (в пределах области, края, республики, автоном­ного округа);

♦ государственные (АСУ государственного масштаба, например, «Государственный регистр населения»).

При создании ТИС очень важным является проведение мероприя­тий, которые включают исследование состава и основных характери­стик объекта информатизации, целей каждого его элемента, взаимо­связей между ними, связей с внешней средой.

Согласно Федеральному закону № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Рос­сийской Федерации», муниципальное образование — это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

С точки зрения системного подхода система управления муници­пального образования является:

♦ вероятностной, так как ее состояние можно предсказать в каж­дый момент времени лишь с определенной долей вероятности;

♦ динамической, так как она изменяется во времени;

♦ большой, так как она содержит разнородные элементы и подсис­темы;

♦ открытой, так как реализуется возможность взаимодействия под­систем друг с другом и внешней средой.

Если рассматривать систему управления МО в виде некоторого «черного ящика», то входом будут являться коллективные интересы жителей МО, выраженные на референдуме, выборах или через пред­ставительные органы, а выходами — правовые акты и результаты дея­тельности муниципальных служб.

Муниципальное образование является частью более крупных сис­тем: политической, правовой, социальной, научно-технической, при­родной и т. д.

К элементам системы управления МО относятся:

♦ население;

♦ территория;

♦ органы местного самоуправления;

♦ органы территориального общественного самоуправления;

♦ муниципальное имущество;

♦ муниципальный бюджет;

♦ инженерная и социальная инфраструктура.

Субъектами управления системы МО являются органы местного самоуправления.

Организационная структура МО приведена на рис.1.

Элементы системы муниципального образования взаимодействуют между собой и с макросредой посредством информационных, мате­риальных и финансовых потоков. Информационные потоки, необхо­димые для реализации функций управления, связывают местную адми­нистрацию, отделения федерального казначейства, производственные, жилищно-коммунальные предприятия и другие организации МО.

Как известно, системе для устойчивого функционирования необхо­дима цель. Для оценки достижения цели требуется система показате­лей. Не менее важным является определение эффективности функци­онирования системы управления МО.

Критерии могут быть различными. Возможна оценка:

♦ экономического эффекта (повышение объема производства продукции в регионе, совершенствование структуры региональной
экономики);

Рис. 1. Муниципальное образование как система

♦ социального эффекта (рост доходов населения, снижение диф­ференциации доходов между различными социальными группами, повышение уровня занятости населения);

♦ экологического эффекта и др.

Главной целью муниципального управления является повышение качества жизни жителей МО.

С точки зрения информационного подхода, местное самоуправле­ние необходимо для повышения качества управленческих решений на региональном и государственном уровнях за счет предоставления бо­лее достоверной, адекватной, оперативной и полной информации об экономическом, политическом состоянии и динамике развития муни­ципальных образований, решениях, принимаемых местными органа­ми власти.

Цели муниципального управления подлежат количественной оцен­ке. Для ее осуществления с учетом многих факторов применяются раз­личные методы, например ресурсный анализ. Цели можно подразделить на стратегические, оперативные, тактические и описать с помощью иерархической структуры (дерева целей). Для количественной оценки целей и расстановки приоритетов применяются экспертные методы.

Например, стратегическими целями социально-экономического раз­вития МО могут быть:

♦ жилищное строительство;

♦ развитие жилищно-коммунального хозяйства;

♦ формирование благоприятного социального климата МО;

♦ развитие экономики МО, формирование благоприятного хозяй­ственного климата, развитие инновационной деятельности;

♦ повышение социальной безопасности личности, семьи, общества.

Для достижения указанных целей необходимо эффективное функ­ционирование системы информационного обеспечения деятельности органов муниципального управления.

Информационной основой для реализации системы управления МО является муниципальная информационная система (МИС), обес­печивающая полной, достоверной, актуальной и адекватной инфор­мацией все уровни муниципального управления.

С точки зрения системного подхода можно выделить несколько уровней информационных систем, содержащих в соответствии с уров­нями управления информацию в разной степени обобщенную:

♦ отраслевые информационные системы — муниципального предприятия, организации, структурного подразделения администра­ции (наименьшая степень обобщения);

♦ интегрированные системы, содержащие проблемно ориентированную информацию из отраслевых подсистем (например, карта городской территории, БД по населению МО и др.);

♦ экспертные системы поддержки принятия решений — уровень главы администрации и его заместителей (наивысшая степень агрегации информации).

 

Вопрос 2. Классификация направлений информатизации муниципального управ­ления. Понятие муниципальной информационной систе­мы (МИС).

Можно выделить следующие направления использования совре­менных информационных технологий в деятельности органов муни­ципального управления:

♦ информационное взаимодействие субъектов муниципального
управления;

♦ информационно-аналитическая поддержка управленческих ре­шений;

♦ обеспечение безбумажной технологии обработки и хранения ин­формации.

 

 

Рис. 2. Направления информатизации муниципального управления

Работа муниципальных органов власти должна обеспечиваться свое­временной информационной поддержкой. В связи с этим возрастает роль систем, ориентированных на безбумажную технологию обработ­ки информации. В состав этих систем входят программы электронно­го документооборота, а также базы данных, формируемые в органах управления, юридически отвечающих за достоверность и полноту со­ответствующей информации.

Целью информатизации является создание условий для принятия эффективных решений по управлению городом как целостной соци­ально-экономической системой.

 

Вопрос 3. Использование геоинформационных систем в муниципальном управлении.

 

Геоинформационная система (ГИС) — это программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий сбор, хранение, анализ и предоставление территориально-координированных данных на основе электронных географических карт.

Источниками информации для ГИС служат космические снимки, ре­зультаты геофизических исследований и аэрофотоснимки. Данные в ГИС группируются в слои. Слой отображает информацию, необходимую для решения конкретной задачи, например определения границ изби­рательных участков, выявления расположения коммуникаций и др.

Как было сказано выше, ГИС является компонентом муниципаль­ной информационной системы.

ГИС нашли применение во многих областях: маркетинговые иссле­дования, экология, учет муниципального имущества, мониторинг по­пуляций животных и т. д. Среди наиболее распространенных систем можно назвать WinGIS, ARC/INFO (профессиональные ГИС для раз­работчика), WinMAP, Arc View GIS, SICAD/open (геоинформацион­ные системы для конечного пользователя).

В ГИС муниципальное образование представляется как система;
компонентов, содержащих описание ландшафта, населения, градообразующей базы, транспорта, землеустройства, инженерного обеспечения, планировки зданий и сооружений. Для каждого географического объекта доступна атрибутивная информация

ГИС могут решать следующие задачи:

♦ создание паспортов территорий;

♦ создание БД по строительству, реконструкции, перспективным
проектам развития;

♦ создание БД об экологическом состоянии территории;

♦ учет информации по социальной сфере;

♦ определение нагрузки и мониторинг состояния городских сетей
(водоснабжения, теплоснабжения, канализации);

♦ инвентаризация недвижимости;

♦ ведение городского и земельного кадастров;

♦ учет населения;

♦ учет объектов торговли с возможностью анализа их оптимально­
го месторасположения (это возможно, если ГИС интегрирована
с БД по населению);

♦ создание БД для постов наблюдения за потенциально опасными
объектами, создание БД характеристик местности, используемых при решении задач моделирования чрезвычайных ситуа­ций на объектах наблюдения и прилегающих территориях.

Актуальной и важной задачей для многих городов является созда­ние территориального кадастра, который объединяет информацию о территории, земле и недвижимости.

Создаются элек­тронные карты, издаются топографические планшеты, технические паспорта на земельные участки.

В рамках создания и ведения земельного кадастра возможно реше­ние следующих задач:

♦ создание цифровых карт для нужд администрации МО;

♦ проведение работ по инвентаризации инженерных коммуникаций;

♦ учет и оценка объектов МО для формирования устойчивого эко­номического механизма управления и развития территории.

В состав ГИС входят два базовых компонента: атрибутивные и кар­тографические базы данных (рис. 3).

Рис. 3. Структура геоинформационной системы

Основными проблемами построения ГИС являются ведомственная разобщенность, низкая доступность данных из-за их секретности, слож­ность поддержания актуального состояния картографической основы и выполнения регламента обновления информации.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...