Использование геоинформационных систем в муниципальном управлении.
Вопрос 1. Системное представление управляемой территории. Понятие территориальной информационной системы
Территориальная информационная система (ТИС) представляет собой комплексную интегрированную автоматизированную информационную систему, предназначенную для информационно-аналитической поддержки органов государственного и муниципального управления. В зависимости от охватываемой территории выделяют следующие ТИС: ♦ местные (в пределах города, городского района); ♦ региональные (в пределах области, края, республики, автономного округа); ♦ государственные (АСУ государственного масштаба, например, «Государственный регистр населения»). При создании ТИС очень важным является проведение мероприятий, которые включают исследование состава и основных характеристик объекта информатизации, целей каждого его элемента, взаимосвязей между ними, связей с внешней средой. Согласно Федеральному закону № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальное образование — это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. С точки зрения системного подхода система управления муниципального образования является: ♦ вероятностной, так как ее состояние можно предсказать в каждый момент времени лишь с определенной долей вероятности; ♦ динамической, так как она изменяется во времени; ♦ большой, так как она содержит разнородные элементы и подсистемы; ♦ открытой, так как реализуется возможность взаимодействия подсистем друг с другом и внешней средой.
Если рассматривать систему управления МО в виде некоторого «черного ящика», то входом будут являться коллективные интересы жителей МО, выраженные на референдуме, выборах или через представительные органы, а выходами — правовые акты и результаты деятельности муниципальных служб. Муниципальное образование является частью более крупных систем: политической, правовой, социальной, научно-технической, природной и т. д. К элементам системы управления МО относятся: ♦ население; ♦ территория; ♦ органы местного самоуправления; ♦ органы территориального общественного самоуправления; ♦ муниципальное имущество; ♦ муниципальный бюджет; ♦ инженерная и социальная инфраструктура. Субъектами управления системы МО являются органы местного самоуправления. Организационная структура МО приведена на рис.1. Элементы системы муниципального образования взаимодействуют между собой и с макросредой посредством информационных, материальных и финансовых потоков. Информационные потоки, необходимые для реализации функций управления, связывают местную администрацию, отделения федерального казначейства, производственные, жилищно-коммунальные предприятия и другие организации МО. Как известно, системе для устойчивого функционирования необходима цель. Для оценки достижения цели требуется система показателей. Не менее важным является определение эффективности функционирования системы управления МО. Критерии могут быть различными. Возможна оценка: ♦ экономического эффекта (повышение объема производства продукции в регионе, совершенствование структуры региональной Рис. 1. Муниципальное образование как система ♦ социального эффекта (рост доходов населения, снижение дифференциации доходов между различными социальными группами, повышение уровня занятости населения);
♦ экологического эффекта и др. Главной целью муниципального управления является повышение качества жизни жителей МО. С точки зрения информационного подхода, местное самоуправление необходимо для повышения качества управленческих решений на региональном и государственном уровнях за счет предоставления более достоверной, адекватной, оперативной и полной информации об экономическом, политическом состоянии и динамике развития муниципальных образований, решениях, принимаемых местными органами власти. Цели муниципального управления подлежат количественной оценке. Для ее осуществления с учетом многих факторов применяются различные методы, например ресурсный анализ. Цели можно подразделить на стратегические, оперативные, тактические и описать с помощью иерархической структуры (дерева целей). Для количественной оценки целей и расстановки приоритетов применяются экспертные методы. Например, стратегическими целями социально-экономического развития МО могут быть: ♦ жилищное строительство; ♦ развитие жилищно-коммунального хозяйства; ♦ формирование благоприятного социального климата МО; ♦ развитие экономики МО, формирование благоприятного хозяйственного климата, развитие инновационной деятельности; ♦ повышение социальной безопасности личности, семьи, общества. Для достижения указанных целей необходимо эффективное функционирование системы информационного обеспечения деятельности органов муниципального управления. Информационной основой для реализации системы управления МО является муниципальная информационная система (МИС), обеспечивающая полной, достоверной, актуальной и адекватной информацией все уровни муниципального управления. С точки зрения системного подхода можно выделить несколько уровней информационных систем, содержащих в соответствии с уровнями управления информацию в разной степени обобщенную: ♦ отраслевые информационные системы — муниципального предприятия, организации, структурного подразделения администрации (наименьшая степень обобщения); ♦ интегрированные системы, содержащие проблемно ориентированную информацию из отраслевых подсистем (например, карта городской территории, БД по населению МО и др.);
♦ экспертные системы поддержки принятия решений — уровень главы администрации и его заместителей (наивысшая степень агрегации информации).
Вопрос 2. Классификация направлений информатизации муниципального управления. Понятие муниципальной информационной системы (МИС). Можно выделить следующие направления использования современных информационных технологий в деятельности органов муниципального управления: ♦ информационное взаимодействие субъектов муниципального ♦ информационно-аналитическая поддержка управленческих решений; ♦ обеспечение безбумажной технологии обработки и хранения информации.
Рис. 2. Направления информатизации муниципального управления Работа муниципальных органов власти должна обеспечиваться своевременной информационной поддержкой. В связи с этим возрастает роль систем, ориентированных на безбумажную технологию обработки информации. В состав этих систем входят программы электронного документооборота, а также базы данных, формируемые в органах управления, юридически отвечающих за достоверность и полноту соответствующей информации. Целью информатизации является создание условий для принятия эффективных решений по управлению городом как целостной социально-экономической системой.
Вопрос 3. Использование геоинформационных систем в муниципальном управлении.
Геоинформационная система (ГИС) — это программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий сбор, хранение, анализ и предоставление территориально-координированных данных на основе электронных географических карт. Источниками информации для ГИС служат космические снимки, результаты геофизических исследований и аэрофотоснимки. Данные в ГИС группируются в слои. Слой отображает информацию, необходимую для решения конкретной задачи, например определения границ избирательных участков, выявления расположения коммуникаций и др.
Как было сказано выше, ГИС является компонентом муниципальной информационной системы. ГИС нашли применение во многих областях: маркетинговые исследования, экология, учет муниципального имущества, мониторинг популяций животных и т. д. Среди наиболее распространенных систем можно назвать WinGIS, ARC/INFO (профессиональные ГИС для разработчика), WinMAP, Arc View GIS, SICAD/open (геоинформационные системы для конечного пользователя). В ГИС муниципальное образование представляется как система; ГИС могут решать следующие задачи: ♦ создание паспортов территорий; ♦ создание БД по строительству, реконструкции, перспективным ♦ создание БД об экологическом состоянии территории; ♦ учет информации по социальной сфере; ♦ определение нагрузки и мониторинг состояния городских сетей ♦ инвентаризация недвижимости; ♦ ведение городского и земельного кадастров; ♦ учет населения; ♦ учет объектов торговли с возможностью анализа их оптимально ♦ создание БД для постов наблюдения за потенциально опасными Актуальной и важной задачей для многих городов является создание территориального кадастра, который объединяет информацию о территории, земле и недвижимости. Создаются электронные карты, издаются топографические планшеты, технические паспорта на земельные участки. В рамках создания и ведения земельного кадастра возможно решение следующих задач: ♦ создание цифровых карт для нужд администрации МО; ♦ проведение работ по инвентаризации инженерных коммуникаций; ♦ учет и оценка объектов МО для формирования устойчивого экономического механизма управления и развития территории. В состав ГИС входят два базовых компонента: атрибутивные и картографические базы данных (рис. 3). Рис. 3. Структура геоинформационной системы Основными проблемами построения ГИС являются ведомственная разобщенность, низкая доступность данных из-за их секретности, сложность поддержания актуального состояния картографической основы и выполнения регламента обновления информации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|