Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие организаторской и организационно-




Управленческой мысли

 

Можно утверждать, что история существования и развития организаций – это история существования и развития человечества, прошедшего путь от первобытного стада с простейшим разделением труда, когда «мужчины охотились на мамонтов, а женщины поддерживали огонь в пещере», до современных телекоммуникационных организаций, распределённых в пространстве и времени, позволяющих найти человека в любой точке земного шара с точностью до нескольких метров. Но и это не предел, и люди постоянно думают над тем, как усилить синергетический (кооперативный) эффект от их совместных действий, как повысить экономические результаты разделения труда, как повысить гибкость и адаптивность организаций к изменениям в окружающей среде и т.п.

Анализируя современную управленческую, экономическую, социальную, техническую и даже научно-фантастическую литературу, можно говорить о сложившихся достаточно чётких направлениях, по которым, собственно, развиваются все идеи, мысли, связанные с совершенствованием как самих организаций, так и тех принципиальных моментов, которые положены в основу их создания и управления. Ниже эти направления рассмотрены более подробно.

Открытость – главная идея современного процесса организационного развития. Суть открытости заключается в том, что на определённом этапе развития любая нормально функционирующая организация сталкивается с проблемами внутреннего и внешнего торможения своих процессов. Неоднократно проводимые исследования факторов торможения показали наличие в каждой организации большого количества барьеров и препятствий самой различной природы, которые члены организации нередко просто не замечают. Это могут быть особенности организационной культуры (традиции, воспитание, прививаемый способ мышления, пренебрежение мнением младшего персонала, особенности личностных отношений и т.п.), особенности физического существования организации (помещения, интерьер, экстерьер, оформление рабочих мест и мест общего пользования, вид из окна и благоустройство вокруг здания и т.п.), особенности взаимоотношений с партнёрами (нечестность, нарушение сроков поставок и оплаты, не соблюдение кондиций и т.п.) и другие.

В этом случае, чтобы улучшить собственную деятельность, организация может пойти по направлению большей открытости, то есть снятия всевозможных препятствий перед свободным обменом идеями, инвестициями, людьми и т.п. Этому в значительной степени способствует бурное развитие современных информационных технологий: персональные компьютеры, Интернет, электронная почта, компактные и легко доступные электронные библиотеки и т.д. Как показала практика, открытость отнюдь не приводит к вакханалии свободных связей, потере контроля над процессами, появлению большого количества «спама» (информационного мусора) и т.п. Оказалось, что члены организации сами выстраивают нужные связи и достаточно жёстко их контролируют. Лишние связи отмирают, также отмирает потребность в огромном количестве всевозможных инструкций, регламентов и других нормирующих материалов.

Главная позитивная идея открытости – отсечение самими членами организации на своём рабочем месте всего неэффективного и поддержка всего эффективного. Хотя можно отметить и некоторые негативные стороны открытости. Главная из них – это возможность утечки за пределы организации конфиденциальной информации, но здесь суть проблемы перемещается уже в сферу подбора и подготовки кадров.

Формирование систем менеджмента качества. Суть этого направления заключается в том, что организация не просто должна выпускать качественную продукцию, а сформировать у себя систему, обеспечивающую выпуск качественной продукции. Как показывает практика, создание подобной системы фактически означает полную перестройку организации, выпускающей данную продукцию, и изменении психологии персонала. При этом основной идеей перестройки организации становится участие всех и каждого на своём рабочем месте в создании качественной продукции.

Смена ключевого стратегического ресурса в организации. Современное развитие самых разных социальных и экономических организаций показало всё возрастающее значение обладания знаниями и информационными ресурсами относительно обладания материальными ресурсами (здания, сооружения, оборудование, сырьё, энергия, полуфабрикаты, готовая продукция и т.п.). Но особенно важным ресурсом организации становятся люди, способные этими информационными ресурсами пользоваться и организовывать творческие (креативные) процессы. Знания и информация и умение их использовать в нужный момент в нужном месте в соответствии с конкретными требованиями всё более становятся движущими силами развития организации. Чем большее число элементов организации оказывается подключённым к «банкам знаний», чем шире и доступнее «единое информационное пространство» для членов организации, тем выше уровень, на котором организация функционирует и развивается.

Работа на таком «информационном» уровне требует от членов организации новых идей по поводу иной расстановки сил и связей, переходу к новой структуре и новым функциям. Например, конвергенция современных телефонов, телевизоров, персональных и иных компьютеров, потребительской электроники и т.п. приводит к кардинальным сдвигам не только в сознании членов организации, но и в структуре самой организации и во внешних микро- и макросредах. Как ни странно, цифровые технологии начинают определять и образ жизни, и образ деятельности, и сознание.

Рост объёмов трансконтинентальных, транснациональных и трансрегиональных потоков. В связи с интегрированием мировой экономики в единое целое роль транснациональных, трансконтинентальных и трансрегиональных потоков различных материалов, энергии, информации и людей стремительно растёт. Мировой рынок всё более сливается в единое целое, формируя при этом разнообразные организации с весьма неожиданными с прежних позиций структурами и функциями. Основные идеи, связанные с подобными организациями, ещё только формируются.

Появление явных лидеров экономического развития. Процессы развития отдельных организаций приобрели столь стремительный характер, что их экономические, политические и социальные планы и амбиции стали определять развитие не только городов и районов, но и регионов и целых стран. Начав, как правило, с добычи и транспортировки сырья, эти организации постепенно брали на себя всё более глубокую переработку его, создавая, так называемые, вертикально интегрированные компании, которые занимались полным циклом производства в данной сфере (например, все процессы, начиная от геологоразведки и бурения скважин и заканчивая розничной продажей бензина на автозаправочных станциях). Накопив достаточные финансовые средства, эти организации начинают вторгаться в сферы, которые для них являются обеспечивающими. Как правило, это оказывается сфера строительство и производство строительных материалов, а также производство оборудования, используемого как на своих предприятиях, так и на чужих, но родственных предприятиях. Затем методом скупки действующих предприятий идёт вторжение в совершенно иные сферы, которые отношения к базовой деятельности не имеют: производство продуктов питания и крупные торговые системы, производство текстиля и одежды, транспортные и телекоммуникационные компании, журналы, газеты и телевизионные каналы, производство детских игрушек и сфера образования и т.д. В результате на какой-либо территории возникает явный лидер, контролирующий практически все основные экономические, политические и социальные процессы. Здесь основными идеями организационно-управленческой мысли являются законодательное нормирование деятельности подобных лидеров экономического развития и их взаимодействие с другими субъектами экономической и социальной деятельности с целью недопущения разрушения многоукладной экономики.

Вышеописанные процессы приводят к ослаблению роли государственных и муниципальных органов в организациижизни на отдельных территориях. Конечно, речь не идёт о формировании лидером экономического развития своего законодательства или назначении им территориальных руководителей, но взять в свои руки процессы жизнеобеспечение достаточно больших территорий, а также существенно влиять на исход местных выборов он может. Это подводит к мысли об обязательности создания структур государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

Обострение взаимоотношений Природы и Человека. В связи с тем, что мировая экономическая система всё больше и больше потребляет природных ресурсов и наносит всё больший и больший вред природе своими отходами, то взаимоотношения Природы и Человека начинают выходить на первый план. Очевидно, уже в ближайшем будущем определяющую роль в развитии организаций будут играть идеи, способные вывести человечество на уровень понимания своего нового места и роли в экосфере. Тогда лидерами мирового развития окажутся организации, регионы и страны ранее других осознавшие необходимость коэволюции, то есть совместного развития с окружающей природой. Как следует из опыта функционирования «Киотского протокола» пока не ясно, к каким новым организационным формам это приведёт.

Пересмотр целей общественного развития. Идёт активный поиск новых ценностных ориентиров всем мировым сообществом. Пропагандировавшиеся в течение длительного времени так называемые «общечеловеческие ценности» относительно скоро могут отойти на задний план, а вперёд выйти совершенно другие ценности и стандарты жизни. Что это за новые стандарты жизни и каковы будут организации, их реализующие и поддерживающие пока не ясно, хотя некоторые идеи можно сформулировать уже сейчас: гуманизация экономических систем и пересмотр значения категории «экономическая эффективность», социальная защита конкретного человека.

Здесь перечислены только некоторые направления развития организационно-управленческой мысли, волнующие наиболее прогрессивные категории человечества и потому наиболее часто обсуждаемые в средствах массовой информации. Реально этих направлений во много раз больше. Они носят более конкретный характер и потому активно обсуждаются в кругах соответствующих специалистов и специальных средствах информации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...