Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современные тенденции развития организаций




 

Многообразный опыт, накопленный как в различных странах мира, так и в России, свидетельствует о том, что основные тенденции развития организации определяются способностью к развитию системы управления данной организации. Именно способность системы управления вырабатывать цели, определять ценности, координировать деятельность, готовить персонал и добиваться конечных результатов является фактором развития организации.

Наиболее характерными направлениями, по которым системы управления обеспечивают развитие организаций, являются:

· ориентация на долгосрочную перспективу;

· детальное исследование всех сфер и факторов, с которыми организация сталкивается;

· инновационная деятельность;

· диверсификация деятельности организации.

Сейчас является общепризнанным, что основную ценность для организации составляют люди, связанные каким-либо образом с её деятельностью. Можно выделить ряд направлений, по которым реализуется развитие организации в связи с людьми:

· первое направление – это персонал; задача системы управления организации заключается в максимальном мотивировании и стимулировании творческой активности персонала, заинтересованности его в конечных результатах деятельности, в повышении эффективности своего труда и т.д.;

· второе направление – это акционеры; задача системы управления организации заключается в совмещении интересов акционеров с интересами персонала, интересами организации, интересами отрасли и экономики в целом;

· третье направление – это контактные аудитории (см. раздел 1.3.3); задача системы управления организации при работе с контактными аудиториями заключается в формировании позитивного имиджа в глазах этой категории людей и мотивировании её на действия, способствующие развитию организации.

Объектом развития в организации является и сама система управления. В качестве основных направлений развития организационных систем управления особенно актуальных в России можно назвать следующие:

· Осуществление децентрализации производства и сбыта. С этой целью в рамках производственных организаций создаются полуавтономные или полностью автономные подразделения, самостоятельно отвечающие за свои прибыли и убытки. Каждое такое подразделение самостоятельно финансирует свою деятельность и вступает в коммерческие отношения на договорной основе с другими подразделениями как данной организации, так и за её пределами.

· Инновационная политика, поиск новых рынков и диверсификация деятельности. Это направление реализуется в организациях либо через создание в своей структуре специализированных внедренческих подразделений, либо через учреждение специальных дочерних «венчурных» предприятий, занимающихся поиском, разработкой и внедрением новинок.

· Дебюрократизация и повышение творческой и производственной отдачи персонала. Это направление для российской практики является одним из наиболее сложных, так как слишком сильны в нашей стране бюрократические традиции. Тем не менее, есть ещё советский опыт (сквозные бригады качества), а также зарубежный опыт (бесплатная раздача персоналу акций предприятия), позволяющий утверждать, что эти вопросы всё-таки решать можно.

 

Организации будущего

 

Анализ наметившихся тенденций в развитии организаций и организационных систем позволяет сделать некоторые прогнозы. Эти прогнозы имеют разный уровень достоверности и касаются разных моментов организационного развития, но, тем не менее, специалисты уверены, что эти прогнозы будут в той или иной мере реализованы.

Ниже приведены основные модели организаций будущего, построенные на основе упоминавшихся прогнозов.

Организации, ориентированные на предвидение. Суть деятельности этих организаций заключается в формировании своих производственных планов и программ деятельности, исходя всего лишь из появившихся во внешней среде тенденций. Эти организации могут возникать в самых разнообразных сферах и являются, как правило, высокорисковыми – «венчурными».

Организации с перекрещивающимися функциями. Организации с традиционными линейными, функциональными и линейно-функциональными структурами всё более будут вытесняться организациями с матричными и бригадными структурами (см. раздел 2.4.3). Суть этого процесса заключается в формировании в структуре организации временных коллективов (бригад), решающих самостоятельно все вопросы, необходимые для выполнения поставленной задачи (снабжение, подбор персонала, производство, НИИОКР, маркетинг, сбыт и т.п.).

Упрощённые и уполномоченные организации. Для эффективнейшего решения стоящих задач организации идут по пути упрощения иерархических структур и выделения подразделений и отдельных специалистов с особыми полномочиями. Это существенно стимулирует как группы работников, так и отдельных людей принимать на себя большую ответственность и работать более интенсивно и творчески. Таким образом, достигается максимальная вовлечённость работников в производственные процессы.

Глобальные организации. Развившиеся в конце XX столетия производственные, технологические, транспортные и информационные возможности фактически открыли перед различными организациями весь мир. Теперь организации, чтобы преуспеть в своей сфере, необходимо иметь глобальную стратегию, которая позволяет действовать в различных странах и регионах, руководствуясь исключительно эффективностью.

Сетевые организации. Наступит период, когда организации, чтобы выпускать свою продукцию, совсем не обязательно должны иметь полный набор производственной и предпринимательской деятельности – от НИИОКР до маркетинга и сбыта. Будут формироваться сети из разнопрофильных организаций, распределяющих между собой все функции по выпуску данной продукции. Наибольший интерес здесь представляет то обстоятельство, что постоянные поставщики и покупатели также могут быть звеньями этой сети.

Организации, основанные на информационных технологиях. Поскольку в настоящее время информация и информационные технологии приобретают всё большее значение в деятельности организации, то можно построить прогноз, что наступит период в жизни конкретной организации, когда степень использования информации и информационные технологии будет определяющей в деле развития её конкурентоспособности.

Организации, ориентированные на акционеров. Поскольку общемировая тенденция состоит в опережающем росте акционерных капиталов относительно роста всех капиталов вообще, то, соответственно, и роль акционерных организаций также возрастает. Следовательно, и сами акционерные организации должны прилагать заметные усилия по совмещению интересов отдельных акционеров с интересами персонала, интересами организации в целом, а также интересами отрасли и экономики в целом.

Гибкие, адаптивные и обучающиеся организации. Темпы процессов, протекающих в обществе, экономике и политике, сейчас настолько велики, что традиционный путь становления и развития организаций становится недопустимо медленным. Поэтому действующие организации, обладающие повышенной способностью к приспособлению, адаптации и обучению в процессе выполнения своей миссии и достижения целей будут гораздо конкурентоспособней иных. Уже сейчас при проектировании новых организаций в их структуру нередко закладываются возможности безболезненной трансформации в нужном направлении.

Организации, движимые клиентами. Рыночные условия функционирования организаций требуют в качестве основного ориентира выбирать условия удовлетворения клиентов. Эти условия должно быть основным при формировании деятельности организации: выбор продукта, выбор свойств продукта, условия и сроки поставки, помощь в использовании и т.п. Основным фактором эффективности организации становится степень удовлетворённости клиентов.

Организации, ориентированные на добавленную стоимость и качество продукции. Организации должны концентрировать свои ресурсы в тех сферах, где они имеют какие-либо реальные преимущества перед другими организациями по части производства качественной продукции. Также они должны концентрировать свои усилия в сферах, где они способны создать наибольшую добавленную стоимость. Наилучшим вариантом является выбор сферы, где организации удаётся сконцентрировать как реализацию наилучшего качества своей продукции, так и формирование наибольшей добавленной стоимости этой продукции.

Организации, ускоряющие выход продукции. Конкуренция, основанная на времени, является, хотя и не новым фактором, но быстро набирающим вес. Организации-лидеры придают всё большее значение темпам обновления продукции, для чего начинают вкладывать всё большие средства в НИИОКР. Темпы обновления продукции должны опережать изменения во внешней среде. Самым лучшим вариантом является формирование таких темпов обновления продукции, что организация становится «законодателем моды» в своей сфере.

Инновационные, предпринимательские организации. В ситуации быстро меняющихся рыночных условий особое значение приобретает темп проведения НИИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ). Чем быстрее фирма разрабатывает новые товары и интенсивнее разрабатывает и использует новые подходы для выведения их на рынок, тем выше её конкурентоспособность.

Можно заметить, что в основе развития всех организаций будущего лежит фактор перехода от жёсткой специализации на производстве ограниченного набора продукции к интеграции в широкие гибкие системы производства разноплановой продукции. Соответственно при этом меняются и стили управления организациями от жёсткого авторитарного при узкой специализации до координационного, демократического в противоположном случае.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

Основная:

1. Третьякова Е. П. Теория организации: Учебное пособие. – М.: КноРус, 2009. – 224 с.

2. Парахина В. Н., Федоренко Т. М. Теория организации: Учебное пособие. – М.: КноРус, 2009. – 296 с.

3. Мильнер Б. З. Теория организации: Учебник. – М.: Инфра-М, 2008. – 864 с.

4. Смирнов Э.А. Теория организации: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2008. – 248 с.

5. Веснин В. Р. Теория организации: Учебник. – М.: Проспект, 2008. – 272 с.

 

Дополнительная:

6. Латфуллин Г. Р. Теория организации: учебник. – СПб.: Питер, 2008. 2008. – 464 с.

7. Петухова С. В., Шеметов П. В. Теория организации: Учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2008. – 282 с.

8. Кабкова Е. Н. Шпаргалка по теории организации: Ответы на экзаменационные билеты. – М.: Аллель, 2009. – 64 с.

9. Веснин В. Р. Теория организации в схемах: Учебное пособие. – М.: Проспект, 2008. – 128 с.

10. Скрынченко Б. А. Теория организации: Учебное пособие. – М.: Экзамен, 2008. – 288 с.

11. Алабугин А. А., Алабугина Р. А., Бондаренко Р. Н. Теория организации: Учебное пособие для практических занятий. – Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 2007. – 32 с.

12. Акимова Т. А. Теория организации: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 367 с.

13. Теория организации: Антология / Сост. В. Л. Семикова. – М.: Академический проект Гаудеамус, 2005. – 960 с.

14. Семёнов Ю. Г. Организационная культура: Учебное пособие. – М.: Логос, Университетская книга, 2006. – 256 с.

15. Кочарян Е. С. Организационное поведение: Конспект лекций. – М.: Приор-издат, 2007. – 128 с.

16. Дак Дж. Д. Монстр перемен: причины успеха и провала организационных преобразований. – М.: Альпина Бизнес Бук, 2007. – 320 с.

17. Иванникова Н. Н., Лурье Д. А. Организационная культура: Учебное пособие. – М.: Окей-книга, 2009. – 124 с.

18. Широкова Г. В. Жизненный цикл организации: Концепции и российская практика. – СПб.: ИД СПбГУ, Высшая школа менеджмента, 2008. – 480 с.

19. Иванов М. А., Шустерман Д. М. Организация как ваш инструмент: Российский менталитет и практика бизнеса. – М.: Альпина Паблишер, 2003. – 380 с.

20. Фёдорова Н. Н. Организационная структура управления предприятием: Учебное пособие. – М.: Велби, 2003. – 256 с.

21. Шапиро С. А. Организационные коммуникации в целях эффективной работы компаний: Учебно-практическое пособие. – М.: РОСБУХ, Гросс Медиа, 2007. – 336 с.

22. Персикова Т. Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура: Учебное пособие. – М.: Логос, 2006. – 224 с.

23. Кравченко К. А. Методология организационного проектирования систем управления // Менеджмент в России и за рубежом. 2006. № 4. СС. 65-75.

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНАМ

 

1. Объект, предмет и метод теории организации.

2. Функции теории организации.

3. Место теории организации в системе научных знаний.

4. Становление теории организации в доисторическую эпоху.

5. Становление теории организации в древнегреческую эпоху.

6. Становление теории организации в эпоху Возрождения и эпоху раннего капитализма.

7. Современный этап становления теории организации.

8. Развитие теории организации в России в XIX и XX столетиях.

9. Тенденции современного развития теории организации как науки.

10. Понятие организации, определения организации и их анализ.

11. Организация как процесс, как система взаимоотношений, как социум.

12. Определение сущности организации.

13. Роль организаций в жизни современного общества.

14. Организация как система (определения).

15. Системные связи в организации.

16. Системные свойства организации.

17. Внутренняя среда организации («ромашка»).

18. Внешняя микросреда организации.

19. Внешняя макросреда организации.

20. Жизненный цикл организации – товарный подход.

21. Жизненный цикл организации – управленческий подход.

22. Результаты взаимодействия внутренней и внешней сред организации.

23. Виды адаптации организации к изменениям окружающей среды.

24. Характерные компоненты социальной организации.

25. Уровни, на которых может быть произведена типология социальных организаций.

26. Типология социальных организаций на уровне отдельных социальных образований.

27. Типология социальных организаций по целевым установкам.

28. Понятие хозяйственной организации, её характерные признаки.

29. Основные организационно-правовые формы хозяйственных организаций.

30. Типология хозяйственных организаций по формам собственности.

31. Типология хозяйственных организаций по принадлежности к секторам экономики. Вертикально интегрированные организации.

32. Понятие органа государственной или муниципальной власти как организации.

33. Основные типы организаций федеральной и муниципальной власти.

34. Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Казённые предприятия.

35. Государственные корпорации и организации с участием государства.

36. Государственные и муниципальные учреждения.

37. Типология основных организационных систем.

38. Механистические и органические организационные системы – сравнение основных характеристик.

39. Традиционные организационные системы – линейные структуры.

40. Традиционные организационные системы – функциональные структуры.

41. Традиционные организационные системы – линейно-функциональные структуры.

42. Дивизиональная продуктовая организационная структура.

43. Дивизиональная территориальная организационная структура.

44. Матричная организационная структура.

45. Корпоративные и индивидуалистические организационные системы – сравнение основных характеристик.

46. Сущность управления в организации.

47. Управление во внутренней среде организации: миссия, философия и цель.

48. Управление во внутренней среде организации: персонал, бизнес-процессы и стратегии.

49. Управление во внутренней среде организации: организационная структура, организационная культура и организационные системы.

50. Управление во внешней среде организации.

51. Субъекты и объекты организаторской деятельности.

52. Понятие законов организации.

53. Общие законы организации: закон синергии, закон самосохранения, закон развития.

54. Общие законы организации: закон соответствия разнообразия управляющей системы, закон приоритета целого, закон учёта системы потребностей.

55. Частные законы организации.

56. Специфические законы организации: закон информированности-упорядоченности, закон единства анализа и синтеза, закон композиции и пропорциональности.

57. Специфические законы организации: закон дифференциации и универсализации функций, закон своеобразия, закон социальной гармонии, закон оптимальной загрузки.

58. Понятие принципов организации.

59. Общие принципы организации.

60. Частные принципы организации.

61. Ситуационные принципы организации.

62. Принципы статической и динамической организации (дать в сравнении).

63. Принципы рационализации.

64. Понятие коммуникации и коммуникационного процесса в организации. Основные виды коммуникаций.

65. Подходы к коммуникациям. Классическая схема коммуникации.

66. Основные виды помех и искажений в процессах коммуникации.

67. Основные типы коммуникаций.

68. Формы и методы коммуникаций в организации.

69. Эффективность организационных коммуникаций.

70. Основные понятия организационной культуры.

71. Основные принципы организационной культуры.

72. Основные функции организационной культуры.

73. Специальные функции организационной культуры.

74. Механизмы организационной культуры.

75. Основные понятия информационных технологий организационной культуры.

76. Роль в организационной культуре текстовых, графических и табличных процессоров.

77. Роль в организационной культуре систем управления базами данных, подготовки презентаций, статистической обработки данных.

78. Роль в организационной культуре финансовых, производственных и диалоговых программ и гипертекстовых технологий.

79. Роль в организационной культуре сетевых информационных технологий и систем автоматизированного поиска информации.

80. Роль в организационной культуре электронной почты, телеконференций и распределённой обработки данных.

81. Понятие предприятия как производственной организации.

82. Цели, задачи и система управления производственным предприятием.

83. Технологии управления предприятием.

84. Понятие организационного проектирования и проектирования организационных систем.

85. Подходы к проектированию организаций.

86. Метод аналогий и экспертный метод проектирования организаций.

87. Метод структурирования целей и метод организационного моделирования проектирования организаций.

88. Этап диагностики и этап собственно проектирования организаций.

89. Этап внедрения и этап анализа эффективности при проектировании организаций.

90. Подходы к оценке эффективности организации.

91. Коэффициенты, характеризующие эффективность организаций.

92. Направления развития организационно-управленческой мысли: открытость организации, системы менеджмента качества.

93. Направления развития организационно-управленческой мысли: ключевой стратегический ресурс, трансконтинентальные, транснациональные и трансрегиональные потоки.

94. Направления развития организационно-управленческой мысли: лидеры экономического развития, роль государственных и муниципальных органов власти.

95. Направления развития организационно-управленческой мысли: взаимоотношения Природы и Человека, цели общественного развития.

96. Современные тенденции развития организаций в связи с людьми.

97. Современные тенденции развития систем управления.

98. Организации будущего: ориентация на предвидение, перекрещивающиеся функции.

99. Организации будущего: глобальные, сетевые, основанные на информационных технологиях.

100. Организации будущего: ориентированные на акционеров, гибкие, адаптивные и обучающиеся, движимые клиентом.

101. Организации будущего: инновационные, ускоряющие выход продукции, инновационные и предпринимательские.

 

 

ВЫПИСКИ ИЗ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...