Семантический дифференциал
Стр 1 из 15Следующая ⇒ Корчагина С. Г. К66 Психология одиночества: учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. -228 с. ISВN 978-5-9770-0076-5 В учебном пособии представлены устоявшиеся в науке подходы к пониманию одиночества, рассмотрены его конверсивы, психологические механизмы возникновения, особенности проявления разных видов этого состояния. Кроме известных зарубежных подходов, излагается авторский, па сегодняшний день единственный отечественный психологический подход к пониманию и изучению одиночества. Выполнение заданий для самостоятельной работы поможет глубже попять и осознать многогранность и многоаспектность этого феномена человеческой (и, как оказалась, не только) психики. УДК 159.9 ББК 88.4 © Московский психолого-социальиый институт, 2008 © Дизайн и верстка ООО «Багира-2», 2008 ISВN 978-5-9770-0076-5 Введение Когда мы слышим слово «одиночество», ни у кого из нас не возникает вопроса: «А что, собственно, это такое?». Каждый человек в Той или иной степени понимает, о чем идет речь. Каждый вкладывает в это понятие свой индивидуальный смысл, который сложился в его личном жизненном опыте. Очевидно, что большинство людей понимают одиночество как существование человека вне семьи. В быту, говоря о взрослом человеке «одинок», подразумевается, что у него в данный момент нет пары, половинки. В отношении стариков одиночество трактуется как отсутствие детей, внуков или проживание вдали от них. Когда мы слышим такое о детях или подростках, то первое, что представляется, - это отсутствие семьи, ее явное неблагополучие, либо какие-то патологии. Конечно, на первый взгляд, одиночество связывается с отсутствием семьи. Каждый из нас убеждается в этом на практике в повседневной жизни. Это показывают и многочисленные социологические опросы, в том числе проведенные нами.
С другой стороны, достаточно большой опыт работы с проблемными группами, проведения тренингов по рефлексии собственного одиночества, индивидуальных бесед и тому подобного с неменьшей очевидностью выявляют другую тенденцию понимания одиночества: как внутреннего состояния, состояния души, которое никак не соотносится с наличием или отсутствием семьи. Одиночество может настигнуть кого угодно и когда угодно. Вот такое резюме появляется на первом часу
специально организованного размышления и/или разговора на тему одиночества (семинары, диспуты, психотерапевтические группы, тренинги, творческие задания, дневниковые записи и т. д.). Как только группа приходит к такому выводу, сразу же начинается поиск и обсуждение условий возникновения данного состояния, то есть поиск ответа на вопросы «Почему наступает одиночество? Что способствует (может быть, провоцирует) это.состояние?». Следующим моментом выступает проблема оценки одиночества в жизни человека: хорошо это или плохо. Чаще всего формой размышления на эту тему оказывается диспут. Обычно люди делятся на три группы. Первая утверждает, что одиночество мучительно, оно разрушает человека, ограничивает его возможности, «обрубает» перспективы. Другая часть утверждает, что одиночество - это условие для творчества, самопознания, осмысления и осознания происходящего, отдыха, наконец. Третья группа придерживается компромиссной точки зрения: одиночество может быть разным, все зависит от самого человека, его индивидуально-личностных особенностей. Это состояние может выступать и как деструктивное, и как созидающее, творческое, способствующее самоактуализации и самореализации. Может показаться странным, но правы все три группы. С одиночеством бывает все. Оно может уничтожить личность, но может направить ее на путь восхождения к индивидуальности1. Одиночество может очень серьезно тормозить творческий процесс, не оставляя человеку сил буквально ни на что, кроме осознания собственного состояния, но может являться абсолютно необходимым условием для реализации творческого потенциала.
1 См. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. Что же это за неразгаданная и всем знакомая тайна - ОДИНОЧЕСТВО? Мы предлагаем вам познакомиться с устоявшимися в науке подходами к пониманию одиночества, рассмотреть его конверсивы, психологические механизмы возникновения, особенности проявления разных видов этого состояния. Выполнение заданий для самостоятельной работы поможет вам глубже понять и осознать многогранность и многоаспектность этого удивительного феномена человеческой (и, как оказалась, не только) психики. Кроме известных зарубежных подходов, в учебном пособии излагается авторский, на сегодняшний день единственный отечественный психологический подход к пониманию и изучению одиночества. Вербальные и экспрессивные диагностические методики, апробированные на больших выборках, дают достаточно полную картину переживаний разных видов одиночества. В дополнение к перечисленному описание индивидуальных случаев поможет более детально представить содержание переживаний и специфику проявлений каждого вида одиночества. Изучение данного курса потребует от вас ведения психологического дневника, так как придется анализировать не только свои представления, но и свои переживания, а также отношение к этому. Вам будут предложены темы рассуждений, специальные техники самоанализа. Кроме того, вы познакомитесь с некоторыми специальными терминами, например, названиями видов одиночества, для которых нужно будет оставить несколько чистых страниц в дневнике либо завести отдельные тонкие тетради, так как по мере изучения курса введенные номинации будут наполняться новым содержанием - описательным, диагностическим, психотерапевтическим и т. д.
Ведение психологического дневника и выполнение заданий для самостоятельной работы обеспечит вам хорошее усвоение материала.
Прежде чем приступить к изучению курса «Психология одиночества», вам необходимо выполнить данную практическую работу Практическая работа № 1 Исследование субъективного семантического пространства одиночества Согласитесь, что смысловое наполнение понятия «одиночество» весьма многообразно. Даже в научной философской и психологической литературе можно встретить некоторую небрежность в употреблении слов: «одиночество», «уединение», «изоляция». Иногда эти термины употребляются через запятую, что совершенно неоправданно. Часто их пытаются объяснить одно через другое, что также не определяет и не проясняет понятия, а лишь запутывает их. В любом случае «одиночество», «изоляция» и «уединение», конечно же, не синонимы, но, очевидно, имеют близкие, возможно, пересекающиеся или накладывающиеся друг на друга семантические пространства. Вам предлагается «снять» первичную диагностику смыслов, которые каждый из вас вкладывает в эти слова. Работу следует выполнять в тонкой тетради в клетку или на отдельных листах, так как вы должны будете ее сдать преподавателю на проверку. В конце изучения курса «Психология одиночества» вы еще раз выполните эту работу для того, чтобы сравнить и проанализировать, как изменилось ваше понимание одиночества, изоляции и уединения. Цель: получить представления об индивидуальных семантических пространствах понятий «одиночество», «изоляция», «уединение». Ход работы 1. Выполните модифицированный вариант семантического дифференциала согласно инструкции. Семантический дифференциал (модификация С. Г. Корчагиной) Данный вариант семантического дифференциала разработан специально для изучения специфики переживания одиночества разными категориями людей и для смыслового разделения понятий «одиночество», «изоляция», «уединение». Инструкция: Вам предлагается последовательно оценить понятия «одиночество» («о»), «изоляция» («и») и «уединение» («у») по предложенным 15 парам полярных утверждений.
2. Посчитайте факторные веса каждого понятия по Фактор оценки - Fo = (f1 +f4 +f7 + f1 + f1 3): 5; Фактор силы -Fc = (f2 + f5 + f8 + f11 + f14):5; Фактор активности - Fa = (f3 +f6 + f9 + f12+f15):5 где/- шкальный вес, то есть конкретное значение по каждой шкале (от -3 до +3). Всего 15 шкал, индекс рядом с f указывает номер шкалы, например f5 - значение по пятой шкале «маленькое - большое». Так как вам нужно посчитать три факторных веса для трех слов, то всего получится девять значений. 3. Составьте таблицу и впишите туда полученные
4. После подсчета факторных весов представьте графически полученные результаты. Для этого следует построить три объемных параллелограмма в трехосной системе координат. Оси обозначаются Fo, Fc и Fa согласно формульным знакам факторных весов. 4.1. Используя школьные знания по аксонометрии, сначала отметьте па осях Fo, Fc и Fa значения, полученные по понятию одиночества. Например, Fo = 1,2 Fc = 2,1 Fa = -0,5. Графически это будет выглядеть так:
1 Зак. 44 4.2. Далее проделайте то же самое с результатами по понятиям изоляции и уединения. В результате вы получите три параллелограмма в одной системе координат. Для наглядности можно окрасить параллелограммы в разные цвета, например, соответствующий одиночеству - в красный, изоляции - в синий, уединению - в зеленый. 5. Сделайте выводы но работе, учитывая, что каждый из этих параллелограммов символизирует определенное семантическое пространство соответствующего понятия: «одиночество», «изоляция», «уединение». Форма и размер параллелограммов зависят от значений координат, то есть от результатов факторных весов, полученных по вышеуказанным формулам.
Обратите внимание, какой параллелограмм соответствует каждому понятию, то есть какое семантическое пространство вы отводите одиночеству, изоляции, уеди- нению. Возможно, эти пространства сходятся (хотя такое случается не часто); может быть так, что один большой параллелограмм включает в себя два других, поменьше. Отметьте, как ориентированы ваши параллелограммы, учитывая, конечно, что означает каждая ось координат. В выводах можно также ориентироваться на содержание шкал в каждом факторе. Например, в фактор активности входят 3-я, 6-я, 9-я, 12-я и 15-я шкалы, содержательное значение которых, соответственно «тихое - громкое», «спокойное - беспокойное», «пассивное -активное», «однообразное - разнообразное» и «застывшее - подвижное». В качественном анализе результатов это можно использовать. Эта практическая работа интересна сама по себе, но она еще и необходима для того, чтобы после ознакомления с содержанием курса, повторно выполнив методику, сравнить как индивидуальные, так и групповые результаты с помощью соответствующих математических критериев. Вы будете это делать на других практических занятиях, поэтому результаты обязательно сохраните, записав их в свои дневники.
Глава 1 Основные направления психологического анализа одиночества. Подходы к изучению одиночества 1.1. Состояние проблемы. Определение одиночества
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|