Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семантический дифференциал




Корчагина С. Г.

К66 Психология одиночества: учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. -228 с.

ISВN 978-5-9770-0076-5

В учебном пособии представлены устоявшиеся в науке подходы к пониманию одиночества, рассмотрены его конверсивы, психологические механизмы возникновения, особенности проявления разных видов этого состояния. Кроме известных зарубежных подходов, излагается авторский, па сегодняшний день единственный отечественный психологический под­ход к пониманию и изучению одиночества. Выполнение заданий для само­стоятельной работы поможет глубже попять и осознать многогранность и многоаспектность этого феномена человеческой (и, как оказалась, не толь­ко) психики.

УДК 159.9 ББК 88.4

© Московский психолого-социальиый

институт, 2008 © Дизайн и верстка ООО «Багира-2», 2008

ISВN 978-5-9770-0076-5


Введение

Когда мы слышим слово «одиночество», ни у кого из нас не возникает вопроса: «А что, собственно, это та­кое?». Каждый человек в Той или иной степени понимает, о чем идет речь. Каждый вкладывает в это понятие свой индивидуальный смысл, который сложился в его личном жизненном опыте. Очевидно, что большинство людей по­нимают одиночество как существование человека вне се­мьи. В быту, говоря о взрослом человеке «одинок», подра­зумевается, что у него в данный момент нет пары, поло­винки. В отношении стариков одиночество трактуется как отсутствие детей, внуков или проживание вдали от них. Когда мы слышим такое о детях или подростках, то пер­вое, что представляется, - это отсутствие семьи, ее явное неблагополучие, либо какие-то патологии. Конечно, на первый взгляд, одиночество связывается с отсутствием семьи. Каждый из нас убеждается в этом на практике в по­вседневной жизни. Это показывают и многочисленные со­циологические опросы, в том числе проведенные нами.

С другой стороны, достаточно большой опыт рабо­ты с проблемными группами, проведения тренингов по рефлексии собственного одиночества, индивидуальных бесед и тому подобного с неменьшей очевидностью выяв­ляют другую тенденцию понимания одиночества: как вну­треннего состояния, состояния души, которое никак не соотносится с наличием или отсутствием семьи.

Одиночество может настигнуть кого угодно и ког­да угодно. Вот такое резюме появляется на первом часу



 


специально организованного размышления и/или разго­вора на тему одиночества (семинары, диспуты, психоте­рапевтические группы, тренинги, творческие задания, дневниковые записи и т. д.). Как только группа приходит к такому выводу, сразу же начинается поиск и обсужде­ние условий возникновения данного состояния, то есть поиск ответа на вопросы «Почему наступает одиночест­во? Что способствует (может быть, провоцирует) это.со­стояние?».

Следующим моментом выступает проблема оценки одиночества в жизни человека: хорошо это или плохо. Ча­ще всего формой размышления на эту тему оказывается диспут. Обычно люди делятся на три группы. Первая ут­верждает, что одиночество мучительно, оно разрушает че­ловека, ограничивает его возможности, «обрубает» пер­спективы. Другая часть утверждает, что одиночество - это условие для творчества, самопознания, осмысления и осо­знания происходящего, отдыха, наконец. Третья группа придерживается компромиссной точки зрения: одиноче­ство может быть разным, все зависит от самого человека, его индивидуально-личностных особенностей. Это состо­яние может выступать и как деструктивное, и как созида­ющее, творческое, способствующее самоактуализации и самореализации.

Может показаться странным, но правы все три группы. С одиночеством бывает все. Оно может уничто­жить личность, но может направить ее на путь восхожде­ния к индивидуальности1. Одиночество может очень серь­езно тормозить творческий процесс, не оставляя человеку сил буквально ни на что, кроме осознания собственного состояния, но может являться абсолютно необходимым условием для реализации творческого потенциала.

1 См. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности.


Что же это за неразгаданная и всем знакомая тай­на - ОДИНОЧЕСТВО?

Мы предлагаем вам познакомиться с устоявшими­ся в науке подходами к пониманию одиночества, рассмо­треть его конверсивы, психологические механизмы воз­никновения, особенности проявления разных видов это­го состояния. Выполнение заданий для самостоятельной работы поможет вам глубже понять и осознать много­гранность и многоаспектность этого удивительного фе­номена человеческой (и, как оказалась, не только) психи­ки. Кроме известных зарубежных подходов, в учебном пособии излагается авторский, на сегодняшний день единственный отечественный психологический подход к пониманию и изучению одиночества. Вербальные и экспрессивные диагностические методики, апробиро­ванные на больших выборках, дают достаточно полную картину переживаний разных видов одиночества. В до­полнение к перечисленному описание индивидуальных случаев поможет более детально представить содержание переживаний и специфику проявлений каждого вида одиночества.

Изучение данного курса потребует от вас ведения психологического дневника, так как придется анализи­ровать не только свои представления, но и свои пере­живания, а также отношение к этому. Вам будут пред­ложены темы рассуждений, специальные техники само­анализа. Кроме того, вы познакомитесь с некоторыми специальными терминами, например, названиями ви­дов одиночества, для которых нужно будет оставить не­сколько чистых страниц в дневнике либо завести от­дельные тонкие тетради, так как по мере изучения кур­са введенные номинации будут наполняться новым содержанием - описательным, диагностическим, пси­хотерапевтическим и т. д.


 

 


Ведение психологического дневника и выполнение заданий для самостоятельной работы обеспечит вам хоро­шее усвоение материала.

Прежде чем приступить к изучению курса «Психо­логия одиночества», вам необходимо выполнить данную практическую работу

Практическая работа 1 Исследование субъективного семантического пространства одиночества

Согласитесь, что смысловое наполнение понятия «одиночество» весьма многообразно. Даже в научной фи­лософской и психологической литературе можно встре­тить некоторую небрежность в употреблении слов: «оди­ночество», «уединение», «изоляция». Иногда эти терми­ны употребляются через запятую, что совершенно неоправданно. Часто их пытаются объяснить одно через другое, что также не определяет и не проясняет понятия, а лишь запутывает их. В любом случае «одиночество», «изоляция» и «уединение», конечно же, не синонимы, но, очевидно, имеют близкие, возможно, пересекающиеся или накладывающиеся друг на друга семантические про­странства.

Вам предлагается «снять» первичную диагностику смыслов, которые каждый из вас вкладывает в эти слова. Работу следует выполнять в тонкой тетради в клетку или на отдельных листах, так как вы должны будете ее сдать преподавателю на проверку.

В конце изучения курса «Психология одиночества» вы еще раз выполните эту работу для того, чтобы сравнить и проанализировать, как изменилось ваше понимание одиночества, изоляции и уединения.

Цель: получить представления об индивидуальных семантических пространствах понятий «одиночество», «изоляция», «уединение».


Ход работы

1. Выполните модифицированный вариант семан­тического дифференциала согласно инструкции.

Семантический дифференциал

(модификация С. Г. Корчагиной) Данный вариант семантического дифференциала разработан специально для изучения специфики пережи­вания одиночества разными категориями людей и для смыслового разделения понятий «одиночество», «изоля­ция», «уединение».

Инструкция: Вам предлагается последовательно оценить понятия «одиночество» («о»), «изоляция» («и») и «уединение» («у») по предложенным 15 парам поляр­ных утверждений.

 

  -3 -2 -1   + 1 +2 + 3  
  Плохое               Хорошее
  Поверх­ностное               Глубокое
  Тихое               Громкое
  Разру­шающее               Созидающее
  Маленькое               Большое
  Спокойное               Беспокойное
  Холодное               Теплое
  Слабое               Сильное
  Пассивное               Активное
  Колючее               Мягкое
  Тяжелое               Легкое


  -3 -2 -1   + 1 +2 + 3  
  Одно­образное               Разнообразное
  Темное               Светлое
  Увядающее               Расцветающее
  Застывшее               Подвижное

2. Посчитайте факторные веса каждого понятия по
формулам:

Фактор оценки - Fo = (f1 +f4 +f7 + f1 + f1 3): 5;

Фактор силы -Fc = (f2 + f5 + f8 + f11 + f14):5;

Фактор активности - Fa = (f3 +f6 + f9 + f12+f15):5 где/- шкальный вес, то есть конкретное значение по каж­дой шкале (от -3 до +3).

Всего 15 шкал, индекс рядом с f указывает номер шкалы, например f5 - значение по пятой шкале «малень­кое - большое».

Так как вам нужно посчитать три факторных веса для трех слов, то всего получится девять значений.

3. Составьте таблицу и впишите туда полученные
результаты.

 

Одиночество Изоляция Уединение
Fo Fc Fa Fo Fc Fa Fo Fc Fa
                 

4. После подсчета факторных весов представьте гра­фически полученные результаты. Для этого следует пост­роить три объемных параллелограмма в трехосной систе­ме координат. Оси обозначаются Fo, Fc и Fa согласно фор­мульным знакам факторных весов.


4.1. Используя школьные знания по аксонометрии, сначала отметьте па осях Fo, Fc и Fa значения, полученные по понятию одиночества.

Например, Fo = 1,2 Fc = 2,1 Fa = -0,5. Графически это будет выглядеть так:


 


1 Зак. 44



4.2. Далее проделайте то же самое с результатами по понятиям изоляции и уединения.

В результате вы получите три параллелограмма в одной системе координат.

Для наглядности можно окрасить параллелограм­мы в разные цвета, например, соответствующий одиноче­ству - в красный, изоляции - в синий, уединению - в зе­леный.

5. Сделайте выводы но работе, учитывая, что каж­дый из этих параллелограммов символизирует опреде­ленное семантическое пространство соответствующего понятия: «одиночество», «изоляция», «уединение». Фор­ма и размер параллелограммов зависят от значений коор­динат, то есть от результатов факторных весов, получен­ных по вышеуказанным формулам.

Обратите внимание, какой параллелограмм соот­ветствует каждому понятию, то есть какое семантическое пространство вы отводите одиночеству, изоляции, уеди-


нению. Возможно, эти пространства сходятся (хотя такое случается не часто); может быть так, что один большой па­раллелограмм включает в себя два других, поменьше. От­метьте, как ориентированы ваши параллелограммы, учи­тывая, конечно, что означает каждая ось координат.

В выводах можно также ориентироваться на содер­жание шкал в каждом факторе. Например, в фактор ак­тивности входят 3-я, 6-я, 9-я, 12-я и 15-я шкалы, содержа­тельное значение которых, соответственно «тихое - гром­кое», «спокойное - беспокойное», «пассивное -активное», «однообразное - разнообразное» и «застыв­шее - подвижное». В качественном анализе результатов это можно использовать.

Эта практическая работа интересна сама по себе, но она еще и необходима для того, чтобы после ознаком­ления с содержанием курса, повторно выполнив методи­ку, сравнить как индивидуальные, так и групповые ре­зультаты с помощью соответствующих математических критериев. Вы будете это делать на других практических занятиях, поэтому результаты обязательно сохраните, за­писав их в свои дневники.


 




Глава 1

Основные направления психологического

анализа одиночества. Подходы к изучению одиночества

1.1. Состояние проблемы.

Определение одиночества

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...