Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава седьмая. Гештальт после Фритца *1




Глава седьмая

Гештальт после Фритца *1

 

Хочу признаться, что никогда не интересовался историей Гештальт-терапии и даже не думал что-нибудь посвя­тить этому вопросу, пока Рикардо Зербетто не попросил меня сделать обзор Гештальта за последние двадцать лет. Обзор, однако, не получился, и д-р Зербетто, ставший од­ним из организаторов этой конференции, пожелал, чтобы я все же остановился на этом вопросе. Позже он собирался провести сессию, посвященную истории Гештальта, где мой доклад «Гештальт после Фритца» явился бы частью выступлений по нью—йорскому и калифорнийскому перио­ду деятельности Перлса. Задача, которую я на себя взял по обзору гештальтной литературы и «Гештальт-журнала» в хронической последовательности, позволила мне многое увидеть более ясно и почувствовать теперь искренне жела­ние поделиться своими соображениями по истории Геш­тальта.

Поскольку никто из Нью-Йорка не взялся за это дело, а Эйб предпочел более личное представление своего станов­ления как Гештальтиста, я почувствовал себя вправе рас­сказать не только о «Гештальте после Фритца», но также о Гештальте в эзаленский период Фритца. Мне показалось необходимым показать то, что я считаю основой последую­щей работы Фритца (на Западном Побережье): «новое на­чало», которое он пережил во время кризиса в Израиле, когда ему было шестьдесят. Именно поэтому, когда не­сколько недель тому назад ко мне позвонил Рикардо и спро­сил, как я собираюсь озаглавить выступление, я ответил (не желая удлинить и без того длинное название): «Геш-тальт-терапия после Иерусалима». Он был озадачен, неверно истолковав столь апокалиптический слог.

 

*1 Отредактированная запись на Четвертой Международной Конференции по Гештальту (Сиена, Италия, 1991 г. ).

 

Вижу, как он представил то, как это будет звучать для людей, не знающих, что приезд Фритца в Израиль стал поворотным пунктом его жизни — событием, сделавшим его не просто талантливым, а мастером. В моем несколько неспешном заглавии отразились сразу и жизнь Фритца в Израиле, и нечто «апокалиптическое». С технической точки зрения это было неправильным, поскольку Фритц провел в Иеру­салиме не так уж и много времени, а настоящим местом его внутреннего переворота был Эйнход *2.

Поэтому позвольте мне начать свое повествование с мо­мента приезда Фритца в Эйнход. Эйнход — это поселок художников к югу от Хайфы, где остановился Фритц во время своих блужданий (как он рассказывает в автобиогра­фии), почувствовав «заточенность в жизни», приговоренность и даже не депрессию — отчаяние. По приглашению д-ра Симкина он приехал в Калифорнию, а затем решил вернуться из Калифорнии в Нью-Йорк, но не с запада на восток, а через запад, вокруг света.

Первая остановка была в Японии, и он влюбился там в Киото. Затем, объехав весь свет, он устраивается в Эзалене («устраивается» — слишком сильно сказано, ведь он был вечным «цыганом»), навсегда оставив в своем сердце Киото и Израиль, остановка в которых явилась для Фритца своего рода странствованием в странствовании. В Эйнходе он по­знакомился с духом хиппи, и это стало для него большим ударом, поскольку до этого он всегда гнался за славой и признанием и не имел никакого понятия, что же это значит — ничего не делать.

В автобиографии он рассказывает, каким ударом было для него найти людей, которые лишь искали и искали нечто совершенно другого порядка, чем двигающее его возбужде­ние. Он отдался живописи и серьезно подумывал забросить свою профессию терапевта. Близко сошелся с Хиллелом (одним из основателей поселка и весьма примечательной личностью в длинном перечне израильских авторитетов), писавшим Джеку Гейнесу по поводу его книги в семидесятые:

 

 

2 Хотя я решил рассказать о деятельности Фритца в последний период его жизни и о Гештальт-терапии после Фритца, уже в типографии я вернулся к изначальному заглавию «Гештальт после Фритца» — из-за двойственности его значения в связи с двоякостью смысла слова «после» Потому что Гештальт-терапия Фритца «после Иерусалима» стала «после» него в том смысле, который имеют в виду, говоря о живописи после Рембрандта

 

 «Он прямо мне сказал, что больше не хочет быть психи­атром, он не хотел больше заниматься психотерапией, он хотел полностью посвятить себя живописи и искусству, жи­вописи и музыке, так мне и сказал. Он распрощался с прошлым и, однако же, вернулся обратно к психотерапии, вернулся к тому, с чем распрощался, пережив то, что стало для него новым рождением».

Это впечатление совпадает с мнением д-ра Кулкара, психиатра, к помощи которого Фритц прибегал каждую неделю, чтобы проверить на себе действие ЛСД. Д-р Кулкар был восхищен Фритцем, считая однако его занятие бесполезным, поскольку не было от этого никакой пользы, Фритц и сам хорошо справлялся: «Он лечил себя, а это не было депрессией, то была боль роста, боль нового рожде­ния».

Когда я познакомился с Фритцем в Эзалене — и когда весь мир через Эзален узнал Фритца, поскольку теперь он становится уже харизматической фигурой — это был не тот Фритц, которого мы раньше знали. Думаю, можно ска­зать, что он всегда проявлял большой талант, но здесь он подходит к расцвету своего гения. Между талантом и гени­ем большая разница. Гениальность — это не просто потен­ция, не только прикладная способность, это глубинный контакт индивида со своей исконной сущностью. Величие, которое те из нас, кто знал его во второй фазе жизни, чувствовали в нем, явилось выражением зрелости, а не тем, что было поверхностным в начале, пусть даже и талантли­вым.

Однако не только расцвет гения Фритца лежал в основе «гештальтного взрыва» в середине шестидесятых; еще од­ним фактором этого был Эзален или, более обще, начало «калифорнийского чуда». Была какая-то провидческая связь между его приходом в Калифорнию с предложением чего-то важного и замечательными людьми, работавшими там. Поскольку не только в Израиле, но особенно в Кали­форнии ищущие смысла люди находили оазис и формиро­вали движение, запустившее контр-культуру в нашу жизни.

 

Фритц предлагал не только нечто особенное, он вышел на совершенно иной уровень самореализации и авторитет­ности, как он достаточно ясно говорит в автобиографии, утверждая, что нашел «Тао и истину». Несмотря на то, что он иногда затушевывал такое признание (когда говорил: «Я еще не дошел до высшей ступени озарения, если только она есть»), его позиция была полной и завершенной, и это вы­ражалось через естественное ощущение его авторитета. Мне кажется, что те из нас, кто встречался с ним, воспри­нимали его как воспринимают мастера Дзена — не потому, что у него какая-то особая добродетель, а из скрытого ощу­щения, что «он знает». И интуиция, конечно же, не подво­дила, поскольку это восприятие подтверждалось все снова и снова. В тех пределах, где это оставалось верным, заклю­чался фактор его психотерапевтического успеха. Вот вам пример: Хиллел, его гостеприимный хозяин и учитель жи­вописи в Израиле, говорит: «Нам не нужно было много разговаривать, мы читали мысли друг друга», — и добавля­ет, что он (Хиллел) был не просто художником, но и пытал­ся писать, но оставил свои попытки: это было трудно и не совмещалось с семейной жизнью. Он разрывался между желанием высказаться и необходимостью уединения, что­бы писать, которое никак не давала его жена. - Он никогда не говорил об этом Фритцу, но Фритц сам однажды обра­тился к нему: «Хиллел, ты должен был стать не художни­ком, а писателем. Но когда в конце концов ты станешь писать тебе потребуется отдельная комната, ключ от кото­рой никогда не давай жене». В этом есть какое-то яснови­дение. Он никогда об этом не говорил, но считаю, что именно его необычайной интуицией, а не какими-то теори­ями, объясняется то, как он работал.

Так чем же занимался Фритц в период, который я на­звал «расцветом его гения»? Каковы качества его ума? Чем вызван его необычный успех? Я говорю о времени, когда люди стали стекаться в Эзален с Восточного Побережья — представители всех направлений психотерапии, включая психоанализ, — как будто чтобы увидеть чудотворца в дей­ствии.

А все произошло за один час терапии, прецедента кото­рой не было. Иногда говорят, что Мильтон Эриксон был таким же гением. Если и есть кто, с кем можно сравнить, так это Эриксон, поскольку я сомневаюсь, что у Фрейда был такой же терапевтический гений, несмотря на его важ­ный вклад в психологию и культуру. Мы почувствовали (а под «мы» я имею в виду Виржинию Сатир, Джерри Гринвальда, Уильяма Голдинга, Эйба Левицки и других из моей первой учебной группы), что стоим перед чем-то совершен­но уникальным, абсолютно новым. Таким оно и было, хотя сегодня стало вполне обычным.

Элементом этого являлось нечто, называемое сегодня «диалогичным». Должен заметить, что хотя Фритц и знал о Бабере, лексика Бабера входит в Гештальт очень медлен­но. В основном использовалось старое (Нью-Йорское) сло­во «контакт». Мне оно несколько не нравится из-за его двусмысленности. Оно, конечно же, показывает правиль­ное направление, однако под ним можно понимать сопро­тивление как с внутренним миром, так и с внешним, иногда оно обозначает сенсорный контакт, иногда моторный, а это совершенно разные вещи. Я думаю, полезнее было бы де­ржать про запас слово «осознание» для контакта с пережи­ванием. Также, когда мы имеем в виду межличностную ситуацию и заимствуем слово «контакт» из мира механики, в нем чего-то не хватает, поскольку им не удается передать большее, чем сенсорно-моторный контакт, что является наиболее существенной частью сенсорно—моторного кон­такта, контакта «от сердца к сердцу», от сущности к сущ­ности или от центра к центру, что Бабер называет «столкновением» или «отношением». Несмотря на некото­рое различие в баберовском использовании «столкновения» и «отношения», оба термина имеют связь с ощущением дру­гого как субъекта, с ощущением другого кого-то вне пред­елов объекта мышления, манипуляции или, желания. Подход в способности воспринимать «другого» как «Ты», а «Я», которое выглядит как «Ты», — вовсе не то же, что «Я», которое выглядит как «Это» (как говорит Бабер в начале своей работы «Я» и «Ты») — в этом подходе и доброволь­ность, и необусловленность.

Полагаю, что у Фритца было нечто, развитое им до необычного уровня: способность присутствовать, быть. Присутствовать, быть в жизни, заставить другого прочувствовать свое бытие. Иногда он мог произвести из этого психотерапевтическую интервенцию. «Кто это мне гово­рит? » Когда однажды я ответил ему: «Я это говорю», — он бросил: «Ты? Я не слышу тебя». Целью подобных высказы­ваний является не внешнее поведение, когда кто-то смот­рит на пол или на кого-нибудь другого, вместо налаживания непосредственного контакта. Иногда все внешние признаки контакта в наличии, но чего—то глубин­ного не хватает. * Ты говоришь со мной? », — мог затем ска­зать Фритц: «Не чувствую, чтобы ты обращался ко мне». Это очень тонко. Это уже иная сфера — сфера личностной сути и бытия вне биологических аспектов.

Мне думается, что эта тончайшая сфера контакта явля­лась элементом его «диалогической» деятельности. Если положить «диалогическую терапию» как синоним «терапии через общение» (по Фрейду), то он был чрезвычайно диа­логичен, и мне кажется, что Фридман был совершенно не­справедлив к нему в своей книге по данному вопросу3. Повстречавшись с Фридманом некоторое время назад в Швейцарии на конференции, посвященной теме «Оздоров­ление Земли и перспективы на будущее», я составил о нем очень хорошее мнение, мне казалось, что его выступление о Бабере совершенно совпадает с тем, что могло быть ска­зано Фритцем по баберовской концепции «священной вой­ны» с оппонентом и проблеме ответственности за словесную «дуэль». «Фритцевым» был и его подход к обще­нию и контакту: он дискутировал с духом «Нового Поколе­ния» по поводу поощрения последним чувственности братства и тождественности без надлежащего признания различий и пределов.

Получив после встречи с Фридманом его книгу, я был немало удивлен, обнаружив его приверженность юнгианцам, поддержку любой другой школы, но только не геш-тальтистов! Удивлен, поскольку я считаю, что Гештальт сделал больше, чем любой другой подход, для высвобожде­ния сегодняшней психотерапии от фиксированных ролей и приемов, поскольку пример Гештальта воодушевил психо­терапию в целом к стремлению к большей свободе терапев та, к видению в нем индивида, а не зеркало или техниче­ское средство.

 

 

3 Морис Фридман, «Целительный Диалог в Психотерапии». (Нью-Джерси: Джейсон Аронсон, 1985 г. ).

 

Фритц был также и великим манипулятором — в одной из бесед он сам так определил свои действия. Но, кроме всего прочего, он был тем, кто использовал себя, если мож­но сказать «использовал» о том, что двигало им из веры в главенство столкновения над остальным. Только в отноше­нии Р. Д. Леинга можно сказать, я полагаю, что терапия и жизнь настолько близки друг другу, что различие между терапией и внешней ситуацией столь несущественно.

Другим элементом экстраординарности присутствия Фритца является то, что уже в шестидесятые (после одного из его курсов) я назвал «такчтожестью». Мне потребова­лось время, чтобы разобраться, что его «такчтожесть» той же природы, что он называл «творческой индеферентностью». Выражением этого была его необыкновенная способ­ность противостоять манипуляции. Его не затягивала ни одна игра, он умел оставаться нейтральным. Безусловно, это является частью золотого правила психоанализа по раз­витию нейтральности, но его нейтральность была просто потрясающей, она не зависела ни от сказанного, ни от не­сказанного, ни от того, сидишь ты или стоишь, она была похожа на полную буддистскую отрешенность. Совершен­но спонтанно Фритц обрел необыкновенную отрешенность, и это хорошо проявлялось особенно при инсценировках, т. е. в присутствии индивида, обыгрывающего боль; в этих случаях он обычно говорил: «Так что с того? Ты всю жизнь собираешься оплакивать прошлое? »

Этим он способствовал отношению к «здесь—и—теперь», наиболее здоровому отношению по принятию жизненной боли, какой бы она ни была, зная, что означает игра «бед­ный я» и что сознание до тех пор ограничено, пока мы избегаем боли. То было частью его внутренней теории пси­хотерапии: пока мы не хотим страдания, мы не видим, то было частью его практики введения и даже подталкивания к противостоянию боли. В этом Фритц часто сравнивал себя с хирургом.

Еще одной характеристикой этого периода жизни Фрит­ца будет, так сказать, совершенство в несовершенном. В нем было величие, но величие парадоксальное, как я вчера высказал в одном из анекдотов, пришедших на ум в связи с просьбой поделиться воспоминаниями о нем в конце ужина перед конференцией. Мне кажется, что, когда говоришь о Фритце, само собой получается, что рассказ выливается во всякие его «штучки». Может, нас именно это всегда и инте­ресует в анекдотах, но он то на самом деле не был «сукиным сыном». Он сам как—то высказался о себе, что он «на 50 % сукин сын, а на 50 % сын божий». Именно в этом тождестве и кроется его уникальность — в равенстве святости и обыч­ности, в неповторимости и свободе не быть животным (т. е. биологическим существом) и даже в свободе быть эгоистич­ным. Вспоминается ответ Фрейда Бинсвангеру, когда Бинсвангер выговаривал под конец своей жизни Фрейду за то, что он так настаивает на животном аспекте человека. Фрейд ответил: «Я попытался напомнить человеку, что он тоже животное».

И здесь есть то же самое, но и еще что-то — не могу уйти от этого слова — мистическое. Нечто, о чем не говорят и не пишут, разве что только в буддизме или в суфизме, в которых имеется понятие высшей мудрости, одеянием ко­торой является поведение или манера говорить, кажущиеся возмутительными или даже идиотскими. Вдобавок к пере­вернутости мудрости в перевернутом мире, о чем хорошо говорит Идрис Шах в «Мудрости Идиотов», я думаю, что «Мудрость придурка» порождает явление, о котором еще не говорили. Существуют люди настолько развитые, что даже их придурковатость становится мудростью для других, да­же ошибки которых принимаются за благодеяния. Я попы­тался, выразить это в интервью, которое Джек Гейне цитирует в своей книге *4, говоря, что ненавистность Фритца стала даром для его пациентов, помогая лечению их невро­зов. Д-р Шнейк, психотерапевт из Чили, написавшая вступление к испанскому переводу книги Гейнса и никогда не видевшая Перлса, посчитала, что я его неправильно понимаю, что я не верю в то, что он хороший, добрый человек. Она высказала мнение, что я должен был сказать, что Фритц хотел разрушить их эго, а не разрушить их самих. Но это уже какая-то мистика, сам Фритц отверг бы такой обезличенный язык.

 

*4 Джек Гейне, «Фритц Перле Здесь и теперь» (Интегрейтед Пресс, Тибурон, КА, 1979 г )

 

В людях, достаточно развитых на пути трансформации, есть такая сила, что их выходки спонтанно связываются с их фундаментальной ориента­цией, не принимая во внимание внешнюю сторону дела — так, подобно Мефистофелю Фауста, они делают добро, не стараясь быть добрыми. Этот редкий феномен был точно подмечен кем-то, написавшим издательское рекламное объявление на обложке той же книги, где говорится, что феномен Фритца Перлса в том, что «у него одновременно были и рога и нимб». Его нимб происходит, вероятно, из сознания рогов.

Когда в возрасте 75 лет Фритца потребовалось уложить в больницу в Чикаго (он тогда возвращался из Германии в Ванкувер), где он и умер после хирургического вмешатель­ства, тот факт, что сотни хиппи собрались у больницы, где он лежал, явился свидетельством, что его деятельность ока­зала воздействие не только на отдельные судьбы его паци­ентов и его коллег, но и на культуру в целом. Его жизнь (как я уже говорил по другому поводу) приобрела пророче­ский облик. Хотя целительный потенциал осознания и про­цесса «здесь и теперь» давно известен буддизму и хорошо описан Хейдеггером в «Бытии и Времени», хотя Рам Дасс (в книге «Будь сейчас здесь») и Алан Ватте в своих лекциях многое сделали для популяризации темы после Фритца, именно Фритц Перле более чем кто либо другой заслужи­вает звания «пророка здесь и теперь» современности. Не интеллектуальное воздействие, а сама жизнь стала сущно­стью этого и в психотерапии вообще (за пределами Гештальта), и в «новом сознании», широко раскинувшемся из Калифорнии по всему западному миру.

Гештальт-терапия продолжает распространяться и гео­графически, и внутри нашего общества. Она достигла Ин­дии и Японии, а в США лично знакома многим. Наиболее значительным стало проникновение Гештальт-терапии в культуру; взяв свое начало как контркультура, она превра­тилась в науку, преподаваемую в университетах, ее приме­няют в бизнесе и т. д. Говоря о превращении Гештальт—терапии в общественное течение, можно назвать это ее институционализацией: 1) поскольку она проникла в существующие институты и 2) поскольку практика Гештальта выкристаллизовалась в огромное число центров обу­чения Гештальту по всему миру. Делая такой вывод о раз­витии Гештальтного образования, необходимо сознавать, как адаптация психодуховных ценностей истеблишментом и обществом в целом вызывает процесс компромисса. Поэ­тому позволительно будет задаться вопросом, принимая во внимание громадное международное и межкультурное про­никновение Гештальт—терапии за последние 20 лет и нали­чие великолепных представителей данного подхода во многих странах, о лишении Гештальта полнокровия, о его выхолащивании, как в известной шутке о «супе и утке» Насреддина.

В этой истории говорится, как из деревни приехал пови­даться с Насреддином родственник и привез с собой утку. Насреддин с благодарностью приготовил утку и разделил ее с гостем. Вскорости приезжает еще один гость. Он был дру­гом, как он сказал, «того, кто привез тебе утку»: Насреддин хорошо его попотчевал. И так повторялось несколько раз. Дом Насреддина постепенно превратился в духан для при­езжих. И каждый был то другом, то дальним родственником привезшего утку. Однажды в дверь постучали, и появился один путник. «Я — друг друга того друга, который друг привезшего из деревни тебе утку», — сказал он. «Входи», — пригласил Насреддин. Сели они за стол, Насреддин попро­сил жену принести суп. Отведав, гость почувствовал, что это просто теплая вода. «Что же это за суп? », — обратился он Мулле. «Это, — ответил Насреддин, — суп из супа того супа, который был супом из утки».

Джим Симкин, чья мудрость обычно выражалась в фор­ме шутки, однажды рассказал о том же в истории, как одна дама пошла к раввину с просьбой о «броши» для рождест­венской елки. Будучи весьма ортодоксальным, тот изви­нился за то, что приходится говорить о таких сувериях, как освящение дерева, и предложил обратиться к раввину ре­формистской конгрегации. Тот тоже отказался и пореко­мендовал другого — раввина конгрегации нового поколения. И вот дама просит этого последнего сделать «брошь» для рождественской елки, и тут раввин говорит: «Рождественской елки? Не возражаю; но что такое " брошь" »?

Если нечто подобное произошло с Гештальт-терапией, то и она не избежала, так сказать, исторического закона, действие которого наблюдается в сворачивании обществен­ных движений и даже цивилизаций, которые, как отмечали Шпенглер, Тойнби, Сорокин и другие, имеют свою весну, свое лето, осень и свою зиму.

Есть одна тема, которой хотелось бы коснуться, по­скольку без этого данная ретроспекция истории «Гешталь­та после Фритца» была бы неполной. Кроме разговора о сильном проникновении Гештальта в страны и культуры, необходимо вспомнить и о разделении Гештальта — разде­лении, отражаемом в различии во взглядах представителей Восточного Побережья и Западного Побережья, разделе­нии, которое теперь разошлось по всему свету в виде двух контрастирующих ориентации.

Деление на Восток и Запад на самом деле является раз­делом целого на две части, однако с течением времени оно стало отражать растущую оппозицию, с которой Фритц Перле и его деятельность столкнулись в лице его старых единомышленников, оппозиция в зародышевом состоянии существовала, когда он был еще жив, когда только начал обосновываться на Западном Побережье.

Неудивительно, что сторонники Фритца, активно со­перничавшие с ним в Нью—Йорский период (как часто вспо­минал Симкин), только усилили противодействие, когда Фритц избрал свою антитеоретическую и интуитивистскую позицию, когда такие выражения, как «дерьмо собачье» и «мозгодер» запестрили в его лексиконе, когда он подумы­вал о книге по Гештальт-терапии со своими новыми друзь­ями и единомышленниками. Легко понять, как они не только отчуждением ответили на отчуждение, но и, приняв триумф Фритца на Западном побережье за поражение, жаждали его несостоятельности. Тонкие и сдержанные в выражении своего неодобрения при жизни Фритца, после его смерти они стали порочить его, желая похоронить его и свести к минимуму его след в анналах истории, по крайней мере в смысле лишения его превосходства в отношении Лауры Перле и Пола Гудмена.

Публичное выражение этой критики породило своего рода контрреформу, или «реставрационный» период в истории Гештальта, уже объявленный, когда Пол Гудмен счел для себя возможным раскритиковать Фритца на мемори­альном собрании, «праздновать» которое вызвалась группа из Нью-Йорка вскоре после панихиды в Сан-Франциско в Массонском Зале. Главной вехой в выражении этой крити­ки стала статья Исадоры Фрома «Реквием по Гештальту» *5, где в рассказе о своей тренировке Фритцем он обвиняет его в неспособности дать Гештальт-терапии теорию, что впол­не удалось Полу Гудмену *6. На мой взгляд, д-р Фром не только принял сторону своего братца Пола против его эди­пова конкурента, но и заявил исподтишка о себе как о представителе Пола Гудмена среди живущих.

За этим можно заметить, как постепенно переписывает­ся история Гештальт-терапии на страницах «Гештальт-журнала». Фритца здесь показывают чуть ли не хиппи, утратившим серьезность, а преданность работе с группами объясняется его нарцистическими потребностями и легко­мыслием. Его критикуют за отсутствие интереса к теории, обвиняют за чрезмерную преданность технике. Стали даже поговаривать и в книгах, и в статьях, что Фритц вовсе и не практиковал в Калифорнии. Если прочтете, то найдете там, что он лишь демонстрировал Гештальт-терапию, а не ле­чил. В итоге гений Фритца был представлен «официально­му свету» как интеллектуальный и моральный упадок.

Как я уже отмечал, когда Рикардо попросил меня впер­вые выступить по «Гештальту после Фритца», особенно я не переживал. Однако затем я прочел все, что было по этому поводу написано о Гештальте, я перечел каждую строчку Пола Гудмена (чьи формулировки мне никогда особенно не нравились, они полны мистификации), и в ре­зультате у меня появился настоящий мотив высказаться. Для меня стало как никогда ясно, что Гештальт, однажды появившись как революционное движение, породил орто­доксальность. Макс Вебер отмечает, что в истории каждой религии наступает переход от «харизматической стадии» к «стадии бюрократической». Когда устоявшаяся церковь обвиняет тех, кто не следует «священному писанию», это означает, что наступила бюрократическая стадия.

 

5 «Взгляд на Гештальт-Терапию после Тридцати Двух Лет Практики: Реквием по Гештальту» («Гештальт-журнал», весна 1984 г., выпуск №74).

6 Джо Вайсонг, «Устная история Гешталы-Терапии Интервью с Лаурой Перле, Исадорой Фромом, Ирвингом Полстером, Мариам Полстер и Элли­оттом Шапиро» (Хайланд, НИ: Гештальт Журнал Пресс, 1988 г. ).

 

Исадора Фром утверждает, что Гештальт (харизматический) За­падного Побережья подвергает опасности движение — но мы-то знаем, что настоящая опасность для любого движе­ния кроется не в его гибкости, а в его закоснелости.

К сожалению, мне показывают, что мое время истекло, что не позволяет мне документально освидетельствовать сказанное, чего я очень хотел. Надеюсь, однако, что старые гештальтисты в этой аудитории прочувствуют, что мои сло­ва подтверждаются очевидным, но все более замалчивае­мым фактом, что личная история Фритца Перлса — это история происходящего, что его работа после переезда на Западное Побережье — это не вырождение, это расцвет. Вероятно, тот факт, что гештальтисты Западного Побе­режья не ощущают необходимость создать общество Фрит­ца, передает признание его таоистского духа и веры в спонтанность процессов.

 

 

Предметный указатель

Абрахам, 254 Абстракция, 54, 73, 241 Accidia, 255 Авторитаризм, 202 Авторитарность, 281 Авторитарный обвинитель, 127 Агрессия, 58, 122-123, 132-134,

139, 145-146, 152, 208, 212-213,

218, 222, 252 Адаптация, 59, 246, 255 Адлер, 262

Актуализовать (актуализа­ция), 98, 180

Александер (техника), 275 Алчность (в характере), 253-

Амфетамины, 158 Анализ, 208 Аналитический склад ума, 54,

Анатомия, 250 Антидуховный, 201 Антиинтеллектуальный (о

Перлсе), 274 Антропология, 274 Апатия, 254 Аполлоновский (в терапии),

22< 5, 270

Арика (система), 218, 228, 261 Аристотель, 76, 241-242 Архетипы, идентификация,

Аскетизм, 56, 276 Ассимиляция, 133, 156, 182, 226 — проекций, 125, 130-131,

см также Проекция

Ассоциация (свободная), 45,

273 Ати-Йога, 267

Аутентичность, 90, 150, 201, 204, 215, 220

Бабер, Мартин, 269-270, 282-283

Базисный характер, 262

Байон, 45

Бэкан, Дэвид, 22/, 267

Барака (духовная сила), 200

Барбитураты, 158

Барьеры (ограничения), 81,

272, 276 Барк, 65 Бездумность, 57 Безопасность, 117, 154, 226 Безответственность стратегии,

136, 153, 156, см также Страте

гия

Бейссер, Арнольд (Д-р), 32

Бергсон, 265

Беркли (Калифорния), 164, 232, 248, 264

Берн, Эрик, 90

Бессмысленность, 74, 155

Библия, 59

Бинсвангер, 285

Биоэнергетика, 262

Биохейвиористики термины (в Гештальт-терапии), 98

Блейк, Уильям, 59, 150

Близость Гештальта и духов­ных традиций, 265, 268

Блумберг, Ричард, 275

Бог, 62, 66, 201, 204, 206, 232, 255, 269

Бодрствование, 200, 275

— чувств, 264, см также Бодхи

Бодх (будить), 199

Бодхи (бодрствование), 274, см

также Бодрствование

Бодхисатства, 221

Брентано, 249

Брошь, 287

Будда, Буддизм, 47, 57, 64, 205,

214-215, 220, 232, 266-268, 275,

— практика, 57, 201, 204, 265

— Хинаяна, 214, 266

— Махаяна, 21

— Тхеравадана, 213

— Тантрический, 266-267 Будь Сейчас Здесь, 286 Бостие, 56, 88, 97-98, 213, 215,

221, 223, 236, 238, 253, 283 «Бытие и Время» (Хейдеггер),

286 (См Хейдеггер) Бытия опыт, 44 Быть застывшим, 216 Быть собой, 215-217 Бюрократическая стадия, 289

Ваджраяна, 266

Вайсон, 215, 228

Ван Дусен Вильсон, 104

Ватте, Алан, 48, 55, 57, 266, 268,

Вебер, Макс, 289 Вейсс, 214, 266 Weltanschauung, 36, 65 Вербализация, 79, 90, 102, 145,

220 Видения (грезы), 72, 126, 130,

154, 158-161, 166, 178-180, 190,

192, 210, 229-232, 261. (См.

Гештальт-терапия)

Видуализация в тантрическом

Буддизме, 266 Вина, 74, 84-85, 116, 123 Випассана, 204, 213, 265-266 ВКО (взаимокоЕ1фликтная си­туация), 253

Вкус, 81

Внимание, 49-50, 71, 97, 182, 213, 217, 239, 241, 265, 267-269, 270, 273

— обнаженное, 47

— не судящее, 241 Вожделение, 222, 254, 261

— как гештальтное отклоне­ние, 217-220, 226, см. также Гештальт-терапия

Вожделение к жизни (Ирвинг

Стоун), 212-213 Возврат, 46

Вокализация (озвучание), 103,

218 Волнение (при обыгрывании),

116 Воображение, 48, 72, 163, 166,

253, 267

Восприятие, 49, 104, 112, 129-130, 154-155, 238, 247, 261

— характера, 255-256, 258 Восьмеричный Путь, 47, 202,

Ву-хсин, 48

Выявление, 108, 111, 114-115, 132

Галлюцинации, 163-164 Галлюциногены, 158 Гарман, Анхел, 242

Гедонизм, 266, 276 (См. Гума­нистический) Гейне, Джек, 280, 285 Гессе, Герман, 205 Гете, 63

Гешталып-журнал, 15, 20, 228, 261, 278, 289

Гештальт-терапия

— обыгрывание, 114-116, 125, 156

— цели, 51, 54, 60, 77, 121, 125, 153, 180, 226, 237

— как тренировка осознанно­сти, 30, 32, 34, 151, 204, 213

— аскетизм в. .. , 56-57, 59-60,

284. (См Аскетизм)

— отношение в. . . , 25-42, 271

— Буддизм, сравнение с... , 47, 201, 266-267

— определения, 35, 42, 74, 182, 199-200, 204, 216, 219

— видения (грезы) в. , 47, 55, 71, 107, 115, 130, 178, 183, 186. (См. Видения)

— история, 20, 278, 289-289

— вожделение как характер в

. . , 211-213, 217-220, 226, 254, см. также Вожделение

— медитация в. . , 47, 207, 211-217, 226-227, 274

— психоанализ, сравнение с. . . , 35, 77, 121, 199, 216

— шаманизм в. . . , 270-271

— теория против практики, //, 15, 22-23, 30, 32, 200, 266, 274, 289

— «терапевтическая ситуа­ция», 27, 42

— «состояние рассудка», 28, 215

Гешталът-терапия сегодня

(Джон Фаган и Ирма Ли

Шеферд), 11 Гешталът-терапия (Фритц

Перле), 12 Гинзберг, 232 Гипноз (гипнотерапия), 44,

153, 158 Гнев, 104-105, 107, 109, 140, 146,

156, 162, 168, 224, 234, 242-143,

252, 256, 276 Голдинг, Уильям, 282 Голдштейн, 21, 203 Гораций, 60, 62

Гордость в характере, 252-253, 257

Грех, 58, 82, 218, 253 Гринвальд, Джерри, 282 Гудмен, Пол, 123, 132, 215, 274,

288-289 Гуманистический

— гедонизм, 21, 58, 60, 276. (См Гедонизм)

— психология, /5, 262, 269-270, 272. (См. Психология)

— терапия, 199-200

Гуроны, 181

Гуруйога, 267

Гюрджиев, 249-250, 255, 268

Далкроз, 264

Данте, 62

Даунинг, Джек, 233

Движение Человеческого По­тенциала, 269

Двусмысленность, 118, 256, 282

Дезоиль, /50

Дерьмо слоновье, 75

Дерьмо собачье (как. термин Гештальта), 75, 150, 197, 227, 273-274, 288

Депрессия, 122, 253, 280

Детство (в терапевтической технике), 45, 95, 107, 158-159, 162, 246, 249, 262

Джеральд (сеанс терапии), 137-149

Джиа-Фу-Фенг, 267

Дзен, 30, 40, 46, 69, 88, 205, 214,

222-223, 247, 266, 268, 281 Дзогс-чен, 267 Дзю-ДО, 34, 150-151, 219-220 Диагноз, 78, 99, 218, 247, 262 Диалогический (терапия), 282-

Дианетика, 46, 158 Дионис, 221 Дионислитный, 206, 226, 271

Добродетель, 58, 105, 201, 209, 270

Долженствование, 75, 79-81, 85, 87, 270

Драйден, Джон, 61

Драматизация (инсцениров­ка) (Для Перлса), 116, 154, 158, 207, 220-221, 242, 273

Дришти, 274

ДСМ, 227, 252, 254

Душа, 46, 57, 104, 181, 203

Духовность, 59, 200-201, 268, 270-271, 274, 276

Дхайани Будды, 266 Дыхание, 106, 143

— в упражнении Гештальта, 236

Дьявол (черт), 46, 220, 247, 255

Еда (упражнения), 133-134 Естественность (в Гештальте), 223, 226, 267

Жаргон, 75, 131

Жест (в экспрессивной техни­ке), 108, 110-111, 113, 115, 117, 140-141, 143, 145, 242, 275

Загрязнение характеристиче­ское, 220

Закоснелость (о Гештальте), 290

Защита, 29, 54, 86, 126, 129

Защитность, 156

Зербетто, Рикардо, 278

Змея (в фантазии пациентки), 163-164

Значение, ценность, 80, 195, 287

Идентификация

— в Гештальт-терапии, 70S, 114-115, 130, 132, 152, 154-155, 158, 162-163, 176, 182, 261, 267

— с эго, 56 Иерусалим, 271, 278 Избегание настоящего, 51, 53,

73-74, 87-88, 94, 109, 153 Израиль, 278

Иисус, 64. (См Христос) Иллюзия, 48, 130, 153-154 Импульс, 97, 100, 103, 121-124,

172, 192, 219, 266, 276 Импульсивность, 217, 223, 253 Индейцы (американские), /50 Индия, 286

Индуизма мистицизм, 88 Инстинкт, 208, 250-251, 268, 281 Инстинктоид, 158

Интеграция, 125, 127, 132, 154,

182, 208, 217, 226, 243, 276 Интеллектуализация, 77, 79, 273 Интенсификация, 107-109, 212 Интроекция (в Гештальте),

133, 159

Интроспекция, 77, 122 Интуиция, 115, 255

— в терапии, 104-105, 135, 206, 229, 234, 260, 273

Иосиф (новый, о Фрейде), 221

Ирокезы, 180

Искание внутреннее, 58

Искусство, 49, 89, 113, 136, 216, 280

— психотерапия как. . , 107, 202, 223

Искусство любви (Овидий), 60 Испанский монах (Драйден),

62 Иудаизм, 38

Ичазо, Оскар, 205, 218, 220, 248-249, 260

Йана, 267 Йога, 220, 275 Joie de Vivre, 269

Кабалистическая традиция, 221

Карикатура (в терапии), 259 Carpe Dilm, 60 Кастанеда, Карлос, 271 Кастрация (страх), 132 Катарсис (в терапии), 219, 224, 242, 256

Категории ментального фено­мена, 249

Каули, Абрахам, 63 Кернберг, 254

Кин, Сэм (К танцующему Бо­жеству), 271 (См К танцую­щему Божеству)

Киото, 279

Кислород, 218

Классицизм (в психотера­пии), 248

Кляйн, Мелани, 45

Когут, 254

Коммуникация осознанности, 49, 55, 102, 238

Комус (Мильтон), 61

Конативный (категория мен­тального феномена), 249

Контрагрессия, 123

Контркультура, 286

Конфронтация (противопо­ставление), 78, 127, 150, 154, 187-188, 257, 268, 270, 284

Концентрация в упражнении Гештальта, 120, 202, 236

Концентрация на настоящем, 43-44, 47, 49-51, 53, 65, 81, 150, 156, 237

Концептуализация, 203, 214

Крепелинская, 248

Кетшмер, 254

Крещение Дика Прайса, 88, 232

Крипто-Буддизм (Таоизм, Су­физм) — о Гештальте 267-268

К танцующему Божеству (СэмКин), 277 (См Кин)

Кулкар (Д-р), 280

Лао, 229 (См ЦзеЛао)

La tercera es la vencida, 264

La Vieja у Novisima Cestalt (Ha-ранхо), 14

Леви, Норберто, 209 Левитски, Эйб (предисловие), 273, 282

Лень (assidia), 47, 255

Либидо, 250

Личность, 74, 78, 90, 115, 120-123, 150-151, 199, 202, 215, 218, 221, 245, 248-250, 252, 257, 265

— дыры, 78, 104

— в протоанализе, 246-263

— интеграция, 116, 125, 133, 182, 208 (См Интеграция)

Ловкач, 216 Локи, 256-257 Лонгфеллоу, 62 Лоуэн, 218, 262 ЛСД, 225, 280 Лэинг Р Д 271, 284

Любовь, 59, 86, 160, 169, 222, 225-226, 230, 254, 257, 262, 276, 279

Маета, 84

Манипуляция, 75, 86-87, 98, 203, 239, 242, 258, 282, 284

Маслов, Авраам, 88, 250, 271 Масонский, 289 МДА, 158

Медитация, 180, 200, 204, 206, 212-214, 216, 221, 227, 233-234, 238-239, 259, 265, 274, 277

— Перлса, 46-47, 49, 201 —- Гештальта, 47, 207, 211, 213, 222, 226, 234

Мерфи, Майкл, 228, 276 Мефистофель, 286 Микроконфликты, 116 Милл, Дж С. 60 Мильтон (комус), 61 Мистик (-цизм), 60, 215, 221

Мнение, в сеансе Гештальта, 72-73, 79, 101

«Мозгодерство», 288 Моисей, 220

Молчание (тишина), 227, 237-238, 266

Момента осознание, 153 Мона Лиза (улыбающаяся), 91 Мораль, 37-38, 201-202, 204, 258 Морено (психодрама), 158 Мотивация, 166, 209, 216, 252, 266 Мстительность, 123, 162

Мудрость придурка (Идрис Шах), 285

Музыка, 111, 265, 280

Наркотик, 158

Нарцистический (о характе­ре), 247, 254, 289 (См Фалли-ческо-. . )

Насреддин, Молла, 287 Настройка (органическая са­морегуляция), 249, см. также Органичная..

Наукология, 224

Невербальная экспрессия, 102, 111, 117, 155

Неврастеник, 46, 64, 132, 151, 197, 201, 203, 242. (См. Харак­тер)

Неврастения, /05, 212-213, 220, 242, 246, 263, 285

Неделание, 239 Нежность, 261

Незаконченность (незавер­шенность), 62, 707, 115, 185

Ненаправленность, 121, 153

Ненасытность (характера), 218

Необусловленность (состоя­ние), 217, 251

Ничего (ничто), переживание, 73-74, 80, 93, 205

НЛП (невро-лингвистическое программирование), 224

Нулевая точка, 204

Обвинитель/обвиняемый, 86,

89, 116, 127, 132, 208-210, 217,

226, 234

— упражнения, 241-244 Обвиняемый, 86, 116, 126-127,

131-132, 160, 208-209, 217, 221,

226, 234, 241-243

Образование клиническое, 247 Обусловленность, 50, 249 Обыгрывание, 46, 115-117, 130,

158, 180, 182 Обыгрывание (переживания),

55, 192

Овидий (искусство любви), 60 Озарение, 74, 88, 199, 213, 266,

Оральный, о поведении, 133,

212-213, 218, 222, 254 Организм:

— определение Перлса, 203

— психофизический, 86 Органичная саморегуляция,

88, 150, 203, 215, 217, 220, 239, 246

Орнштейн, Роберт — Природа Ч

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...