Глава седьмая. Гештальт после Фритца *1
⇐ ПредыдущаяСтр 32 из 32 Глава седьмая Гештальт после Фритца *1
Хочу признаться, что никогда не интересовался историей Гештальт-терапии и даже не думал что-нибудь посвятить этому вопросу, пока Рикардо Зербетто не попросил меня сделать обзор Гештальта за последние двадцать лет. Обзор, однако, не получился, и д-р Зербетто, ставший одним из организаторов этой конференции, пожелал, чтобы я все же остановился на этом вопросе. Позже он собирался провести сессию, посвященную истории Гештальта, где мой доклад «Гештальт после Фритца» явился бы частью выступлений по нью—йорскому и калифорнийскому периоду деятельности Перлса. Задача, которую я на себя взял по обзору гештальтной литературы и «Гештальт-журнала» в хронической последовательности, позволила мне многое увидеть более ясно и почувствовать теперь искренне желание поделиться своими соображениями по истории Гештальта. Поскольку никто из Нью-Йорка не взялся за это дело, а Эйб предпочел более личное представление своего становления как Гештальтиста, я почувствовал себя вправе рассказать не только о «Гештальте после Фритца», но также о Гештальте в эзаленский период Фритца. Мне показалось необходимым показать то, что я считаю основой последующей работы Фритца (на Западном Побережье): «новое начало», которое он пережил во время кризиса в Израиле, когда ему было шестьдесят. Именно поэтому, когда несколько недель тому назад ко мне позвонил Рикардо и спросил, как я собираюсь озаглавить выступление, я ответил (не желая удлинить и без того длинное название): «Геш-тальт-терапия после Иерусалима». Он был озадачен, неверно истолковав столь апокалиптический слог.
*1 Отредактированная запись на Четвертой Международной Конференции по Гештальту (Сиена, Италия, 1991 г. ).
Вижу, как он представил то, как это будет звучать для людей, не знающих, что приезд Фритца в Израиль стал поворотным пунктом его жизни — событием, сделавшим его не просто талантливым, а мастером. В моем несколько неспешном заглавии отразились сразу и жизнь Фритца в Израиле, и нечто «апокалиптическое». С технической точки зрения это было неправильным, поскольку Фритц провел в Иерусалиме не так уж и много времени, а настоящим местом его внутреннего переворота был Эйнход *2. Поэтому позвольте мне начать свое повествование с момента приезда Фритца в Эйнход. Эйнход — это поселок художников к югу от Хайфы, где остановился Фритц во время своих блужданий (как он рассказывает в автобиографии), почувствовав «заточенность в жизни», приговоренность и даже не депрессию — отчаяние. По приглашению д-ра Симкина он приехал в Калифорнию, а затем решил вернуться из Калифорнии в Нью-Йорк, но не с запада на восток, а через запад, вокруг света. Первая остановка была в Японии, и он влюбился там в Киото. Затем, объехав весь свет, он устраивается в Эзалене («устраивается» — слишком сильно сказано, ведь он был вечным «цыганом»), навсегда оставив в своем сердце Киото и Израиль, остановка в которых явилась для Фритца своего рода странствованием в странствовании. В Эйнходе он познакомился с духом хиппи, и это стало для него большим ударом, поскольку до этого он всегда гнался за славой и признанием и не имел никакого понятия, что же это значит — ничего не делать. В автобиографии он рассказывает, каким ударом было для него найти людей, которые лишь искали и искали нечто совершенно другого порядка, чем двигающее его возбуждение. Он отдался живописи и серьезно подумывал забросить свою профессию терапевта. Близко сошелся с Хиллелом (одним из основателей поселка и весьма примечательной личностью в длинном перечне израильских авторитетов), писавшим Джеку Гейнесу по поводу его книги в семидесятые:
2 Хотя я решил рассказать о деятельности Фритца в последний период его жизни и о Гештальт-терапии после Фритца, уже в типографии я вернулся к изначальному заглавию «Гештальт после Фритца» — из-за двойственности его значения в связи с двоякостью смысла слова «после» Потому что Гештальт-терапия Фритца «после Иерусалима» стала «после» него в том смысле, который имеют в виду, говоря о живописи после Рембрандта
«Он прямо мне сказал, что больше не хочет быть психиатром, он не хотел больше заниматься психотерапией, он хотел полностью посвятить себя живописи и искусству, живописи и музыке, так мне и сказал. Он распрощался с прошлым и, однако же, вернулся обратно к психотерапии, вернулся к тому, с чем распрощался, пережив то, что стало для него новым рождением». Это впечатление совпадает с мнением д-ра Кулкара, психиатра, к помощи которого Фритц прибегал каждую неделю, чтобы проверить на себе действие ЛСД. Д-р Кулкар был восхищен Фритцем, считая однако его занятие бесполезным, поскольку не было от этого никакой пользы, Фритц и сам хорошо справлялся: «Он лечил себя, а это не было депрессией, то была боль роста, боль нового рождения». Когда я познакомился с Фритцем в Эзалене — и когда весь мир через Эзален узнал Фритца, поскольку теперь он становится уже харизматической фигурой — это был не тот Фритц, которого мы раньше знали. Думаю, можно сказать, что он всегда проявлял большой талант, но здесь он подходит к расцвету своего гения. Между талантом и гением большая разница. Гениальность — это не просто потенция, не только прикладная способность, это глубинный контакт индивида со своей исконной сущностью. Величие, которое те из нас, кто знал его во второй фазе жизни, чувствовали в нем, явилось выражением зрелости, а не тем, что было поверхностным в начале, пусть даже и талантливым. Однако не только расцвет гения Фритца лежал в основе «гештальтного взрыва» в середине шестидесятых; еще одним фактором этого был Эзален или, более обще, начало «калифорнийского чуда». Была какая-то провидческая связь между его приходом в Калифорнию с предложением чего-то важного и замечательными людьми, работавшими там. Поскольку не только в Израиле, но особенно в Калифорнии ищущие смысла люди находили оазис и формировали движение, запустившее контр-культуру в нашу жизни.
Фритц предлагал не только нечто особенное, он вышел на совершенно иной уровень самореализации и авторитетности, как он достаточно ясно говорит в автобиографии, утверждая, что нашел «Тао и истину». Несмотря на то, что он иногда затушевывал такое признание (когда говорил: «Я еще не дошел до высшей ступени озарения, если только она есть»), его позиция была полной и завершенной, и это выражалось через естественное ощущение его авторитета. Мне кажется, что те из нас, кто встречался с ним, воспринимали его как воспринимают мастера Дзена — не потому, что у него какая-то особая добродетель, а из скрытого ощущения, что «он знает». И интуиция, конечно же, не подводила, поскольку это восприятие подтверждалось все снова и снова. В тех пределах, где это оставалось верным, заключался фактор его психотерапевтического успеха. Вот вам пример: Хиллел, его гостеприимный хозяин и учитель живописи в Израиле, говорит: «Нам не нужно было много разговаривать, мы читали мысли друг друга», — и добавляет, что он (Хиллел) был не просто художником, но и пытался писать, но оставил свои попытки: это было трудно и не совмещалось с семейной жизнью. Он разрывался между желанием высказаться и необходимостью уединения, чтобы писать, которое никак не давала его жена. - Он никогда не говорил об этом Фритцу, но Фритц сам однажды обратился к нему: «Хиллел, ты должен был стать не художником, а писателем. Но когда в конце концов ты станешь писать тебе потребуется отдельная комната, ключ от которой никогда не давай жене». В этом есть какое-то ясновидение. Он никогда об этом не говорил, но считаю, что именно его необычайной интуицией, а не какими-то теориями, объясняется то, как он работал. Так чем же занимался Фритц в период, который я назвал «расцветом его гения»? Каковы качества его ума? Чем вызван его необычный успех? Я говорю о времени, когда люди стали стекаться в Эзален с Восточного Побережья — представители всех направлений психотерапии, включая психоанализ, — как будто чтобы увидеть чудотворца в действии.
А все произошло за один час терапии, прецедента которой не было. Иногда говорят, что Мильтон Эриксон был таким же гением. Если и есть кто, с кем можно сравнить, так это Эриксон, поскольку я сомневаюсь, что у Фрейда был такой же терапевтический гений, несмотря на его важный вклад в психологию и культуру. Мы почувствовали (а под «мы» я имею в виду Виржинию Сатир, Джерри Гринвальда, Уильяма Голдинга, Эйба Левицки и других из моей первой учебной группы), что стоим перед чем-то совершенно уникальным, абсолютно новым. Таким оно и было, хотя сегодня стало вполне обычным. Элементом этого являлось нечто, называемое сегодня «диалогичным». Должен заметить, что хотя Фритц и знал о Бабере, лексика Бабера входит в Гештальт очень медленно. В основном использовалось старое (Нью-Йорское) слово «контакт». Мне оно несколько не нравится из-за его двусмысленности. Оно, конечно же, показывает правильное направление, однако под ним можно понимать сопротивление как с внутренним миром, так и с внешним, иногда оно обозначает сенсорный контакт, иногда моторный, а это совершенно разные вещи. Я думаю, полезнее было бы держать про запас слово «осознание» для контакта с переживанием. Также, когда мы имеем в виду межличностную ситуацию и заимствуем слово «контакт» из мира механики, в нем чего-то не хватает, поскольку им не удается передать большее, чем сенсорно-моторный контакт, что является наиболее существенной частью сенсорно—моторного контакта, контакта «от сердца к сердцу», от сущности к сущности или от центра к центру, что Бабер называет «столкновением» или «отношением». Несмотря на некоторое различие в баберовском использовании «столкновения» и «отношения», оба термина имеют связь с ощущением другого как субъекта, с ощущением другого кого-то вне пределов объекта мышления, манипуляции или, желания. Подход в способности воспринимать «другого» как «Ты», а «Я», которое выглядит как «Ты», — вовсе не то же, что «Я», которое выглядит как «Это» (как говорит Бабер в начале своей работы «Я» и «Ты») — в этом подходе и добровольность, и необусловленность. Полагаю, что у Фритца было нечто, развитое им до необычного уровня: способность присутствовать, быть. Присутствовать, быть в жизни, заставить другого прочувствовать свое бытие. Иногда он мог произвести из этого психотерапевтическую интервенцию. «Кто это мне говорит? » Когда однажды я ответил ему: «Я это говорю», — он бросил: «Ты? Я не слышу тебя». Целью подобных высказываний является не внешнее поведение, когда кто-то смотрит на пол или на кого-нибудь другого, вместо налаживания непосредственного контакта. Иногда все внешние признаки контакта в наличии, но чего—то глубинного не хватает. * Ты говоришь со мной? », — мог затем сказать Фритц: «Не чувствую, чтобы ты обращался ко мне». Это очень тонко. Это уже иная сфера — сфера личностной сути и бытия вне биологических аспектов.
Мне думается, что эта тончайшая сфера контакта являлась элементом его «диалогической» деятельности. Если положить «диалогическую терапию» как синоним «терапии через общение» (по Фрейду), то он был чрезвычайно диалогичен, и мне кажется, что Фридман был совершенно несправедлив к нему в своей книге по данному вопросу3. Повстречавшись с Фридманом некоторое время назад в Швейцарии на конференции, посвященной теме «Оздоровление Земли и перспективы на будущее», я составил о нем очень хорошее мнение, мне казалось, что его выступление о Бабере совершенно совпадает с тем, что могло быть сказано Фритцем по баберовской концепции «священной войны» с оппонентом и проблеме ответственности за словесную «дуэль». «Фритцевым» был и его подход к общению и контакту: он дискутировал с духом «Нового Поколения» по поводу поощрения последним чувственности братства и тождественности без надлежащего признания различий и пределов. Получив после встречи с Фридманом его книгу, я был немало удивлен, обнаружив его приверженность юнгианцам, поддержку любой другой школы, но только не геш-тальтистов! Удивлен, поскольку я считаю, что Гештальт сделал больше, чем любой другой подход, для высвобождения сегодняшней психотерапии от фиксированных ролей и приемов, поскольку пример Гештальта воодушевил психотерапию в целом к стремлению к большей свободе терапев та, к видению в нем индивида, а не зеркало или техническое средство.
3 Морис Фридман, «Целительный Диалог в Психотерапии». (Нью-Джерси: Джейсон Аронсон, 1985 г. ).
Фритц был также и великим манипулятором — в одной из бесед он сам так определил свои действия. Но, кроме всего прочего, он был тем, кто использовал себя, если можно сказать «использовал» о том, что двигало им из веры в главенство столкновения над остальным. Только в отношении Р. Д. Леинга можно сказать, я полагаю, что терапия и жизнь настолько близки друг другу, что различие между терапией и внешней ситуацией столь несущественно. Другим элементом экстраординарности присутствия Фритца является то, что уже в шестидесятые (после одного из его курсов) я назвал «такчтожестью». Мне потребовалось время, чтобы разобраться, что его «такчтожесть» той же природы, что он называл «творческой индеферентностью». Выражением этого была его необыкновенная способность противостоять манипуляции. Его не затягивала ни одна игра, он умел оставаться нейтральным. Безусловно, это является частью золотого правила психоанализа по развитию нейтральности, но его нейтральность была просто потрясающей, она не зависела ни от сказанного, ни от несказанного, ни от того, сидишь ты или стоишь, она была похожа на полную буддистскую отрешенность. Совершенно спонтанно Фритц обрел необыкновенную отрешенность, и это хорошо проявлялось особенно при инсценировках, т. е. в присутствии индивида, обыгрывающего боль; в этих случаях он обычно говорил: «Так что с того? Ты всю жизнь собираешься оплакивать прошлое? » Этим он способствовал отношению к «здесь—и—теперь», наиболее здоровому отношению по принятию жизненной боли, какой бы она ни была, зная, что означает игра «бедный я» и что сознание до тех пор ограничено, пока мы избегаем боли. То было частью его внутренней теории психотерапии: пока мы не хотим страдания, мы не видим, то было частью его практики введения и даже подталкивания к противостоянию боли. В этом Фритц часто сравнивал себя с хирургом. Еще одной характеристикой этого периода жизни Фритца будет, так сказать, совершенство в несовершенном. В нем было величие, но величие парадоксальное, как я вчера высказал в одном из анекдотов, пришедших на ум в связи с просьбой поделиться воспоминаниями о нем в конце ужина перед конференцией. Мне кажется, что, когда говоришь о Фритце, само собой получается, что рассказ выливается во всякие его «штучки». Может, нас именно это всегда и интересует в анекдотах, но он то на самом деле не был «сукиным сыном». Он сам как—то высказался о себе, что он «на 50 % сукин сын, а на 50 % сын божий». Именно в этом тождестве и кроется его уникальность — в равенстве святости и обычности, в неповторимости и свободе не быть животным (т. е. биологическим существом) и даже в свободе быть эгоистичным. Вспоминается ответ Фрейда Бинсвангеру, когда Бинсвангер выговаривал под конец своей жизни Фрейду за то, что он так настаивает на животном аспекте человека. Фрейд ответил: «Я попытался напомнить человеку, что он тоже животное». И здесь есть то же самое, но и еще что-то — не могу уйти от этого слова — мистическое. Нечто, о чем не говорят и не пишут, разве что только в буддизме или в суфизме, в которых имеется понятие высшей мудрости, одеянием которой является поведение или манера говорить, кажущиеся возмутительными или даже идиотскими. Вдобавок к перевернутости мудрости в перевернутом мире, о чем хорошо говорит Идрис Шах в «Мудрости Идиотов», я думаю, что «Мудрость придурка» порождает явление, о котором еще не говорили. Существуют люди настолько развитые, что даже их придурковатость становится мудростью для других, даже ошибки которых принимаются за благодеяния. Я попытался, выразить это в интервью, которое Джек Гейне цитирует в своей книге *4, говоря, что ненавистность Фритца стала даром для его пациентов, помогая лечению их неврозов. Д-р Шнейк, психотерапевт из Чили, написавшая вступление к испанскому переводу книги Гейнса и никогда не видевшая Перлса, посчитала, что я его неправильно понимаю, что я не верю в то, что он хороший, добрый человек. Она высказала мнение, что я должен был сказать, что Фритц хотел разрушить их эго, а не разрушить их самих. Но это уже какая-то мистика, сам Фритц отверг бы такой обезличенный язык.
*4 Джек Гейне, «Фритц Перле Здесь и теперь» (Интегрейтед Пресс, Тибурон, КА, 1979 г )
В людях, достаточно развитых на пути трансформации, есть такая сила, что их выходки спонтанно связываются с их фундаментальной ориентацией, не принимая во внимание внешнюю сторону дела — так, подобно Мефистофелю Фауста, они делают добро, не стараясь быть добрыми. Этот редкий феномен был точно подмечен кем-то, написавшим издательское рекламное объявление на обложке той же книги, где говорится, что феномен Фритца Перлса в том, что «у него одновременно были и рога и нимб». Его нимб происходит, вероятно, из сознания рогов. Когда в возрасте 75 лет Фритца потребовалось уложить в больницу в Чикаго (он тогда возвращался из Германии в Ванкувер), где он и умер после хирургического вмешательства, тот факт, что сотни хиппи собрались у больницы, где он лежал, явился свидетельством, что его деятельность оказала воздействие не только на отдельные судьбы его пациентов и его коллег, но и на культуру в целом. Его жизнь (как я уже говорил по другому поводу) приобрела пророческий облик. Хотя целительный потенциал осознания и процесса «здесь и теперь» давно известен буддизму и хорошо описан Хейдеггером в «Бытии и Времени», хотя Рам Дасс (в книге «Будь сейчас здесь») и Алан Ватте в своих лекциях многое сделали для популяризации темы после Фритца, именно Фритц Перле более чем кто либо другой заслуживает звания «пророка здесь и теперь» современности. Не интеллектуальное воздействие, а сама жизнь стала сущностью этого и в психотерапии вообще (за пределами Гештальта), и в «новом сознании», широко раскинувшемся из Калифорнии по всему западному миру. Гештальт-терапия продолжает распространяться и географически, и внутри нашего общества. Она достигла Индии и Японии, а в США лично знакома многим. Наиболее значительным стало проникновение Гештальт-терапии в культуру; взяв свое начало как контркультура, она превратилась в науку, преподаваемую в университетах, ее применяют в бизнесе и т. д. Говоря о превращении Гештальт—терапии в общественное течение, можно назвать это ее институционализацией: 1) поскольку она проникла в существующие институты и 2) поскольку практика Гештальта выкристаллизовалась в огромное число центров обучения Гештальту по всему миру. Делая такой вывод о развитии Гештальтного образования, необходимо сознавать, как адаптация психодуховных ценностей истеблишментом и обществом в целом вызывает процесс компромисса. Поэтому позволительно будет задаться вопросом, принимая во внимание громадное международное и межкультурное проникновение Гештальт—терапии за последние 20 лет и наличие великолепных представителей данного подхода во многих странах, о лишении Гештальта полнокровия, о его выхолащивании, как в известной шутке о «супе и утке» Насреддина. В этой истории говорится, как из деревни приехал повидаться с Насреддином родственник и привез с собой утку. Насреддин с благодарностью приготовил утку и разделил ее с гостем. Вскорости приезжает еще один гость. Он был другом, как он сказал, «того, кто привез тебе утку»: Насреддин хорошо его попотчевал. И так повторялось несколько раз. Дом Насреддина постепенно превратился в духан для приезжих. И каждый был то другом, то дальним родственником привезшего утку. Однажды в дверь постучали, и появился один путник. «Я — друг друга того друга, который друг привезшего из деревни тебе утку», — сказал он. «Входи», — пригласил Насреддин. Сели они за стол, Насреддин попросил жену принести суп. Отведав, гость почувствовал, что это просто теплая вода. «Что же это за суп? », — обратился он Мулле. «Это, — ответил Насреддин, — суп из супа того супа, который был супом из утки». Джим Симкин, чья мудрость обычно выражалась в форме шутки, однажды рассказал о том же в истории, как одна дама пошла к раввину с просьбой о «броши» для рождественской елки. Будучи весьма ортодоксальным, тот извинился за то, что приходится говорить о таких сувериях, как освящение дерева, и предложил обратиться к раввину реформистской конгрегации. Тот тоже отказался и порекомендовал другого — раввина конгрегации нового поколения. И вот дама просит этого последнего сделать «брошь» для рождественской елки, и тут раввин говорит: «Рождественской елки? Не возражаю; но что такое " брошь" »? Если нечто подобное произошло с Гештальт-терапией, то и она не избежала, так сказать, исторического закона, действие которого наблюдается в сворачивании общественных движений и даже цивилизаций, которые, как отмечали Шпенглер, Тойнби, Сорокин и другие, имеют свою весну, свое лето, осень и свою зиму. Есть одна тема, которой хотелось бы коснуться, поскольку без этого данная ретроспекция истории «Гештальта после Фритца» была бы неполной. Кроме разговора о сильном проникновении Гештальта в страны и культуры, необходимо вспомнить и о разделении Гештальта — разделении, отражаемом в различии во взглядах представителей Восточного Побережья и Западного Побережья, разделении, которое теперь разошлось по всему свету в виде двух контрастирующих ориентации. Деление на Восток и Запад на самом деле является разделом целого на две части, однако с течением времени оно стало отражать растущую оппозицию, с которой Фритц Перле и его деятельность столкнулись в лице его старых единомышленников, оппозиция в зародышевом состоянии существовала, когда он был еще жив, когда только начал обосновываться на Западном Побережье. Неудивительно, что сторонники Фритца, активно соперничавшие с ним в Нью—Йорский период (как часто вспоминал Симкин), только усилили противодействие, когда Фритц избрал свою антитеоретическую и интуитивистскую позицию, когда такие выражения, как «дерьмо собачье» и «мозгодер» запестрили в его лексиконе, когда он подумывал о книге по Гештальт-терапии со своими новыми друзьями и единомышленниками. Легко понять, как они не только отчуждением ответили на отчуждение, но и, приняв триумф Фритца на Западном побережье за поражение, жаждали его несостоятельности. Тонкие и сдержанные в выражении своего неодобрения при жизни Фритца, после его смерти они стали порочить его, желая похоронить его и свести к минимуму его след в анналах истории, по крайней мере в смысле лишения его превосходства в отношении Лауры Перле и Пола Гудмена. Публичное выражение этой критики породило своего рода контрреформу, или «реставрационный» период в истории Гештальта, уже объявленный, когда Пол Гудмен счел для себя возможным раскритиковать Фритца на мемориальном собрании, «праздновать» которое вызвалась группа из Нью-Йорка вскоре после панихиды в Сан-Франциско в Массонском Зале. Главной вехой в выражении этой критики стала статья Исадоры Фрома «Реквием по Гештальту» *5, где в рассказе о своей тренировке Фритцем он обвиняет его в неспособности дать Гештальт-терапии теорию, что вполне удалось Полу Гудмену *6. На мой взгляд, д-р Фром не только принял сторону своего братца Пола против его эдипова конкурента, но и заявил исподтишка о себе как о представителе Пола Гудмена среди живущих. За этим можно заметить, как постепенно переписывается история Гештальт-терапии на страницах «Гештальт-журнала». Фритца здесь показывают чуть ли не хиппи, утратившим серьезность, а преданность работе с группами объясняется его нарцистическими потребностями и легкомыслием. Его критикуют за отсутствие интереса к теории, обвиняют за чрезмерную преданность технике. Стали даже поговаривать и в книгах, и в статьях, что Фритц вовсе и не практиковал в Калифорнии. Если прочтете, то найдете там, что он лишь демонстрировал Гештальт-терапию, а не лечил. В итоге гений Фритца был представлен «официальному свету» как интеллектуальный и моральный упадок. Как я уже отмечал, когда Рикардо попросил меня впервые выступить по «Гештальту после Фритца», особенно я не переживал. Однако затем я прочел все, что было по этому поводу написано о Гештальте, я перечел каждую строчку Пола Гудмена (чьи формулировки мне никогда особенно не нравились, они полны мистификации), и в результате у меня появился настоящий мотив высказаться. Для меня стало как никогда ясно, что Гештальт, однажды появившись как революционное движение, породил ортодоксальность. Макс Вебер отмечает, что в истории каждой религии наступает переход от «харизматической стадии» к «стадии бюрократической». Когда устоявшаяся церковь обвиняет тех, кто не следует «священному писанию», это означает, что наступила бюрократическая стадия.
5 «Взгляд на Гештальт-Терапию после Тридцати Двух Лет Практики: Реквием по Гештальту» («Гештальт-журнал», весна 1984 г., выпуск №74). 6 Джо Вайсонг, «Устная история Гешталы-Терапии Интервью с Лаурой Перле, Исадорой Фромом, Ирвингом Полстером, Мариам Полстер и Эллиоттом Шапиро» (Хайланд, НИ: Гештальт Журнал Пресс, 1988 г. ).
Исадора Фром утверждает, что Гештальт (харизматический) Западного Побережья подвергает опасности движение — но мы-то знаем, что настоящая опасность для любого движения кроется не в его гибкости, а в его закоснелости. К сожалению, мне показывают, что мое время истекло, что не позволяет мне документально освидетельствовать сказанное, чего я очень хотел. Надеюсь, однако, что старые гештальтисты в этой аудитории прочувствуют, что мои слова подтверждаются очевидным, но все более замалчиваемым фактом, что личная история Фритца Перлса — это история происходящего, что его работа после переезда на Западное Побережье — это не вырождение, это расцвет. Вероятно, тот факт, что гештальтисты Западного Побережья не ощущают необходимость создать общество Фритца, передает признание его таоистского духа и веры в спонтанность процессов.
Предметный указатель Абрахам, 254 Абстракция, 54, 73, 241 Accidia, 255 Авторитаризм, 202 Авторитарность, 281 Авторитарный обвинитель, 127 Агрессия, 58, 122-123, 132-134, 139, 145-146, 152, 208, 212-213, 218, 222, 252 Адаптация, 59, 246, 255 Адлер, 262 Актуализовать (актуализация), 98, 180 Александер (техника), 275 Алчность (в характере), 253- Амфетамины, 158 Анализ, 208 Аналитический склад ума, 54, Анатомия, 250 Антидуховный, 201 Антиинтеллектуальный (о Перлсе), 274 Антропология, 274 Апатия, 254 Аполлоновский (в терапии), 22< 5, 270 Арика (система), 218, 228, 261 Аристотель, 76, 241-242 Архетипы, идентификация, Аскетизм, 56, 276 Ассимиляция, 133, 156, 182, 226 — проекций, 125, 130-131, см также Проекция Ассоциация (свободная), 45, 273 Ати-Йога, 267 Аутентичность, 90, 150, 201, 204, 215, 220 Бабер, Мартин, 269-270, 282-283 Базисный характер, 262 Байон, 45 Бэкан, Дэвид, 22/, 267 Барака (духовная сила), 200 Барбитураты, 158 Барьеры (ограничения), 81, 272, 276 Барк, 65 Бездумность, 57 Безопасность, 117, 154, 226 Безответственность стратегии, 136, 153, 156, см также Страте гия Бейссер, Арнольд (Д-р), 32 Бергсон, 265 Беркли (Калифорния), 164, 232, 248, 264 Берн, Эрик, 90 Бессмысленность, 74, 155 Библия, 59 Бинсвангер, 285 Биоэнергетика, 262 Биохейвиористики термины (в Гештальт-терапии), 98 Блейк, Уильям, 59, 150 Близость Гештальта и духовных традиций, 265, 268 Блумберг, Ричард, 275 Бог, 62, 66, 201, 204, 206, 232, 255, 269 Бодрствование, 200, 275 — чувств, 264, см также Бодхи Бодх (будить), 199 Бодхи (бодрствование), 274, см также Бодрствование Бодхисатства, 221 Брентано, 249 Брошь, 287 Будда, Буддизм, 47, 57, 64, 205, 214-215, 220, 232, 266-268, 275, — практика, 57, 201, 204, 265 — Хинаяна, 214, 266 — Махаяна, 21 — Тхеравадана, 213 — Тантрический, 266-267 Будь Сейчас Здесь, 286 Бостие, 56, 88, 97-98, 213, 215, 221, 223, 236, 238, 253, 283 «Бытие и Время» (Хейдеггер), 286 (См Хейдеггер) Бытия опыт, 44 Быть застывшим, 216 Быть собой, 215-217 Бюрократическая стадия, 289 Ваджраяна, 266 Вайсон, 215, 228 Ван Дусен Вильсон, 104 Ватте, Алан, 48, 55, 57, 266, 268, Вебер, Макс, 289 Вейсс, 214, 266 Weltanschauung, 36, 65 Вербализация, 79, 90, 102, 145, 220 Видения (грезы), 72, 126, 130, 154, 158-161, 166, 178-180, 190, 192, 210, 229-232, 261. (См. Гештальт-терапия) Видуализация в тантрическом Буддизме, 266 Вина, 74, 84-85, 116, 123 Випассана, 204, 213, 265-266 ВКО (взаимокоЕ1фликтная ситуация), 253 Вкус, 81 Внимание, 49-50, 71, 97, 182, 213, 217, 239, 241, 265, 267-269, 270, 273 — обнаженное, 47 — не судящее, 241 Вожделение, 222, 254, 261 — как гештальтное отклонение, 217-220, 226, см. также Гештальт-терапия Вожделение к жизни (Ирвинг Стоун), 212-213 Возврат, 46 Вокализация (озвучание), 103, 218 Волнение (при обыгрывании), 116 Воображение, 48, 72, 163, 166, 253, 267 Восприятие, 49, 104, 112, 129-130, 154-155, 238, 247, 261 — характера, 255-256, 258 Восьмеричный Путь, 47, 202, Ву-хсин, 48 Выявление, 108, 111, 114-115, 132 Галлюцинации, 163-164 Галлюциногены, 158 Гарман, Анхел, 242 Гедонизм, 266, 276 (См. Гуманистический) Гейне, Джек, 280, 285 Гессе, Герман, 205 Гете, 63 Гешталып-журнал, 15, 20, 228, 261, 278, 289 Гештальт-терапия — обыгрывание, 114-116, 125, 156 — цели, 51, 54, 60, 77, 121, 125, 153, 180, 226, 237 — как тренировка осознанности, 30, 32, 34, 151, 204, 213 — аскетизм в. .. , 56-57, 59-60, 284. (См Аскетизм) — отношение в. . . , 25-42, 271 — Буддизм, сравнение с... , 47, 201, 266-267 — определения, 35, 42, 74, 182, 199-200, 204, 216, 219 — видения (грезы) в. , 47, 55, 71, 107, 115, 130, 178, 183, 186. (См. Видения) — история, 20, 278, 289-289 — вожделение как характер в . . , 211-213, 217-220, 226, 254, см. также Вожделение — медитация в. . , 47, 207, 211-217, 226-227, 274 — психоанализ, сравнение с. . . , 35, 77, 121, 199, 216 — шаманизм в. . . , 270-271 — теория против практики, //, 15, 22-23, 30, 32, 200, 266, 274, 289 — «терапевтическая ситуация», 27, 42 — «состояние рассудка», 28, 215 Гешталът-терапия сегодня (Джон Фаган и Ирма Ли Шеферд), 11 Гешталът-терапия (Фритц Перле), 12 Гинзберг, 232 Гипноз (гипнотерапия), 44, 153, 158 Гнев, 104-105, 107, 109, 140, 146, 156, 162, 168, 224, 234, 242-143, 252, 256, 276 Голдинг, Уильям, 282 Голдштейн, 21, 203 Гораций, 60, 62 Гордость в характере, 252-253, 257 Грех, 58, 82, 218, 253 Гринвальд, Джерри, 282 Гудмен, Пол, 123, 132, 215, 274, 288-289 Гуманистический — гедонизм, 21, 58, 60, 276. (См Гедонизм) — психология, /5, 262, 269-270, 272. (См. Психология) — терапия, 199-200 Гуроны, 181 Гуруйога, 267 Гюрджиев, 249-250, 255, 268 Далкроз, 264 Данте, 62 Даунинг, Джек, 233 Движение Человеческого Потенциала, 269 Двусмысленность, 118, 256, 282 Дезоиль, /50 Дерьмо слоновье, 75 Дерьмо собачье (как. термин Гештальта), 75, 150, 197, 227, 273-274, 288 Депрессия, 122, 253, 280 Детство (в терапевтической технике), 45, 95, 107, 158-159, 162, 246, 249, 262 Джеральд (сеанс терапии), 137-149 Джиа-Фу-Фенг, 267 Дзен, 30, 40, 46, 69, 88, 205, 214, 222-223, 247, 266, 268, 281 Дзогс-чен, 267 Дзю-ДО, 34, 150-151, 219-220 Диагноз, 78, 99, 218, 247, 262 Диалогический (терапия), 282- Дианетика, 46, 158 Дионис, 221 Дионислитный, 206, 226, 271 Добродетель, 58, 105, 201, 209, 270 Долженствование, 75, 79-81, 85, 87, 270 Драйден, Джон, 61 Драматизация (инсценировка) (Для Перлса), 116, 154, 158, 207, 220-221, 242, 273 Дришти, 274 ДСМ, 227, 252, 254 Душа, 46, 57, 104, 181, 203 Духовность, 59, 200-201, 268, 270-271, 274, 276 Дхайани Будды, 266 Дыхание, 106, 143 — в упражнении Гештальта, 236 Дьявол (черт), 46, 220, 247, 255 Еда (упражнения), 133-134 Естественность (в Гештальте), 223, 226, 267 Жаргон, 75, 131 Жест (в экспрессивной технике), 108, 110-111, 113, 115, 117, 140-141, 143, 145, 242, 275 Загрязнение характеристическое, 220 Закоснелость (о Гештальте), 290 Защита, 29, 54, 86, 126, 129 Защитность, 156 Зербетто, Рикардо, 278 Змея (в фантазии пациентки), 163-164 Значение, ценность, 80, 195, 287 Идентификация — в Гештальт-терапии, 70S, 114-115, 130, 132, 152, 154-155, 158, 162-163, 176, 182, 261, 267 — с эго, 56 Иерусалим, 271, 278 Избегание настоящего, 51, 53, 73-74, 87-88, 94, 109, 153 Израиль, 278 Иисус, 64. (См Христос) Иллюзия, 48, 130, 153-154 Импульс, 97, 100, 103, 121-124, 172, 192, 219, 266, 276 Импульсивность, 217, 223, 253 Индейцы (американские), /50 Индия, 286 Индуизма мистицизм, 88 Инстинкт, 208, 250-251, 268, 281 Инстинктоид, 158 Интеграция, 125, 127, 132, 154, 182, 208, 217, 226, 243, 276 Интеллектуализация, 77, 79, 273 Интенсификация, 107-109, 212 Интроекция (в Гештальте), 133, 159 Интроспекция, 77, 122 Интуиция, 115, 255 — в терапии, 104-105, 135, 206, 229, 234, 260, 273 Иосиф (новый, о Фрейде), 221 Ирокезы, 180 Искание внутреннее, 58 Искусство, 49, 89, 113, 136, 216, 280 — психотерапия как. . , 107, 202, 223 Искусство любви (Овидий), 60 Испанский монах (Драйден), 62 Иудаизм, 38 Ичазо, Оскар, 205, 218, 220, 248-249, 260 Йана, 267 Йога, 220, 275 Joie de Vivre, 269 Кабалистическая традиция, 221 Карикатура (в терапии), 259 Carpe Dilm, 60 Кастанеда, Карлос, 271 Кастрация (страх), 132 Катарсис (в терапии), 219, 224, 242, 256 Категории ментального феномена, 249 Каули, Абрахам, 63 Кернберг, 254 Кин, Сэм (К танцующему Божеству), 271 (См К танцующему Божеству) Киото, 279 Кислород, 218 Классицизм (в психотерапии), 248 Кляйн, Мелани, 45 Когут, 254 Коммуникация осознанности, 49, 55, 102, 238 Комус (Мильтон), 61 Конативный (категория ментального феномена), 249 Контрагрессия, 123 Контркультура, 286 Конфронтация (противопоставление), 78, 127, 150, 154, 187-188, 257, 268, 270, 284 Концентрация в упражнении Гештальта, 120, 202, 236 Концентрация на настоящем, 43-44, 47, 49-51, 53, 65, 81, 150, 156, 237 Концептуализация, 203, 214 Крепелинская, 248 Кетшмер, 254 Крещение Дика Прайса, 88, 232 Крипто-Буддизм (Таоизм, Суфизм) — о Гештальте 267-268 К танцующему Божеству (СэмКин), 277 (См Кин) Кулкар (Д-р), 280 Лао, 229 (См ЦзеЛао) La tercera es la vencida, 264 La Vieja у Novisima Cestalt (Ha-ранхо), 14 Леви, Норберто, 209 Левитски, Эйб (предисловие), 273, 282 Лень (assidia), 47, 255 Либидо, 250 Личность, 74, 78, 90, 115, 120-123, 150-151, 199, 202, 215, 218, 221, 245, 248-250, 252, 257, 265 — дыры, 78, 104 — в протоанализе, 246-263 — интеграция, 116, 125, 133, 182, 208 (См Интеграция) Ловкач, 216 Локи, 256-257 Лонгфеллоу, 62 Лоуэн, 218, 262 ЛСД, 225, 280 Лэинг Р Д 271, 284 Любовь, 59, 86, 160, 169, 222, 225-226, 230, 254, 257, 262, 276, 279 Маета, 84 Манипуляция, 75, 86-87, 98, 203, 239, 242, 258, 282, 284 Маслов, Авраам, 88, 250, 271 Масонский, 289 МДА, 158 Медитация, 180, 200, 204, 206, 212-214, 216, 221, 227, 233-234, 238-239, 259, 265, 274, 277 — Перлса, 46-47, 49, 201 —- Гештальта, 47, 207, 211, 213, 222, 226, 234 Мерфи, Майкл, 228, 276 Мефистофель, 286 Микроконфликты, 116 Милл, Дж С. 60 Мильтон (комус), 61 Мистик (-цизм), 60, 215, 221 Мнение, в сеансе Гештальта, 72-73, 79, 101 «Мозгодерство», 288 Моисей, 220 Молчание (тишина), 227, 237-238, 266 Момента осознание, 153 Мона Лиза (улыбающаяся), 91 Мораль, 37-38, 201-202, 204, 258 Морено (психодрама), 158 Мотивация, 166, 209, 216, 252, 266 Мстительность, 123, 162 Мудрость придурка (Идрис Шах), 285 Музыка, 111, 265, 280 Наркотик, 158 Нарцистический (о характере), 247, 254, 289 (См Фалли-ческо-. . ) Насреддин, Молла, 287 Настройка (органическая саморегуляция), 249, см. также Органичная.. Наукология, 224 Невербальная экспрессия, 102, 111, 117, 155 Неврастеник, 46, 64, 132, 151, 197, 201, 203, 242. (См. Характер) Неврастения, /05, 212-213, 220, 242, 246, 263, 285 Неделание, 239 Нежность, 261 Незаконченность (незавершенность), 62, 707, 115, 185 Ненаправленность, 121, 153 Ненасытность (характера), 218 Необусловленность (состояние), 217, 251 Ничего (ничто), переживание, 73-74, 80, 93, 205 НЛП (невро-лингвистическое программирование), 224 Нулевая точка, 204 Обвинитель/обвиняемый, 86, 89, 116, 127, 132, 208-210, 217, 226, 234 — упражнения, 241-244 Обвиняемый, 86, 116, 126-127, 131-132, 160, 208-209, 217, 221, 226, 234, 241-243 Образование клиническое, 247 Обусловленность, 50, 249 Обыгрывание, 46, 115-117, 130, 158, 180, 182 Обыгрывание (переживания), 55, 192 Овидий (искусство любви), 60 Озарение, 74, 88, 199, 213, 266, Оральный, о поведении, 133, 212-213, 218, 222, 254 Организм: — определение Перлса, 203 — психофизический, 86 Органичная саморегуляция, 88, 150, 203, 215, 217, 220, 239, 246 Орнштейн, Роберт — Природа Ч
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|