Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Признаки открытости национальной экономики. Классификация Беларуси как малой открытой экономики




Открытая экономика. В современных условиях состояние экономики страны непосредственно зависит от международных процессов. Так, при определении динамики и объема ВВП следует учитывать состояние экспорта и импорта. Финансовые отношения базируются на обменных курсах национальных валют. Конкуренция со стороны иностранных производителей непосредственно определяет состояние валютных резервов. Макроэкономическое равновесие достигается с учетом соблюдения ряда внешних условий и принципов.

Вместе с тем надо признать, что в структуре мирового хозяйства национальная экономика той или иной страны может занимать разное положение.

Так, с учетом уровня развития страна может входить в структуру: а) высокоразвитых стран, для которых характерно постиндустриальное развитие; б) развитых индустриальных стран; в) развивающихся держав. В качестве критериев классификации обычно выступают ВВП на душу населения, отраслевая структура ВВП, наукоемкость ВВП и т. п.

С учетом располагаемого экономического потенциала страна может быть признана мировым центром силы (ЕС, США, Япония), или отнесена к периферии.

С учетом степени участия в интеграционных процессах национальная экономика может быть включена в различные союзы, или выступать достаточно автономной, в целом – быть открытой или закрытой.

Открытая национальная экономика есть такой институционально-правовой режим, при котором нет запретительных норм для перемещения товаров, труда и капитала, а также для миграции дохода через государственные границы.

Признаками открытой экономики выступают:

‑ участие в международных рынках факторов производства, открытие внутреннего национального рынка для иностранных партнеров;

‑ конвертируемость национальной денежной единицы;

‑ устойчивая внешнеэкономическая специализация страны на основе сравнительных издержек производства;

‑ высокая степень влияния кооперации на национальное производство.

Среди показателей открытой национальной экономики выделим:

1) склонность национальной экономики к экспорту и импорту (экспортная и импортная квота ВВП);

2) коэффициент зависимости нации от международной торговли (отношение импорта к внутреннему потреблению);

3) коэффициент эластичности объема импорта по отношению к приросту ВВП на 1%;

4) коэффициент эластичности объема экспорта по отношению к приросту ВВП на 1%;

5) коэффициент международного разделения труда (доля страны в мировом экспорте / доля страны в мировом ВВП).

В интересах дела важно различать большую и малую открытую национальную экономику. Малая открытая экономика – это экономика небольшой страны, которая не оказывает заметного влияния на состояние мировых рынков и уровень международной процентной ставки. Малая экономика имеет незначительный удельный вес в мировом или региональном ВВП. В условиях малой открытой экономики национальные интересы реализуются особым способом. Стране с малой экономикой следует внимательно отслеживать поведение на международной сцене больших игроков.

По всем признакам Беларусь тяготеет к характеристике малой открытой экономики. Вместе с тем решение неотложных стратегических и тактических задач предполагает повышение конкурентоспособности страны.

 

12.2 Международная конкурентоспособность национальной
экономики. Проблемы вступления Беларуси
во Всемирную торговую организацию

Содержание конкурентоспособности страны. На международной арене страна выступает не только как субъект права, но и как субъект экономических взаимосвязей. Конкурентоспособность страны определяет ее место в мировой экономике, международный имидж, качество торгового и платежного баланса, дальнейшее развитие экспортного потенциала, а также стабильность внутреннего рынка.

В широком смысле слова конкурентоспособность страны (национальная конкурентоспособность) отражается через ее способность решать задачи социально-экономического развития за счет места, занимаемого в системе МРТ.

Конкурентную способность страны можно представить как совокупность рыночных способностей и каксовокупность предпосылок, которые предопределяют такие способности. В первую очередь конкурентоспособность национальной экономики есть ее способность поставлять на внутренний и внешний рынок товары, соответствующие платежеспособному спросу по цене и качеству, в достаточном объеме присваивать доход.

При характеристике страны как национального производителя есть резон обратить внимание на:

‑ национальный уровень чистых издержек производства основных видов продукции (без дотаций), а также на ее качество по сравнению с основными конкурентами;

‑ способность отечественных производителей оперативно реагировать на изменение рыночного спроса.

При высокой конкурентоспособности страна имеет привлекательный инвестиционный климат, притягательный вектор для миграции высококвалифицированной рабочей силы. Высокий уровень развития отечественной науки облегчают доступ к высоким технологиям.

В качестве факторов повышения конкурентоспособности страны (ККС) как сферы приложения капитала следует выделить устойчивые темпы экономического роста, высокую инновационную активность, проведение прогрессивной экономической реформы, политическую и социальную стабильность, снижение рисков хозяйствования.

Сравнительные конкурентные преимущества. В качестве основных предпосылок высокой конкурентоспособности страны выступают (унаследованные и приобретенные) сравнительные конкурентные преимущества.

Сравнительные конкурентные преимущества указывают на те направления развития, на которых стране выгодно специализироваться в мировой экономике, заполняя соответствующие ниши и не превышая среднемировые издержки. Выявить сравнительные конкурентные преимущества позволяет оценка потенциала национальной экономики по международным критериям.

Следует отметить, что, даже реализовав сравнительные конкурентные преимущества, страна может долго оставаться на периферии, например, если будет специализироваться на сырьевом производстве.

Поэтому анализ КСС должен конкретизироваться по многим направлениям. К тому же КСС получает разные оттенки и в зависимости от характера решаемой экономической задачи.

Косвенная оценка КСС может быть дана через уровень жизни населения, через соотношение промежуточного потребления и ВВП, ВВП на душу населения страны, конвертируемость национальной денежной единицы и состояние платежного баланса, а также через степень наукоемкости ВВП.

Прямая оценка ККС обычно сориентирована на характеристику товарной структуры экспорта и импорта, удельного веса рынка высокоразвитых стран в объеме экспорта (географическая диверсификация), степень зависимости цен экспорта от рыночной конъюнктуры, состояние торгового и платежного баланса, на соотношение ВВП и ВНД; валютных резервов и краткосрочной задолженности страны; размер и динамику внешнего долга. На уровне отраслей анализируется конкурентоспособность отечественной продукции по цене и качеству.

Рейтинговые оценки. Обычно в таких случаях используется множество показателей состояния национальной экономики, что позволяет выявить степень «привлекательности» страны по отдельным направлениям. При этом сегодня обязательно учитываются социальные параметры страны (гражданские свободы, качество жизни и др.), способные существенно повлиять на процессы национального воспроизводства.

Рейтинговая оценка на выходе всегда специализирована, т. е. определяет КСС при решении конкретной задачи (например, экономический рост), имеет прикладное значение, используются при оформлении займа, при формировании предпочтений иностранного инвестора или требований со стороны международных партнеров.

Особый интерес представляют рейтинговые оценки конкурентоспособности стран, которые выполнены авторитетными международными организациями.

Проблемы вступления Беларуси в ВТО. Надо признать, что именно низкий уровень КСС есть основное препятствие при определении условий вступления Беларуси во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ; 1948 г.; 23 страны), а также несколько десятков других соглашений и договоренностей (по торговле услугами, правам интеллектуальной собственности) выступают правовой основой функционирования Всемирной торговой организации – ВТО (объединяет примерно 150 стран, аккредитовано свыше 50 наблюдателей в лице международных организаций).

На страны, входящие в ГАТТ/ВТО, приходится свыше 90% мировой торговли. За период функционирования ГАТТ/ВТО мировой экспорт вырос в 24 раза (мировой ВВП лишь в 8 раз); тарифы на промышленную продукцию уменьшились с 6,3 до 3,8%, удельный вес беспошлинных товаров возрос с 20 до 45%.

Отстаивая философию свободной торговли, ВТО выступает как постоянно действующий международный форум, исключающий дискриминацию, разрешающий торговые споры через консультации и переговоры.

Например, к антидемпинговой процедуре страна вправе прибегнуть лишь после проведения ВТО соответствующего расследования.

ВТО отслеживает курс на сокращение в мировой торговле пошлин и тарифов. Вместе с тем это не исключило в мировой торговле протекционизм, в первую очередь со стороны высокоразвитых стран.

Анализ баланса выигрышей и потерь. Так как Беларуси еще предстоит завершить процедуру вступления в ВТО, то определим содержание такого анализа.

Прежде всего, вхождение страны в состав ВТО сулит немалый выигрыш. Это – сокращение пошлин и снижение цен, облегчение доступа в страну иностранных инвестиций, возможность апелляции по поводу демпинга, исключение введения запретительных пошлин по экспорту и облегчение доступа белорусских товаров на рынке ТНК; появление площадки для разрешения споров, получение прав на защиту от недобросовестной конкуренции; участие Беларуси в выработке правил международной торговли и защита национальных интересов, а также активизация структурных реформ под воздействием внешней конкуренции, улучшение имиджа страны.

Потери и угрозы от вступления в ВТО так же существенны:

‑ усиление для отечественных производителей конкуренции со стороны импорта, банкротство неконкурентоспособных предприятий, временное ухудшение торгового баланса;

‑ сокращение поступлений в бюджет в виде налогов от внешней экономической деятельности;

‑ обострение проблем с занятостью и нарастание других социальных издержек;

‑ усиления внешнего контроля за функционированием национальной денежно-кредитной сферы.

В целом интеграция страны в мировую торговую систему ВТО не имеет альтернативы, но требует тщательной подготовки, как в научном, так и в практическом плане. Поэтому и время, отводимое на переговорный процесс, должно использоваться рационально. За счет активизации структурных и технологических сдвигов следует готовить отечественного производителя к работе в новых конкурентных условиях.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...