Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Место экономической теории в системе наук. Позитивная и нормативная экономическая наука. Экономическая теория и экономическая политика.




 

Место экономической теории в системе наук выражено в её тесной связи с учебными дисциплинами, такими как экономика, социология, статистика, история, политология, психология. Однако экономическая теория имеет свой предмет исследования, т.е. специфические особенности, позволяющие выделить экономику среди наук в самостоятельную область знаний.

Перед экономической наукой стоит двойная задача — объективная и субъективная, или, выражаясь другими словами, позитивная и нормативная. Экономическая наука носит как позитивный, так и нормативный характер.

Позитивная задача – это объективные задачи, наука объясняет фактическое состояние экономики, отвечает на вопросы типа «Если… то» и дает соответствующие предсказания.

Поскольку экономическая наука анализирует поведение участников экономических процессов, постольку она носит позитивный, отражающий объективную реальность характер. Эти участники, подчиняясь ограничениям, которые накладывают природа и общество, обладают свободой действия. Тем не менее конечный результат их деятельности объективен, не зависит от воли и сознания отдельных индивидов. Более того, такой результат далеко не всегда оптимален, что связано как со сложившимися в обществе

институтами, так и с иррациональностью отдельных действий хозяйствующих субъектов.

Нормативная задача – это субъективные оценочные суждения, указывает, что должно быть, отвечает на вопросы типа «что делать: это или то» и дает соответствующие предписания. Поскольку экономическая наука носит нормативный характер, то есть стремится найти наилучшие формы организации производств а, постольку она создает своего рода идеальную модель человеческой деятельности в сфере экономики.

Экономическая теория и экономическая политика. В числе важнейших задач, выдвигаемых экономической теорией на современном этапе, можно выделить:

1. переход общества от командно-административной к социально ориентированной рыночной экономике,

2. разработку национальной модели рыночной жизни,

3. формирование действенного механизма хозяйствования и управления экономикой,

4. удовлетворение потребностей членов общества путем создания высококачественных товаров и услуг,

5. достижение оптимальной занятости населения в соответствии с его общеобразовательным и культурным уровнем.

В решении этих задач важная роль отводится экономической политике.

Экономическая теория является основой для формирования экономической политики общества, опирающейся на знание общественных экономических законов и закономерностей его развития.

Экономическая политика - система экономических мероприятий, осуществляемых государством по руководству общественным производством, распределением, обменом и потреблением благ. Регулируя материальное производство - основу развития общества, - государство определяет перспективы и темпы социального прогресса общества, воздействует на изменение социальной структуры общества и рост благосостояния людей, обеспечивает решение коренных экономических проблем общества, находит оптимальные механизмы их реализации. Экономическая политика выражает интересы общества, его социальных групп и способствует стабильности национальной экономики.

Экономическая политика подразделяется на:

1. экономическую стратегию. Экономическая стратегия рассчитана на долговременную перспективу развития общества, предполагает осуществление крупномасштабных экономических и социальных задач. При разработке экономической стратегии выделяются основные направления развития и совершенствования производства на отдельных этапах развития общества.

2. экономическую тактику. Экономическая тактика включает средства для реализации поставленных целей: ускорение НТП, рост производительности общественного труда, мотивацию труда работников и т.п.

2.Развитие предмета экономической теории. [объем оправданный – сокращение 15 страниц учебника ]

В развитии предмета экономической теории можно выделить три этапа: экономия, политическая экономия, экономикс. Предмет экономической теории как науки определился далеко не сразу, он является результатом длительного исторического развития.

Истоки экономической мысли уходят своими корнями в глубокую древность. Уже первобытные люди владели зачатками экономических знаний, имели определенные представления об отношениях, складывающихся между членами первобытной общины по поводу производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ. Однако эти представления еще не выделились в самостоятельную область знаний и существовали в рамках нерасчлененного, синкретического общественного сознания, ведущей стороной которого была религия.

С возникновением первых классовых обществ на древнем Востоке в центре экономической мысли оказались проблемы организации и управления государственным (царско-храмовым) хозяйством, в результате чего появились специальные произведения ("Поучения гераклеопольского царя своему сыну Мерикару", "Артхашастра", "Гуаньцзы"), а также теории (учение Конфуция и др), направленные на поддержание стабильности в государстве и обществе. Однако взгляды древневосточных мыслителей оказали лишь косвенное влияние на становление экономической науки, которая родилась в лоне европейской цивилизации.

Экономическая теория первоначально возникла в античном обществе как экономия — наука о домоводстве, домашнем хозяйстве. Ее целью было воспитание достойных граждан. Термин "экономия" впервые предложен Ксенофонтом. Встречается он и у Аристотеля (384—322 гг. до н. э) в рамках учения о справедливости.

Аристотель различал два вида хозяйственной деятельности: 1. экономию — хозяйство ради самообеспечения 2. хрематистику — хозяйство с целью обогащения. Он считал справедливой экономию, основанную на натуральном хозяйстве, поскольку именно она составляла основу античного общества. К экономии Аристотель, правда, относил и розничную торговлю, поскольку в ней, по его мнению, решающую роль играло удовлетворение потребностей. Аристотель критически относился к хрематистике, считая, что искусство делать деньги, функционирование торгового и ростовщического капитала имеют источником богатства обращение, поэтому хрематистика противоестественна.

Экономические воззрения средневековья (феодального общества), судя по дошедшим до нас литературным источникам, носят ярко выраженный богословский характер.

Различается по своей сути экономическая мысль средневековья на Западе и Востоке. В последнем регионе автором одной из значительных концепций общественного прогресса на базе экономических факторов является видный мыслитель арабского Востока Ибн-Хальдун (1332—1406)4, который жил и творил в североафриканских странах Магриба. К этому времени здесь к унаследованным традициям древности, позволявшим государству сохранять за собой и распоряжаться большим фондом земельных угодий и пополнять казну налогами, прибавлялись еще и «всесильные» постулаты Корана, лежащего в основе зародившейся в начале VII в. новой религиозной идеологии — ислама. Причем примечательно, что «услышал», а затем распространял в своих проповедях «откровения бога», став тем самым основателем ислама, некий пророк Мухаммед — несомненно, искушенный в экономических проблемах купец из Мекки. Основным достижением концепцией Ибн-Хальдуна является дифференцированная характеристика эволюции общества от «примитивности» к «цивилизации».

Наиболее значимым автором западноевропейской экономической мысли средневековья называют, как правило, доминиканского итальянца монаха Фому Аквинского (1225—1274), отнесенного в 1879 г. католической церковью к лику святых. Он стал достойным продолжателем и оппонентом одного из основателей школы раннего канонизма Августина Блаженного (353-430), который в конце IV — начале V вв., будучи епископом во владениях Римской империи в Северной Африке, заложил догматические безальтернативные принципы религиозно-этического подхода к экономическим проблемам. И эти принципы в течение V—XI вв. оставались почти незыблемыми.
В период раннего средневековья господствовавшая экономическая мысль ранних канонистов категорически осуждала торговую прибыль и ростовщический процент, характеризуя их как результат неправильного обмена и присвоения чужого труда, т.е. как грех. Эквивалентный и пропорциональный обмен считался возможным только при условии установления «справедливых цен». Авторы церковных законов (канонов) выступали также против свойственного идеологам античного мира презрительного отношения к физическому труду, исключительного права на богатство отдельных лиц в ущерб большинству населения. Крупная торговля, ссудные операции, как явления грешные, вообще запрещались.

В XIII-XIV вв. в период расцвета позднего средневековья поздние канонисты расширили круг аргументов, «объясняющих» экономические проблемы и причины социального неравенства.

Предпосылки расширения аргументов(или то, что появилось в позднее средневековье):

- усилилась сословная дифференциация общества,

- возросли число и экономическая мощь городов, в которых стали процветать ремесло, торговля и ростовщичество, то есть когда товарно-денежные отношения обрели для общества и государства судьбоносное значение.

Здесь имеется в виду то, что методологической базой, на которую опирались ранние канонисты, были прежде всего авторитарность доказательств (посредством ссылок на тексты священного писания и груды церковных теоретиков) и морально-этическая характеристика экономических категорий (включая положение о «справедливой цене»). К этим принципам поздние канонисты прибавили еще принцип двойственности оценок, позволяющий посредством комментариев, уточнений и оговорок, первоначальную трактовку конкретного хозяйственного явления экономической категории преподнести в ином, даже противоположном смысле.

Вытеснение натурально-хозяйственных отношений рыночными экономическими отношениями охватывает исторический отрезок «переходного времени» примерно с XVI по XVIII в. Этот период в экономической литературе называют обычно периодом меркантилизма меркантилистской системы. По-английски и по-французски mercantile означает «торговый», а итальянское mercante означает «торговец» «купец». Однако меркантилистская система представляет собой гораздо более сложную концепцию, возникновение которой тесно связано с последствиями великих географических открытий, обусловивших ускорение «первоначального накопления капитала», возникновение новых типов хозяйствующих субъектов — собственников-предпринимателей и наемных работников.

Классическая политическая экономия возникла тогда, когда предпринимательская деятельность вслед за сферой торговли, денежного обращения и ссудных операций распространилась также на многие отрасли промышленности и сферу производства в целом. Поэтому уже в мануфактурный период, который выдвинул на первый план в экономике капитал, занятый в сфере производства, протекционизм меркантилистов уступил свое доминирующее положение новой концепции — концепции экономического либерализма, базирующейся на принципах невмешательства государства в экономические процессы, неограниченной свободы конкуренции предпринимателей.
Произошедшие социально-экономические преобразования измен и характер политической экономии. Как известно, с начала XVII в. после выхода в свет «Трактата политической экономии» А.Н. Монкретьена (1615) суть политической экономии сводилась проводниками административного (протекционистского) решения экономических проблем к науке о государственном хозяйстве.

В ходе развития экономической теории ее предмет определялся по-разному.

1. Меркантилисты считали ее предметом деятельность, связанную с внешней торговлей и притоком денег в страну.

2. Классики политэкономии рассматривали ее как науку о богатстве.

3. Представители исторической школы определяли как учение о повседневной деятельности людей.

4. Марксисты, исследуя общественное производство, диалектику производительных сил и производственных отношений, пришли к выводу, что политическая экономия изучает законы, управляющие производством, распределением, обменом и потреблением жизненных благ на различных ступенях развития человеческого общества, экономические закономерности этого развития.

5. Маржиналисты и неоклассики связали эту деятельность с использованием редких (ограниченных) ресурсов в условиях рыночного хозяйства.

6. Кейнсианцы добавили к этому необходимость изучения и формирования экономической политики государства;

7. Институционалисты обратили внимание на социальные аспекты этой политики Тем самым экономическая теория позволяет выявить исторические особенности систем, понять закономерности развития мировой цивилизации.

[Подробно о каждом направлении смотрите в соответствующих билетах.]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...