Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эволюция взглядов на этапы развития общества. Единство человека и природы. Формы первобытного хозяйства. Неолитическая революция.




1)Экономические учения эпохи до рыночной экономики: включают в себя периоды древнего мира и средневековья, в течение которых преобладали натуральное хозяйство и экстенсивный способ воспроизводства.

Основными представителями экономической мысли выступали религиозные деятели и философы. Однако они не рассматривали данную область познания как отдельную науку, поэтому на ранних этапах экономическая теория включалась в другие научные дисциплины в силу отсутствия серьезной теоретической базы. К концу эпохи, с началом периода первичного накопления капитала появляется новая экономическая школа(меркантилизм), а экономическая теория получает существенный толчок. Марксисты характеризовали это как зарождение первой школы экономической теории, а сторонники неклассово-формационного подхода считали, что становление меркантилизма это первая теоретическая концепция рыночной экономики.

2)(кономические учения эпохи нерегулируемой рыночной экономики (конец XVII-30е годы XX века): В данное время преобладала теория о полном невмешательстве государства в экономическую систему-принцип рыночного либерализма. На протяжении данной эпохи выделяется два этапа:

-Классическая политическая экономия (конец 18 до второй половины 19 века). Классическая политическая экономия характеризовалась осуждением меркантилизма, а также становлением основ современной экономической науки. Классическая школа рассматривала лишь общие рыночные механизмы, не придавая значения историческим и социальным различиям, считая что основные механизмы экономической системы не подвергаются воздействию национальных особенностей.

-Неоклассическая экономическая теория (с конца 19 века до первой половины 20го).Неоклассическая теория, являющаяся преемницей классической экономической школы продолжала развивать идею экономической науки, а также внесла ряд серьезных доработок в теоретическо-методологический аспект. В это время был разработан экономический анализ, в основе которого лежали математические маржинальные принципы, а также впервые был выделен отдельный раздел экономической теории-микроэкономика.

3)Экономические учения эпохи регулируемой(соц. Ориентированной) рыночной экономики (с 30х годов 20 века по нынешнее время): В начале этой эпохи был отвергнут принцип о невмешательстве государства в экономику. Данная эпоха характеризуется развитием сразу нескольких направлений экономических школ. В 30-х годах XX века складывается социально-институциональное направление которое в последствие разделяется на несколько отдельных течений: американский институционализм, теория о несовершенной конкуренции, а также кейнсианство и неолиберальное экономические течения. В данное время складывается новый отдел экономической теории-макроэкономика.

Основную роль в создание данного течения внесли труды видного экономиста Джона Мейджора Кейнса, теоритически обосновавшего структуру домохозяйств, а также проблему цены и влияния государств на экономику посредством прямого и косвенного воздействия. Помимо основных течений существовали и другие экономические школы, заложившиеся в XIX веке, и развивающиеся в первой половине XXго, в частности, Кондратьевым была описана теория цикличности рыночной конъюнктуры, впоследствии послужившая платформой для разработки и создания моделей прогнозирования рыночной ситуации.

Первобытное хозяйство. Неолитическая революция. 1. В первобытном обществе отсутствовали товарно-денежные отношения. 2. Основным видом деятельности населения являлось добывание пищи посредством собирательства, охоты и рыболовства. Стоит отметить, что первобытные люди добывали еду посредством меньшее количество времени, чем посредством земледелия и скотоводства. 3. Климатические условия, а также уменьшение количества серьезных угроз для первобытного человека обеспечивали высокий уровень фертильности, что в конечном итоге, несмотря на высокий уровень детской смертности, привело к росту популяции населения. Таким образом, характеризуя первобытное хозяйство можно сделать несколько выводов:

1) Количество населения напрямую зависело от климатических и географических условий среды обитания человека.

2) Собирательство, являющееся основным источником удовлетворения базовых человеческих нужд, не отнимало у людей много времени, а в большинстве случаев выполнялось параллельно с другими видами человеческой деятельности(пример с австралийскими аборигенами)

3) Отсутствовали товарно-денежные отношения, в более поздних этапах развития появляется дарообмен, однако он не носил экономическую составляющую и служил больше для удовлетворения религиозных нужд человека.

Таким образом, человечество на ранних этапах своего развития посредством охоты и собирательства обеспечивала себя всеми основными благами, необходимыми для удовлетворения базовых нужд.

Предпосылки Неолитической революции, начавшаяся с освоения земледелия: 1) изменяющимися климатическими условиями 2) наличием у людей достаточного количества свободного времени.

Стоить отметить, что неолитическая революция не повлекла за собой быстрый рост. Наоборот, на первоначальных этапах революция ознаменовалась снижением уровня жизни первобытных людей, уменьшением количества дополнительных благ, а также увеличением продолжительности работы для добывания пищи. Такое положение дел можно охарактеризовать с помощью парадокса Салинза, который использует Норт для характеристики результатов неолитической революции, наглядно показывающего изменение уровня жизни населения с переходом к следующему этапу развития.

Итоги: несмотря на ухудшение уровня жизни, неолитическая революция может быть рассмотрена как прогрессивное явление, при допущении расширения критериев прогресса. Сложившаяся хозяйственная модель первобытного общества, где население постоянно перекочёвывало с места на место, тем самым получая от своих действий лишь сиюминутную выгоду, впоследствии с истощением ресурсов привело бы к катастрофы. С появлением земледелия, возникала возможность оседлости и как следствие появления у людей максимизировать результаты своего труда.

 

___________________________________________________________________________

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...