Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности архаической культуры. Мифология как способ познания мира.




Характеристика архаической культуры: Архаическая культура является древнейшей и наиболее жизнестойкой формой культуры встречающейся и по сей день. Данный вид культуры присущ каждому индивиду и воспроизводится через память, традиции, обряды. –

- Является первичной формой исторического сознания (в неотделимом от неё культе предков отражена зависимость настоящего от прошлого).

- Создает базу для возникновения обрядов, символов, психологических установок и стереотипов, которыми обусловлены современные традиции, например свадьба, сельскохозяйственный цикл; похороны и т.д.

Миф является начальным типом целостного мировоззрения. В нём нашла своё первое выражение извечная потребность личности дать всему объяснение. Причинно-следственные связи между событиями и процессами в нём отражаются на чувственном, а не на логическом уровне. Мифология пытается создать модель подлинной реальности, отражая веру в определённую структуру бытия. Каждая мифология начинается со своей версии космогонии и антропогенеза. Миф также санкционирует принятую структуру общества и является прототипом и родоначальником философии, метафизики, спекулятивных и экспериментальных областей знаний.

____________________________________________________________________________

15.Традиционная командная экономика в национальном масштабе. Пирамидально-сегментальная структура древневосточного общества. Три ведомства управления на Востоке. Азиатский цикл.

1)Экономическая основа азиатского способа производства - сельская земледельческая община. Она возникла еще у мотыжных земледельцев и развивалась в дальнейшем на базе хозяйственно-культурного типа пашенных земледельцев.

2)Для азиатского способа производства характерна наиболее ранняя форма эксплуатации, несущая на себе родимые пятна первобытности. В этом обществе налицо незавершенность процесса классообразования, выражающаяся в архаической нерасчлененности каждого из возникающих классов.

3)Господство естественных производительных сил над общественными, коллективной формы труда над индивидуальной приводило к тому, что эксплуататору противостоял, как правило, не отдельный, обособленный индивид, а целая сельская земледельческая община. При относительном избытке труда и недостатке земли, неразвитости скотоводства и мелочной регламентации ремесла и торговли земля становилась не только главным богатством, но и основным условием существования непосредственных производителей. Проблемы прикрепления людей к земле не существовало. Наоборот, ограниченность земли способствовала выработке целой системы мер, направленной на повышение ее естественного плодородия, на ее лучшее, более рациональное использование.

4)Основным направлением прогресса было не внедрение новых орудий труда, машин и механизмов, не экономия труда, а стремление к повышению его качества. Анализ азиатской формы эксплуатации был бы неполным, если бы мы не показали процесс ее воспроизводства, закрепления и развития в системе производственных отношений, т. е. не показали бы ее способообразующую роль. Порядок исследования определяется структурой эксплуатации и движением прибавочного продукта (как результата системы принуждения), показанным ниже.

5)Необходимость коллективного труда для создания условий производства мешала появлению и развитию частной собственности, ограничивала процесс социальной дифференциации. В этом же направлении действовало и развитое внутриобщинное разделение труда, превращавшее деревню в самодовлеющее целое. Экономические связи с городом носили главным образом односторонний характер: государственные чиновники поставляли в местный административный центр собранную с деревенских жителей ренту-налог.

____________________________________________________________________________

16.«Восточный деспотизм» К.-А. Виттфогеля.

1)Восточное общество основывается на существовании внеклассового деспотического государства с "бюрократией ".

Возникнув, деспотическая государственная власть становится непреодолимой силой:

-она регулирует земледелие и пользование водой,

-предпринимает крупные строительные работы,

-контролирует в большей или меньшей степени ремесло и торговлю.

2)Общество делится лишь на два класса: правящий (к правящему классу принадлежат деспот и бюрократия, в том числе и низшая, не отличающаяся по своему материальному положению от простого люда) и управляемый (управляемый класс — это земледельцы, ремесленники, торговцы, рабы) "Люди аппаратного государства — это правящий класс в самом прямом смысле слова, а остальное население составляет второй основной класс, управляемых".

3)Государственная власть носит абсолютистский, автократический характер, это — тотальная власть, подчиняющая себе всё и всех. Она выполняет две функции: организационную (в эту функцию Виттфогель включает организацию хозяйства и организацию вооруженных сил) и функцию присвоения доходов.

4)Автор определяет деспотизм как политический режим, характеризующийся тремя признаками: 1) неограниченная власть правителя, опирающегося на правящую бюрократию, 2) большая роль государства в экономической жизни страны, 3) слабость общества по сравнению с государством, которое облекает властью отдельных лиц или группы людей.

Носитель верховной власти не ограничен ни культурными традициями, ни естественным правом, т. к. в обществе отсутствуют институты или группы населения, которые могли бы послужить ему противовесом. Обожествляемая деспотическая власть поддерживается постоянной армией, полицией и бюрократией. Абсолютное подчинение обязательно для каждого подданного.

5)По мнению К. Виттфогеля, для деспотического правления характерно стремление не допустить, чтобы собственники развились в самостоятельную политическую силу. С этой целью создаются препятствия для формирования крупных состояний (с чем связано отсутствие в азиатских странах майоратов). Виттфогель находит в деспотизме. нивелирующую тенденцию. Этой форме социальной организации свойственна относительно большая социальная "капиллярность ", т.е. наличие большого количества социальных лифтов. Здесь есть возможность возвышения людей низкого происхождения, если они способные в чем-то. Виттфогель пытался доказать, что в "восточном обществе" сила господствующего класса не связана с частной собственностью на средства производства.

____________________________________________________________________________

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...